История последнего


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Vladimir Puziy» > История последнего Адама
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

История последнего Адама

Статья написана 12 января 2010 г. 01:53
История последнего Адама


(публиковалась в «Мире фантастики»)


Бернард Беккетт. Генезис 2075
Bernard Beckett. Genesis


Повесть
Переводчик: Н.Вуль
Издательство: Arabesque Books — Астрель-СПб, 2009
222 стр.
Тираж 3 000 экз.



Похоже, мы с вами стали свидетелями, как в научной фантастике наметилась новая тематически-идейная тенденция. Или, точнее говоря, именно в последние несколько лет эта тенденция выделилась и окончательно обозначилась, а впервые она была сформулирована очень давно.
Помните повесть «Маска» Станислава Лема? Там героиня в какой-то момент обнаруживала, что она — всего лишь разумная машина, созданная с единственной (не буду спойлерить, какой именно) целью. Уже в те годы эта вещь, написанная от первого лица, поражала даже не тем, как переворачивался с ног на голову мир главной героини. Пугало другое: в конце концов ты пытался себе представить, что вот то же кто-нибудь когда-нибудь сообщит тебе...
О том, что мы — всего лишь более-менее биологические механизмы писали, опять же, давно. Однако именно в последнее время вышло несколько книг, посвящённых разным аспектам этой темы. «МФ» уже рассказывал о романах Питера Уоттса «Ложная слепота», Роберта Бэккера «Нейропат» и повести Евгения Лукина «С нами бот». Из других — классических — произведений можем вспомнить «Парфюмера» Зюскинда, в котором главный герой — дьяволоподобный Гренуй, от рождения лишённый запаха/души и способный воздействовать на окружающих с помощью тех каналов коммуникации, которые не только являются невербальными, но и вообще используются нами на бессознательном уровне. Идею Зюскинда развил в своей повести Лукин, у которого главный герой — этакая облегчённая версия Гренуя, только лукинский персонаж асоциален по другим причинам. Ему в этом обществе офисных битв за кресла делать нечего. И снова мы убеждаемся, что человек в повседневной жизни чаще всего действует по привычке, инстинктивно. Даже когда разговаривает с себе подобными и ведёт вроде бы осмысленную жизнь. А уже Уоттс задавал себе и читателям жестокий вопрос: что же в таком случае наше сознание? Может быть, всего лишь паразитическая надстройка над разумом?
«Генезис 2075» (2006) Бернарда Беккетта развивает эти идеи и подаёт их в несколько ином ключе. От вышеназванных книг он отличается удивительным лаконизмом при чрезвычайно насыщенном содержании. В небольшую книжку (по сути, повесть) Беккетт сумел вложить множество любопытных идей. При этом философская составляющая очень гармонично сочетается с увлекательным сюжетом и высоким литературным уровнем. Беккетт постоянно играет с читателем в игру «Угадай-ка»: сперва нам кажется, что мы имеем дело с очередным произведением об утопии, затем — что это антиутопия... а может — футурологический трактат в духе Лема? суровая постапокалиптика? сочинение о природе человеческого разума? история о роботехнике, написанная в традиции Айзека Азимова?.. Как ни удивительно: всё это вместе!  
Повествование начинается с экзамена, на который идёт главная (главная ли?..) героиня по имени Анаксимандр. Дальнейшая форма изложения нет-нет да напоминает платоновские диалоги: часть романа записана в виде протоколов с допро экзамена и бесед между главным (?..) героем и роботом. По сути, перед нами история в истории: о прошлом мы узнаём из ответов Анакс на вопросы экзаменаторов, оттуда же — о ключевой роли некоего Адама Форда в дальнейшей судьбе мира.
Изолированное государство, расположенное на островах Новой Зеландии, после очередной мировой войны вынуждено было безжалостно пресекать любые попытки нарушить его границы. Так оно охраняло себя от эпидемий, которые бушевали во внешнем мире. И вот этот самый Адам Форд был первым человеком, не покорившимся заведённому порядку. Он увидел в лодке, подплывшей к зоне обстрела, девушку. Он спас её, заплатив неожиданно высокую цену. Был осуждён и приговорён... почти что к смерти. Ему предстояло до конца своих дней вести беседы с новой моделью робота. Предыдущая была забракована по той простой причине, что «сошла с ума» и убила нескольких детей.
Постепенно из ответов Анакс и подготовленных ею к экзамену голографических постановочных сцен мы узнаём о том, как развивались отношения между роботом Артом и Адамом Фордом. Это очень напряжённые и насыщенные диалоги, противостояние двух умов. Ну а в конце нас ожидает неожиданная и мощная развязка...
На мой взгляд, эта повесть входит в топ лучшей переводной фантастики 2009 года. Рекомендую всем любителям качественной умной литературы.


Об авторе
Бернард Беккетт (род. в 1967 г.) — новозеландский автор книг, в основном предназначенных для юношества. Среди его работ — восемь романов и целый ряд пьес. Их главные герои — подростки, с характерными для подростков проблемами, поисками, метаниями. Как это ни удивительно, «Генезис 2075» на родине автора тоже позиционируется как книга для юношества. На счету Беккетта — три награды, в том числе одна — за «Генезис 2075». Этот его роман к началу 2009-го года был издан в 22 странах мира. Идея книги возникла у Беккетта, когда тот изучал ДНК в Центре молекулярной эволюции Алана Уилсона.


ЦИТАТА
— Тебе не о чем переживать[, — сказал робот]. — Была обнаружена причина сбоя. Первые сорок лет, конфликты, связанные с усилением сознания...
— С чем связанные?
— С усилением сознания. Велись работы по искусственной репликации сознательных состояний.
— Сознание нельзя создать искусственно.
— Я обладаю сознанием.
— Ложь, — глаза Форда полыхнули: он свято верил в то, что говорил. — Ты просто клубок проводов и электронных переключателей. Я произношу слово, зву поступает в твою базу данных, программа подыскивает то самое слово, которому соответствует этот звук, после чего автоматически генерируется ответ. И что мы имеем в итоге? Я обращаюсь к тебе, ты в ответ издаёшь набор звуков. Я бью ногой по стенке, в ответ она тоже издаёт звук. Так в чём разница? Может, ты хочешь сказать, что стена тоже обладает сознанием?
— Я не знаю, обладает стена сознанием или нет, — отозвался Арт. — Почему бы тебе самому её не спросить?


Владимир Пузий




228
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение12 января 2010 г. 02:54
Интересно, что «Генезис 2075» вышел как-то незаметно, словно бы в довесок к широко разрекламированной книжке Уоттса... хотя Беккетт произвел на меня гораздо большее впечатление, чем «Ложная слепота» (впрочем, здесь виноват неуклюжий перевод)... очень понравился лаконизм автора — по нынешним меркам качество редкое. ну и диалоги, конечно... вообще, «Генезис 2075» — книжка, про которую лично я не могу сказать ничего плохого. отдал за нее свой голос на голосовании за Книгу года:-)
Спасибо за рецензию — может, на книжку обратят-таки внимание!:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 января 2010 г. 02:58

цитата igi2r

Интересно, что «Генезис 2075» вышел как-то незаметно


Внесерийка, даже формат другой. Я его в Киеве едва нашёл -- да и узнал о выходе, практически, случайно. Чертовски жаль, что он не прозвучал. Его и на «Фантлабе», в базе, кажется, нет.

цитата igi2r

очень понравился лаконизм автора — по нынешним меркам качество редкое


Мне тоже! :-)
 


Ссылка на сообщение12 января 2010 г. 03:07
вот вроде бы на «Фантлабе» страничка романа все-таки есть — кто-то где-то ссылку оставлял... там даже несколько отзывов имеется. я, кстати, когда роман читал, мне даже и в голову не пришло, что он для юношества предназначен:-)
 


Ссылка на сообщение12 января 2010 г. 04:27
Не могу найти. 8:-0 Если кинете ссылку -- дам в рецензии, как обычно это делаю. Да и сам оценку поставлю. ;-)

цитата igi2r

я, кстати, когда роман читал, мне даже и в голову не пришло, что он для юношества предназначен


У меня были некие смутные ощущения, но тоже удивился, когда полез на сайт автора и выяснил, что -- вот оно как! o_O
 


Ссылка на сообщение12 января 2010 г. 19:21
«- Ты всего лишь кусок кремния

— А ты кусок углерода. С каких пор таблица Менделеева стала основанием для дискрминации?» (с.139)

Диалоги-подколки блестящи.

Хотя я в целом и оценил ее в шесть баллов, но это проблема сбитой фантлабовской шкалы :))


Ссылка на сообщение12 января 2010 г. 03:49
Спасибо за рецензию. Заинтересовало, попробую почитать :-).


Ссылка на сообщение12 января 2010 г. 04:37
http://www.fantlab.ru/work174043
Вот ссылка. Библиография автора вроде бы тоже уже в работе, так что м. б. скоро появится.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 января 2010 г. 04:40
Спасибо, поставил ссылку! :beer:


Ссылка на сообщение12 января 2010 г. 06:40
В Харькове не видел и, думаю, что и не увижу.:-(
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 января 2010 г. 13:10
Боюсь, что так. В Киеве-то я её видел в одном месте, да ещё про одно мне писали: всё не петровочные, книжномагазинные. И стоила она там, узкоформатная худюха :-), до-фи-га.
 


Ссылка на сообщение12 января 2010 г. 13:11
Будем искать
 


Ссылка на сообщение18 января 2010 г. 04:32
Где???:-(((
 


Ссылка на сообщение18 января 2010 г. 11:57
В «Литере» возле м. «Толстого».
 


Ссылка на сообщение18 января 2010 г. 22:29
Спасибо:beer:
 


Ссылка на сообщение19 января 2010 г. 00:00
Доброй охоты! ;-)
 


Ссылка на сообщение20 января 2010 г. 17:55
Охота удалась:-) дичь на столе:-D приступаю к трапезе:-)))
 


Ссылка на сообщение20 января 2010 г. 22:37
Тогда приятного аппетита! :-)))


Ссылка на сообщение12 января 2010 г. 09:59
А я заказал в интернет-магазине и мне книга уже пришла. Будем читать... :-)


Ссылка на сообщение13 января 2010 г. 09:26
Прочитал рецензию, увидел в магазине и тут же купил. Дочитал до середины. Пока очень не плохо. 8-9 из 10 на мой вкус.


Ссылка на сообщение17 января 2010 г. 12:11
«Мир фантастики» не оставляет мне выбора, в последнем номере прочел рецензию Владимира, он провел небольшую аналогию с «Нейропатом» Бэккера, романом, с которым я тоже решил ознакомиться после рецензии в журнале. Пошел и приобрел скудного размера книжёнцию, и вот этим действием я лишил себя сна на всю ночь.
Вещь-бриллиант, на столько лаконичное произведение, что многим скупым автором, пишущим «стретчевые бразильяно-сереалус», стоит брать пример у Беккетта. Есть ощущение, что притронулся к чему-то сильному, знаменательному, как к «Дюне», как к «Солярису», как к «Гипериону». Я имею в виду не размер, стиль или жанровые особенности, я пишу про внутреннюю, смысловую глубину.
Отсюда удручает и положение на рынке, (может быть и вправду погребальная песнь о кончине умной литературы на книжном рынке — это не просто писк комара) смотришь на тиражи Армадовских шедевров и сравниваешь с тремя тысячами «Генезиса». Спасибо за рецензию.;-)

P.S. Любопытно, что эту повесть стандартно экранизировать не получиться, пусть даже заменить орангутановые тела на скопированные в точ с фигуры человека. Это раз. Во-вторых, растинуть на экранное время, используя повесть как за основу сценария, будет тяжело. И ещё, история довольно камерная, «пипл не схавает» в массе. Вопрос не в том, а нужно ли вообще переводить это произведение на экран, просто сделал такое вот допущение.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 января 2010 г. 14:20
Спасибо! :) Сам прочёл только по наводке, книга, имхо, совершенно прошла мимо любителей фантастики. :-(


Ссылка на сообщение17 января 2010 г. 14:40
Книга отличная, я её даже в тройку за год поставил, но не прошла, к сожалению.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 января 2010 г. 11:58
ИМХО, без шансов. Если даже нашумевший здесь «Спин» не прошёл...
 


Ссылка на сообщение18 января 2010 г. 12:07
Видать те, среди кого он шумел, без особого энтузазизма воспринимают конкурс «книга года»?.. ;-)

А чтобы подобный конкурс активней привлекал внимание посетителей к новинкам года его следует проводить в течение года, а не лишь по итогам... 8-)
 


Ссылка на сообщение18 января 2010 г. 12:17
Кстати, да, если бы конкурс был ежемесячный... Но кому это надо: ежемесячно возиться с подсчётом голосов и проч?

Я вот в первом туре не голосовал, а во втором -- не успел. Впрочем, ничего страшного в этом не вижу. :-)
 


Ссылка на сообщение18 января 2010 г. 12:33

цитата Vladimir Puziy

Впрочем, ничего страшного в этом не вижу
само собой — не корову ж проигрываем! Но у меня была мысль не столько о ежемесячных финалистах (хотя это тоже мысль!), сколько о пересечении конкурса с издательскими планами, афишей изданного и обсуждением впечатления от новинок (быть может вплоть до привязки к «Фантлаб рекомендует») — ведь в течение года приобщить некоторое количество активных лаборантов к прочтению достойных внимания новинок куда как уместней, чем разобраться в скомканой груде воспоминаний в конце года. И делая это под эгидой номинации в пресловутый список новинок можно оживить не только конкурс, но и общение на тему новинок...
 


