Сквозь снег


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «beskarss78» > "Сквозь снег"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Сквозь снег»

Статья написана 11 июля 2020 г. 09:51

Весь первый сезон сериал промаялся, как дистрофик, сидящий на двух стульях.

Есть старая-едкая, идущая от комикса-первоисточника метафора — классовое общество с его бешеной ненавистью, жуткой диспропорцией в потреблении материальных ресурсов и тотальным расслоением людей на страты. Бунт должен пробегать весь поезд, как огонь пробегает бикфордов шнур.

Есть реалистичный подход — вот вам больше технических деталей про поезд, вот вам неоднозначность персонажей, вот конформизм и двурушничество, и тут сбоку набор промежуточных интриг, который заключен в общую скобку-необходимость — поезд должен двигаться во что бы то ни стало..

В результате — полный рассинхрон.

К седьмому году пребывания людей на этой электричке — пытаются показать то, что должно было случиться в первые несколько месяцев:

- раскрывается обман, который организовали три человека в рубке. Невидимый голос "м-ра Вилфорда" — это для самых маленьких или безвластных. Cо всеми остальными придется говорить лично. Если человека, который непосредственно осуществят власть, куда-то деть — то и власть не так уж долго протянет. Но авторам требуется метафорический образ невидимого властителя и эффект обмана;

- силовики решают, что надо брать власть самим, а не слушать каких-то там указаний от "м-ра Вилфорда". Собственно, со сбора технической информации о поезде и с вербовки части персонала ребята бы и начали — чтобы иметь возможность давить на инженеров. Но в сюжете нужна тупая вооруженная сила, потому они сиднем сидят несколько лет;

- люди из хвоста (безбилетники и полутрупы) убеждают "третий класс", что второй и первый в итоге тоже их отправят на холод. Следует совместное восстание. Это было бы в первую пару месяцев, когда начали бы подходить к концу расходники (стиральный порошок, туалетная бумага, все виды упаковки) и обострился бы кризис с запчастями для основных механизмов. То есть надо показывать или станцию, или 3D-принтеры, которые позволят снова и снова перерабатывать старые бумажные полотенца в новые. Или остановку для торговли с каким-то местными, или еще кучу техники в дополнение к "теплицам". Но эффектнее вывести на экран долговременно страдающие массы — там все совсем плохо, и единственный луч надежды это избавление от каннибалов, которые завелись в первые месяцы. Им головы открутили. С тех пор только забирают детей.

Словом, до решительных событий могло полгода пройти. Но семь лет?

При том не показаны дети, которых все эти годы воспитывали, и теперь это пятнадцатилетние фанатики с твердой верой в благо м-ра Вилфорда /см. гитлерюгенд/. То есть в девятой серии фигурирует единственный из них — сын повстанца, которого начали воспитывать в рубке буквально пару дней назад.

И? Мальчик подай-принеси-задавай-вопросы.

Лишь в финале, когда уже все закончилось и создатели сериала делают откровенный задел на следующий сезон — есть попытка вывести воспитанников на демонстрацию. Но это все еще дети.

На фоне этой базовой проблемы — очень много сделано для того, чтобы сериал стал интересным.

Характеры и модели поведения персонажей выстроены в механизм, который и позволяет нормально развиваться сюжету.

- женщина, которая имитирует власть, проводница, она готова головой рисковать, только чтобы поезд жил, и при том врет каждую минуту. В итоге от плутократии (почти бескорыстной, хоть это и парадокс) она переходит к возможности честно отдать управление поездом подходящему человеку. Это удача;

- повстанец. На роль его взяли не только потому, что он негр — он еще и играть умеет. От борца за лучшую жизнь — к реальному хозяину поезда, который своими руками обрек на смерть какое-то количество соратников;

- врачи, полицейские, "работники сферы развлечений", аристократы — свои маленькие сюжетные арки.

- есть динамика развития сюжета и пара твистов. Собственно, держится сериал на этих твистах, на подчеркивании роли социальной неоднозначности, и на экзотичности.

Хорошо продуманы декорации. Конечно, хватает и натяжек, и даже клюква небольшая затесалась. Но эффект длиннющего, живущего как бы своей механической жизнью поезда, в котором чего только не происходит, а вокруг тотальный ледниковый период и смертельный мороз — он вполне обеспечен. Показывают постепенное накопление поломок и проблем в этом составе — весьма фантастически, но это позволяет передать ощущение времени. Проходит год, новый цикл, новое кольцо в путешествии, и по старым рельсам перемещаться все сложнее.

Зрелищность присутствует — сталь и кровь перемешаны в необходимых пропорциях — батальные сцены не кажутся абсолютной глупостью.

Да, авторы бегут впереди паровоза в вопросах роли меньшинств.

Но в итоге сохраняется главная сюжетная вилка. Если кроме поезда нет другой жизни, то людям придется плясать под перестук стальных колес — и правила этой польки просты. Повстанец, власть которого открыта и адекватна — сможет прикрыть излишества первого класса. Но через пару лет столкнется с исчерпанием ресурсов, и даже если посадит второй класс на умеренный паек, и пойдут очень схожие проблемы. Если есть возможность получить новые ресурсы — какими угодно способами — то вопрос в командах добытчиков.

Не удивлюсь, если сериал продлят на следующий сезон. Как развлекательный продукт — он вполне соответствует: яркое действо и намеки на серьезные размышления. 7-8 баллов





1030
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение11 июля 2020 г. 10:27 цитировать
Спасибо! Крайне любопытно!:beer:
До этого сталкивался с сугубо отрицательными оценками, правда, по итогам первых серий), а вы прямо-таки дельно заинтересовываете.
Начинаешь задумываться, а не сжечь ли в топке времени 8 часов жизни и дать шоу шанс. Ведь постап любимая тематика, и какой я только шлак уже не смотрел!:-)
В общем отличная аргументированная рецензия, в которой все разложено и рассмотрено. Не сбивает с толку, а заставляет думать8-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 июля 2020 г. 11:04 цитировать
:beer:


Ссылка на сообщение11 июля 2020 г. 10:41 цитировать
Есть относительно неплохой фильм 2013 года,который у нас дублировать никто не хочет.Зачем ещё эту историю растягивать?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 июля 2020 г. 10:55 цитировать
Я смотрел фильм 2013 в переводе.

Историю не просто растягивают — пытаются показаться оттенки конформизма и компромисса.
 


Ссылка на сообщение11 июля 2020 г. 11:10 цитировать
В переводе и я смотрел.Но дубляжа так и нет.Сериал смотреть пока не планирую.


Ссылка на сообщение11 июля 2020 г. 12:15 цитировать
Прикольный язык — классный обзор! Увлекает — не то слово:beer:
У Вас есть свои узнаваемые приблатнённые фирменные фишки, — помню Вашу работу ещё с конкурса Андрея Зильберштейна (Вы тогда на форуме дали от себя отличную метафору про «последний вагон поезда, на подножку которого удалось заскочить»:-) — и в них невозможно не влюбиться:-)
PS Вот этот полный рассинхрон, который Вы мудро ставите под катом — это бомбическая находка: рука невольно тянет развернуть текст целиком и посмотреть, что же там такого эдакого натворили создатели этого продукта?..:-):-D

+ 100 такому отзыву, честное слово! :cool!:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 июля 2020 г. 14:00 цитировать
Спасибо 8:-0
 


Ссылка на сообщение11 июля 2020 г. 14:01 цитировать
Пишите с удовольствием, — ведь великолепный отвязный и одновременно очень глубокий стиль изложения:beer:


Ссылка на сообщение11 июля 2020 г. 19:14 цитировать
Мне сериал понравился, не на 5 +, но на почти твердую 4. Да, есть научные косяки, но если рассматривать сериал не как научную фантастику, а как социальную, но все вполне логично. Что есть современное общество, как глобальное явление? Разваливающийся поезд, что мчится среди ледяной пустыни. Отличный образ.


Ссылка на сообщение11 июля 2020 г. 22:41 цитировать
beskarss78 На второй сезон его сразу продлили и уже почти сняли.Сейчас думают о третьем.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 июля 2020 г. 22:48 цитировать
Зрелищность имеется — так что рад.


Ссылка на сообщение12 июля 2020 г. 12:06 цитировать
Помню эту актрису по «Алите». Там она тоже играла холодную женщину
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 июля 2020 г. 18:58 цитировать
А для меня она навсегда девочка из Лабиринта ))


Ссылка на сообщение16 июля 2020 г. 13:59 цитировать
Скажем сразу — фильм 2013 продал почти всё. А еще дал инфу по графическому роману.
В результате:
1) Читать интереснее, чем лезть в сериал.
2) Не хочу негра. Не прет. Герой из фильма пришелся по вкусу. Негр — до свидания.
3) После Тильды Суинтон и Эда Харриса, и Джона Херта — это чё? Шутка такая? Крис Эванс — тоже хорошо.
4) После сцен типа «Олд бой» — ээээ...
Спасибо, однако!!! Экономия времени и денег — очень важно. НЕ СМОТРИМ!




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх