Что произошло в


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Минск» > Что произошло в "Перезагрузке"? Часть 1
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Что произошло в «Перезагрузке»? Часть 1

Статья написана 31 января 2010 г. 20:12

Пришла пора положить на разделочный стол «Матрицу: Перезагрузку». В русскоязычной среде она стала самой неверно истолкованной и наиболее незаслуженно ругаемой частью Трилогии. Практически сразу после премьеры критики со зрителями разделились на её сторонников и противников. Причём последних было на порядок больше. Отзывы писались такие гневные, что мама не горюй! В чём только не обвиняли «Перезагрузку»: история, мол, топчется на месте,  ненужных скучных диалогов, де, слишком много, и вообще братья Вачовски, видите ли, дико схалтурили, решив банально срубить бабла на популярности первой части. Несколько в недоумении оказались и фанаты «Матрицы», но они сделали сиквелу скидку, ожидая что режиссёры в третьей части «исправятся». Но после выхода «Революции», оказалось, что они «не исправились», и ушат помоев полился уже и с этого лагеря. Создателей Трилогии объявили еретиками, предавшими идеалы собственного же учения, а единственно верным и православным порешили считать тот самый первый фильм, с которого, собственно, всё и начиналось.

Тем не менее, вторая часть Трилогии была достаточно крепким сиквелом, логично развивающим идеи первой части и открывающим новые грани мира Матрицы. Конечно же, по сбалансированности зрелищность/наполнение она ей уступает. Если в первой части нельзя было «вынуть» буквально ни одной сцены — настолько все эпизоды были грамотно подогнаны и друг друга дополняли — то в «Перезагрузке» часть диалогов и экшен-сцен можно в принципе опустить, и история от этого не пострадает. В «Матрице» даже драки и перестрелки несли в себе дополнительную смысловую нагрузку, в «Перезагрузке» же, например, финальная битва на хайвэе с участием близнецов-альбиносов вообще непонятно для чего нужна. (Ну, кроме экшена, спецэффектов и звонкой монеты, разумеется.) Но несмотря на то, что подтекстов и аллюзий в ней на порядок меньше, история начала наконец приобретать позитивный настрой, избавившись от революционного пафоса, духа нигилизма и мироотрицания.

Официальная благодарность мосфильмовским переводчикам

Причин смены курса многие не заметили во-многом из-за корявости перевода дублированной версии. В первой части перевод был тоже не ахти, но благодаря высокой концентрации смысловой нагрузки там была что ни фраза то перл, так что даже переводчики-надмозги не смогли её испортить. (Хоть и очень старались.) В «Перезагрузке» же вся соль заключается в нескольких ключевых диалогах, и вот как раз их они умудрились запороть весьма основательно. Перевод русской версии получился слишком уж «художественным», причём надмозги так увлеклись процессом, что даже умудрились изменить первоначальный смысл фраз! В результате мотивацию поступков отдельных персонажей понять весьма затруднительно, а порой и вовсе невозможно. При переводе как будто нарочно избегали чётких технических терминов, которыми мир Матрицы буквально нашпигован. Как будто абсолютно по барабану, что зритель имеет дело с миром Машин. «Upgrades», — в оригинале говорит Нео во время драки с Агентами в самом начале фильма. «Вас перепаяли», — говорит он в русском переводе. Во как! Вставили в задницу паяльник и... %-\

Так что события, произошедшие в «Перезагрузке», нуждаются в объяснении. Ниже я буду давать цитаты из фильма в переводе Гаврилова либо переводы фраз с оригинала, ибо согласно дубляжу — вообще хз что на экране происходит. Итак, ключевые для понимания сюжета «Матрицы: Перезагрузки» диалоги — следующие:

1. Диалог Нео с Тринити в самом начале.

2. Диалог Нео с советником Хаманном.

3. Диалог Нео с Пифией.

4. Диалог... точнее, монолог Смита.

5. «Переговоры» с Меровингеном в ресторане.

6. Разговор Нео с Архитектором.

Постановка вопроса

Шесть месяцев прошло с того момента как Нео стал Избранным. Народу с тех поры вытащена из Матрицы просто уйма. Сопротивление воспряло. Но Избранному всё ещё не даёт покоя чисто русский вопрос: «Что делать»? К Морфеусу с этим вопросом он не пристаёт, ибо тот, всё что мог сказать полезного, уже сказал. Для негра-пророка всё просто и понятно: «Пока Матрица существует, нам свободными не быть», следовательно Карфаген дожен быть разрушен и всё такое... Не то, чтобы Нео с этим не согласен, просто к этому моменту он уже перерос своего учителя, и теперь ищет ответы в других местах.

цитата

Тринити: Всё не можешь заснуть? Хочешь поговорить?

Нео: Да это просто сны.

Тринити: Если ты боишься чего-то...

Нео: Я просто хочу знать, что я должен сделать, вот и всё. Если б я только это знал.

«Что делать?», «Как исполнить своё предназначение?» — эти вопросы задают тон всему повествованию «Перезагрузки». В отличие от Морфеуса, Нео — не религиозный фанатик, слепо идущий по направлению к поставленной цели. Он — герой думающий, размышляющий. На протяжени всего фильма он не столько машет кулаками и останавливает в полёте пули, сколько ищет ответы, пытается разобраться: WTF тут вообще происходит, и как ему это всё разгребсти?

Компетентное мнение

Во время одной из бессонных ночей, когда Нео в очередной раз задумался над вечными вопросами, он попался на глаза советнику Хаманну. Милый старикашка предложил составить компанию, после чего состоялась весьма занимательная беседа. Вместе они спустились на инженерный уровень Зиона. И там, среди шума и грохота работающих агрегатов, вырабатывающих тепло, электричество и прочие прелести цивилизации, как бы невзначай, советник прочёл лекцию о пользе машин. Когда Нео попробовал возразить что-то вроде: «ты на что это, царская морда, намекаешь?», Хаманн благоразумно отшутился.

цитата

Хаманн: Почти никто сюда не приходит. Если, конечно, не случается что-то. С людьми так всегда: никого не интересует, как всё работает, лишь бы это работало. А мне здесь нравится. Мне нравится, что это напоминает мне, что город жив благодаря этим машинам. Одни машины поддерживают в нас жизнь, а другие — хотят нас убить. Интересно, правда? Способность дарить жизнь, и способность забирать жизнь...

Нео: У нас есть такая же способность.

Хаманн:  Да, конечно. Иногда я думаю о тех людях, которые всё ещё подключены к Матрице, потом я смотрю на эти машины, и думаю, что мы каким-то образом тоже подключены к ним.

Нео: Но если мы контролируем эти машины, они не могут контролироваить нас.

Хаманн: Конечно нет, как они могут это сделать? Идея эта, конечно, чистый нонсенс. Но всё-таки начинаешь думать: а что такое контроль?

Нео: Если бы мы хотели, мы бы могли их отключить.

Хаманн (со смехом): Да, конечно, точно! Это и есть контроль, правда?! Если бы мы захотели, то могли бы их разбить на кусочки! Хотя если бы мы это сделали, то потом нужно будет думать: а что будет с нашим светом, с нашим теплом, с нашим воздухом?

Как видите, в «Перезагрузке», тема противостояния людей и машин заиграла новыми красками. Если первая «Матрица» был всецело технологическим ужастиком, в котором культивировался страх перед восставшими роботами, то теперь мы видим совсем другой уровень понимания проблемы. Убить то их всех, конечно можно, отключить, разбить на кусочки. Но что будет дальше? Вот головоломка для Морфеуса: если одномоментно отключить всех людей от Матрицы, то чем их кормить-то? В Зионе еды на всех не хватит, земная поверхность испепелена ядерными боеголовками. Неизбежно начнутся конфликты за остатки пищи, только теперь уже между людьми. А так, худо-бедно, но машины кормят спящих какой-то гадостью...

Диалог с советником Хаманном подготавливает зрителя к другим, более радикальным переменам в оценке происходящего.

Цель определена

Вслед за активизацией бойцов Сопротивления, зашевелились и роботы. Их настолько возмутила дерзость «жалких людишек», что они взялись за нас всерьёз. И теперь Армия из 250.000 машин роет тоннель в сторону Зиона, чтобы одним махом покончить с повстанцами. По предварительным подсчётам, у людей есть лишь двое суток на то, чтобы предотвратить катастрофу. И тут как нельзя кстати приходит послание от Пифии. Нео входит в Матрицу, чтобы встретиться с прорицательницой. Бабулька зачем-то сменила конспиративную квартиру и сейчас активно шифруется. Поэтому на сей раз встреча происходит в уютном дворике. Состоялся длинный диалог, во время которого зритель узнаёт достаточно много интересной информации об устройстве Матрицы.

Первым делом выясняется, что Пифия — не человек, а программа. На вопрос, почему же она помогает людям, улыбчивая старушка отвечает: «Меня интересует одна вещь, Нео — будущее. Поверь мне, я знаю, добраться туда можно только вместе». (В дубляже фраза звучит так: «Мы лишь сплотившись — доживём».) Для тех, кто всё ещё не понял: Пифия — не перебежчица, не Сайфер от мира машин. Она стремится к союзу между людьми и роботами, ибо только в этом альянсе она видит будущее и для тех, и для других. Так что Нео она помогает не за идею и не за красивые глазки — он должен подобрать ключ к мирному сосуществованию.

Но напрямую об этом, она, по своему обыкновению, не скажет. Вместо этого Пифия пускается в довольно длинный и пространный рассказ о том, как по хитрому в Матрице всё устроено, и какие программы для чего предназначены. Из её уст мы слышим весьма любопытную интерпретацию аномальных явлений. Мол, всякие зелёные человечки, призраки и барабашки — это не плод взбунтовавшегося воображения подвыпивших личностей, а программы, которые по каким-то причинам начали сбоить или просто устаревшие версии новых программ. Вообще, с забагованными прогами в Матрице разговор короткий — их по умолчанию просто стирают. Но особо ушлые глюки могут спрятаться в программном коде, лишь случайно и изредка выдавая своё присутствие. Если же спрятать концы в воду они не успевают, то их хватают за уши и волочат к Исходнику, где им делают секир-башка. Пифия даёт указание Нео отправиться туда же.

Записываем в блокнотик, что Нео — тоже глюк, и идём дальше.

Встреча двух глюков

Не успел Нео попрощаться с Пифией, как тут же сталкивается нос к носу с ещё одним старым знакомым. Ба, Агент Смит, сколько лет, сколько зим! Тебя ж вроде как убили в первой части, так какого чёрта ты опять припёрся? Не откладывая в долгий ящик, харизматичный злодей объясняет причину своего чудесного «воскрешения».

цитата

Агент Смит: Я не совсем понимаю, как это произошло. Может какая-то часть тебя наложила свой отпечаток на меня, что-то переписалось, скопировалось... Вы уничтожили меня, мистер Андерсон. Я знал правила, я знал, что я должен сделать, но я не сделал. Я не смог. Я был вынужден остаться... И вот теперь я стою здесь из-за вас, мистер Андерсон. Потому что из-за вас я уже больше не агент Системы, из-за вас я изменился, я отключился, я новый человек, так сказать. И как вы, очевидно, свободен.

Если болтовня Пифии ещё не послужила для вас ключом к смыслу произошедшего, то поясняю. В конце «Матрицы» Нео видоизменил код Агента Смита. После чего Смит (точнее, то что от него осталось) должен был или «спрятаться», или податься к Исходнику, дабы быть подвергнутым неприятной процедуре SHIFT-DELETE. Но по каким-то причинам он не смог этого сделать. Он освободился, перестал быть частью Системы и невольно стал её врагом. Нео отнял у Смита цель существования, и он в бешенстве бросился копировать себя в промышленных масштабах. Чтобы отнять у Нео его Цель.

Переводчики-надмозги умудрились испохабить конец диалога весьма и весьма конкретно. У дубляторов почему-то получилось, что Смит просто по инерции продолжил играть роль Агента, мол, «я должен (?) тебя уничтожить». Хотя на самом деле он просто попал в ситуацию ребёнка, у которого отняли его любимую игрушку: «Ах, ты отнял у меня смысл жизни?! Тогда я грохну тебя, сволочь ты эдакая!»

цитата

Агент Смит: Нельзя избежать разума, нельзя отвергнуть причину. Мы оба знаем: без причины наш мир бы не существовал, как и без цели.

(появляются новые и новые Смиты)

Смит-2: Цель нас создала...

Смит-3: Цель нас связывает...

Смит-4: Цель нас привлекает...

Смит-5: Цель нас ведёт...

Смит-6: Цель нас определяет...

Агент Смит: Мы здесь из-за вас, мистер Андерсон. Мы хотим забрать у вас то, что вы забрали у нас, — выбрасывает вперед ладонь. — Цель!

Забавная ситуация, не находите? В первой части Агент Смит буквально из кожи вон лез, выбивая из Морфеуса коды доступа в Зион, чтобы освободиться. Так боялся при этом подхватить «какую-нибудь человеческую заразу«! Так презирал человечество, называя его вирусом! И в результате-таки освободился! И заразу подхватил. И сам стал вирусом. Очередным сбоем Системы. Но счастья так и не обрёл. «Судьба не лишена иронии», — как сказал бы Морфеус.

Но всё же поначалу эта встреча оставляет больше вопросов, чем даёт ответов. По словам бывшего Агента, между Нео и Смитом есть какая-то связь. Их объединяет какая-то цель. У произошедшего сбоя есть какая-то причина. Какая связь? Какая цель? Какая причина? Об этом нам предстоит узнать позже.

Ода ценности знаний

Улизнув от Смита, Нео, в компании с Морфеусом и Тринити, наносит визит Меровингену. Эта властолюбивая и злобная программа держит у себя в плену некоего Ключника, без которого к Исходнику ну никак не подступиться! В ответ на требование отдать Ключника, Меровинген прочитывает целую лекцию о причинно-следственной связи и о природе власти. При этом он открыто насмехается над Нео: «Ключник? Тебе нужен Ключник? А на кой он тебе? Ты даже не знаешь, зачем он тебе нужен. А знания — это власть! Вот у меня много власти, а у тебя мало. Это потому что я умный, а ты — нет. Так что пшол вон отсюда, голодранец!»

цитата

Меровинген: Знаете ли вы, почему вы пришли?

Морфеус: Мы ищем Ключника.

Меровинген: Ну да, конечно. Ключника. Но это причина, а не ответ. Ключник — это лишь средство, а не цель. Искать его, это значит искать средство для того, чтобы... сделать что?

Нео: Ты знаешь ответ на этот вопрос.

Меровинген: Но знаешь ли ты? Ты думаешь, что знаешь, но на самом деле ты не знаешь. Ты здесь, потому что тебя послали сюда. Тебе сказали прийти сюда, и ты послушался. Так, конечно, устроен весь мир. Есть только одна константа, одна вселенская константа, одна истинная правда: причинно-следственная связь. Действие-противодействие, причина-следствие.

Морфеус: Всё начинается с выбора.

Меровинген: Нет. Ошибка. Выбор — это иллюзия, которая создана теми, у кого есть власть, для того, у кого её нет... Как этого избежать? Мы навсегда рабы этого. Наша единственная надежда, наш единственный мир — это попытка понять это, понять почему, почему, почему?.. «Почему» — это единственный источник власти, без него у тебя власти нет.

Казалось бы, к чему вся эта напыщенная речь? С одной стороны, она обращена к Нео и компании, которая действительно не понимает причин того, что она делает. Она усиливает и развивает мысль, буквально несколько минут назад обронённую Смитом: «Мы здесь не потому что свободны. Мы здесь, потому что мы несвободны». С другой стороны, она обращена к зрителям. Жизненная философия Меровингена является яркой альтернативой жизненной философии Морфеуса. Если последний предлагает зрителю борьбу и бунтарство, то Меровинген призывает активизировать серое вещество: думать, искать, находить причинно-следственные связи вокруг нас и учиться ими управлять. Морфеус предлагает разрушить окружающую нас реальность, Меровинген же призывает нас учиться её изменять согласно нашим целям и потребностям. Морфеусом движет слепая фанатичная вера, Меровинген же пропагандирует ценость знаний. Можно долго плакаться и жаловаться на то, что всё вокруг устроено несправедливо и что «они всё контролируют». А можно попытаться разобраться в том, «как всё устроено», и неплохо устроиться в этом несправедливом мире.

Так что, хоть Меровинген и отрицательный персонаж, его речь привносит в «Матрицу: Перезагрузку» дух позитива. Которого так мало было в первой «Матрице». <...>

Окончание материала о второй части Трилогии я выложу в самое ближайшее время. Там будет разобрана сцена разговора Нео с Архитектором и ещё некоторые моменты затронутся.

Анекдот в тему:

— Аш назг дирбатулук, аш назг гимбатул! — сказал Нео Меровингену.

Морфеус зевнул и перевел:

— Он говорит, что если вы не скажете, где Ключник, то он вас зарэжет. Шютка! :-)





700
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение1 февраля 2010 г. 02:11
Лично мне в понимании смысла перевод особо не помешал, хотя в целом, считаю, он достаточно качественный, хоть и не без огрехов, а порой даже казусов, вроде этого «Upgrades». Но это все отдельная тема, и касается не только Матрицы. Конечно, для полноты понимания любой фильм лучше смотреть в оригинале — по возможности так и делаю.

На мой взгляд достаточно агрессивная трактовка «Перезагрузки». Хм.. критическая. Лично я согласен далеко не со всеми интерпретациями ее подсмысла. Но с тем, что «Матрица: Перезагрузка» заслуживает не менее, а может даже более внимания, чем «Матрица» — я совершенно согласен. Точно также как и «Революция», неотъемлемо истекающее продолжение второй части. Да, ее не поняли. Да, в ней заложены целые пласты подсмысла, интерпретировать который может каждый по своему. Это как раз тот фильм, который нельзя понять с первого раза. Первая Матрица оказалась проще для понимания, если же вторая и третья являются качественно новым, высококлассным продолжением.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2010 г. 03:10

цитата

Лично мне в понимании смысла перевод особо не помешал, хотя в целом, считаю, он достаточно качественный, хоть и не без огрехов, а порой даже казусов

Советую «Аниматрицу» в дубляже посмотреть. Вот где совсем мрак! :-(((
Там открытым текстом утверждается, что роботы улетели жить НА СОЛНЦЕ!!! %-\

цитата

На мой взгляд достаточно агрессивная трактовка «Перезагрузки». Хм.. критическая.

Что вы подразумеваете под словом «агрессивная»? Я же её вроде по-доброму, можно даже сказать, любя изложить попытался. :-)
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2010 г. 04:34

цитата Минск

Советую «Аниматрицу» в дубляже посмотреть. Вот где совсем мрак!
Там открытым текстом утверждается, что роботы улетели жить НА СОЛНЦЕ!!!

Смотрел, на русском, но такого там и подавно не было ???

цитата Минск


Что вы подрахумеваете под словом «агрессивная»? Я же её вроде по-доброму, можно даже сказать, любя изложить попытался.

Очередной раз убеждаюсь что Матрицу каждый видит по-своему. Как на меня много критики, и, извиняюсь, цинизма относительно каждого из героев. В тоже время мало раскрытия преимуществ и позитивных сторон фильма.
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2010 г. 12:11
Значит мы с вами разные «Аниматрицы» смотрели. :-)))

цитата Krono

Как на меня много критики, и, извиняюсь, цинизма относительно каждого из героев. В тоже время мало раскрытия преимуществ и позитивных сторон фильма.

Цинизм мне от Смита наверное передался. :-)
Преимуществам пока мало времени уделяю, в этом тексте сделан упор на раскрытие сюжетной линии и мотивации персонажей. Да и он ещё не закончен, я ж только половинку статьи выложил. 8:-0


⇑ Наверх