194 Иллюстрированный Пушкин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 194. Иллюстрированный Пушкин: Повести Белкина. Гробовщик (худ. В.Милашевский)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

194. Иллюстрированный Пушкин: Повести Белкина. Гробовщик (худ. В.Милашевский)

Статья написана 1 февраля 2020 г. 15:08

В.Милашевский (1983)

Выдающийся художник В.Милашевский, формировавший советскую книжную графику во время её расцвета 1920-х гг., в последний период своей жизни был известен иллюстрациями к сказкам. Цикл иллюстраций к «Повестям Белкина» не окончен и издан посмертно. Видимо, Милашевский работал над отдельными повестями параллельно, потому что не закончена ни одна сюита.

«Повести Белкина», худ. В.Милашевский (1983)
«Повести Белкина», худ. В.Милашевский (1983)

Переезд

Витиеватость картинки создаётся за счёт множества персонажей и подробно прописанных деталей. Вот и в сцене переезда — за похоронными дрогами целая торжественная процессия. Только сопровождают Адриян с домочадцами не усопшего на кладбище, а собственный скарб на новую квартиру.

Провинциальный московский быт

С большой любовью прописана захолустная улочка. Центральное место на картинке занимает общепризнанный портрет Пушкина.

Чаепитие с Шульцем

Чаепитие с новым соседом — немецким сапожником Щульцем — который приглашает Адрияна на свою серебряную свадьбу. Уже привычная нам композиция, заимствованная из знаменитого рисунка Пушкина.

Гробовщик при исполнении

Смерть купчихи Трюхиной. Довольный гробовщик Адриян с безутешным наследником. Адриян с беспокойством ждал известий об этой кончине.

цитата
Он надеялся выместить убыток на старой купчихе Трюхиной, которая уже около года находилась при смерти. Но Трюхина умирала на Разгуляе, и Прохоров боялся, чтоб ее наследники, несмотря на свое обещание, не поленились послать за ним в такую даль и не сторговались бы с ближайшим подрядчиком.

Жалко, что Адрияну эта желанная смерть только приснилась.

Гробовщик и клиенты

Милашевский не успел нарисовать пирушку на серебряной свадьбе Шульца и обиду гробовщика Адрияна при провозглашении тоста «за здоровье наших клиентов». Поэтому сразу переносимся в новый дом Адрияна, полный оживших мертвецов — его клиентов, которых он сам пригласил в гости. Тут есть что порисовать иллюстратору.

цитата
Все они, дамы и мужчины, окружили гробовщика с поклонами и приветствиями, кроме одного бедняка, недавно даром похороненного, который, совестясь и стыдясь своего рубища, не приближался и стоял смиренно в углу. Прочие все одеты были благопристойно: покойницы в чепцах и лентах, мертвецы чиновные в мундирах, но с бородами небритыми, купцы в праздничных кафтанах.

Милашевский увлёкся и дополняет пушкинский мир — фантазирует, придумывает собственных персонажей: мёртвую даму, восседающую в креслах, мёртвого франта, вертящегося перед зеркалом...

Концовка

Концовка должна быть у полноценной графической сюиты. Причём, концовка должна быть умной — это посткриптум художника. У Милашевского концовка умная, в ней отражено сочетание бытового и фантазийного пластов «Гробовщика». Работница с развивающейся косой пересекается со скелетом со сверкающей косой. Тема «плясок смерти» — это излюбленная тема графики времён модерна в целом, и русских графиков круга журнала «Мир искусства» в частности. Этот рисунок у Милашевского — воспоминание о собственной молодости.




Иллюстрации у Милашевского ко всем «Повестям Белкина» (даже и к грустным) — в сказочном стиле, забавные и без натужного психологизма. Спокойный интеллегентный юмор. Такие иллюстрации идеально подошли к «Гробовщику» — фантастической повести с мягкой усмешкой.





308
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх