Крип И Николаев


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «beskarss78» > "Крип" И. Николаев
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Крип» И. Николаев

Статья написана 18 марта 2020 г. 11:31

Одушевление металла

Не мной было замечено, что твердая SF 50-х — сильно обедняла мотивацию человека.

Прекрасная машинерия, громадные мощности, брутальность и механистичность в одном флаконе — только зачем?

Условные подвиги и стандартные расследования — при минимуме спектра переживаний. Даже если брать такого пародийного персонажа, как Билл, который герой галактики, и заряжен на эмоции. Он живет в мире идеализированных (не совсем :) ) американских мечтаний 40-60-х. С антигравитационным лифтами, космическими линкорами и галактической империей. Только хреново живет. Не то, чтобы скучно — но для чего? Стать новым «Смертовичем Дрангом»?

Если говорить серьезно, то проблема эта — в формате ХХ-го века — родилась в окопах Западного фронта. Когда тебе — которого все любят! — дают в руки винтовку № 3265421, ты идешь в бой и тупо умираешь с кишками на колючей проволоке. Без личного смысла и цели — просто чтобы поддержать темп поступления людей в мясорубку. Твой внутренний мир никому не интересен. Ты можешь кричать (всем пофиг), прикидываться сумасшедшим (расстреляют), дезертировать (расстреляют). Ты умрешь. И твой единственный шанс — чтобы все вокруг встали и сказали «надоело». Но оставшиеся поднимутся лишь тогда, когда кровь неудачников вроде тебя пропитает землю...

Те, кто уцелели в той бойне — придумали экзистенциализм. Но во Второй мировой — он тоже не очень-то помог...

Все это философия.

В искусстве — проблема ощущается иначе, хотя так же остро. Во времена Жюля Верна могло показаться, что нужно просто угадывать настрой общества, прописывать симпатичных персонажей — и сопереживание в кармане. Нет. Настроение общества меняется, и там, где царил оптимизм с верой в науку — обнаруживается «черная меланхолия-1916». Нужны универсальные «антроподизиаки». Чтобы зритель не уставал от коленвалов и проводов, его надо пугать Годзиллой или превращать машины в симпатичных девушек/парней. Давать человеческий смысл индустриальному окружению.

Как это сделать?

Одной из попыток одушевить стальные шестеренки — стал «Вархаммер 40000».

Суровая индустриальность плюс мистика. Стальные щиты и необходимость правильного душевного настроя. Иначе из подпространства-варпа полезет всякая нечисть и переделает тебя в бурдюк с рогами.

Автор взялся за тему — и появился очередной фанфик.

Есть попаданка — в это самое будущее. Латынь на нуле, навыки выживания — как у недавно приехавшей в город провинциалки. Бойкая и сообразительная, но никакая не спецназовка.

Львиная доля описаний в тексте — дана через её восприятие. Это позволяет расширить аудиторию: сначала идет описание, которое понимают фанаты и которое служит началом головоломки для только приобщившихся к «вахе».

Получается хороший эффект постепенного врастания в мир, когда читатели угадывают предназначение тех или иных вещей и, самое интересное, те принципы, по которым всё там выстроено.

И основания эти — жесточайшее лимитирование информации. Ноль интернета. Мало телефонов. Плохая бумага и древние картотеки. Носителем действительно ценной информации может быть только человек, остатки человека либо же единичные компьютеры.

На этом фоне — поток дармовой энергии и широчайший доступ к материалам.

Это мир той самой проблемы избытка бумажных библиотек, которая пугала С. Лема. Физика и биология продолжают развиваться. Вот вам антигравитация, вот космические путешествия, вот фантастической прочности материалы. Вот синтетические органы и трансформация живых существ. Но как с этим разобраться, если приходиться вести бумажные конспекты?

Потому лучшим моментом техно-человеческого общения в повести — становится разговор Ольги со станционным компьютером. Древнейшая машина буквально оживает душой, при том, что разъясняется множество смутных для читателя моментов, да и героиня понимает, в какую галактических размеров передрягу она угодила.

Фоном работает локальная катастрофа, когда на одной из «баллистических станций» (переделанный астероид) — пробой нечисти, почти все мертвы. Только тяжело раненый инквизитор Криптман пытается не умереть прямо сейчас. Хорошо получилось показать, как сам того не понимая, «Крип» ведет сражение за душу попаданки, которой с одной стороны нечисть подмигивает в зеркало, а с другой, вроде как нормальный человек, пусть и болтающий на «типа французского» языке, пытается рассказать, как выжить.

Соответственно, прописывается линия «анти-романа» между двумя человеческими персонажами — когда плотской любви нет и быть не может, но доверие и стремление к единению — растет в геометрической прогрессии.

Инквизитор медленно оживает, и к финалу обретает инициативу, а попаданка — расходует свои силы, свой внутренний запас прочности, проходя несколько локальных кульминаций.

Очень вовремя появляются злодеи. Не без налета голливудщины, но вполне рационально мыслящие.

Что не понравилось — это финал.

Любой текст можно закончить дополнением совершенно иного стиля.

Эпикризом. Историческим эссе. Сухой канцелярской ведомостью.

Это своего рода рамка, которая работает эмоциональным периметром повествования — завершая сюжет, но через другое восприятие, она как бы отделяет переживания читателя внутри текста от повседневности.

Но когда происходят две такие перемены — все становится сложнее.

А если заключить картину в три или четыре рамки разного стиля — что получится? Ералаш.

Автор слишком хотел намекнуть на продолжение.

Имхо, тест следовало завершать прибытием на станцию подкреплений — все последующие объяснения относятся к сюжету большого романа. Который надо разыгрывать с новыми персонажами, проработкой их личностей и ролей.

Итого: небольшой, но удачный фанфик по «Вахе». Фанам — рекомендую. Для остальных — дело вкуса.

Где лежит — http://samlib.ru/n/nikolaew_i_i/creepy.sh...





865
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение18 марта 2020 г. 13:14
«Крип» И. Николавев
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 марта 2020 г. 13:30
Спасибо


Ссылка на сообщение18 марта 2020 г. 21:48
Спасибо!
Только не согласен, что финал следовало сделать раньше.
Там же приведён выбор Криптмана:

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

бросить Ольгу, чтобы иметь возможность продолжить расследование.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 марта 2020 г. 22:24
Я понимаю, что автору хотелось показать развязывание некоторых узлов.

Но получилось на последних страницах:
— введена уйма персонажей;
— куча обстоятельств и минимум две локации
— даны какие-то противоречия...
— переживания двух главных героев в процессе судебного разбирательства практически не отражены (только через воспоминания Крипа)
Всё — имхо — скомкано.

Это материал на 5-6 глав минимум большого романа. Я бы урезал исходную повесть. А роман выигрышно бы смотрелся — имхо — при начале с судебного процесса при совершенно другом уровне погружения в культуру того мира. Данный, условно, с точки зрения Крипа. Чтобы читателю тоже пришлось бы угадывать — но не через фотографические описания «Оллы», а через намеки и сокращения в речи Крипа.


⇑ Наверх