16 Про фэнтези


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «chert999» > 16. Про фэнтези
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

16. Про фэнтези

Статья написана 27 июля 2020 г. 16:12

Фейсбук напомнил, что год назад у меня в блоге в очередной раз произошёл жаркий спор про жанр "фэнтези" и про лучших его авторов. И вот один свой коммент из этого прошлогоднего спора я и хотел бы вынести сюда, в свою авторскую колонку на Фантлабе. Пущай побудет и здесь, авось это будет кому-то интересно.

* * *

Придется мне всё-таки объяснить свое отношение к фэнтези. Борис Натанович Стругацкий, мой учитель, не любил фэнтези, считая этот жанр оторванным от жизни и эскапистским, хотя, тем не менее, некоторые вещи в жанре фэнтези он довольно высоко оценивал по их литературному уровню. У меня же, помимо этого соображения, есть еще и своё собственное. Я очень не люблю феодализм: А) из-за заложенного в него институционального неравенства между людьми (дворянин уже по своему происхождению выше холопа и поэтому может безнаказанно над ним издеваться) и Б) из-за паразитизма феодалов (которые сами ничего не производят, а только жрут в три горла и дерутся между собой за лучшие куски собственности). А фэнтези — это ведь, по сути, самый феодальный жанр из всех литературных жанров, причем не только жанров фантастики. Все эти короли и принцы, графы и герцоги, мушкетеры и гвардейцы кардинала, попы и инквизиторы, жандармы и стражники, королевские колдуны и министры, ну и так далее — всё это мне просто противно — может, потому, что сам я происхожу, насколько я что-то знаю о своей генеалогии, из простых крестьян и казаков (по обеим родительским линиям), так что эта ненависть к феодалам, быть может, даже на генном уровне где-то. А фэнтези, как правило, описывает — причем в очень сильно приукрашенном виде описывает — именно это глубокое, мерзкое, вонючее прошлое, которое я ненавижу уже почти инстинктивно, а я хочу жить в будущем — пусть даже это будет и не коммунарский Полдень, а эдакое социально-капиталистическое будущее "хищных вещей века" — пусть, но феодальное прошлое очень цепко держит нас и не пускает в будущее, в том числе и через пресловутый жанр фэнтези. Надеюсь, объяснил?





193
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение27 июля 2020 г. 17:41

цитата chert999

Я очень не люблю феодализм: А) из-за заложенного в него институционального неравенства между людьми (дворянин уже по своему происхождению выше холопа и поэтому может безнаказанно над ним издеваться) и Б) из-за паразитизма феодалов (которые сами ничего не производят, а только жрут в три горла и дерутся между собой за лучшие куски собственности).
Феодализм намного посложней — потому-то и был столько времени столь жизнеспособен...

Основная же суть феодализма — собственность от Власти...

Многие шедевры фэнтези сие неплохо передают-используют...

цитата chert999

А фэнтези — это ведь, по сути, самый феодальный жанр из всех литературных жанров, причем не только жанров фантастики.
Сей тезис соотносим с классическим и героическим фэнтези, но не с фэнтези в целом, особенно, последнего времени...

Где «феодализм» в таких эталонных уже образчиках, как Дневной дозор или там Американские боги?

Фэнтези-то не стоит на месте — как типичный жанр коммерческой беллетристики вполне себе отслеживает эволюцию предпочтений своей аудитории...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 июля 2020 г. 19:46
Да, конечно, я имел в виду исключительно классическую фэнтези в стиле «Меч и магия»: Артуриана, Толкиен, Конан-варвар, Джордан, приключения разных принцев и принцесс, славянская фэнтези а-ля Волкодав — вот это всё, конечно, архаичный феодальный мир. Более же современные формы фэнтези — «городская фэнтези», юмористическая фэнтези, литературная фантастика, Гейман, Пратчетт и так далее — нам в 90-е годы даже и известны не были, ибо проникновение этих поджанров на наш книжный рынок тогда только начиналось.

Кстати, Лена, тут некоторые мои старые друзья из «люденов», изучающие материалы из старой прессы и фэнзинов, весьма заинтересовались вашим сообщением о «наследии некоего фэна», которое попало к Вам в руки. Они хотели бы изучить и отсканить это наследие (разумеется, с возвратом). Но связаться с Вами им не удалось — указанные у Вас в профиле адреса, увы, не работают.
 


Ссылка на сообщение28 июля 2020 г. 20:11

цитата chert999

Да, конечно, я имел в виду исключительно классическую фэнтези в стиле «Меч и магия»: Артуриана, Толкиен, Конан-варвар, Джордан, приключения разных принцев и принцесс, славянская фэнтези а-ля Волкодав — вот это всё, конечно, архаичный феодальный мир. Более же современные формы фэнтези — «городская фэнтези», юмористическая фэнтези, литературная фантастика, Гейман, Пратчетт и так далее — нам в 90-е годы даже и известны не были, ибо проникновение этих поджанров на наш книжный рынок тогда только начиналось.
Приходилось слышать, что эти были славные незамутнённые времена Водоканала, Полариса, Гаррета, Дэйва Дункана...

Многие вспоминают о них с непреходящей ностальгией... :-)
 


Ссылка на сообщение29 июля 2020 г. 14:54
Ну, я участвовал косвенно в издании всех этих книг и циклов в серии «Век Дракона», но только как технический работник, в основном. Реально плотно я жанром фэнтези не занимался, не читал его и не изучал. Мне хватало хлопот с НФ и с киберпанком, а также с «Временами учеников».
 


Ссылка на сообщение29 июля 2020 г. 16:55
Ну Вы, как я понимаю, имели отношение и к Двести...

Гляжу сейчас выпуск B (январь 1995), а там:

Беседы при свечах
Диалог Андрея Черткова с Вячеславом Рыбаковым


25 лет прошло, но и сегодня мне сие читается с превеликим интересом... :-)

Вообще, множество интересных материалов именно что о фантастике — сейчас, увы, такой периодики просто нет...
 


Ссылка на сообщение29 июля 2020 г. 20:07
Я уже отвечал здесь кому-то на этот вопрос — о том, что к «Двести» я имел отношение очень косвенное. Во-первых, я время от времени давал ребятам материалы из своего архива, которые я готовил для своих журналов, но так и не напечатал по какой-то причине, а иногда я и просто писал для них какой-то текст, о котором они меня просили. А во-вторых, «Двести» вырос из хулиганского фэнзина «Оберхам», который ведущий питерский фэнзинёр Андрей Николаев и мой постоянный севастопольский напарник Сергей Бережной, также переехавший в Питер, создали в 1992 году как пародию на мой фэнзин «Оверсан». Пару лет это был чисто хулиганский фэнзинчик типа «Страж-птицы», а потом — а именно в 1994 году, сразу после «странниковского» скандала на «Интерпрессконе» — ребята захотели превратить его в серьёзный журнал о фантастике (благо и «Оверсан», и «Интеркомъ» прекратили существование своё), ну и превратили — только название поменяли.
 


Ссылка на сообщение29 июля 2020 г. 20:16
Я правильно понимаю — всего вышло пять выпусков Двести?

Номер Д (июль 1995) был последним?
 


Ссылка на сообщение29 июля 2020 г. 20:34
Я просто не помню. У меня, естественно, были все номера «Двестей», однако, уезжая из Питера, я всю свою коллекцию фэнзинов (крупнейшую, кстати, в стране) отдал в фонд «Интерпресскона».
 


Ссылка на сообщение29 июля 2020 г. 20:42
Ясно, спасибо...


⇑ Наверх