Марцин А Гузек Застава на


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» > Марцин А. Гузек «Застава на окраине Империи. Командория 54». -- М.: Эксмо: Fanzon, 2020. Серия: Fanzon. Польская фантастика (Первый роман цикла «Орден Серых Плащей»).
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Марцин А. Гузек «Застава на окраине Империи. Командория 54». -- М.: Эксмо: Fanzon, 2020. Серия: Fanzon. Польская фантастика (Первый роман цикла «Орден Серых Плащей»).

Статья написана 26 июня 2020 г. 10:16

Хроники приграничья, или Юные плащи на страже цивилизации

zastava_na_kraju

После жуткой эпидемии чумы Великая Империя находится не в лучшем состоянии. Тысячи подданных умерли или покинули отчий дом. Сотни городов и селений заброшены. Непобедимые легионы ушли ближе к сердцу государства.

Но есть те, кто не бросил оставшихся людей на произвол судьбы.

Орден Серых Плащей.

В отдаленную командорию ордена, на границе с Чащей, прибывает пополнение рекрутов. Им надо выжить и доказать, что они достойны носить плащи полноправных членов Ордена. Вот только удастся это далеко не всем.

Тем более, в такое время, когда в этих краях становится совсем неспокойно.

И дело не только в убийствах среди местных, обнаглевших разбойниках или племенах дикарей, издавна населяющих Чащу. Кандидатам в Стражи придется столкнуться с потусторонними тварями, справиться с которыми ой как непросто!


Ясновельможные паны не перестают радовать нас все новыми и новыми именами польских демиургов.

И вот новый автор, местами напоминающий эдакую лайт-версию Вегнера. Облегченную не по причине детского/семейного рейтинга или отсутствия неаппетитных моментов, а по уровню мастерства, масштаба, описания и проработки своего мира.

Итак, перед нами классическое темное фентези с убийствами, гибелью героев, мрачноватой атмосферой. А также главами, каждая из которых рассказывает законченную историю из жизни рекрутов Командории 54. К структуре романа претензий минимум. С каждой главой автор раскрывает чуть больше нюансов мира и характеров героев. Практически сразу появляется мощный таинственный антагонист, не факт что самый главный, но способный причинить юнцам и жителям Жопы Мира немало неприятностей. Перед нами промелькнут Видящие, демоны, вселения, мы увидим убийство, и не одно, побываем на сельских празднованиях, послушаем рассказы о цивилизованной империи и о дикарях Чащи.

Все вроде и неплохо, но есть нюансы.

Мир у Гузека стандартный и не может похвастать практически ни одной оригинальной задумкой.

Большая Империя с единым Господом и непобедимыми легионами. Огромное количество дикарей-язычников, живущих в лесу и за ним, точащих зуб на цивилизованную державу. Жуткая чума, выкосившая население империи. Отвод войск из дальних регионов и вялые попытки обозначит там свое присутствие. Х-м, пан Марцин, вы в читателе ностальгию за Западной и Восточной Римской (или может Священной Римской) империями решили пробудить?

Единственный более-менее свеженький ход — Орден Серых Плащей (хотя тоже, будем честными, не открытие века, мало ли духовно-рыцарских орденов, чаще всех в контексте «Заставы» вспоминается Тевтонский, было в нашей истории?). Структура, сосредоточившая в своих руках контроль и борьбу со сверхъестественным (кто сказал инквизиция?). Функции государственного архива, святое воинство, отряды асассинов-спецназовцев, а заодно (чтоб два раза не вставать) судебный контроль в приграничных территориях, где на данный момент отсутствуют имперские чиновники.

А не сильно ли, господа Стражники, вы роток на чужой вершок раззявили? Несчастных тамплиеров, которые если с вами сравнить, поскромнее были, и тех извели ни за чих собачий. А тут такая силища на бедную кризисную империю. Чавой-то тамошний властелин совершенно мух не ловит.

Но если оставить логику за дверью, выискивать нюансы структуры Серой Стражи с ее братствами, героями, обычаями, легендами, страшными историями, любопытственно.

Идею Серых Плащей вполне можно занести в актив Гузеку.

А вот дальше начинаются обещанные нюансы.

Особенно они лезут в глаза в первой трети книги, дальше, похоже, автор чуток расписывается, да и привыкаешь к его обалдуям постепенно.

Герои в дебюте очень уж смахивают на типажи-функции. Юный командир, аристократ, большой шкаф, бард, монах, викинг. И трое девиц – бой-баба, ведьма и еще одна типа-аристократка с секретами (на дамах фантазия автора откровенно дала сбой). Там даже в именах поначалу путаешься, как в трех соснах, очень уж ребята и девчата блеклые в дебюте книги. Понятно, что со временем персонажи раскрываются, развиваются, теряют товарищей, делают сложные выборы, и даже начинают вызывать сопереживание (последняя треть романа в некоторой степени позволяет примириться с «багами» дебюта).

Но происходит эволюция образов слишком уж медленно и далеко не сразу. Есть у меня подозрение, что далеко не все читатели будут столь терпеливы, чтобы дождаться этих волшебных изменений.

Язык также не шедеврален. Даже всплыл основательно подзабытый вопрос: кто же в этом больше виноват: автор или переводчик? Слог рваный, сильного отвращения не вызывает, но и удовольствия от певучей речи писателя вы не получите.

Чрезмерное количество анахронизмов и слов из другой сказки. «Викинг», «мажор», «революция», имена богов, среди которых Хорс и Дагон, etc (откуда в фентезийном мире, не связанном с нашим, норвежские «викинги», а также неологизмы 20 века, как-то мажор»?). Позабавил частый акцент на том, что в этом обществе в широком употребления трусы. Причем не только у братьев ордена, но и у пейзан. Не панталоны, не кальсоны, не подштанники, а именно трусы (или это поклон мэтру с его «батистовыми трусиками Ренфри»?). Средневековье говорите? Ну-ну. Такие моменты достаточно сильно мешают погружению в текст.

Особенно «доставляют» фразы типа: «Чувак трахается с другим чуваком». По видимому, решив написать дарк-фентези, Марцин поставил себе за цель как можно чаще употреблять корявые словесные обороты, связанные с физиологическими и сексуальными отправлениями. Если так, с задачей автор справился. Причем никакой особой пошлятины мы не увидим, но внимание сексу уделяется большое. Впрочем, с третьей стороны, если вспомнить что герои Гузека относятся к young adult (им годков по 16-17), такой интерес к противоположному полу становится понятен.

Все происходящее выглядит слишком уж местечково и провинциально. Десяток рекрутов возятся в Жопе Мира, решая местечковые вопросы. Шесть деревень, пару сотен крестьян, еще пару сотен врагов. Даже самопожертвование обыгрывается странноватым образом: вскользь и не акцентировано. При этом из героев до финала доживут далеко не все (ставки на очередность принимаются) – ну это как бы уже давно стало модным трендом, спасибо дядьке Мартину.

Информации о мире в обрез. Есть ли у империи цивилизованные соседи? Как случилась Чума? Что происходит на других границах и в центре? Каковы нюансы политического и социального устройства? Кто на престоле и около него? Нет ответа.

Действия также не густо. Пару стычек, одна короткая поездка вовне, и финальная битва. И даже в ней, как вы уже поняли, на столкновении многотысячных армий рассчитывать не приходится. Мы тут по скромному, по домашнему: сотенка человеков туда, сотенка сюда.

Магия разумеется в наличии (фентези все таки), но не очень внятная. Нам показали ритуал, позволяющий разорвать человека как тузик грелку, ведьм-травниц, некоторое количество видящих — эдаких пророков-сновидцев, одержимость демоном. Видящие также могут служить воротами, через которые в этот мир приходят потусторонние существа (подвид одержимости). Имеются духи погибших, не закончивших свои земные дела.

Искренне порадовали дикари-«Склавяне». Такой милый детский прием коверкать имена и названия, вроде как скрываясь от взрослых и зашифровывая термины от непосвященных в свои игры. На самом деле осознанно стремясь вызвать нужные тебе ассоциации. А что, очень удобно! Ведь уже не нужно полностью продумывать и описывать новый народ — вскользь зацепил, остальное читатель сам по изуродованному имени народности дорисует в воображении.

Уточнение: спасибо Vladimir Puziy, обратившему мое внимание на существование этнонима Склавины (лат. Sclaueni) — «общего названия всех славянских племен у раннесредневековых и ранневизантийских авторов». Пожалуй, претензию по поводу «склавян» можно снять.

Эрго. Среднее темное фентези, радующее орденом Серых плащей. А вот долгое начало, местечковость, анахронизмы, не самый яркий язык, в актив книге не занесешь.

P. S. Отдельно позабавила разница оформления русской и польской обложек. У поляков серый, невзрачный рыцарь в побитом шлеме без украшений, растекающийся брызгами крови. В русском – ухоженный гордый воитель в красивенном шлемаке с рогами и развевающемся чистеньком плащике. Хоть сейчас на агитплакат «Ты записался в Серые плащи?!»





947
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение26 июня 2020 г. 14:05

цитата imra

Искренне порадовали дикари-«Склавяне». Такой милый детский прием коверкать имена и названия, вроде как скрываясь от взрослых и зашифровывая термины от непосвященных в свои игры.


Вы будете удивлены, если поинтересуетесь, не существовал ли такой этноним в действительности.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 июня 2020 г. 14:16
Они Склавины называются в классическом переводе с латыни, если брать этноним, но суть понятна
 


Ссылка на сообщение26 июня 2020 г. 14:37
Благодарю за информацию, по классике «век живи — век учись», пожалуй, эту мою претензию стоить снять: похоже, в этом случае у Гузека не детские, а лингвистические игры))


Ссылка на сообщение26 июня 2020 г. 15:51
За рецензию — спасибо! :beer:

цитата

Позабавил частый акцент на том, что в этом обществе в широком употребления трусы. Причем не только у братьев ордена, но и у пейзан. Не панталоны, не кальсоны, не подштанники, а именно трусы (или это поклон мэтру с его «батистовыми трусиками Ренфри»?).

Тоже воспринял это именно как поклон мэтру! :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 июня 2020 г. 01:45
всегда пожалуйста)) хорошо иметь дееспособного национального классика, можно ему прям при жизни оммаж совершить, глядишь, зачтется))


Ссылка на сообщение26 июня 2020 г. 18:14
в принципе, если закрыть глаза на наличие слишком грамотной «осовремененной» речи
персонажей, и прочих нестыковок, то книга читается живо. Жду вторую, там герои станут старше, увидим, прогресс, точнее взросление главных героев.

Тем более критиковать их поступки, исходя из сегодняшних реалий. Тогда, слишком рано взрослели, вспоминая свое детвство, бабка в деревне скот заставляла пасти, когда лет7-8 было, и на сеновал сено утрамбовывать, и огород.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 июня 2020 г. 08:32

цитата

Тем более критиковать их поступки, исходя из сегодняшних реалий. Тогда, слишком рано взрослели, вспоминая свое детвство, бабка в деревне скот заставляла пасти, когда лет7-8 было, и на сеновал сено утрамбовывать, и огород.

А где Вы увидели подобную критику? %-\
Я не спора ради, просто прочитав рецензию дважды, всё равно в упор не вижу, что автор где-то говорит о какой-то излишней «взрослости» персонажей... 8:-0


Ссылка на сообщение26 июня 2020 г. 18:25
Имею в виду, когда мама отсылала, к бабке в деревню, то запомнилось, что там приходилось, не отдыхать, а трудится, поэтому я и не любил туда ездить.


Ссылка на сообщение2 июля 2020 г. 19:05

цитата imra

Все происходящее выглядит слишком уж местечково и провинциально.

цитата imra

местечковость


Может в этом + романа, сколько можна ГРАНДИОЗНЫХ ЭПОПЕЙ коих не счесть конца?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 июля 2020 г. 10:47
может и так, поглядим в следующих томах, что нам покажут: грандиозную эпопею, или продолжение провинциальной истории


⇑ Наверх