РАПОРТ ДВУХ МАГОВ Nowa


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > РАПОРТ ДВУХ МАГОВ (Nowa Fantastyka 4/130 2001). Часть 5
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

РАПОРТ ДВУХ МАГОВ (Nowa Fantastyka 4/130 2001). Часть 5

Статья написана 4 июля 2020 г. 13:11

ВОЙЦЕХ КУЧОК

Войцех Кучок/Wojciech Kuczok (род. 18 ноября 1972 в г. Хожув) – польский прозаик, поэт, кинокритик и киносценарист, спелеолог, спортивный обозреватель. Лауреат премии “Nike” (2004).

Учился в Первом общеобразовательном лицее имени Юлиуша Словацкого г. Хожува, откуда был исключен, и завершил школьное образование в Третьем общеобразовательном лицее имени Стефана Батория в г. Хожуве. Выпускник факультета киноведения Шленского (Силезского) университета (г. Катовице). Защитил докторскую диссертацию в Ягеллонском университете (г. Краков).

Первоначально занимался поэзией (был связан с силезской поэтической групировкой “Na Dziko”) и новеллистикой (дебютировал литературной миниатюрой, опубликованной в ноябрьском номере журнала “Nowa Fantastyka” за 1992 год). С 1992 года публиковал свои стихи и рассказы в литературной прессе (в том числе в “Rzeczpospolita Plus Minus”, „Gazeta Wyborcza – Wysokie Obcasy”, „Dziennik Polska-Europa-Świat”, „Newsweek”, „Res Publica Nowa”, „Playboy”, „Twórczość”, „Kresy”, „NaGłos”, „Odra”). В 2000 – 2004 годах печатал критические тексты о кино в еженедельнике “Tygodnik Powszechny” и ежемесячнике “Kino”. В 2000 году стал лауреатом конкурса молодых кинокритиков имени Кшиштофа Ментрака. В 2004 – 2005 годах был спортивным обозревателем газеты “Reczpospolita”, а также еженедельника “Newsweek” и журнала “Metropol”. В 2007 – 2008 годах регулярно публиковал статьи о кино и рецензии на фильмы в ежемесячнике “Zwierciadło”. В 2012 – 2013 годах был постоянным корреспондентом газеты “Przegląd Sportowy”, c 2014 года ведет колонку в спортивном отделе газеты “Gazetа Wyborcza”.

В 2009 – 2010 годах был стипендиатом берлинского фонда „Deutscher Akademischer Austauschdienst”. Автор драматического моноспектакля “Doktor Haust”, написанного для Михала Жебровского (премьера состоялась в январе 2005 года в варшавском “Teatr Studio”, режиссер Магдалена Пекож). Написал драму “Ambona ludu” по заказу Нового театра г. Познани (2016, режиссер Петр Кручиньский). Драму “Pradziady” поставил в виде телеспектакля в рамках проекта “Teatroteka” режиссер Михал Здуник в 1918 году.

Дебютная книга – сборник стихов “Opowieści samowite/Обыкновенные истории” (1996).

Однако возбудили к писателю интерес читателей и принесли ему признание критики первые сборники рассказов: “Opowieści słychane/Услышанные истории” (1999, номинация на премию “Nike”, премия общества “Polskie Towarzystwo Wydawców Książek”) и “Szkieleciarki” (2002), «потрясающая смесь обыденности и ужаса», в которой явственно отразились высочайшее литературное мастерство, тонкий языковый слух и сюжетная изощренность их автора. «Кучок охотно нарушает нравственные и общественные табу, повествуя о насилии в семье, сложных и ядовитых отношениях между людьми, различных травмах, приносимых связями мужчин с женщинами, о мучениях героев, не способных справиться ни с окружающим миром, ни с собой».

Лучшей книгой писателя считается роман “Gnój/Дерьмо” (2003, изд. 2 – 2004, изд. 3 – 2008, изд. 4 – 2013), несущий подзаголовок «антибиография».

Это «с одной стороны, интертекстуальная игра автора с конвенцией семейной саги (речь идет о традиционной силезской семье), а с другой – болезненный рассказ о семье ущербной, в которой отец во имя специфически понимаемого “добра для ребенка” муштрует сына, измываясь над ним как физически, так и психологически, и уродуя таким образом личность главного героя». «Это роман о ненависти, насилии и любви в польской семье. Автор пытается выявить истоки бытового зла и оценить его страшное воздействие на сознание человека. Роман изобилует гротескными, карикатурными и лирическими портретами, ироничными обобщениями на тему судьбы, тонкой игрой со стилистическими особенностями различных этосов – родительского, супружеского, соседского, профессионального». Роман получил Paszport “Polityki” (2003) и был отмечен главной польской литературной премией “Nike” (2004), а также премией “Krakowska Książka Miesiąca” (2004, писатель жил тогда в Кракове). В Польше его прочитали около полумиллиона жителей. Он переведен на множество языков: хорватский, чешский, французский, голландский, нидерландский, немецкий, литовский, румынский, сербский, словацкий, украинский, венгерский, итальянский. Под названием «Дрянье» переведен он и на русский язык (М.: НЛО, 2005).

После публикации этого романа за его автором «прочно закрепилась репутация виртуозного стилиста, который играючи переходит от реализма к сюрреализму, от трагедии к фарсу, шутке и каламбуру, пронизанным откровенностью, эмоциональностью и чувственностью».

В 2003 году по авторскому сценарию, написанному по роману “Gnój”, был поставлен фильм “Pręgi/Рубцы” (режиссер Магдалена Пекож, см. левый снимок), который в 2004 году получил главную премию (“Złoty Lew”) на кинофестивале в г. Гдыня. Фильм предлагался для выдвижения на награждение премией “Оскар” от Польши, но не получил номинацию.

В 2004 году вышел из печати очередной сборник рассказов писателя: “Widmokrąg”. «Здесь собраны тексты, часть которых на волне популярности романа “Gnój” публиковались в прессе, а также в популярных сборниках рождественских рассказов. Большая часть этих текстов – о любви, хотя их тематика не обязательно такова, какой можно было бы ожидать от рассказов об этом прекрасном чувстве. Например, здесь есть повествование от имени старушки, которая ежегодно в День поминовения всех усопших ездит на могилу мужа (“Królowa bólu/Царица печали”), история любви городского мальчишки к гуральке и его сложных отношениях со своими родителями, которые опасаются, что их чадо подцепит вшей (“Телячьи нежности”), а также гротескная история о гомосексуальной инициации молодого бизнесмена (“Żebry Adama/Подайте Адаму”)». В 2012 году этот сборник, названный по заголовку одного из рассказов – “Царица печали” -- вышел из печати в переводе на русский язык.

Следующий сборник рассказов писателя – “Opowieści przebrane/Переодетые истории” (2005) – был по сути переизданием незначительно модифицированных рассказов, почерпнутых из ранних сборников.

“To piekielne kino/Это адское кино” (2006) – это сборник углубленных аналитических рецензий, часть из которых публиковалась в “ResPublica Nowa”. Как явствует из названия, Кучок рецензирует фильмы, которые при всей их непохожести и в самом деле могут быть названными «адскими»: например «Сало, или 120 дней Содома» Пьера Паоло Пазолини, ленты Бергмана. И, кстати, фильмы Кшиштофа Занусси. Сборник заканчивается текстом о создании сценария для фильма “Pręgi”.

В 2009 году вышел из печати новый сборник эссе, связанных с тематикой кино: “Moje projekcje/Мои проекции”, где Кучок анализирует ряд кинематографических мотивов и рассказывает о некоторых повстречавшихся ему в киноиндустрии людях.

Здесь, пожалуй, стоит отметить, что кинематографический тандем Кучок-Пекож не ограничился единственной кинолентой. В 2008 году был издан роман писателя “Senność/Сонливость”, и в том же 2008 году Магдалена Пекож поставила по его сценарию (написанному в первую очередь, до написания романа) одноименный фильм.

В основе как книги, так и фильма – «три сюжетные линии, связанные общей темой, темой сна. Герой одного из сюжетов, Адам (Рафал Мацковяк), работает врачом. Он родом из глухого предгорного села, немного стесняется своих родителей, людей простых, с патриархальными взглядами. В городе он живет скромно, жизнь его монотонна. В какой-то момент Адам понимает: единственное, что его занимает в жизни – это любовное чувство к случайно встреченному юноше, который оказывается жуликом. Он ничего не хочет рассказывать родителям. И ничего не хочет решать. Жизнь постепенно утекает, как песок сквозь пальцы. Другой герой, Роберт (Кшиштоф Завадский) – талантливый писатель. Впрочем, он давно уже ничего не пишет, просиживая часами в подвале архива и разглядывая в окне ноги прохожих. Он живет с нелюбимой женщиной, склонной к вечным истерикам, и не в силах освободиться из эмоциональной западни. Третья героиня – Роза (Малгожата Кожуховская), бывшая актриса, страдающая нарколепсией после автокатастрофы. Роза то и дело засыпает, особенно в моменты нервных срывов. Она безумно любит мужа (Михал Жебровский) и постоянно подозревает его в измене. Болезнь замыкает ее одну в роскошном доме, как в клетке». Эти трое «живут как во сне, живут и не живут, приучая себя обходиться без радости, без любви. Но для каждого из них наступает момент пробуждения, момент долгожданного освобождения всех чувств, желаний и творческих сил – именно на этом этапе судьбы героев начинают переплетаться». И книгу, и фильм упрекали в некоторой шаблонности сюжета и схематичности героев, но традиционно хвалили за великолепный язык и безупречное чувство стиля. В 2010 году роман “Senność” вышел из печати в переводе на русский язык под названием «Как сон».

И третий фильм дуэта Кучок-Пекож – “Zbliżenia/Приближения” – вышел на польские экраны в 2014 году. Насколько известно, творческий дуэт продолжает трудиться над совместными кинематографическими и театральными работами.

Свидетельством возвращения писателя в свою лучшую форму назвали критики роман в миниатюрах “Spiski. Przygody tatrzańskie/Заговоры. Приключения в Татрах” (2011). В нем повествуется о человеке из Силезии, ритм жизни которого определяется поездками в Татры. В миниатюрах описываются первые эротические приключения героя, его любовь к футболу и необыкновенной природе, но также содержатся тонкие наблюдения над жизнью силезцев и гуралов.

“Poza światlem/Вне света” (2012) – наиболее личная, написанная от первого лица книга писателя, в которой он раскрывается как вечный странник, скалолаз и спелеолог, первооткрыватель подземных пещер.

И вот тут, пожалуй, пора дать справку о спелеологических достижениях нашего героя. Он знаменит рядом открытий: в том числе Дующей пещеры (в Силезских Бескидах, 2005), Твердой пещеры (Краковско-Ченстоховская Юра, 2010). Принимал также участие в исследованиях пещеры Ciesęć (Краковско-Ченстоховская Юра, 1997), нижнего уровня Ледяной (Małołąckiej) пещеры (Западные Татры, 1997), и многих других пещер Польши и Европы. В 2013 году получил (вместе с Рафалом Климарой, Мареком Павельчиком и Ярославом Сурмачем премию “Kolos” за 2012 год (с мотивацией «За открытие и исследование пещер Медвежьей Верхней/Jaskinia Niedźwieża Górna и Непокорной/Harda»).

Опубликованный в 2013 году сборник рассказов “Obscenariusz”, по словам самого писателя, складывается «в принципе из одних только постельных сцен. Поэтому можно сказать, что я наконец-то перестал сам себя обманывать, утверждая, что сначала придумываю сюжет, а эротические сцены использую лишь как орнамент».

В 2016 году появился на свет сонник “Proszę mnie nie budzić/Прошу меня не будить”, своего рода литературный эксперимент, в котором писатель собрал описания своих снов, увиденных на протяжении нескольких месяцев. В книге можно прочитать много интересного о горах, политических деятелях, литераторах и таких сонных видениях, как участие писателя в Варшавском восстании.

И, наконец, самые свежие книги писателя – это роман “Czarna/Черная” (2017) и дневник “Rozmemuary” (2019). О них как-нибудь в следующий раз.





163
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх