Звезда


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «discoursf» > Звезда
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Звезда

Статья написана 17 февраля 2020 г. 04:33

Правда жизни и правда искусства – это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Первой не существует (хотя порой она дает о себе знать, обычно в самые неожиданные моменты). Вторая доступна лишь немногим – тем, кто понимает, что талант не дается по разнарядке или в результате тайного голосования, кто открывает талант в себе и вынужденно посвящает ему свою жизнь. Такая жизнь непредсказуема и коротка, а искусство вечно. Но противоположности объединяются, поэтому даже частные законы грамматики имеют прямое отношение к последним законам бытия.

Цикл произведений Бориса Штерна об инспекторе Бел Аморе, собранный здесь под одной обложкой, относили к юмористической фантастике. Или к иронической, сатирической – ведь есть же в нем анти(пост)советская какая-то сатира. Но все эти жанровые дефиниции ложны, они не ухватывают главного. Перед нами поэмы в прозе. Стилистическое совершенство, точность фразы, уместность цитаты, повторы и совпадения, рифмы и бородатые анекдоты – все это лишь части литературного механизма по трансформации смыслов и созданию миров.

Многие рассказы из этого цикла – начиная с самого первого, “Чья планета?” — давно стали классикой. Известные тексты впервые опубликованы в авторской редакции (оказавшись чуть брутальнее, они стали более выпуклыми и реалистичными; благодаря этому лучше высветился авторский замысел). Они дополнены новым романом “Вперед, конюшня!”, который писатель завершил незадолго до кончины. Раньше мы знали Бел Амора как скромного инспектора Службы Охраны Среды (СОС), теперь мы видим его в зените карьеры и славы. Тренер футбольной сборной, бригадный дженераль и спаситель Вселенной, он остался простым человеком из плоти и крови. Этим и интересен.

Согласно определению одного дикого робота, “человек – это тот, кто понимает искусство”. Но вот закон единства формы и содержания в искусстве, выведенный Штерном: форма гораздо важнее. Если форма совершенна, содержание стремится к предельному своему значению. Предельное содержание лучше всего ухватывает именно фантастическая литература – она создается на переднем фронте встречи с Неведомым и свободна от любых заранее заданных художественных условностей. Речь о том, что у Неведомого есть человеческое измерение. Даже если и нет, нужно его создать.

Кроме того, фантастика для Штерна важна как способ бегства от абсурдной реальности. Зацепив эту реальность крючочками букв, он предоставляет тексту развиваться по его собственным законам: глупое и злое отмирает, формируются новые смыслы и миры. Рождение и гибель, завершение и начало нового тут идут рука об руку, как в жизни. Взрыв (хохота), преобразующий реальность – фирменный прием писателя. Вселенная при этом рождается заново. Пространство-время и причина-следствие произвольно меняются местами. Генералы и футболисты, сантехники и космонавты, Блез Паскаль и баба Валя из соседнего подъезда оказываются равны перед этим катаклизмом. С точки зрения искусства даже Вселенная и футбольный мяч инвариантны. Все эти художественные трансформации, совмещения и смещения в литературном языке служат главному – выявить собственно человеческое в человеке. (Читатель полагает, что речь идет о персонаже по имени Бел Амор? Нет, речь идет о самом читателе.)

Главная функция человечества, по Штерну, состоит в следующем: “интеллектуально проникать, объединять, улавливать, еще больше понимать и использовать окружающие его силы”. Посредством физики, фантастики, и посредством футбола тоже. Смеясь, человечество примиряется с прошлым и встречается с будущим.





913
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 февраля 2020 г. 07:25
Спасибо за рецензию. Имею все три книги Бориса Штерна в этой серии «Звездный лабиринт: коллекция». Все три просто :cool!:


Ссылка на сообщение17 февраля 2020 г. 07:59
Отличная рецензия и приглашение неофитам открыть изумительного писателя.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2020 г. 12:07
еще бы продавалось оно где-нибудь в доступном «неофитам» формате. литресик, например, вообще не знает такого автора :(
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2020 г. 12:34
Классики не занимаются своими продажами, увы.
 


Ссылка на сообщение17 февраля 2020 г. 13:01
Saneshka, автор https://fantlab.ru/autor354 — умер более 20 лет назад. Зачем неофитам покупать его на Литресе? Автору уже всё равно, наследники — они вас волнуют? На неназываемых ресурсах и онлайн-библиотеках всё есть.
 


Ссылка на сообщение26 февраля 2020 г. 19:34
А между тем -- если будет желание -- могу дать контакты тех самых наследников (точнее -- наследниц). Уж не знаю, насчёт доступных форматов -- есть ли у них, но дочка с компьютерами дружит.


Ссылка на сообщение17 февраля 2020 г. 12:37
Да в рамке его пора издать, хотя бы лучшее.
Вопрос только, кто займется


⇑ Наверх