Впиявились во влажную


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ameshavkin» > Впиявились во влажную сыть
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Впиявились во влажную сыть

Статья написана 26 апреля 2020 г. 16:14

Отзыв В. Друзина

Сергей Беляев. Радио-мозг. Роман.

По замыслу — роман авантюрный, с привнесением научной фантастики под Уэллса.

Но — одно дело замысел, другое дело выполнение его. С первой же страницы этого романа веет невероятной художественной беспомощностью: автор не в силах дать живых людей; у него получились марионетки, механически двигающиеся согласно требованиям сюжетостроения.

Хотя в авантюрной литературе весьма часто приходится прибегать к героям-схемам, маскам — но обычно этот приём употребляется при общей художественной установке вещи (если это не бульварно-авантюрное произведение).

У Беляева же сплошь такие «перлы» стиля:

цитата
Деревья стоят, как невесты, ожидающие своих возлюбленных, овеянные думой о предстоящей радости сближения. Цепкими корнями впиявились деревья во влажную сыть отдохнувшей земли... И слышит Мишутка, как живёт земля и звучит далёкое распростёртое пышное небо...
(стр. 30).

Прибавив сюда примитивность характеристик героев — мы имеем представление об общем фоне романа «Радио-мозг».

Фабула такова:

Двое франц. учёных, ненавидящих СССР — задумали уничтожить сию зловредную страну, дабы путём уничтожения достигнуть неограниченной власти и во всём прочем мире. Средство у них одно: путём открытия особых лучей, излучаемых человеч. мозгом, — они добиваются чтения и передачи мыслей на расстоянии. Отсюда — их страшное могущество. Массовое внушение, массовая психопатия.

Впрочем довести до конца этот план злодеям (ибо они 100%ые злодеи) конечно не удаётся. Вмешиваются в дело советские изобретатели, параллельно открывшие те же лучи, и тем самым вставшие на дороге франц. учёным — и при помощи рабочего-самородка, гениального, насквозь классово-сознательного Мишутки Зубова — загоняют этих приспешников буржуазии, что называется, в бутылку. Конец самый что ни на есть благополучный: злодеи гибнут, Мишутка женится, один изобретатель ступает в партию, другому сов. власть выдаёт патент, и он организовывает в массовом масштабе производство его «экранов для улавливания мыслей».

Одним словом — весь роман проникнут тенденциозностью, — показ героев и событий — неприкрыто лубочный. По стилю — безвкусица. К печатанью роман не годится.

В. Друзин

«Радиомозг»
Сергей Беляев
Радиомозг
Издательство: М.: Молодая гвардия, 1928 год, 5000 экз.
мягкая обложка, 182 стр.

Аннотация: Эта история началась с того, что из рентгеновского кабинета Центральной городской больницы было похищено два амперметра. Точно такая же кража, таких же амперметров была произведена из лаборатории отдела точной механики завода "Красный химик". Спустя некоторое время они самым странным образом возвратились на место, но поменялись местами. В это же время из мертвецкой городской больницы исчезает труп старика, который спустя некоторое время в живом состоянии и голом виде появляется рядом с домом бывшего работника упомянутого завода. Лавина странных событий нарастает…

цитата
Деревья стоят как невесты, ожидающие своих возлюбленных, овеянных думой о предстоящей радости сближения. Цепкими корнями вцепились деревья во влажную сыть отдохнувшей земли, жадно пьют и тянут густые весенние соки, гонят их по сосудистым пучкам стволов и ветвей к набухающим жирным почкам. Но земля жива для Мишутки.

Она кажется ему матерью, к сосцам которой припали наголодавшиеся и вкусно чавкающие детеныши. И слышит Мишутка, как живет земля, и звучит далекое распростертое пышное небо.





637
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение26 апреля 2020 г. 21:03
Впервые мне захотелось честно без цензуры написать слово... пипец...
Рассупонилось красно Солнышко... Вышел старик Ромуальдович, присел на завалинку, понюхал свою онучу... И аж заколдобило...
Причем другой Беляев вывел таки лучи, которые воздействуют на мозг, изобретателя Штирнера — и ничего, я читал в детстве и перечитывал.
Впрочем, я и «Радиомозг» читал. В детстве все глотаешь...


Ссылка на сообщение27 апреля 2020 г. 06:21
В кои-то веки рецензия «эпохи ярлыков» оказалась верной. Хотя сейчас все недостатки стиля данного романа сглажены прошедшими десятилетиями и воспринимаются как непременные и обязательные «приметы времени». То есть «минусы» стали «плюсами».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 апреля 2020 г. 15:03

цитата AndrewBV

В кои-то веки рецензия «эпохи ярлыков» оказалась верной.

Ага, и как раз не сработала. Идеологически верную книжку всё равно издали, хотя и причесали малость всякие пиявистости.


⇑ Наверх