Йен Макдональд цикл


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Verveine» > Йен Макдональд — цикл «Necroville»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Йен Макдональд — цикл «Necroville»

Статья написана 3 июня 2020 г. 20:38

Necroville / Terminal Café (1994)

+ Ночь всех мертвецов / Дни Соломона Гурски / The Days of Solomon Gursky (1998)

+ Убежище / The Hidden Place (2002)

+ Кольцо Верданди / Кольцо Вертанди / Verthandi's Ring (2007)

+ Слеза / The Tear (2008)

В этой вселенной известный нам мир преобразился до неузнаваемости благодаря нанотехнологиям. Скачок в развитии во многом опирался на так называемый постулат Уотсона: «Забудем о превращении мусора в нефть или астероидов в груды “Фольксвагенов”, а также о возможности повесить точную копию Ван Гога в своей гостиной; первое, что мы получаем с помощью нанотехнологий, — это бессмертие». К Постулату прилагается Вывод Теслера: «Первое, что мы получаем с помощью нанотехнологий, — это воскрешение мертвых». Обе идеи имеют ключевое значение для цикла, но в особенности — для одноименного романа, который его открывает.

Некровиль — не конкретное место, а множество мест; это гетто, в котором проживают воскрешенные, рабочие лошадки дивного нового мира, безусловная собственность корпораций. По закону они лишены гражданских прав и обязаны отработать стоимость воскрешения, которая настолько велика, что к 2063 году подавляющее большинство высокотехнологичных зомби по-прежнему в рабстве, и их количество продолжает расти стремительными темпами в силу понятных причин. Поражение в правах носит абсолютный характер: если, к примеру, мертвеца выкупит компания, которой нужно что-то строить на большой глубине, его тело будет преображено соответствующим образом, чтобы выдерживать условия труда. Можете себе представить, как выглядят мертвецы, работающие в космосе…

В романе, действие которого охватывает сутки, пять центральных персонажей с очень разными судьбами; когда-то они вместе учились и по установившейся традиции каждый год на День Мертвецов (по мексиканскому обычаю) встречаются в некровиле Лос-Анджелеса, в кафе «Терминаль», чтобы поделиться новостями, отдохнуть от дел и устроить себе небольшой праздник. Точнее, такова была изначальная задумка, но жизнь внесла коррективы: 27-летние молодые люди за несколько лет успели отдалиться и даже поссориться, поэтому их очередная встреча происходит не благодаря желанию, а вопреки — и отчасти потому, что у неформального лидера этой странной группы очень весомый авторитет.

Сантьяго Колумбар, популярный среди наркоманов новой эпохи создатель разнообразных веществ, испытывает суровый экзистенциальный кризис; Туссен, предпочитающий не вспоминать свое настоящее имя, сталкивается лицом к лицу с теми, кому оно отлично известно — и у них есть план; Йо-Йо Мок, адвокат (хочется назвать ее кибер-адвокатом, пусть это и не совсем верно), пытается спасти свою клиентку, угодившую в самый эпицентр корпоративной борьбы; Тринидад Малкопуэло никак не может забыть любимого человека, к гибели которого, возможно, причастен один из ее друзей. Камагуэй Куинтано, чья участь окажется самой драматичной из пяти, пожинает плоды необдуманного поступка — и проживает за одну ночь целую жизнь. Помимо этих пятерых в романе множество второстепенных персонажей, зачастую очень колоритных; ярких картин, нарисованных неоновыми красками на черном или темно-синем фоне (ночь, глубина, космос); захватывающих и непредсказуемых поворотов; масштабных сцен, включая космические сражения.

Нанотехнологии и их применение, покорение и освоение космоса, бессмертие с его плюсами и минусами, юридические и социальные последствия рывков в развитии науки, поиски себя и поиски бога, поиски смысла жизни и игры с судьбой, попытки осмыслить свое место в мире и тот финал, от которого человечество никуда не ушло — «жизнь после смерти» и «бессмертие» не равны друг другу, — новая этика, новые игры, новое оружие… Перечень можно продолжить. Целых пять непохожих друг на друга героев позволили Макдональду рассмотреть этот мир под пятью разными углами, и в результате получился сводящий с ума калейдоскоп, который можно либо отбросить/уронить в тот момент, когда закружится голова, либо рассматривать часами, вновь и вновь возвращаясь к отдельным особо интересным и красивым узорам.

Я не шучу: порог вхождения у «Некровиля» один из самых высоких, какие мне попадались. Приготовьтесь к тому, что первые несколько десятков страниц не будете понимать вообще ничего, особенно если не читали до этого повесть «Дни Соломона Гурски», которая выходила на русском под названием «Ночь всех мертвецов». Странные вещи, странные люди, странные термины — включая, по известной привычке автора, всякую иностранщину, на этот раз на испанском. Прямым текстом Макдональд не объясняет, и если персонаж, находясь в одиночестве, занимается… ну да, чем-то странным, он же не станет вслух или мысленно читать самому себе лекции на соответствующую тему? Вот потому «Некровиль» покорится только очень терпеливому или упрямому читателю.

Любопытный факт: в повествовательной канве романа просматриваются некоторые образы и темы, получившие впоследствии новое воплощение в цикле «Луна». Йо-Йо похожа на Ариэль не только по профессии (да и сама судебная система «Некровиля» заставляет вспомнить Суд Клавия); здесь имеются свои Волки и умнейшие ИИ; мелькают разок фамильяры и даже взмахивает крылышками бабочка «сатурния луна». Свободные мертвецы, устремленные в открытый космос, могут послужить для читателей, неудовлетворенных финалом «Восставшей Луны», чем-то вроде матрицы для формирования будущего Лунных Драконов: вот куда они полетят, вот что с ними будет… ну, почти. По крайней мере, теперь я лучше понимаю, почему Макдональд выбрал для трилогии именно такой финал — зачем повторяться? В цикле «Некровиль» про будущее постчеловечества уже все рассказано, вплоть до гибели Вселенной.

Да-да, это масштабное событие описано в финале одной из вышеперечисленных повестей. Читать эти повести можно в любом порядке, они сюжетно друг с другом не связаны, но я бы посоветовала придерживаться той очереди, в которой Макдональд их писал, потому что каждое новое произведение расширяет и дополняет предыдущие в плане картины мира. Эта логика предполагает, что начинать надо с романа — тем, кто читает по-английски, — еще и потому, что «Дни Соломона Гурски» содержат нечто вроде спойлера по его финалу в глобальном смысле, то есть не в плане героев, а в плане развития мира и цивилизации. Хотя именно в этом плане финал достаточно предсказуем, чего не скажешь об индивидуальных сюжетных линиях.

Эти пять переплетенных друг с другом историй отличаются по тональности и динамике событий, их даже можно причислить к разным поджанрам литературы или кино: боевик, мистический триллер, корпоративный триллер, детектив с элементами судебного триллера — и пятая сюжетная линия, чистейший артхаус, процентов на восемьдесят состоящий их философских разговоров в постели или вблизи от нее. В этой линии, кстати, интереснейший второстепенный персонаж. Деление на поджанры, впрочем, довольно-таки условное, потому что есть общие темы и события, влияющие на динамику происходящего, и к тому же сцена, на которой все эти пять историй разворачиваются, одна на всех — и она озарена огнями космических сражений, которые на общем безумном фоне довольно быстро начинаешь воспринимать как что-то вроде фейерверка (и, как мне кажется, Макдональд добивался именно такого эффекта).

«Некровиль» кинематографичен в хорошем смысле: он неимоверно зрелищный и красивый, пусть временами речь о красоте распада и смерти; но при этом остается настоящей литературой, где тот читатель, для которого подобное важно, получит множество поводов для перечитывания предложений, абзацев (и всей книги) просто ради красот стиля, ради образов и прочих драматических элементов. Еще в романе есть киноцитаты, как достаточно откровенные, с названиями фильмов классического Голливудского периода, так и изящно замаскированные: «Если я тебе понадоблюсь, просто свистни. Ты же умеешь свистеть, не так ли?»

(Чем больше размышляю над этой стороной романа, тем больше мне кажется, что Дени Вильнев снял бы по нему отличное кино в стилистике «Бегущего по лезвию» — хоть старого, хоть нового.)

А, еще Макдональд затронул в этой книге мой любимый парадокс про корабль Тесея: если человек умер, а потом из его атомов (в большей или меньшей степени) собрали того же самого живого человека… он тот же или все-таки нет? :)

Резюме: стоило одолеть со скрипом первые 30-40 страниц, как «Некровиль» стремительно взлетел на первое место в моем личном топе романов Йена Макдональда, и мог бы претендовать на высокое место в личном топе НФ, если бы я заморочилась его составлением. Но это, без шуток, сложная книга, которая вполне может и совсем не понравиться.





990
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение3 июня 2020 г. 21:53
Значит ли данный отзыв, что в скором времени мы увидим это произведение в переводе?;-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 июня 2020 г. 21:57
Иногда отзыв — это всего лишь отзыв :(
 


Ссылка на сообщение4 июня 2020 г. 14:45
Тем не менее почти все книги, на которые вы помещали отзывы и советовали обратить внимание, в дальнейшем вышли на русском языке: это и Флетчер, и Юн Ха Ли, и много кто еще. Так что будем надеяться, тем более, что Макдональд расходится хорошо. Лично мне понравились все его книги, которые я читала.


Ссылка на сообщение3 июня 2020 г. 23:34
Жаль, конечно. Но Макдональда вроде как издают, может и этой книги дойдут. За отзыв спасибо:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 июня 2020 г. 10:25
:beer:


Ссылка на сообщение4 июня 2020 г. 09:23
Ох, без ножа режете! :-(((
Давняя мечта увидеть этот роман на русском. Повести и рассказы великолепны, их масштабы и «визуализация», если можно так выразиться, впечатляют, но всё-таки чувствуется, что какого-то кусочка мозаики не хватает...
Спасибо за рецензию, одним словом! :beer:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 июня 2020 г. 10:25
:beer:


Ссылка на сообщение4 июня 2020 г. 10:27
Не читал из этого цикла ничего. Есть сборник с «Кольцом Вернанди». С него пожалуй начну.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 июня 2020 г. 10:28
Не надо с «Кольца Верданди«! ^_^
ИМХО, разумеется, но лучше «Слезу» или «Убежище» для начала попробуй.


⇑ Наверх