Антон Орлов Пепел


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Farit» > Антон Орлов, "Пепел Марнейи"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Антон Орлов, «Пепел Марнейи»

Статья написана 6 июня 2020 г. 12:33

«Пепел Марнейи»
Антон Орлов
Пепел Марнейи
2009, роман

Разборки между могущественными магами привели к катастрофе: мир Сонхи остался без своего бога-хранителя — Стража Мира. Началась эпоха упадка, из всех щелей лезут потусторонние существа и демоны, чудовищный Живодер терроризирует целую страну, угрожая превратиться в божество насильственной смерти. Простые люди смирились и живут в бессильном страхе, некоторые тщетно взывают к исчезнувшему Стражу Мира, но находятся и такие, кто, несмотря на риск, осмеливается встать на пути у Живодера и его высокопоставленных покровителей.


Прочитал я эту книгу по рекомендации из ЖЖ. Весьма восторженной, надо сказать. Правда эта рекомендация была изложена как-то так: начинаете читать вот этот цикл, потом прерываетесь и читаете другой цикл того же автора, а потом возвращаетесь к исходному. Если учесть, что первый цикл – это фэнтези, а второй – космоопера, то выглядело забавно.

Я немного буду спойлерить, так что если кто решится, по крайней мере, начать – дальше лучше не читать. Пока скажу интегральное впечатление – книга неплохая, не без недостатков, но читать было интересно.

Итак, действие разворачивается в некоем фантазийном мире, в котором произошла ужасная трагедия – исчез его Страж. Страж – это что-то типа бога, причем очень сильного и очень доброго. Он появляется тогда, когда в мире становится худо, побарывает это самое худо и исчезает куда-то до следующего худа.

И вот в какой-то момент Страж исчезает, причем исчезает не насовсем, что совсем плохо. Если бы он исчез насовсем – в мире появился бы новый Страж, ведь мира без Стража не бывает. А тут он как бы есть, и его как бы нет – впал в забытье, превратился в котенка, и сам миру не помогает, и новому помощнику народиться не дает. И так длится уже тысячу лет.

После того, как он исчез, в мире стало худо. Закрылись Врата Перехода, то есть уйти из мира стало невозможно. Появилась всякая нечисть…

Здесь необходимо сделать паузу. Дело в том, что нам не с чем сравнивать. Мир пришел в упадок – так сказал автор и нам можно либо ему поверить, либо нет. Мы не знаем, каким мир был до исчезновения Стража. Мы видим его таким, какой он есть – обычный фэнтезийный мир, с мечами и магами, троллями, демонами, всевозможными существами, с некоторыми можно договориться, с другими – не очень. Мир не особо патриархальный – есть женщины-маги и женщины-воительницы, да такие, что любого скрутят – оставаясь при этом стильными и женственными. Там принцы крови бродят по побережью в поисках ящериц, там отдают девушек Морскому царю. Там среди средневековых трущоб прорастают некие особенные сонные дома – с плотоядными лифтами и холодильниками, с горячей водой в ванных и кофе-машинами. Там есть секс. Наконец, там есть Живодер, который режет всех почем зря.

Что из вышеперечисленного – признак упадка? Что было раньше? Например, еще до того, как пал Страж от игр местных чародеев – Унбарха и Тейзурга – рушились острова, и цунами превращало равнины в архипелаги. При этом отдельно упомянуто, что эти игры, в общем-то, мало отличались от того, что было до них. Страж, собственно, и проснулся-то, чтобы положить конец этому безобразию. Что самое интересное – положил, ибо после его падения такого рода эксцессы, похоже, прекратились. Это и есть упадок?

Сюжет тут достаточно простой. В самом начале книги собираются две компании: в первую входят наследный принц, нищий и сирый, могучая женщина-воительница, не менее мощная женщина-маг, а также морская госпожа, то бишь земная девушка, которую когда-то отдали морскому царю. Она ему нарожала детишек, выжила, и он ее отпустил на сушу. Теперь она может распоряжаться всеми морскими богатствами, а ее зубастые детишки ее обидчику в любой момент готовы башку откусить. Также в компании есть человек-мегафон, то есть бард без слуха и без голоса.

Во вторую входят наемный убийца, его жертва – малахольный паренек, который цепенеет, если его взять за шиворот, и команда могучих троллей во главе с тролльим шаманом – довольно мощным колдуном по имени Мунсырех.

В полном соответствии с законами фэнтези, команды отправляются в путь. Цель первой команды – поиски младшего братика морской госпожи, плюс параллельно они хотят посетить один знаменитый монастырь с колдовскими свитками; кроме того, девушка-маг поссорилась с Живодером и хочет от него скрыться. Цель второй команды – убить Живодера. Вернее, это цель паренька по имени Рис – наемный убийца и его компания поддаются его харизме и решают ему помочь, хотя поначалу намеревались убить за деньги. Деньги давала высочайшая покровительница Живодера, которая как-то определила исходящую от Риса опасность и попыталась принять превентивные меры.

Такова исходная диспозиция. Далее наши герои проедут через тамошние земли, повидают всякие чудеса, разгадают кучу загадок, преодолеют кучу опасностей, расстанутся, встретятся вновь и в итоге одержат победу (враг приедет к ним сам), но не окончательную, с немалым количеством зерен, которым суждено прорасти в последующих книгах цикла. Говорю это без какого-либо осуждения – это, как известно, происходит в каждом первом фэнтэзи.

Что понравилось. Пожалуй, сама история. Все же как ни крути, а в книгах нас интересует именно она. Мы переживаем – получится ли у героев, в какую цену встанет им победа, кто кого полюбит в итоге и что там у них будет с взаимностью. Здесь с этим не то что бы хорошо – все в меру. Принца ждет его престол, наемного убийцу – соседний, чем плохо? Зло конкретное уничтожено, а за кадром угадываются контуры чего-то более древнего и зловещего, так что дел еще много.

Герои такие, каких ждешь – многие посчитают это слабостью, но я не из их числа. В том, что взяты давно известные и хорошо разработанные типажи нет ничего плохого. Тут как с кино – у актеров есть амплуа, они играют в разных фильмах и будет ли фильм хорош – зависит от того, какой написан сценарий и как он поставлен. Оригинальность ради оригинальности – грех, который я куда менее склонен прощать.

Теперь о минусах. Вернее, это не минусы – это, скорее, то, что я сделал бы иначе (я знаю, как смешно это звучит, если что).

Сначала о фундаментальном. Совершенно не прописана мировоззренческая основа мира. Страж, так как он изображен – это, очевидно, абсолютное его добро. Бог, который приходит на помощь, когда становится худо, а когда он на помощь не приходит – становится худо по-настоящему. По крайней мере, так заявлено.

Но Стражу не то, что храмов нет, не то, что культа его нет, нет орденов и последователей. Там на полном серьезе считают абсолютным добром Унбарха, а абсолютным злом Тейзурга. Как? Почему? Это не боги, это маги, оба творят и того и другого, как на этом строить мировоззрение? Тем паче, что вся их мощь рассыпается в прах, когда приходят милые пёсики…

При этом – наверное, это как раз минус – вообще непонятно, как «работает» система Стража. Судя по всему, он где-то там спит, и если что-то такое затевается – рождается, где-то растет, набирается ума, потом идет наводить порядок. Нам показаны два эпизод. Первый – он пришел положить конец распре Унбарха и Тейзурга. Да-да, той самой, которая сметала острова и топила земли. Второй – когда он пришел положить конец убийствам Живодера.

Я тут даже не буду сравнивать – что страшнее и на что надо реагировать. Стражу виднее. Но ведь с этой точки зрения никакого особого забвения и нарушения распорядка не было! Страж пришел и кокнул Живодера в тот самый момент, когда надо было, когда тот из простого убийцы вознамерился сам стать богом.

К сожалению, автор вообще ничего не написал о том, что было в годы между забвением Стража и его новым появлением. Какие страшные катаклизмы он не предотвратил? Пока все указывает на то, что ничего особенного до рождения Живодера просто не происходило. Но тогда накал ужаса, накрывшего мир после того, как исчез его Страж, очень сильно блекнет…

Еще в качестве минуса я бы назвал некоторую склонность автора к спойлерам. Страницы книги буквально пестрят намеками, причем они настолько явные, что это реально утомляет. Читателю упорно подмигивают: Гаян на самом деле принц; пропавший братишка морской госпожи и Рис – одно и то же; Рис – это на самом деле Страж; одно из продолжений будет в космическом антураже – и так далее. Можно же было дать то же самое хоть немного потоньше.

Ну и в качестве точки – мне не очень понравился финал. Он какой-то незаконченный. Только что все были на волосок от гибели – ба-бах, Рис перекинулся в огненную сущность и всех победил, а потом смылся; все оставшиеся герои стоят перед лицом войска и двух мощных магов, готовятся встретить смерть – тут прибегают собачки и закатывают врага в песок, а герои сидят и в меха кутаются; на фига была вся эта подготовка Риса, ежели из него вылупился Страж с полным набором уже имевшихся у него навыков и т.д. и т.п. То есть сюжетные арки арки куда-то вели, но с финалом нас немного надули.

В целом, повторюсь, книга интересная, минусы вполне терпимы. Буду ли читать цикл дальше – большой вопрос.





699
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение6 июня 2020 г. 15:21
Спасибо. Интересно.


⇑ Наверх