Светомузыка в произведениях


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «slovar06» > Светомузыка в произведениях А. Беляева
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Светомузыка в произведениях А. Беляева

Статья написана 27 января 2020 г. 01:05

Об авторе.

«Специального музыкального образования он не получил, но играл в Смоленском оркестре. И ноты читал с листа. Охотно играл на рояле в четыре руки с моей сестрой Анной Павловной. И самостоятельно мог играть на рояле сложные пьесы таких авторов, как Скрябин, Мак Доуэль и другие. Писал музыкальные очерки и рецензии. Много занимался журналистикой. Это живое дело всегда увлекало его».

https://www.litmir.me/br/?b=165170&p=113

***

«Человек, который не спит». 1926

10. ЧТО ДЕЛАЕТСЯ ЗА ОКНОМ


— Господин Брауде, мне нужен для новых опытов ряд приборов и частей.

Вот чертежи. Будьте добры срочно заказать по ним приборы и доставить

материалы.

— Можно узнать, что за опыты, дорогой профессор?

— Превращение световой волны в звуковую. Вы знаете, что многим

музыкантам каждая гамма или тон кажутся окрашенными в определенный цвет.

Например, C-dur — белый цвет, A-moll — синий, D-dur — розовый... Я хочу

установить соотношение звуковых и световых волн.

Вагнер дал большой заказ. Среди разнообразных и часто не имеющих ничего

общего частей и материалов было все необходимое для конструирования

радиоприемника.

Когда заказ был получен, Вагнер принялся за работу. Задача его

облегчалась тем, что Брауде оказался ничего не понимающим в радиотехнике.

Однако опасаясь, что Брауде мог скрывать свои знания, Вагнер очень хитро

маскировал свою работу и опыты. Ему помогало в этом умение производить

одновременно две работы сразу.

Довольно громоздкий «аппарат» был готов. Это было соединение

радиоприемника, хорошо скрытого внутри, и «светозвукового трансформатора».

От аппарата шли две слуховые телефонные трубки: одна — от скрытого

радиоприемника с рамочной антенной, другая — от «светозвукового» отделения

аппарата. Телефонную трубку от радиоприемника взял Вагнер. К другой трубке

с любезной улыбкой, но решительно протянул руку Брауде.

— Разрешите поинтересоваться?

— Пожалуйста!

Правый глаз и правая рука профессора были к услугам Брауде, левыми он

работал над радиоприемником. Правая рука повернула рычажок, и на экране

появилось розовое пятно. В то же время Вагнер регулировал герметически

закрытую индукционную катушку, и она гудела в слуховую трубку Брауде,

меняя тон.

— Слышите? D-dur!

Но тут вышло осложнение: Брауде оказался обладателем абсолютного слуха.

— Это не D-dur! Уверяю вас, это C-dur! — сказал он.

— Я не музыкант... Но это доказывает только, что субъективные сближения

звука и цвета ошибочны! — нашелся профессор.

В то же время левой рукой он настраивал свой радиоприемник. Среди

фокстротов, забавлявших Европу, и выстукивания радиотелеграфа он вдруг

уловил русскую речь:

«...Уже на этом примере вы можете видеть, товарищи, как самые ценные

достижения науки извращаются на капиталистической почве. То, что могло

принести громадную пользу трудящимся, поднять их культурно, превращается в

орудие эксплуатации пролетариата... Изобретение русского профессора

Вагнера, столь странно исчезнувшего на гер...»

— Это крайне интересно! — громко сказал Брауде. — Поразительно! Я

страшно заинтересован! Надо поставить здесь рояль... Представьте картины,

превращенные в звуки... Быть может, мы услышим новые симфонии... Или

шумановский световой «Карнавал».

«...средство от сна, — продолжало радио, — вызвало страшную

безработицу... Бедствия рабочих не поддаются описанию...»

«А меня-то уверял Брауде...» — подумал Вагнер, и, не удержавшись, он

воскликнул:

— Какой обман!..

— Обман? В чем обман? — удивленно спросил Брауде.

— D-dur окрасить в розовый цвет! — раздраженно ответил Вагнер.

— Но ведь это субъективно!..

http://lib.ru/RUFANT/BELAEW/no_sleep.txt

Голова профессора Доуэля : [Рассказы] / А. Беляев. — Москва ; Ленинград : Земля и фабрика, [1926] (М. : тип. «Красный пролетарий»). — 200 с.; 18 см.

Из содерж.: Голова профессора Доуэля,С.3-76; Человек, который не спит,С.77-151; Гость из книжного шкафа,С.153-199.

***

По роману АБ «Властелин мира». 1929:

Какое же время вставало перед взором Беляева при звуках имени Элеонора и ему подобных?

Вот Клименко и Элеонора Энгельбрект с балкона любуются ночным полярным небом:

«— Смотрите!

Я посмотрел на север. От горизонта поднимался бледный световой столб. Все выше, выше, до зенита. Из молочного столб превратился в бледно-голубой, потом в светло-зеленый. Верхушка столба начала розоветь, и вдруг от нее, как ветви от ствола дерева, потянулись во все стороны широкие отростки. А от горизонта поднималась завеса, переливающаяся необыкновенно нежными и прозрачными оттенками всех цветов радуги. Полярная ночь чаровала. На небе разыгрывалась безмолвная симфония красок. И цвета переливались, как звуки оркестра, то вдруг разгораясь в мощном аккорде, то нежно замирая в пианиссимо едва уловимых оттенков.

— Как прекрасен мир! — с некоторой грустью в голосе сказала Нора.

Я взял ее руку в меховой перчатке. <…> А небесный гимн северного сияния все разрастался, ширился, как могучий световой орган, холодный, беззвучный, прекрасный, чуждый всему, что волновало нас…»

«Симфония красок», «переливались, как звуки оркестра», «в мощном аккорде», «пианиссимо»… — здесь чувствуется рука музыкального рецензента. Но слова «световой орган» указывают не просто на музыку, а на совершенно конкретное музыкальное произведение — «Прометей (Поэму огня)» А. Н. Скрябина. Первое исполнение состоялось 15 марта 1911 года в Москве. Но уже в ноябре «Прометей» и Скрябин обретают страстного пропагандиста — выдающегося пианиста и дирижера Александра Зилоти. И в мае 1913 года, в рецензии на концерт Зилоти в Смоленске, Беляев обнаруживает прекрасную осведомленность о «светомузыке», а саму музыку Скрябина именует «музыкой будущего»[272].

ЗБС. АБ. 2013

Впервые сокращённый вариант романа с предисловием автора был опубликован в октябре—ноябре 1926 года в газете «Гудок».

Гудок (Москва), 1926, 19-24, 26-31 октября; 2-6, 10-14, 16-18 ноября (№№241-257, 260-267)



Тэги: Беляев


167
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх