Образы будущего


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» > "Образы будущего" - туальденоровый вариант
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Образы будущего» — туальденоровый вариант

Статья написана 14 февраля 2020 г. 10:45

Представляете, как несколько врачей, нарядившись похоронной командой, явились к пациенту. Прихватили могильную плиту с надписью «Эпикриз» — готическим шрифтом. Начали водить хоровод вокруг койки и читать «Книгу мертвых». Долго вспоминали, каким пациент был хорошим в молодости, а теперь седой и морщинистый. А сам пациент в это время, между припадками ужаса и безнадеги, думал, вот выберусь с койки, вас всех топором, топором...

На конференции «Образы будущего» обсуждалось в первую очередь прошлое.

Несколько знатоков — без всяких шуток, люди отлично разбираются в фантастике — начали, как водится, со Стругацких. Как в их книгах развивался технический прогресс. Разобрали два «проекта будущего» в советской фантастике — быстрый, когда к 1980-му уже коммунизм — и медленный, когда новое общество будет через сотни лет. Сравнили советские представление о будущем с сериалом «Энтерпрайз» — и нашли много общего.

Но когда уважаемые участники начали уклоняться от чисто описательного искусствоведения и делать обобщения — вторичность обсуждаемой темы стала невольно проецироваться на их выводы.

Упомянули, что какие-то технологии в образах будущего выглядели застывшими, и люди будущего рвут друг у друга из рук газеты. Как тут не вспомнить Еськова с его ехидным рассуждением о не предсказанных мобильниках — «Наш ответ Фукуяме» написан аж в 2001-м году. И хорошо смотрелась бы картинка из «Бегущего по лезвию бритвы» — Декарт с газетой.

Была развита идея, что в литературе исчезли как утопии, так и антиутопии. Для утопий требуется вообразить идеальное общество без проигравших — а таких нет, и советские фантасты «ушли из Омеласа» — то есть не захотели конструировать этически проигрышные сообщества. С антиутопией та же проблема — потому как надо осмысливать главную угрозу цивилизации, а как-то не реалистично получается.

/ Тут я испытал острое чувство досады — не было меня на этой конференции. Потому как в статьях «Красная утопия — проблемы начала следующего витка», «Три десятилетия новой российской антиутопии», «Зеркало ужаса» — я некоторые представления об эволюции антиутопий сформулировал, и упрощения в стиле «все перестали писать утопию» — показались мне грубоватыми. Было что сказать :) /

Завершалось все выступлением Галиной — которая как из пулемета расстреляла тексты победителей конкурса «Будущее время» — за отсутствие научно-фантастической новизны в их рассказах. Она констатировала смерть что возраст победителей больше сорока, и произошел решительный разрыв между теми, кто относительно хорошо пишет литературные тексты, и теми, кто зарывается в популярную науку. Потому как романы Питера Уоттса как-то приняли, но ведь это романы и т.п.

/И снова было что сказать мне в ответ. Д. Марусек — он совсем неизвестен? Или — чтоб далеко не ходить — антология «Научная фантастика. Ренессанс», это не сборник рассказов и повестей? Куда-то делся Нил Стивенсон? Райяниеми? Дукай? Йен Макдональд? И не показал ли ли Хритонов нф-класса в изображении развития биотехнологий? Я не говорю о массе авторов третьего ряда, которые пытаются использовать НФ в своих текстах, пусть и коряво получается. Но что-то да выходит полезного. Во вторично-штампованном «Мусорном прибое» — очень хорош образ собак с имплантированными «нейросетями»/

На этом депрессивном фоне как-то странно выглядела информация о военных США и Франции, которые начали привлекать фантастов для футурологических прогнозов. И совсем уж удивительным было то, что вопросы «кто виноват?» и «что делать?» — даже не поднимались.

Получился какой-то туальденоровый чертог, в который попал Остап Бендер — серенько, безнадежненько, бродят уважаемые пожилые люди, и только громко захлопываются двери, наверное, в грядущее...

Вывод: если вы хотите пригласить какое-то количество литераторов на конференцию о будущем — надо большими буквами написать «БЕЗ РЕТРОФУТУРИЗМА», и каленым железом отсекать рассуждения «...ну вооот, в пятидеся-я-тых». Нужен актуальный прогноз развития техники и общества ближайших десятилетий — и дискуссии вокруг этого прогноза. Я бы в таких дискуссиях поучаствовал :box:





152
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение14 февраля 2020 г. 12:39

цитата beskarss78

упрощения в стиле «все перестали писать утопию» — показались мне грубоватыми.

Ну так это ж объективная реальность. «Красных утопий» (разве, кроме дилогии Дмитрука) последнее время и не упомню. Я говорю о крупной форме, романах. Наверное, социально-экономические условия, политика и идеологическая надстройка не предрасполагают к написанию таких вещей.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2020 г. 15:30
Неужели утопии могут быть только коммунистическими?
 


Ссылка на сообщение14 февраля 2020 г. 18:33
Ну, если исходить из логики того, что было на конференции (я не смотрел — в Вашем описании) — то коммунистическая направленность подразумевалась (Стругацкие, Стартрек). И таки да, комутопий практически не пишут сегодня.
Да, утопии бывают и другой «ориентации». Но в коммунистическом дискурсе утопия приобретает исчерпывающую логическую обоснованность (это мое мнение, и считаю, у него есть определенные основания).


⇑ Наверх