Ссылка на сообщение18 января 2010 г. 23:56
А напишите в соотв. тему?.. Мне эта идея в принципе кажется интересной. Вопрос, думаю, будет в другом: в организационных нюансах. Ведь кто-то должен будет на себе всё это тянуть.
 


Ссылка на сообщение19 января 2010 г. 00:00
Когда-то обсуждал эту мысль со специально обученными людьми ;-) — дали понять, что приоритетной такую задачу не числят, а руки у всех не доходят...

Посему как обычно: хочешь сделать хорошо — сделай сам. Так что идея идеей, а усилия по реализации пока некому и никому...

 


Ссылка на сообщение19 января 2010 г. 00:04
Увы. Поэтому будем бороться с энтропией каждый как может. Я вот -- рецензиями! :-)
 


Ссылка на сообщение18 января 2010 г. 13:08
Пару дней назад думал об этом же, когда зашёл разговор о «мёртвой зоне» для ноябрьских книг. Гораздо наглядней было бы, если выбиралась книга месяца (допустим 3-5 месяцев спустя, т.е. книга января в апреле-июне, например), а потом выбиралась бы книга года из двенадцати победителей. Хотя и здесь тоже есть свои недостатки, тем более, с этим столько возни — тут полностью согласен.
 


Ссылка на сообщение18 января 2010 г. 23:59
А самый главный плюс (т.к. всё же -- согласитесь -- все конкурсы -- штука условная) -- более чёткое и активное «звучание» достойных книг в нашем инфо-пространстве. Что зачастую просто-таки необходимо: целый ряд отличнейших новинок как бы теряется на общем фоне, проходит мимо людей, которым мог бы быть интересен.
 


Ссылка на сообщение19 января 2010 г. 00:46
Соглашусь. Того же Беккетта всего пару раз вспоминали, я пытаюсь отслеживать все новинки, но и то чуть не упустил. А ведь эту книжицу ещё в магазине найти надо — даже зная, что она там есть, отыскал с большим трудом. Конечно, на сайте необходимо, во-первых, наладить систему, позволяющую отображать все новинки (понедельно или помесячно), во-вторых, акцентировать внимание на наиболее интересных. «Фантлаб рекомендует» хорошая и нужная рубрика, но она рассказывает только об одной книге в полтора-два месяца, а достойных книг выходит, как правило, намного больше.
 


Ссылка на сообщение19 января 2010 г. 01:04
К тому же, скажем, с моей т.зр. «Рекомендует» уж очень неровный. Тот же Форд -- это мрак и ужОс.

Но человеческий фактор... куда его деть? как обойти? А главное -- мы вот и в личке сейчас обсуждали -- все же заняты ещё массой других, оффлайновых и зачастую в разы более важных дел. Такие ежемесячные «акции» нужно поддерживать, тратить на них много времени...


Ссылка на сообщение17 января 2010 г. 19:53
До нового года порывался, но не сложилось, а сегодня таки решился — купил... Поглядим что там за восторг;))

Vladimir Puziy, в любом случае спасибо за совет — это напоминание об уже занесенной в список покупок книге склонило чашу весов в пользу ее сегодняшнего приобретения :beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 января 2010 г. 11:51
Я почему-то думаю, что купили вы её не зря! ;-)
 


Ссылка на сообщение18 января 2010 г. 11:54
Ну, подкупающее лично меня сравнение с Азимовым оправдано хотя бы уже приведенными в обсуждении книги цитатами — как в данной заметке, так и в форуме. ;-)

Книга небольшая — скорей всего на этой неделе и прочту, проверив рекомендацию :-)
 


Ссылка на сообщение18 января 2010 г. 11:57
Переклички с «Я, робот», имхо, в повести довольно очевидные. А книга читается за пару часов, но вот материала для «подумать» там немало...


Ссылка на сообщение27 января 2010 г. 00:13
Ого! Аж 10 баллов. Видать, не зря купил.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 января 2010 г. 01:51
Ср. и отзывы других фантлабовцев -- те, что на страничке произведения, и здесь, в комментах. ;-)

Баллы -- тьху, условность. А книга -- отличная!


⇑ Наверх