МЕРИАН КУПЕР Часть


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > МЕРИАН КУПЕР. Часть 2
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

МЕРИАН КУПЕР. Часть 2

Статья написана 2 мая 2020 г. 08:52

(Мериан Купер – продолжение1)

И поляки, и американцы понимали, конечно, что мирная передышка долго не продлится и война разгорится вновь, к ней следовало тщательно подготовиться, и американское командование посчитало целесообразным поручить Куперу организацию в Польше военной авиации, поскольку состояние польского воздушного флота в это время было трудно назвать иначе, чем плачевным. Так, например, в Ковеле из 15 имеющихся аэропланов лишь один способен был летать. После встречи с Пилсудским и тщательного обсуждения проблемы в штабе польской авиации, испытывавшей острую нехватку собственных летчиков, был согласован план действий. Куперу предложили отправиться в Париж и завербовать там опытных пилотов. Американское командование после двух суток оживленных переговоров с поляками одобрило план, и Мериан Купер прямым экспрессом отправился в столицу Франции. Здесь следует отметить, что с точки зрения американцев речь шла не только о помощи полякам, но и о приобретении нового фронтового опыта, а также об испытаниях в реальной боевой обстановке летательных аппаратов новейших марок, появившихся в различных странах лишь к концу мировой войны.

В середине августа 1919 года статус американских военных пилотов на польской службе был окончательно утвержден. Согласно документу, летный состав новой военной части должны были составить американские летчики, а состав обслуживающего персонала — поляки. Кроме того, положение четко оговаривало, что эскадрилья создается исключительно для ведения боевых операций на фронте, и ее пилотов нельзя привлекать для инструкторской, учебной или иной работы.

В середине сентября формирование эскадрильи практически завершилось. Первоначально транспортировку летчиков брало на себя польское правительство. Однако американское командование предпочло не предавать широкой гласности посылку своих военных летчиков на польско-советский фронт. Ее организовывал представитель США во Франции полковник Г. Хоулэнд. Переодетые в форму рядовых армии США летчики проследовали в Кобленц в поезде американского Красного Креста, оттуда — до Варшавы с американской миссией по борьбе с тифом, которая пропускалась беспрепятственно, и где о подлинном назначении мнимых рядовых знали лишь два высших члена медицинского корпуса США.

Пропутешествовав неделю, летчики 23 сентября 1919 года прибыли в Польшу (где их уже поджидал майор Фаунтлерой, приехавший в Варшаву раньше) и расположились на столичном аэродроме Мокотов. На фото ниже эту «великолепную восьмерку» мы видим уже в польской военной форме -- в первом ряду слева направо: Шресбери, Ноубл, Кроуфорд, Келли, во втором (тоже слева направо) Кларк, Фаунтлерой, Купер, Корси. Следующий снимок -- капитан Купер во всей его красе.

Командиром эскадрильи был назначен майор ВВС США Седрик Эррол Фаунтлерой/Cedric Errol Fauntleroy, хороший знакомый Купера, помогавший ему с вербовкой пилотов во Франции. Здесь ниже он красуется в отечественной, а затем и в польской военной форме.

Пилотов эскадрильи 14 октября 1919 года принял в Бельведере сам Ю. Пилсудский. Заявив, что он кавалерист и авиация для него дело новое, он, тем не менее, дал свое «добро»: уже 15-го утром американцам официально сообщили, что они направляются во Львов, где, как «эскадрилья имени Костюшко», будут действовать в составе 2-й авиагруппы польской армии. Это означало, что Пилсудский размещал американскую эскадрилью на главном направлении готовившегося «похода на Киев». На фото ниже Купер и Фаунтлерой снялись на фоне самолета, на корпус которого уже нанесена эмблема 7-й эскадрильи имени Костюшки, вид которой можно рассмотреть на нижеследующих иллюстрациях.


Прибыв утром 17 октября к месту назначения, американцы занялись подготовкой самолетов для будущих боевых действий. Приводились в порядок и переоснащались оставшиеся от германской и австро-венгерской авиации «альбатросы» и «фоккеры». На «альбатросы» ставилось по два пулемета и усовершенствованные бомбометательные устройства. Однако главные расчеты были на военные самолеты союзных армий. Здесь ниже показана модель самолета “Albatros D-3”, пилотировавшегося Купером. Его номер в эскадрилье был пятым. Еще ниже можно видеть и самого Купера верхом на «пятерке». А еще ниже расположен снимок аэроплана «Fokker D7».

    Фаунтлерой беспрерывно курсировал между Львовом и Варшавой, засыпая находившиеся в Варшаве военные и дипломатические миссии просьбами поскорее направить в распоряжение американских летчиков новейшие типы военных летательных аппаратов.

     Эти просьбы быстро и с готовностью удовлетворялись. В эскадрилье появились французские «брегеты», итальянские «балиллы», с избытком поставлялось вооружение, тщательно подбирались сорта бензина. На следующих снимках самолет “Breguet 14” на земле и в полете.


   А на этих снимках видим аэроплан “Ansaldo-A1-Balilla” (часто, кстати, попадавший в аварии).

     Эскадрилья была разделена на два звена. Одним командовал капитан Корси, другим — Купер. Вот здесь они на снимке перед «альбатросом».

      После перевода аэродрома на новую базу под Гусятин американцы перешли к активным военным полетам. Первой массированной бомбардировкой стал удар по красным частям под Баром. По мере продвижения польской армии сдвигались на восток и базы американских летчиков. Они побывали в Микулинце под Тернополем и в Полонном под Ровно. Парижская газета «Тан» и берлинская «Абенд» сообщали, что в ходе боев за Киев американская эскадрилья совершила 79 боевых вылетов к местам расположения войск Красной Армии.

Янки бомбили и обстреливали Житомир, Радомышль и Бердичев. Крупной авиационной атакой отметились американцы под Чудновым. 26 апреля лейтенант Шресбери прикрывал с воздуха выехавшего на фронт Пилсудского.

После взятия поляками Киева американцы перебазировались в Белую Церковь. Их эскадрилью изрядно потрепали. В бою с кораблями Днепровской флотилии были подбиты Брукс и Рорисон, едва не погиб сам Купер.

      Американцы попросили у «почетного члена эскадрильи» посланника США в Польше Хью Гибсона помощи. В Киев прислали некоторое количество авиаторов, прибыли новые «балиллы» и французские «брегеты».

      После кровопролитных боев советское командование решило перебросить «на борьбу с панской Польшей» Первую Конную армию под командованием Семена Буденного.

      Пилоты США регулярно совершали вылеты в сторону Черкасс, Корсуня, проводили воздушную разведку над Днепром и переправами. И все же появление красных кавалеристов явилось неожиданным. Под Фастовом отряды Буденного едва не захватили всю базу вместе с самолетами. Тогда американцы недосчитались лейтенанта Вебера.

Под Казатином американцы вновь едва не попали в мешок, когда к аэродрому прорвались эскадроны буденовцев, и Фаунтлерой чудом увез летчиков и аппараты на железнодорожных платформах под обстрелом. Но все же активность американских авиаторов была большой. Они сбрасывали оружие и боеприпасы окруженным польским частям, вывозили офицеров, вели разведку и бомбардировки. Самыми бессмысленными были «акции возмездия», когда под Липовцем и Ружиным на Винничине летчики просто расстреливали мирных крестьян и бомбили села.

      Здесь ниже показан аэроплан “Offlag DIII”, в котором летал Седрик Фаунтлерой, а еще ниже и сам Фаунтлерой за штурвалом.

      Летом 1920 года к американцам прибыли новые двухместные французские самолеты «роланд»,

но разведку они предпочитали все же вести на скоростных немецких «фоккерах».

       Постепенно и красные освоили тактику борьбы с летчиками. Во-первых, появились и советские аэропланы, а во-вторых, конники применяли особые приемы, когда одна часть с пулеметами скрывалась в засаде, а вторая клубами пыли, имитируя передвижение крупной группы войск, привлекала внимание летчиков и выводила их на засаду. Американцы стали нести большие потери. Только за два месяца погибли Цицерски, Келли, был подбит Фаунтлерой, сбит Кроуфорд. Последнему, правда, удалось сбежать от буденовцев (интересная ситуация -- был прострелен бак с горючим, Кроуфорд посадил самолет, кое-как заделал дыру, ему уже дышали в спину скакавшие в самолету буденовцы, и в этот миг мотор завелся, самолет покатился по полю, Кроуфорд едва успел запрыгнуть в него и улетел из-под носа у всадников), а вот капитану Куперу (ставшему к этому времени уже майором) в аналогичной ситуации не повезло – он попал к конармейцам в плен.

Апогея деятельность американских пилотов достигла на рубеже августа-сентября, при обороне Львова. Фаунтлерою передали под начало всю авиацию 6-й польской армии. Прибыли новые летчики-американцы, которыми усилили польские эскадрильи. Каждый пилот вылетал в день от 4 до 5 раз. Буденный докладывал, что его части подвергаются атакам с воздуха не менее 3 раз в сутки. Только 6-я кавалерийская дивизия в течение 17-го августа от воздушных атак потеряла убитыми и ранеными около 100 бойцов и столько же лошадей. Из-за сильного противодействия авиации наступление дивизий было прекращено.

        А по другую сторону фронта высказывался генерал Пахуцкий: «Если бы не американские летчики, нам бы всем уже давно пришел конец». В течение 16-17 августа летчики совершили 127 вылетов, сбросили 7700 кг бомб, расстреляли 25.000 патронов. Это громадные цифры для тех времен.

       Вечером 18 августа Буденный получил приказ прекратить атаки на Львов и идти выручать Тухачевского. 21 августа Буденный выполнил приказ. Битва за Львов закончилась, началась катастрофа Западного фронта.

(Продолжение следует)





165
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх