Сказка о героическом


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «belash» > Сказка о героическом экзоскелете
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Сказка о героическом экзоскелете

Статья написана 3 мая 2020 г. 15:44

Фильм «Элизиум: Рай не на Земле» (2013)



Если описать фильм одной фразой, то фраза будет — «фаст-фуд-сказочка для бедных». Нечто фабрично изготовленное, в яркой упаковке, содержащее вещества, «аналогичные натуральным», но натуральными не являющиеся, а зачастую ГМО-происхождения, которые откладываются в мозгу, печени и костях. Продукт предназначен для того, чтобы его быстро схавать, ощутить эрзац-насыщение и покинуть кинозал, оставив там стакан из-под поп-корна, а токсичный обман унося с собою в сером веществе.

Сказочная чушь фильма начинается с вводных титров — де, в 2154 году Земля перенаселена и всё на ней плохо. Миль пардон, если перенаселена, то — а) всем зачавшим дамам не проблемно прокормиться вплоть до родов, и б) всем народившимся есть что жрать на протяжении 12-14-и лет, пока не начнут добывать корм самостоятельно. В кадре ни одного доходяги, все достаточно упитаны. Где ж тут «плохо»? В плохих странах люди дохнут или позируют в виде живых мощей для медиа, а не плодятся как счастливые кролики.

Заметим, что уровень образования «пропащих» жителей Земли достаточно высок. Заоблачный Элизиум — обитель богатеньких буратин, вынесенная на высокую орбиту, — запросто размещает в отстойном Лос-Анджелесе крупный завод по сборке дронов, где толпами трудится местное простонародье. В т. ч. главгерой Макс Да Коста (Мэтт Дэймон) — оказывается, приютский выкормыш и отсидевший подбандючник вполне годится на роль техперсонала! А урки уровнем повыше (ряженые в стиле смягчённого постъядерного трешака) в лёгкую управляются с хайтеком, смело (пусть даже на время) глушат систему защиты Элизиума, пилотируют (да, поди, и чинят!) флаеры орбитального класса. Ничего себе гуляй-рванина!.. Настоящее-то сомалийское отребье не смыслит выше лодочного мотора, а тут прямо парни, кончившие техникум. Есть здесь и больнички, вполне себе ничего, даже получше наших средних — значит, кто-то на Земле организованно преподаёт медицину, чтобы выпускать врачей и медсестёр. Нехилый такой город-помойка, где работают вузы и колледжи.

Но Нил Бломкамп этими логическими мелочами не морочится, а вдохновенно рисует широкую якобы социально-критическую панораму. Де, буржуины усвистали с зачумлённой матушки-Земли на орбитальный Элизиум, у них там рай и вечная молодость, раз в неделю полная регенерация всей тушки тела с выжиганием злокачественных клеток. Грязных землян в Элизиум не допускают, а если кто, заплатив ОПГ за проезд на флаере, ненароком поникнет в рай, то его либо собьют ракетой на подлёте, либо депортируют за шиворот раньше, чем иммигрант успеет засунуть своё больное чадо в регенератор.

Логический вывод тот же, что у Стругацких в «Пикнике на обочине»: «Счастье для всех, даром, и пусть никто не уйдёт обиженный!» В переводе на приземлённый житейский язык это звучит так: «Европа и Америка, ну-ка бесплатно пустили к себе на прокорм Азию с Африкой! А то ишь, зажрались!» Или ещё проще: «Отнять и поделить». Благие пожелания всегда оборачиваются каким-нибудь кровавым безобразием…

Обратим внимание, что «недосягаемый» Элизиум по сути почти беззащитен. Флаеры иммигрантов (аналог ржавых барж и плотов из пустых канистр, на которых голодранцы плывут в евро-рай) проникают в Элизиум без особых помех. Единственно, кто может окоротить «понаехавших» — наёмник Крюгер (Шарлто Копли), беспросветный злодей и садист, который прозябает в земном гадюшнике и по приказу с орбиты валит флаеры из наплечной зенитно-ракетной установки. На него вся надежда! потому что роботы-дроны в состоянии только кому-нибудь руку сломать, повязать или пристрелить в непосредственном боеконтакте.

Шарлто сыграл блестяще, я его даже признал не сразу — такое перевоплощение! Только Крюгеру до Викуса ван де Мерве как пешком от Лос-Анджелеса до Элизиума. Потому что Крюгер — второразрядный герой треш-фильма. На главзлодея не тянет. Что спорить, он картинно машет шнягой, ловко орудует силовым щитом, издевается и домогается до Фрей, подружки главгероя (Алиси Брага, которая существует в фильме как манекен для отыгрыша невнятной любовной линии и носитель Девочки, Больной Лейкозом). Но Крюгер слишком мелькает на экране (не сказать — мельтешит), и образ его не складывается. А уж под конец, когда он напяливает экзоскелет — всё, Терминатырь налицо, актёр куда-то слился.

Итак, главгерой попадает в ситуацию, когда помочь ему может лишь регенератор на Элизиуме. За билетом в рай Макс идёт к старым дружкам-бандитам, а те в уплату требуют согласиться на имплантацию экзоскелета и, используя преимущества сервокостюма, захватить райского подданного, который, как Джонни-мнемоник, носит в голове важные пароли и ключи. На деле акция сразу начинает идти не так, как планировалось, а содержимое башки элизианца оказывается куда важнее, чем считал атаман ОПГ. Интриги высших администраторов Элизиума, власть над миром, новая радикальная концепция политики — в одном стакане, сиречь в одной голове-носителе. На Макса открывается охота. В ходе пальбы и беготни под ногами главгероя путается его детская любовь Фрей с неизлечимо больной дочкой, что искусственно осложняет ситуацию.

Рекламные возгласы о том, что-де Мэтт Дэймон сыграет космического повстанца — голое враньё. Он играет загнанного полуживого боевика, которого как по рельсам ведёт в Элизиум, где он должен будет (куда деваться, так в сценарии придумано) надрывно-пафосно решать — самому выздороветь или обеспечить «счастье для всех, даром». Никакого сравнения с «Районом N 9» — там Викус из робкого чиновничка вырос в самоотверженного героя, а тут апгрейд достигается не внутренним ростом, а наружным девайсом. Как был Макс марионеткой сценариста, так до конца и остался.

Администрация Элизиума — злободневно-кривая политическая карикатура в лицах. Президент-баклажан, блистающий синевой бритой физии. Белая дамочка, которая министр обороны (Джоди Фостер) — как помесь Суровой Госпожи Лотты с Марин Ле Пен. Наверно, это намёк, что евровласти представляют собой противоречивый компот из квотированных иммигрантов в надцатом поколении и слабо законспирированных неонациков, рвущихся к штурвалу. Прэлэстно! особенно если учесть дальнейшие судьбы персонажей.

Ну, и финал, притянутый за уши. Вроде бы хэппи энд — земляне получают доступ к бесплатной медпомощи высшего уровня. А я предвижу закономерное продолжение — верховный земной криминалитет высаживается с флаеров в Элизиуме и заменяет собой прежнюю недееспособную бюрократию. Дронов перепрограммируют на подчинение новым хозяевам (насколько это просто, нам уже показали). Опаньки! Отныне медпомощь доступна, но — за наличные. Ворьё иначе не умеет. А именно оно встанет у власти и будет править бал. Вариантов нет.

Тут и сказочке конец. Вместо спесивых чиновников — воры в законе. Это не робин-гуды, миндальничать не станут, но об их правлении Бломкамп кино не снимет.

Рекомендации: не смотреть.





98
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх