Большая мыльная космоопера


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Рецензии на фантастические книги» > Большая «мыльная космоопера» (Кристофер Руоккио «Империя тишины»)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Большая «мыльная космоопера» (Кристофер Руоккио «Империя тишины»)

Статья написана 5 июня 2020 г. 00:13

С подачи Дмитрия Злотницкого из «Эксмо» стало чуть ли не общим местом сравнивать «Империю тишины» с творением Патрика Ротфусса. На мой же взгляд, этому тексту до «Имени ветра» как от Земли до Луны. Перед нами обыкновенная юношеская графомания, из которой, чувствуется, пара опытных редакторов, в рамках выделенного бюджета и времени, пыталась сотворить что-то более-менее читаемое.

***

Я долго не мог понять, в чем заключается «фишка», что 23-летний герой ведет себя подобно 14-летнему подростку, у которого гормоны решили сыграть в небольшую войнушку. А потом заглянул в биографию Руоккио и все встало на свои места. «Империя» — это первый его роман, начатый в подростковом возрасте, и, фактически, отражающий все этапы взросления. Вначале – гормональный дисбаланс, затем – куча современных левацких идей, подхваченных в университете, и на закуску – тексты второсортной фантастики, которые он редактировал, работая в издательстве.

Местами, чтение книги сильно раздражает, а от некоторых глав даже «подташнивает», настолько приторно-мелодраматично они написаны. Мать главного героя, по тексту, является режиссером 3-D мелодрам. Очень похоже, что кто-то из близких родственников Руоккио тоже являлся сценаристом «мыльных опер», и он с детства впитал весь набор сопутствующих этому жанру клише.

***

Адриан Марло, чьи записки мы и читаем в виде романа — сын правителя одной из планет Империи, но, в силу обстоятельств, три года проводит на улицах города за много световых лет от родного дома (фактически, бомжом). И, при этом, умудряется как-то выжить. Потом, он решил поучаствовать в гладиаторских боях и выдерживает более пятидесяти (без явных повреждений!) схваток, половина, из которых, один на один. Если учесть, что вооружение мирмидонцев (а Марло был именно им) на порядок уступает защите и вооружению гладиаторов, то в такое верится с трудом.

Но главное не в этом. Вот такой, закаленный жизнью юноша, краснеет и теряется от одного прикосновения к женщине или переживает, примерно, в следующем стиле:

цитата
«Взгляд Валки повис на мне, словно кандалы, и я с трудом сдерживал желание обернуться. Мне хотелось кричать, хотелось упасть на паркет и колотить по нему руками, пока мясо не сойдет с костей и я не разобью их на осколки.»

«Я усмехнулся, и это была классическая кривая усмешка, острое, как нож, оправдание для моего вечно утомленного выражения лица.»

***

Мир романа несет в себе множество заимствований и компиляций. Начало – полная копия «Дюны» Фрэнка Герберта. Человечество, угробив Землю, расселилось по всей обозримой галактике, почему-то сохранив феодальную структуру управления – с баронами, графами, архонтами и их вассалами, императором и прочими. Судя по тонким намекам, симбиоз с ИИ не получился, и все сложнее кофемолки находится под строжайшим запретом. А вычислениями и прочей инженерной работой (ведь надо же как-то перемещаться между звездами) занимаются схоласты – аналог ментатов из школ Бене Гессерит «Дюны».

И, конечно же, все это сдобрено большим количеством толерантности и однополых браков. В результате, все ущербные – сплошь положительные герои, а главные злодеи – их противоположность. Все мужики – похожи на истерических баб (как, психотип), а большая часть дам, наверное в отместку, стервы. Причем, сообщается об этом – заранее. Вот, любуется главный герой генетически вылепленным идеальным личиком дочери архонта Эмеша. И радовался бы созерцанию красивой девушки. Но, нет. Надо сразу же дать спойлер, что в далеком будущем она окажется весьма неприятной личностью. Зачем читателю эта информация, совершенно не относящаяся к текущим событиям, и черед которой настанет через пару тысяч страниц (и даже не в этом томе), совершенно непонятно. И таких «спойлеров» по тексту разбросано великое множество.

Мир романа тоже не отличается «стройностью». Взять, хотя бы, генетическую настройку. Таковой обладает все оружие гладиаторов и никто, кроме них, не может им воспользоваться. Но при этом кольца палатинов (аристократов), в которых записаны все их идентификационные данные, собственность и прочее, вообще никак не защищены. Его можно украсть или отнять, и новый владелец вполне может красоваться с ним на своем пальце.

Или возьмем 57 главу. Личность Адриана раскрыта, и его забирают в замок правителя планеты. Через какое-то время он возвращается в жилище мирмидонцев, чтобы уговорить Хлыста стать своим секундантом в предстоящей дуэли. Далее идет слезливая (в буквальном смысле) сцена, где главный герой исповедуется этому парнишке, рассказывая всю свою жизнь. И хотя, чуть ли не в каждом абзаце говорится, что Хлыст – это лучший и единственный друг Адриана, нигде в предыдущем тексте эта дружба особо не показана. Да, сражались вместе на арене, но таких вокруг было несколько десятков человек.

***

В общем, перед нами переписанное своими словами все, что автор смотрел и читал в своей юности, дополненное промывкой мозгов в университете. Текст, явно, вторичен. И последующие части тетралогии читать совершенно не хочется.

Вердикт. Свое мнение о романе я высказал. Читать или не читать – решайте сами.



Тэги: Frd981


1137
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение5 июня 2020 г. 05:29
Удивляюсь как у вас вообще хватило терпения дочитать эту графоманию. Лично я кое-как дошёл до места где герой просыпается в больнице ограбленный контрабандистами.
Переписывания из Дюны целых страниц — ужас! Такая халтура текста.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 июня 2020 г. 11:20
Я «нежно» люблю Ротфусса и повелся на рекомендацию-сравнение. Все ждал, вдруг на следующей странице автор все-таки возьмется за ум. Увы, не дождался.
 


Ссылка на сообщение5 июня 2020 г. 16:54
Даа, почему-то в последнее время всё что пытаются сравнить с «Дюной» (по крайней мере как пишут на обложках и в рекламных статьях) оказывается полнейшим бессодеражательным бредом — что Империя тишины, что Крушение империи Скальци.
 


Ссылка на сообщение5 июня 2020 г. 23:45
Это называется «прислониться к бренду».
В последнее время зарекся читать аннотации издательств и рецензии их сотрудников.
Чем больше хвалят, тем больше получается после разочарований.
 


Ссылка на сообщение6 июня 2020 г. 02:39
И не говорите.


Ссылка на сообщение5 июня 2020 г. 08:22
Вот это пендель.8-)


Ссылка на сообщение5 июня 2020 г. 11:49
Вполне ожидаемо, мне хватило одной аннотации, чтобы понять, что это явно не моё.
Frd981, спасибо за труд.


Ссылка на сообщение5 июня 2020 г. 22:44
Роман да, вторичный и во многом схож с Дюной, но читается как раз-таки бойко, написан ровно, в отличие от отечественных опупей, где, кроме бесконечных пустых диалогов, практически ничего нет.
Просто это очередная космоопера в старом стиле, тем более написанная в 22 года.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение5 июня 2020 г. 23:40
Космоопера «в старом стиле» — это для меня Дилэни, к примеру. А этому тексту до той же «Новы», как до упомянутой Луны.
 


Ссылка на сообщение6 июня 2020 г. 10:46
Именно.

А формулировка:

цитата

обыкновенная юношеская графомания, из которой, чувствуется, пара опытных редакторов, в рамках выделенного бюджета и времени, пыталась сотворить что-то более-менее читаемое

прекрасно описывает перехваленного Ротфусса.

Но еще больше меня умиляет :-))), как никто в упор не замечает, что «Империя тишины» — классическая рыцарская история из Средних веков, которую чисто декоративно дополнили до феодальной космооперы в духе «космических баронов». Отсюда и сродство не только с «Дюной», но и «Именем ветра». Правда, я не уверен, что Руоккио сможет завершить свою эпопею достойно, но хотя бы развлекательный уровень он пока осилил.
 


Ссылка на сообщение6 июня 2020 г. 12:58
День добрый. Есть хороший критерий в оценке уровня писателя. Это — «эксклюзив». Создал ли он нечто такое, что не было до него. Эксклюзив всегда будет востребован, хоть через 50, хоть через 450 лет (как произошло с Рабле).
Вот поэтому, на мой взгляд, Ротфусс – уникален. Такой уровень проработки мира встречается крайне и крайне редко. Недаром он пишет свои романы по 6 и более лет.
 


Ссылка на сообщение6 июня 2020 г. 13:11

цитата Frd981

Есть хороший критерий в оценке уровня писателя. Это — «эксклюзив». Создал ли он нечто такое, что не было до него. Эксклюзив всегда будет востребован, хоть через 50, хоть через 450 лет (как произошло с Рабле).

Да, но нет.
До магической школы у Роулинг была Диана Уинн Джонс, например.
Запоминаются яркие вещи, да, но считанные из целого ряда.

цитата Frd981

Вот поэтому, на мой взгляд, Ротфусс – уникален. Такой уровень проработки мира встречается крайне и крайне редко. Недаром он пишет свои романы по 6 и более лет.

Нет и нет.
Детально проработанные миры с легендами, языками, традициями встречаются пусть и не часто, но регулярно. Сапковский, Вегнер из поляков, уж позвольте я не буду сейчас перечислять авторов эпического фэнтези по всем странам, ага? Бэккер, Эриксон... нет, увольте)

Я ни в коем случае не против того, что вам понравился Ротфусс. На здоровье) Но недостатков у его книг вполне хватает, чтобы возводить «Имя ветра» с первых же строк рецензии на пьедестал недосягаемого авторитета ;-)
 


Ссылка на сообщение7 июня 2020 г. 12:21
Вся проблема, наверное, в том, что у нас разные критерии оценки Ротфусса.
Существует «искусство для потребления» — зрителей, читателей, и «искусство для искусства» — создателей новых произведений. В силу определенных причин, я смотрю на книги со второй точки зрения. Для меня, помимо всего прочего, важно и «как это сделано».
Поэтому, Ротфусс – для меня «эксклюзив», ибо очень хорошо представляю, сколько надо знаний, усилий и неординарных способностей к фантазии, чтобы прописать придуманный им мир с такой детализацией. Для меня он – толкинист. Не в смысле «последователь и продолжатель», а с точки зрения автора, который придумывает целый язык, чтобы три раза мимоходом упомянуть его в романе.
 


Ссылка на сообщение7 июня 2020 г. 15:48

цитата Frd981

Существует «искусство для потребления» — зрителей, читателей, и «искусство для искусства» — создателей новых произведений. В силу определенных причин, я смотрю на книги со второй точки зрения.

Странно. Ротфусс хорош в первую очередь для тех, кто потребляет картинку и приключения. Поэтому его и метко называют иногда «армада-стайл» . Спасают его лишь отдельные удачные «рюшечки» и эпизоды. И надежда, что уж второй-то третий-то том себя покажет)
Я предпочитаю рассматривать книгу в комплексе. В рамках жанра и ниши, авторских идей и интонации, поставленных и достигнутых целей. Отсюда и отношение к Ротфуссу, как к обманке. Когда притворяются гением, надеясь, что никто не крикнет, что «король-то голый полуобнаженный!»

цитата Frd981

Поэтому, Ротфусс – для меня «эксклюзив», ибо очень хорошо представляю, сколько надо знаний, усилий и неординарных способностей к фантазии, чтобы прописать придуманный им мир с такой детализацией. Для меня он – толкинист. Не в смысле «последователь и продолжатель», а с точки зрения автора, который придумывает целый язык, чтобы три раза мимоходом упомянуть его в романе.

Возможно, у меня шире книгозор, но одной лишь проработки языков или пары легенд мало, чтобы заставить пасть ниц перед книгой. Выше я называл авторов, которые прорабатывают не менее, а то и более богатые миры. Зачастую с языками и легендариумом. Даже у нас сейчас в России полно МТА, которые несмотря на полнейшее неумение в композицию книги или даже в грамотность — все равно тянутся за детализацией. Ротфусс повыше них, безусловно, но если уж клеймить графоманами всех середняков — то его тоже придется непременно вписать в эти ряды.
 


Ссылка на сообщение8 июня 2020 г. 13:18
Похоже, мы перешли в субъективную плоскость – «нравится – не нравится». А достижение в ней какого-либо консенсуса весьма и весьма проблематично.
Я посмотрел, на ЛЛ вы так и не написали рецензии ни на «Имя ветра», ни на «Страхи мудреца». Озвучьте свое развернутое мнение, и можно будет вернуться к дискуссии. (У меня отрецензированы все книги Ротфусса – Zatv).
 


Ссылка на сообщение8 июня 2020 г. 13:35

цитата Frd981

Похоже, мы перешли в субъективную плоскость – «нравится – не нравится». А достижение в ней какого-либо консенсуса весьма и весьма проблематично.

Почему же, я с большим интересом пронаблюдал переход от обсуждения книги к обсуждению компетенций.

цитата Frd981

Я посмотрел, на ЛЛ вы так и не написали рецензии ни на «Имя ветра», ни на «Страхи мудреца». Озвучьте свое развернутое мнение, и можно будет вернуться к дискуссии.

Для того чтобы книгу отрецензировать, ее надо перечитать (а то и несколько раз). Перечитывать три толстенных и не интересных мне талмуда не входит в мои планы. Поэтому вынужден отклонить ваше любезное предложение. Однако если вас интересует сравнение развернутый позиций, то я отобрал на Фантлабе несколько отзывов, с которыми во многом согласен. Раз, два, три. Но если вы не пожелаете продолжать дискуссию в таком формате, тоже отнесусь с пониманием.
 


Ссылка на сообщение8 июня 2020 г. 20:40

цитата Green_Bear

ля того чтобы книгу отрецензировать, ее надо перечитать (а то и несколько раз)

Интересно, сколько же раз нужно перечитать опиумную войну? Если уж за Ротфусса лень браться...
 


Ссылка на сообщение7 июня 2020 г. 18:22
Вот вы хорошо сказали, что у нашего с вами любимого автора неординарная способность к фантазии. Ротфусс- самостоятелен. Он сам себе свой собственный Ротфусс.


Ссылка на сообщение7 июня 2020 г. 11:12
Нудняк... редкостный... нудняк. Местами нудняк вообще становится бестолковым. Даже якобы драйв по тексту — нудняковый. Такую прозу хорошо читать полным одиночкам в дождливую погоду на карантине)
Не спорю... и у подобных текстов будут свои поклонники, фанаты и прочее. Так что, читать — вам и выбор делать каждому — свой собственный.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 июня 2020 г. 12:23
Полностью согласен. И если бы не привычка дочитывать книги до конца, бросил бы на половине.


⇑ Наверх