Дяченко Утопия


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «sham» > Дяченко. Утопия
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Дяченко. Утопия

Статья написана 6 февраля 2010 г. 17:04

С огромным удовольствием прочитал очередной кирпичик Шедевров отечественной фантастики (Какая была серия!), состоящий из двух несвязанных романов «Армагедом» и «Пандем».  

Армагедом. Роман начинается очень интересно. Нам показан мир, в котором каждые 25 лет случается Армагеддон и погибает всё живое. Роман описывает жизнь девушки, на судьбу которой выпало 3 конца света, которая всю свою жизнь положила на то, чтобы выяснить природу катаклизмом.

Книга понравилась замыслом, идеей, но если честно реализация как-то не порадовала абсолютно. Идея такого мира неправдопобдна по многим параметрам. Общество при таком частом апокалипсисе не могло бы восстанавливаться и это ясно. Поэтому ненаучность — это первая моя, но не главная претензия, так как авторов, мы знаем, интересуют совсем другие вещи, нежели вопросы науки.

Второе и наверно самое главное, что не понравилось — история женщины, стервы, феминистки (каждый выберет свое). Книга буквально напоминает в этом аспекте «Как закалялась сталь». Гвозди бы делать из таких людей. Эта смена партнеров, эта любовь детства, это замужество, эта связь со школьником и тяжба с желтой прессой. Все это меня очень измотало.

Понятно, что Дяченко хотели написать истрию жизни женщины в условиях, а мне бы хотелось бы меньше женщины и больше условий. В остальном претензий никаких, авторы как всегда выбрали очень интересную тему, своеобразно ее развили, книгу буквально проглотил, как в общем-то все из творчества любимых писателей. 8 из 10...

Пандем. Очень необычный роман. И в то же время традиционный уже для Дяченок. Однажды в головах всех жителей земли зазвучал голос нового бога, всесильного существа, которое пришло, чтобы осчастливить людей: вылечить все болезни, изменить экологию, победить войну, голод, нищету и т.д. И как становится ясно с первых строчек не так просто все изменить.

Проблема богооправдания помимо этого романа, была позже затронута в знаменитой Вита Ностре... Оба романа замечательны, и безусловно перекликаются, по крайней мере, я вижу много общего...

1. Кем являются «боги» в этих романах? «Предположим, что информация, преодолев некий порог, получается способность... нет, предположим, что есть такой комплекс свойств — всеведение, вездесущность, всемогущество» (Пандем. Глава 1.) Пандем — это «информация», а Саша — «понятие», тоже нечто, связанное с информацией, часть информации.

2. В конце «Виты Ностры» главная героиня превращается в «бога» определенного мира, где уничтожает страх. Пандем тоже «бог» и тоже инфомарционная сущность, как и в «Пандеме», также становится всем и пытается улучшить мир, путем уничтожения болезней, развитием человека и т.д. Мы видим, что эксперимент с миром не удался у Пандема, из чего можно заключить, что возможно и у Саши не все получится в ее мире...

3. Мне кажется эти персонажи очень похожи, почему-то мне и пришла мысль, что Пандем и Саша — уникальные одношкольники университета «Виты Ностры», которые, сдав выпускной экзамен, получили всемогущество в разных мирах, и как новые «боги» пытаются улучшить общество путем решения наболевших проблем: бесстрашие и бессмертие.

Очень интересно узнать у авторов, что они думают о таких связях в столь разных романах. Хотя, конечно, не исключаю, что много здесь с моей стороны и надуманно. Но тем не менее, роман «Пандем» безусловно удался, и вместе с «Пещерой» и «Витой Нострой» образуют вершину творчества этих замечательных авторов (по моей версии естественно). 10 из 10...





271
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение6 февраля 2010 г. 17:59
«Армагедом» я не читал, но читал «Виту Ностру» и «Пандема», и хочу вставить пятачок. :-)
3. Пандем и Саша похожи только на первый взгляд. Саша свой мир сотворила, и по праву может считаться полноценным богом-творцом, а Пандем — сам порождение уже существовавшего мира, и место бога «узурпировал». Тем более, что Саша сначала была человеком, а Падем — изначально нематериален. ИМХО, Саша и Пандем — не одношкольники, а разные варианты бога.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2010 г. 18:21
ну вот не зря писал... появилась новая пища для размышления...

цитата

Саша свой мир сотворила, и по праву может считаться полноценным богом-творцом
сотворила это как? с нуля создала землю, воздух и воду? помоему нет... я читал давно Виту Ностру, но мне показалось, что она стала «богом» этого мира и в нем уничтожила страх... осталась жить среди среди любимых людей, но не бояться за них...

цитата

а Пандем — сам порождение уже существовавшего мира, и место бога «узурпировал». Тем более, что Саша сначала была человеком, а Падем — изначально нематериален. ИМХО, Саша и Пандем — не одношкольники, а разные варианты бога.
Точного указания кто есть Пандем в книге не найти, поэтому неизвестно, кем он был...
если начать фантазировать дальше и приплести сюда еще и «Цифровой», в котором девочка в метро читает «Виту ностру», это показывает, что миры разные и что для мира Цифрового Вита Ностра — фантастика... Почему не предположить, что Пандем, Цифровой и Вита описывают паралельные миры с людьми...
Пандем и Саша закончили универ в мире «Виты ностры»... Саша осталась здесь «богом», убрав страх, Пандем упылил в другой мир для своего эксперимента, а в мире Цифрового этого воспринимают как фантастику...
Отличие Пандема от Саши заключается в том, что первый бросил свой мир для созданного им нового, а Саша осталась... но чем закончилось это неизвестно...
ну где-то так... 8-) осознаю странность своих высказываний, но как-то сильно много параллелей, хотя наверняка и надуманных... 8-)
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2010 г. 19:29

цитата sham

с нуля создала землю, воздух и воду?
Конечно. Вот, специально выбрал из финала: «Она мигнула — и, потеряв человеческое тело, зависла посреди пустого темного пространства. Пустого и темного. И только две звезды смотрели сверху — белые глаза. Твоя воля. Созидай. Звучи. (...) Темнота — за секунду до появления первой искры. В начале было… Молчание. Тишина. В начале было… (...) Темнота. «В начале было Слово». Медленное вращение. «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Светящаяся пыль складывается в плоскую серебряную спираль с двумя мягкими рукавами.»
Вот, АКТ ТВОРЕНИЯ МИРА точно по Библии, рождение Вселенной.
Хотя, в финале Саша одновременно присутствует в квартире с мамой, и говорит, что вернулась, но не до конца... Можно предположить, что прозвучав, создав новый мир, она осталась в старом.
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2010 г. 20:09
я тоже это читал, вы правы это акт творения нового мира...
1. но зачем создавать новый мир, в котором бы она была Богом, и оставаться человеком в другом мире?
2. мир — без страха — это именно мир, в котором она осталась, а не создала... за кого ей бояться в новом мире? там нет мамы и близких людей... а в этом есть... нужно не создавать новый, а видоизменять старый... как раз об этом свидетельствует ее возвращение в квартиру — она «бог» в этом НОВОМ мире... :-)
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2010 г. 20:28

цитата sham

но зачем создавать новый мир, в котором бы она была Богом, и оставаться человеком в другом мире?[/q
Во-первых, она уже была не человеком, а СЛОВОМ. Помните, как она училась? Опережала всех, глотала знания и приобретала новые способности как бешеная, потому что иначе уже не могла жить. И вот, кульминация, она оказывается не просто лучшей ученицей, но уникальной, паролем. «И прозвучать; это все равно, что бросить шар в толпу неподвижных кегель, или качнуть замерший маятник… Оставить щербинку на горлышке совершенного, и оттого несуществующего кувшина… Повалились бы костяшки домино, покатились машины по далеким дорогам, полетели дождевые капли, и Сашка реализовалась бы в самый первый раз, она, Повелитель, орудие Речи…»
Я так понимаю, что не творить она не могла. Выбор был: ЗВУЧИ, то есть ТВОРИ, или отправляйся надраивать монетки неведомо в каком измерении, в пустоте. Вот она и сотворила новый мир в самый первый раз
. Значит, оставшись в нашем мире, совершенствуя мастерство, она будет создавать новые миры снова и снова, иначе она просто не может. Если она сотворила наш мир, то значит, будет его переделывать снова и снова? Не думаю.
А за кого ей бояться в новом мире? Ну как же? Она ведь ТВОРЕЦ, а все, кто родятся в том мире — её творения, её дети фактически, как же ей не желать для них мира с любовью и без страха?
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2010 г. 20:33
я понял вас... один вопрос: по вашему в ее мире, где живет мама, страх пропал? или он пропал только в новом созданном мире? по книге. как я понял, страх пропал ЗДЕСЬ! и она не боится за ЗДЕСЬ!
мое мнение, что создав тот мир, она изменила и этот... а раз изменила и этот, то стала «богом» не только там, но и здесь! 8-)
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2010 г. 20:46
По-моему, страх пропал ( и это очень плохо ) в новом, другом мире. Я понимаю, почему вы думаете, что в нашем. Это из-за сцены с мамой и больным братиком, которые успокаиваются и выздоравливают после Сашкиного визита. Но по факту она просто сказала маме, что любит её, и всё.
Стала богом и там и здесь? Может быть. Но что-то мне не даёт в это поверить. Пока не пойму, что, надо подумать. 8-)
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2010 г. 21:04
Понял. Итак. Сашка была ПАРОЛЕМ. То есть ключом от двери, открывающей новые миры. Она запускала те механизмы, которые вызывают большой взрыв, рождение материи, вселенной. В этом было её предназначение. Иначе говоря, она бог-творец, но не бог-администратор. Её задача — создать новый мир, и всё. А управлять этим миром потом будут другие. Те же ученики Торпы, но рангом пониже. Таким образом, изменить существующий мир он не могла, ведь сделать эпицентром большого взрыва Землю — значит уничтожить её, а этого не произошло. 8-)
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2010 г. 21:37
а вот сходная со моей мысль:

цитата

Ранее героям Дяченко удавалось изменить мир (но в «Vita nostra» он слишком жестко для этого устроен) – или, как в «Пандеме», убедиться в невозможности таких изменений. В новом романе парадоксально совмещаются обе трактовки темы: мир изменить нельзя, но можно создать иной. И в то же время, создав мир, где любовь не отягощена страхом, Сашка оказывает влияние и на наш мир: повеление «не бойся» успокаивает ее мать и, кажется, исцеляет ребенка.

Михаил Назаренко ГНОСТИЧЕСКИЙ КОСМОС В РОМАНЕ МАРИНЫ И СЕРГЕЯ ДЯЧЕНКО «VITA NOSTRA» (ТЕКСТ И КОНТЕКСТ)

так что я склоняюсь, что все-таки та счена не зря... всю книгу Саша боялась за родителей и брата, поэтому страх впервую очередь должен уничтожается у нас!
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2010 г. 21:43
Извините, но эта мысль подтверждает мои посты. :-)
мир изменить нельзя, но можно создать иной. И в то же время, создав мир, где любовь не отягощена страхом, Сашка оказывает влияние и на наш мир: повеление «не бойся» успокаивает ее мать и, кажется, исцеляет ребенка.

цитата ПоследнийБастион

мамой и больным братиком, которые успокаиваются и выздоравливают после Сашкиного визита. Но по факту она просто сказала маме, что любит её, и всё.

Сашка всего лишь оказывает влияние на наш мир, и то чисто локальное, для своих родных. 8-)
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2010 г. 21:56
ну если она может влиять на мир! локально ли? это вопрос... почему она не может быть «богом» в этом мире... почему создавая новые миры, и становясь «богом» для них... она остается «человеком».. .

т..е смотрите куда я клоню: :-)
1. Саша создала новый мир и повлияла на старый....
2. Пандем повлиял на старый мир (не ясно правда откуда он появился. информацию мы знаем с его слов) и улетел создавать новый (опять же по его словам)...
Оба редактируют старый и создают новый, почему не заподозрить их в «родстве»?

только в романах показаны разные аспекты:
1. в Пандеме мы не знаем кто он, но видим результат влияния и намерения создать новое...
2. в ВН мы знаем кто она, что она создает, но результатов редактирования не знаем...

если наложить это друг на друга, мы получим описание одного явления с разных сторон! 8-)
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2010 г. 22:02

цитата sham

если наложить это друг на друга, мы получим описание одного явления с разных сторон!

А против этого я и не спорил. :-) Я думаю, что Вита Ностра и Пандем — это 2 (из энного количества) варианта того, как в нашем, реальном мире может проявляться творческая сила бога, и каким он сам — бог — может быть. То есть либо Сашка, либо Пандем, но не оба вместе.

цитата sham

почему не заподозрить их в «родстве»?

Разве что в «мессианском родстве». ;-)
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2010 г. 22:09
нет, конечно же не вместе... а врозь... и в родстве я имел ввиду одношкольничество, похожесть...
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2010 г. 21:50
К вопросу о страхе. Уничтожение страха — это наверно самое вредное, что можно сделать для людей. Это та мечта, сбывания которой, надо бояться, как ни парадоксально это звучит. В реальном мире без страха мир обречен на гибель. И это, кстати, понял Пандем. Помните, ближе к концу, люди не боялись ни за свою ни за чужую жизнь, и поэтому подростки жестоко избивали для забавы случайного прохожего, водители машины безжалостно сбивали пешехода.
В жизни страх — это первый по значимости инструмент управления у бога. Пребывание в страхе божием — одно из обязательных условий для верующего.
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2010 г. 21:58
ну дык вот, я в ваших словах нахожу подкрепление мохи мыслей, а вы наоборот!!!
получается. они даже и над миром ОДИНАКОВО экспериментируют: со страхом, только Сашу нам не показали... а Пандема — да! :-)
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2010 г. 22:04

цитата sham

ну дык вот, я в ваших словах нахожу подкрепление моих мыслей, а вы наоборот!!!


Видать, не зря говорят, что в спорах рождается истина. :beer:
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2010 г. 22:09
:beer: спасибо... было очень приятноо побеседовать... мне как раз такого разговора и не хватало! :beer:
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2010 г. 22:14
Взаимно. :-) :beer:
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2010 г. 19:47

цитата sham

Точного указания кто есть Пандем в книге не найти, поэтому неизвестно, кем он был...

Как же это? Сам Пандем о себе сказал:

цитата sham

Предположим, что информация, преодолев некий порог, получается способность... нет, предположим, что есть такой комплекс свойств — всеведение, вездесущность, всемогущество
«Не всеведение... Но знание, которое приближается к всеохватному. Не всемогущество... Но возрастающая со временем способность находиться сразу во многих местах. (...) У меня нет имени. Только самоназвание. Пандем.»
Думаю, если бы он был таким как Саша, он бы об этом сказал, например так: «когда- то я был человеком, меня звали Саша...» Но он сразу говорит о себе как о информационной сущности. «Я- паровая машина нового поколения. Искусственный мальчик на диодах и транзисторах. Материализовавшаяся ноосфера. Взбесившаяся программа, разумный вирус...»
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2010 г. 20:15
это он опять же говорит людям... а если он не договаривает или скрывает??? он ведь же бросил людей... и не понятно где причина, а где следствие...
непонятно он их бросил из-за того, что они стали несамостоятельными мякишами, не верящими в смерть... или из-за того, что миссия выполнена, корабль ушел, он выбрал особей и летит создавать новый мир... а может и новых Пандемов...
и вообще это может быть Фарид, который в каком-нить мире отобрал людей опять же в Университет...
ЗЫ я понимаю, что брежу... :-))) и вяжу белыми нитками... 8-]
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2010 г. 20:38

цитата sham

я понимаю, что брежу... [/q Ничего подобного, наоборот, весьма разумно. :-)
Он не бросил людей, он понял, что ошибался, создав для людей рай. Люди превратились в безответственных эгоистов, и на Земле он восстановил статус кво, а сам, собрав лучших из лучших, отправил их на другую планету начинать с чистого листа чистое человечество.
ИМХО, такое поведение Пандема как раз говорит о том, что он нигде до начала своей миссии не учился, у него не было ни учителей, ни помощников, как Портнов, Фарит и др., он учился сам на своих ошибках.
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2010 г. 20:43
но мы же можем только предполагать это?! наверняка мы его мотивы не знаем... почему мы решили, что Пандем со знаком «ПЛЮс»... тем что он больных лечил и попытался свое видение рая сделат ь на Земле? еа если он не рай дела а наоборот?!
я вот до сих пор не понимаю своего отношения к нему... отрицательный он персонаж или положительный...
и что он будет делать с теми лучшими из лучщих никто не узнает! 8-)
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2010 г. 20:52

цитата sham

почему мы решили, что Пандем со знаком «ПЛЮс»...

Потому что он делал то, что испокон веков люди считали добром: уничтожил болезни, жестокость, преступления, нужду, создал идеальные условия для того, чтобы люди не отвлекались ни на что, кроме самосовершенствования и творчества. Но оказалось, что так не получается изменить всё человечество в лучшую сторону, что не испытывая нужды, многие люди не прогрессируют, а деградируют. Поэтому он как бы сказал: «Ребята, я вас люблю, поэтому пусть всё останется как раньше, живите, как можете, а я умываю руки».
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2010 г. 21:49

цитата

Потому что он делал то, что испокон веков люди считали добром
да считали, но итог не ясен — добро ли он принес?
а этот всплеск искусства? не авымирание ли это истинного искусства, за счет процветания псевдоисккуства?
 


Ссылка на сообщение6 февраля 2010 г. 21:56

цитата sham

добро ли он принес?

Нёс добро, но благими намерениями, как известно, выстлана дорога совсем не к добру; в тепличных условиях настоящая жизнь становится псевдожизнью. Пандем это понял, и остановился.


⇑ Наверх