Филип Дик Мечтают ли


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «neo smile» > Филип Дик: Мечтают ли андроиды об электроовцах?
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Филип Дик: Мечтают ли андроиды об электроовцах?

Статья написана 17 сентября 2020 г. 15:21

«Мечтают ли андроиды об электроовцах?»
Филип Дик
Мечтают ли андроиды об электроовцах? / Do Androids Dream of Electric Sheep?   [= Bladerunner; Бегущий по лезвию бритвы; Бегущий по лезвию; Снятся ли андроидам электроовцы; Мечтают ли андроиды об электрических овцах?]
1968, роман

После ядерной войны Земля превратилась в выжженную, умирающую пустыню. Вымерли почти все животные. Большинство людей давно перебрались на другие колонизированные планеты солнечной системы. Те же, кто был вынужден остаться, влачат жалкое, унылое существование в городах, тоже приходящих в упадок. Один из таких людей — Рик Декарт — профессиональный охотник на андроидов. Рик получает задание выследить и уничтожить нескольких беглых андроидов, нелегально прибывших на Землю. Но в ходе охоты у него невольно возникают сомнения. Рик задаётся вопросом — а гуманно ли это, уничтожать андроидов?


Виртуозная имитация человеческого естества. Искусная пародия всех мыслимых паттернов поведения. Симулякры и андроиды.

Человек как непрочное и шаткое звено этой длинной цепи, в которой «статичный» шизоид так похож на гения. А гений так похож на больного. А больной, — ну всё что не вписывается в привычную картину нашего сознания по умолчанию таковым и «является», — уже как бы автоматически вытесняется и не принадлежит к касте человеческих «подвидов».

Тема шизоидного поведения, начиная от природной акцентуации характера и заканчивая самыми тяжёлыми формами омрачения, волновала Филипа Дика на протяжении всей жизни. Об этом говорят автобиографические хроники и откровения его «Экзегезы». И об этом можно догадаться из его творчества в сегменте произведений фантастики новой волны. Именно тему шизоидного поведения индивида Дик талантливо вплёл в канву своих известных романов и на этой аналитической подаче выстроил очень мощный каркас научно-фантастических произведений.

Так в чём же основная разница между человеком и машиной? И есть ли чёткая грань на стыке искусственного интеллекта и человеческого мышления?..

коллаж1

Что вкладывает в определение андроида именно Ф. К. Дик можно в том числе догадаться из его известного романа 1968 года «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» И эта тема так или иначе проходит красной нитью по всему творчеству американского автора научной фантастики.

Почти десятью годами позже Дик напишет очень глубокое и подробное эссе «Человек, андроид и машина», датированное 1976 годом, в котором он очень талантливо и ёмко представит эту тему в ключе оригинальной авторской философии и личных, не единожды прочувствованных, инсайтов.

Что касается эссе «Человек, андроид и машина», здесь только бегло и в контексте основных излюбленных контрапунктов Дика. В достаточно хладнокровной и очень глубокой манере подробного изложения Филип Дик даёт понять вдумчивому читателю, какие философские категории для него были важны на протяжении всего творчества.

На уровне гипотез Дик объясняет многие вещи, тонко вплетая золотые нити аллюзий из своих романов. «Сдвиг времени по-марсиански», «Мы вас построим», «Мечтают ли андроиды об электроовцах», «Убик», «Три стигмата Палмера Элдрича»... Так или иначе, автор будет упоминать свои произведения в этой статье в том числе в качестве опоры для противопоставления дискретного и аналогового видов мышления.

Нужно отдельно отметить, Дик на личных оригинальных домыслах старается рассмотреть этот глубокий вопрос различия человека и машины не в ключе изобретений в лабораторных условиях или серийного выпуска определённой модели. Обобщая всю Вселенную до масштабов этой самой лаборатории, Дик очень талантливо возьмёт самый интересный аспект этой темы. И в этом эссе автор среди прочего пытается нащупать те нити и триггеры, которые всё время заставляют нас обманываться и выдавать иллюзию за правду. Поведенческие «крючки» этого механизма весьма неоднозначны. Именно это определяет основную мотивацию поступков его ключевых типажей в произведениях. Да, безусловно они не поддаются морфологическому делению. Но то, что нам чуждо и непонятно, вполне может быть «одним из нас». Эта тема для Дика родная и он в ней, во всех формах изложения, просто великолепен.

