Скотт Оден Cтая


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Green_Bear» > Скотт Оден «Cтая воронов»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Скотт Оден «Cтая воронов»

Статья написана 5 февраля 2020 г. 19:36

Аннотация:

Даны зовут его скрелингом, англичане – оркнеем, а ирландцы – фомором. Он – Глашатай смерти и Жизнекрушитель, Предвестник ночи, сын Волка и брат Змея. Его имя Гримнир, и он последний из своего племени – последний в древнем роду чудовищ, с древности бывших бичом человечества. Преисполненный жажды мести к убийце своего брата, Гримнир отправляется в мир, где уже царит новая вера. Старые пути порастают травой, те, кто им следовал, скрываются в тенях, но Гримнир неумолимо идет к своей цели: оставив позади датские фьорды, где мудрость древних гномов уступила место безумию, он попадает в раздираемое войнами сердце Англии, где борются друг с другом лесные духи. А затем – на изумрудные поля Ирландии, в основанный викингами Дублин, где вскоре сойдутся в битве последователи Старых и Новых путей, и где монстру, заклятому врагу людей, придется сделать самый трудный выбор в своей жизни.




Хотя Скотт Оден считает, что на его творчество повлияли такие писатели-фантасты, как Дж.Р.Р. Толкин, Роберт Говард и Карл Эдвард Вагнер, однако дебютировал он в 2005 году все же с историческим романом, действие которого разворачивается в Древнем Египте. Лишь в "Каирском льве", его третьей написанной книге, Оден смог отдать должное фэнтезийным истокам своего увлечения литературой. Вышедший после длительного семилетнего перерыва роман "Стая воронов" отправляет читателей в суровые края Северной Европы, во времена безжалостных набегов морских разбойников, яростных схваток за королевские троны и ожесточенное противостояние религий. Скрываясь от бури неподалеку от побережья, два следующих в монастырь путника, бывший разбойник Ньял и переодетая юношей Этайн, забираются в пещеру, у которой уже есть хозяин. Хозяин, что страшнее волка или медведя, страшнее ведьм или троллей. И возможно, даже страшнее дракона. Глашатай смерти и Жизнекрушитель, Предвестник ночи, сын Волка и брат Змея. Чудовище, как будто вышедшее из скандинавских мифов и легенд.

В своем племени он имел прозвище Гримнир. В юности он бродил по тенистым тропам Мидгарда с дядей, который наставлял его тонкостям охоты на людишек и щедро делился прошлым их народа, изгнанного Одином из Йотунхейма. Однако сила духов и заклятий иссыхает, теснимая верою христиан. И даже корни Иггдрасиля подточены упрямством новой религии. Скотт Оден выбрал время действия для романа в самом конце X века, в Великий тысячный год, в который многие предрекали конец света. Граница «языческой» и «христианской» эпох в Скандинавии щедро полита кровью многих народов: завоевателей и покоренных, оседлых и разбойников. Ярлы и правители легко меняли стороны, ловя сиюминутную выгоду, родственники свергнутых королей дрались за троны, а города и селения подвергались избиению, грабежу, поджогам. Война и распри — лучшая стихия для не знающих жалости чудовищ.

Англосаксы нарекли его оркнеем, считая в преданиях чудовищем невероятной злобы, пожирающим трупы огром. Девушка Этайн, сирота, на собственном горьком опыте обнаружит, что легенды имеют неприятное свойство обретать плоть и кровь, причем самым жестоким образом. Гримнир люто ненавидит христианство, охотно издеваясь над новой религией. Однако в лице Этайн он встретит достойного оппонента, чья вера и впрямь способна разрушать нечистые чудеса своей пылкостью и искренностью. Стоит отметить, что Оден прекрасно выдержал баланс между язычеством и христианством, ярко демонстрируя различия мировоззрений, но избегая пристрастности к кому-то одному. И Гримнир без малейших колебаний бы поставил точку мечом или кулаком в спорах с Этайн, но его мщение не свершить только грубой силой. Даже неимоверно могучее и молниеносно быстрое чудовище не перебьет тысячу воинов, не проберется мимо десятков часовых. Остается лишь надеяться на пленную христианку, способную общаться с людьми, не вызывая подозрений. Надеяться, используя угрозы, шантаж и, возможно, даже доверие? Если такое слово есть в наречии чудовищ.

Даны зовут его скрелингом и гордятся истреблением его племени. Однако подлинная заслуга в этом — предателя Бьянки Полудана. Потому у Гримнира есть настоящая, будоражащая кровь и воображение цель — разыскать, настигнуть, одолеть в схватки и свершить кровавое воздаяние. Тщетно Бьянки десятилетиями скрывается, плетет интриги и пытается обрести власть и могущество людскими руками, чтобы исполнить свои мечты и стать недосягаемым для мстительного чудовища. Гримниру не страшны человеческие воители. Месть для него — всего лишь разновидность опьяняющей игры, смертельно опасной, но тем и привлекательной. Игры, необходимой, чтобы не впасть в смертную спячку.

Ирландцы проклинают ненавистного фомора. При Маг Туиред, Великой битве, его племя билось насмерть с вестэлфар, эльфами, и потеряло там вождя Балегира Одноглазого, хозяина волчьих кораблей, а с ним тысячи сородичей. Но однажды Гримнир придет на земли Ирландии, пропитанные кровью павших волшебных существ и бурлящей магией, все еще не ослабшей, не утратившей красок. Вернется, до смерти испугав обитающих в болотах и топях ведьм; вернется, чтобы выплатить сразу несколько давних долгов.

Сам автор считает его орком, но без традиционных — а для кого-то шаблонных — черт. Гримнир не боится солнца, не имеет Темного повелителя, не искажен скверной, но сохранил от прообразов пугающий вид, жестокий нрав и мстительное коварство. Странствия Гримнира и Этайн, по сути своей — дорожные приключения — Оден воспел в лучших традициях скандинавских скальдов, вдохнув в повествование буйный дух северных народов и гармонично вплетая фольклорные элементы от каждого из них. Не забыл автор и про летописи, связав приключения героев с историческими событиями. Обилие крови и проклятий заставляет вспомнить "Печальную историю братьев Гроссбарт" Булингтона, но Оден избегает откровенного смакования и не вершит насилия больше, чем этого требует раскрытие персонажей, вполне аутентичных по меркам исторических хроник. В процессе путешествия Гримнира и Этайн настрой сюжета колеблется между атмосферным мифологическим триллером и историческим экшеном. Хотя Оден и запланировал целую трилогию, первая книга получила аккуратный эпилог, логично увенчавший долгий путь Гримнира в поисках заклятого врага.

Итог: история странствий и мести, замешанная на скандинавских мифах, легендах и хрониках.

Моя оценка: 8/10




Смотрите также:

  1. Рецензия на роман Джесса Буллингтона «Печальная история братьев Гроссбарт».





1639
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение5 февраля 2020 г. 20:38
Ну все, точно буду брать.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2020 г. 20:49
:beer:
Если вам нравится темное фэнтези, то роман должен прийтись по душе) Хотя Этайн и воплощает «светлую» сторону, однако в большинстве случаев «мир во зле лежит».
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2020 г. 21:01
Темное фэнтези уже давно стало родным для меня.;-) Благодаря Аберкромби и компании!:cool!:
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2020 г. 08:35
Вот сейчас кто-нибудь обязательно придет и скажет, что «не Аберкромби единым»)))
По большому счету, тот же сериал «Викинги» немного ступает про кровопролитности и жестокости.


Ссылка на сообщение5 февраля 2020 г. 21:03
Рецензия напомнила давным давно прочитанную классику — «Сломанный клинок» и «Дети морского царя» Пола Андерсона. «Стая воронов», как я понял, что то похожее?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2020 г. 21:12
Ну, я бы сказал, что этот роман гораздо жёстче приведённых Вами примеров.
Но что-то общее, по крайней мере, мотив вытеснения «старого мира» христианством — это да, это присутствует.


Ссылка на сообщение5 февраля 2020 г. 21:08
Green_Bear За рецензию спасибо! А карты включены ?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2020 г. 22:00
Карт нет.
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2020 г. 07:45
Пожалуйста:)

У меня в макете не было. 8:-0


Ссылка на сообщение5 февраля 2020 г. 21:22

цитата Seidhe

я бы сказал, что этот роман гораздо жёстче приведённых Вами примеров.
Но что-то общее, по крайней мере, мотив вытеснения «старого мира» христианством — это да, это присутствует.

Спасибо. Это радует. Такое мне нравится.


Ссылка на сообщение5 февраля 2020 г. 21:24
Но до 9 не дотянул..Почему?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 февраля 2020 г. 21:43
Ничего, подождите немного — будут у романа и другие оценки... 8:-0
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2020 г. 09:11
Да я имел в виду оценку Медведя. Все так хорошо, замечательно и прекрасно...но только 8.
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2020 г. 09:20
Да я понял ;-)
Тут всё дело в разной системе оценивания, я думаю — кто-то оценки выше 8-9 практически не ставит, считая, что и 7-8 баллов это твёрдая «5», а всё, что выше — уровень вообще запредельный.
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2020 г. 09:42

цитата Seidhe

Тут всё дело в разной системе оценивания, я думаю — кто-то оценки выше 8-9 практически не ставит, считая, что и 7-8 баллов это твёрдая «5», а всё, что выше — уровень вообще запредельный.

Именно так — https://green-bear-den...
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2020 г. 09:42
Так я как бЭ никогда не отказывал в объяснении своей шкалы оценок — https://green-bear-den... ;-)

В данном случае я «хорошо провел время» и «рекомендую тем, кому интересно» мрачное историческое фэнтези по скандинавским мотивам».
А из недостатков, хоть банально: неубедительное начало — я лишь после сцены с гномами понял, ради чего стоит дочитать книгу, а окончательно начал получать удовольствие просто от нахождения в этой истории где-то в Уэссексе, когда герои наткнулись на мертвое селение.
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2020 г. 09:47
Абсолютно аналогичные ощущения!
А вот когда герои добрались до Ирландии и там завыли местные sidhe — уже тихо пищал от восторга ;-)
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2020 г. 10:06
Оп-па, не всё так безоблачно в датском королевстве. А по рецензии был едва ли не блайндбай.
Буду думать.
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2020 г. 10:42
А думать там нечего, либо вы любите скандинавские мотивы и характер Гримнира вас устроит, чтобы считать его приятным протагонистом — либо нет. :-)))
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2020 г. 11:58
Мотивы я люблю, но одни они не в состоянии сделать скучную книгу интересной. А вот скучна или интересна «Стая воронов» я так не понял- по рецензии вроде интересная, а в комментах всплывают нюансы.
Ладно, подожду фрагмента на книжнике.
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2020 г. 12:11
Только фрагмент оценивайте не по самым первым страницам. А что интересная/нет — это уже все чисто индивидуально, да.
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2020 г. 12:19
Вот я и жду, где будет побольше текста. Те клочки, что обычно предлагаются издателями, совершенно неясные.


Ссылка на сообщение6 февраля 2020 г. 11:07
Озадачили... Не собирался, но почитал и теперь в раздумьях...
Кстати, это ведь не одиночный роман. А что светит читателям, во сколько книг выльется, известно? Или все во мгле?
Пардон, уже нашел, в самом нижнем абзаце...
Трилогию не охота. В общем, буду думать.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2020 г. 11:13

цитата Al_cluw

Пардон, уже нашел, в самом нижнем абзаце...

Да, история первого романа абсолютно законченная. Не знай заранее про трилогию — точно бы не догадался.

цитата Al_cluw

Не собирался, но почитал и теперь в раздумьях...

А не собирались, потому что неинтересна скандинавская тематика или устали от избытка темного фэнтези?..
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2020 г. 17:46
Меня привлек упомянутый выше «Сломанный меч/клинок» П.Андерсона — очень нравится роман. А в общем мне НФ все-же интересней, хотя от Вегнера и Кука я не отказываюсь.


⇑ Наверх