Вселенная, Природа, Бог... На самом деле это лишь вопрос идеологии и терминологии, за которою мы всегда так истово сражаемся с помощью своих безотказных логических цепочек привычного суждения. Сделать шаг в сторону, найти смелость для принятия новых величин — это всё заложено природой для каждого, но доступно, как обычно, единицам. И гении по сути ведь не те, кто изобретают что-то новое. Это скорее те, которые не боятся об этом новом заявить.

Дихотомия человека и андроида. На самом деле чтобы различать такие разные аспекты, нужно ведь уметь пробиться в самое сердце обсуждаемого предмета. А для этого, как минимум, это сердце нужно иметь самому.

Утрата должного уровня чувствования. Недостаточный уровень эмпатии «в крови». Дискретное мышление, при котором в ключе следствия причин из нас незаметно, в том числе на всё тех же известных PR-технологиях, создают тщательно управляемых «зомби», привычных к уже готовым выводам и ответам. Но разорвать эту логическую (ущербную) цепочку и заново её перемоделировать в поисках иных альтернатив — это ведь чисто человеческий навык не шаблонного (не машинного) мышления. Искусственный интеллект на это действие вряд ли когда-нибудь будет способен. И, собственно, такие глубокие и гибкие психологи (качественное наполнение этой антологии «Science Fiction at Large», в которую входит статья Филипа Дика) как Эдвард де Боно не раз задавались вопросом: вместо того, чтобы наращивать возможности искусственного интеллекта, быть может, есть особый смысл раскачать необходимые навыки человеческого латерального мышления?..

Филип Дик в своём творчестве занят как раз последним. И безусловно, у него есть свои культовые романы, по которым определяется потенциал таланта этого автора и степень его известности в категории научных фантастов новой волны. «Мечтают ли андроиды об электроовцах?» — это одна из ярких визитных карточек Дика. И это классика своего жанра, талантливо перенесённая на экран Ридли Скоттом.

Честно признаться, не помню, сколько раз в своё время я перечитывала этот роман. Каждый раз, как в хорошем классическом произведении, находишь в нём что-то новое. И почему-то в моем именно случае вновь и вновь включается определённая аналогия с не менее знаменитым и недопонятым (недооцененным) в своё время «Blade Runner» 1982 года от Ридли Скотта. И уж тем более, являясь преданным фаном творчества Филипа Дика, мне всегда очень сложно удержаться от критики, пусть даже конструктивной, в адрес этой прекрасно стилизованной, великолепной в своих визуальных планах и очень… вольной экранизации — идейного прочтения режиссёром и сценаристами этого романа.

Здесь, вероятно, стоит отдельно отметить, что рабочий сценарий картины, а его правок было бесчисленное множество и он до самого конца съёмок кочевал из рук в руки, имеет с первоисточником мало общего.

Дик ведь в своем творчестве очень разноплановый и сложный. На мой взгляд, невероятно трудно понимать и трактовать таких многослойных авторов, когда они сами себя порой до конца не понимают, создавая свои лучшие вещи интуитивно на подсознании.

Несмотря на то, что к проработке исходного материала отнеслись предельно серьёзно, у Х. Фэнчера, великолепного и очень сильного сценариста, изначально вышел романтичный и предсказуемый сюжет. Бюрократ гоняется за андроидами, в его последующей терминологии — репликантами. Охотник закономерно влюбляется в свою жертву. Параллельно проходит сакраментальная для жанра антиутопии тема экологической катастрофы, перенаселения и вымирания планеты. Нужно отметить, что в последующих множественных версиях проработки сценария, вдохновленных комиксами, с подробной графической прорисовкой раскрытия сюжета в фильме прекрасно развернули тему клонирования и тему генетических экспериментов, что изначально задало удачный вектор направления основного действия картины. Но, на мой взгляд, если сравнивать подачу в кино с идеологией романа — и эта версия сценаристов проходит косым лучом заходящего солнца мимо основной темы романа Дика: что представляет собой человек и что же делает нас, в конце концов, именно людьми? Такой банальный и такой сложный вопрос одновременно, на который очень сложно найти один единственный исчерпывающий ответ.

И нужно отметить, что в экранизации именно основной концепт создания андроидов Филипа Дика в определённом смысле оказался словно зажат с обеих сторон. С одной стороны, подробно разложив в сценарии только лишь детективный экшен книги, создатели фильма во многом обесценили и вынужденно «заземлили» авторский посыл романа. А с другой — в какой-то момент, вероятно, всё же включилась определенная конъюнктура на финальном этапе создания ленты и хроническое, необходимое в аспекте киноиндустрии, желание угодить и спонсору, и дистрибьютору, и потенциальному зрителю. Ридли Скотт на протяжении тяжелейших, изматывающих съёмок донельзя устал и оказался заложником своих обязательств. Он так долго перетачивал концепты сценарного материала и монтировал свою картину, так тщательно запутал сюжет, что вышло очень сложное произведение. И без первичного прочтения книги очень трудно догадаться, что же в самом деле происходит на экране. Множественные попытки Ридли Скотта как-то по-особому облагородить свою историю привели к тому, что он стал в своих авторских версиях раскручивать и подбрасывать примитивные логические подсказки с единорогами и оригами. Могу сказать, что далеко не все фаны Дика приняли именно такое прочтение этого романа. Главным образом ещё и потому, что ни в одной из этих версий от глубокой узнаваемой философии Дика не осталось практически ничего. И ведь совсем не тот вопрос, среди прочих вопросов, выставляется Диком на подстрочнике романа — репликант ли Декарт или нет?..

В конце-то концов, искусно изворачиваясь и пытаясь одновременно угодить мечтательному американскому зрителю 80х годов прежнего века и серьезному фану классической литературы, Ридли Скотт на тот момент оказался не понятым никем. Желая создать что-то мрачное в жанре урбанистического футуризма в стиле нуар в ключе своей узнаваемой талантливой манеры изложения, режиссёр к финалу картины неизбежно скатился в лирику и гуманизм.

А ведь у Дика в контексте многослойного повествования романа везде стоит метафора хладнокровной аскезы в поведении всех его ключевых типажей. Стервозный шизоидный персонаж Рэйчел (любимый женский типаж и часто встречаемый у Дика в творчестве), который настолько эгоцентричен, что в этом есть лишь огромная доля мёртвого перфекционизма, нежели ощущение совершенной утонченности этой красивой и безупречно созданной, но абсолютно бездушной «куклы».

Чудовищное, ярко окрашенное безмерными амбициями и до жути отталкивающее поведение Батти, ещё одной великолепно смоделированной «куклы», с клише свихнувшегося фанатичного лидера, который задаёт особый тон всему нарастающему насилию в романе. Сцена, в которой бедному пауку, чудом уцелевшему после ядерной войны маленькому живому организму, с методичным любопытством отрезают по очереди все лапки, написана Диком так талантливо — словно через переживания Изидора, тихого и безобидного психа, сочится истерзанная и загнанная в угол душа самого автора.

Потребность Декарта каждый день убивать, постепенно загнанная в угол его профессией. И постоянная рефлексия, в которой он задаётся навязчивым вопросом, всё время вытесняя его как бы «до востребования»: имеет ли он право отстреливать этих одичалых андроидов, так похожих на людей? Но ведь приказ — есть приказ...

Шаткая в своих витиеватых домыслах аномальность Изидора с его бесценной и красиво завёрнутой цитатой из внутреннего диалога с Мерсером — последним представителем религии и веры: «Но ты должен перестать искать меня, потому что я никогда не перестану искать тебя...» Дик в этих местах холоден и поэтично прекрасен одновременно. Это очень сильный автор и читая его романы, практически всегда получаешь закономерную порцию долгого и очень мощного послевкусия.

Ридли Скотт попробовал талантливо перекрыть этот идейный пробел отсутствия в картине персонажа Изидора финальной сценой, в которой герой Хауэра после своего знаменитого монолога «All those moments will be lost in time like tears in rain. Time to die» отпускает в небо трогательного белого голубя. Но раскрыть такую метафору касательно основного текста романа именно с экрана достаточно тяжело. Хотя версия режиссёра по-своему глубока и достаточно умна. Не без удовольствия я могу заметить от себя следующее: разгадывать различные фишки мышления режиссёра и сценаристов очень интересно. И сам фильм, безусловно, вышел другим и лишь смутно похожим на первоисточник. Ещё хочется в тему ёмко констатировать, что режиссёр поступил очень мудро и грамотно, когда поставил картине совсем иное название — это можно читать как «по мотивам» и эта красивая броская «фишка» словно окупает абсолютно разный атмосферный посыл романа и кино.

И по моим личным ощущениям в прочтении Ридли Скотта на экране очень магнетично и завлекательно растекается сладкая патока его личного видения этой истории.

Прекрасная, абсолютно безжизненная в аскезе своих холодных эмоций, но очень-очень обаятельная Шон Янг в роли Рэйчел. Невероятно талантливая эксцентрика Рутгера Хауэра в роли Батти с безусловными тёплыми инфантильными нотками подачи его сложного персонажа. Ёмкий, лаконичный и предельно чувственный Харрисон Форд в образе Декарта, который настолько человечен, что это изначально «бросается в глаза» и как-то немного смазывает именно интригу сюжета. А персонаж Изидора, для Дика он ключевой и краеугольный в аспекте его авторской философии, как я уже заметила выше, вообще оказался размыт, смазан и подведён под бесцветный концепт кукольника Себастьяна.

Так или иначе, но режиссерская версия, сильно подкрашенная чувственной подачей Ридли Скотта, на мой личный взгляд, не вскрывает лейтмотив романа по всем срезам и направлениям. Она даёт лишь едва уловимые аллюзии на первоисточник и словно рассказывает зрителю другую историю, талантливо придуманную создателями фильма. И что очень важно в качестве идейного сопоставления — у Ридли Скотта частично утеряна именно философско-аналитическая составляющая книги. Дик ведь пишет на округлых истинах и силлогизмах. Его риторика жива, актуальна и многослойна. Какова цена этому миру? Если повсюду фальшак, подделка и обветшание на уровне имманентного и перманентного.

Вместо любви и веры — суровая конструкция эмантоскопа и размытые принципы мерсеризма. Вместо чувственных удовольствий, наслаждений и полноты жизни – статичный переключатель настроений. Вместо человечности, сострадания и необходимого катарсиса — каждодневная потребность убивать и уничтожать ради увесистых премиальных. Причем согласно двусмысленно закольцованным авторским намекам Дика из разговора Рика Декарда и его начальника получается, что

…Группа ленинградских психиатров вошла в ВПО со следующим предложением: они хотят, чтобы новейшие и более точные методы психопрофилирования личности, используемые для выявления андроидов, — говоря попросту, вопросник Фойгта-Кампфа — были опробованы на особой группе шизофренических и шизоидных личностей. ˂…˃ Если ты не сможешь выявить всех андроидов, получится, что у нас нет достаточно надежного аналитического инструмента, и мы не способны найти и нейтрализовать всех беглых. Если ты посчитаешь андроидом человека… — по губам Брайанта скользнула ледяная улыбка… ˂…˃ Когда-нибудь пикантное известие дойдет до какого-нибудь газетчика, и начнется настоящая свистопляска…

андроиды с блоком Нексус-6, во многом интеллектуально превосходящие человеческие возможности, в том числе в контексте мега одаренной оперной дивы Любы Люфт, проступают в этом романе с подачи Дика в весьма интересном социальном аспекте. Андроидов (здесь от себя в том числе читаю, как гениев-бунтарей) истребляют согласно буквы закона по цене «тысяча баксов за штуку» в линейке серийной штампованной продукции. Подобная метафора, так или иначе, сквозит по тексту романа во многих местах этого крепко сбитого брутального научно-фантастического детектива.

Но дело в том, что, когда у тебя депрессия, тебе все безразлично. Безразлично потому, что ты теряешь ощущение ценностей. Тебе все равно, чувствуешь ты себя лучше или нет, потому что ты уже не понимаешь, что такое «лучше»…

коллаж2

Тема уязвимости и выживания уникальных личностей, так или иначе, затрагивается Диком в каждом втором произведении. Он уже разворачивал её в рассказе «Особое мнение» 1956 года, с присущим автору энтузиазмом умышленно как бы вычеркивая своего персонажа Джона Андертона из внешнего мира, на время болезненно обрывая все его прежние связи с привычным окружением. И автор недвусмысленно опять нажал на эту тему в позднем творчестве в романе «Пролейтесь, слезы…» 1974 года, талантливо словно стирая ластиком все следы неестественно яркого и красивого Джейсона Тавернера.

Безусловно, что Дик в своих произведениях многое оставляет на откуп читателю. И каждый увидит и осмыслит что-то своё. По этой причине в трактовке этого сложного романа 1968 года «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», вероятно, не может быть одной единственной «исключительно правильной» версии.

И как бы то ни было, у Ридли Скотта и Филипа Дика всё-таки есть определённые точки соприкосновения этих двух параллельных произведений.

Для меня ярким акцентом отчетливо проступает вот этот кричащий, кровью расписанный, тезис Филипа Дика в романе: Лучший способ спрятаться – это самому стать Blade Runner. И да, для полного осмысления стилистической манеры и ключевых авторских концептов Филипа Дика, нужно что называется визуально вспомнить норвежского живописца Эдварда Мунка с его знаменитым «Криком». Дик даёт в романе авторскую ссылку на раскрытие глубокого смысла этой картины. В оранжевых сполохах «взорвавшейся» природы, обхватив голову руками, человек захлебнулся в своем бесконечном отчаянии, — оказавшись абсолютно отрезанным от всего остального мира... Каждый сам сделает нужные выводы из этой глубокой идеи символизма.

И здесь в качестве ёмкого резюме. В случае произведений Ридли Скотта и Филипа Дика объективное сравнение уместно лишь в контексте двух самостоятельных самобытных произведений.

Считаю по праву этот роман Филипа Дика одним из самых сильных, взвешенных, стилистически ровных произведений.

И очень странная, хотя и в чём-то закономерная, история «Бегущего» 1982 года состоит в том, что ни критики, ни зрители его в свое время по достоинству не оценили. Точно так же как и многие нынешние читатели, преданные фаны Дика, не в силах вовремя абстрагироваться от книги. И принять параллельным самостоятельным произведением очень атмосферный арт-продукт от Скотта с ярлыком мрачной, антиутопической красивой истории, разбавленной великолепными типажами актёров и сложной гаммой их переживаний.

И как бы то ни было, в моей личной системе координат адекватного обожания читателя и зрителя Ридли Скотт и Филип Дик в условной плоскости x/y выкладываются исключительно по такой оси своих врождённых талантов: 10/10. С особой нежностью и адекватной любовью очень ценю эти два произведения, две самобытные истории и два видения нашего будущего со всей его безрадостной подложкой и эфемерными надеждами на лучшее.

_______________________________

Вся информация по экранизации Ридли Скотта взята из документальной ленты «Опасные дни: Как создавался «Бегущий по лезвию» 2007. Все домыслы и фантазии вдумчивого читателя написаны под слоганом «предположительно» и на истину в последней инстанции ни в коем случае не претендуют.





2480
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение17 сентября 2020 г. 16:33
Спасибо!
Дика интересовал вопрос, что такое человек? А Клим Жуков в своем разборе фильма убедительно доказывает, что Ридли Скотт снял фильм про то, как при капитализме из человека делают робота. Вопросы связанные, конечно, но косвенно. Поэтому и получилось «по мотивам».8-) Очень точно вы отметили, что Дика интересовала прежде всего философия и судьба гуманизма в современном мире, а Скотт очень любит развлекать публику и тем самым размывает смыслы собственных историй. Поэтому Дик неровный из-за многослойности, а Скотт из-за стилевого разброда. (правда тут, видимо, в разном уровне ответственности. Дик отвечал только за вовремя выплаченные алименты, а Скотт отвечал за судьбы многих людей и большие суммы из чужого кармана).
Вопрос как к перечитывателю романа. Чей посоветуете перевод? Или в оригинале читаете? А то давно пора обновить юношеские впечатления.
Отдельное спасибо за интересные иллюстрации. Вместе со статьей отправляются в копилку.
Успехов в дальнейших изысканиях!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 сентября 2020 г. 21:55

цитата vfvfhm

Дика интересовал вопрос, что такое человек?

Да, именно:-) Человек во всех его проявлениях и акцентуациях. Дик отлично владел темой шизоидного типа поведения, потому что сам ей был частично подвержен (у него была директивная мать — в хрониках эта инфа упоминается) Ну и да, такое именно в его случае заглаживать под ноль нельзя — иначе бы не было целого пласта его наследия: Человек в Высоком замке, Убик, Андроиды... Ой, да пальцев обеих рук не хватит, чтоб перечислить всего его классные вещи8-)

цитата vfvfhm

Вопрос как к перечитывателю романа. Чей посоветуете перевод? Или в оригинале читаете? А то давно пора обновить юношеские впечатления.

Я Андроидов очень люблю в переводе М. А. Пчелинцева. И у меня вот такая вот книга;-) Все цитаты в статье его. Очень классный, чистый и атмосферный текст. Хотя и не могу в свою очередь сказать, что сравнивала его с другими переводами этого романа.

цитата vfvfhm

Отдельное спасибо за интересные иллюстрации. Вместе со статьей отправляются в копилку.
Успехов в дальнейших изысканиях!

Спасибо за труд чтения и глубокого развёрнутого коммента8-) Да, иллюстрации ставила по принципу того — именно эта версия прорисовки комикса у меня идеально совпадает с ощущением романа Дика. Что касается типажей Скотта — они очень сильные. Но по моим личным ощущениям — это именно версия режиссёра. Ну, да, ко всему прочему, культовый фильм. Нет смысла такие вещи критиковать. Мне нравится и кино и книга в равной степени — в статье это сказала:-)
 


Ссылка на сообщение17 сентября 2020 г. 23:32

цитата neo smile


Я Андроидов очень люблю в переводе М. А. Пчелинцева

Спасибо!:beer:
Пчелинцева очень уважаю как переводчика. И конечно, ему теперь отдам предпочтение для ближайшего перечитывания.

цитата neo smile

Что касается типажей Скотта — они очень сильные.

Харрисон Форд в образе Рика Декарда — это, пожалуй, вообще мой любимый персонаж в личной мировой фильмотеке. Когда в 11 лет первый раз кино это посмотрел, то похожим быть хотелось, когда вырасту, именно на такого мужика. Наверно потому, что понимал — на «белокурую бестию» Рутгера Хауэра мне похожим быть не придется ни при каких обстоятельствах.:-)))
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2020 г. 00:10

цитата vfvfhm

Пчелинцева очень уважаю как переводчика. И конечно, ему теперь отдам предпочтение для ближайшего перечитывания.

Дика ещё отлично переводит Г. Корчагин. Когда-то было интересно сравнить именно «Убик» по нескольким абзацам — и ещё один перевод Лазарчука показался очень не интересным. Нет, он не плох. Просто метафоры не так красиво развёрнуты. Ну а если Дик умеет на них писать — получается, такой текст требует более аккуратного подхода что ли8:-0

цитата vfvfhm

Харрисон Форд в образе Рика Декарда — это, пожалуй, вообще мой любимый персонаж в личной мировой фильмотеке. Когда в 11 лет первый раз кино это посмотрел, то похожим быть хотелось, когда вырасту, именно на такого мужика.

Очень трогательное сравнение — я думаю, что Форд был бы польщён такой оценкой его игры:-) И если предельно серьёзно, мне очень понравился фильм «Опасные дни: Как снимали Бегущего». Классно, что есть и такой фильм — очень тёплая информативная лента и что называется интервью из первых рук. В данном случае литературным источникам верю меньше / ибо там может быть много искажений. Так вот Харрисон Форд в интервью сказал, что очень сильно боялся, как он будет смотреться в сценах с Рутгером Хауэром. Потому что уровень последнего очень высок, ну он ещё театральный актёр был к тому же. Я, признаться, после этого зауважала сразу обоих актёров8-) Их тандем в фильме просто прекрасен! Шон Янг среди прочего в сердцах призналась, что ей жаль порезанных в монтаже интимных сцен с Фордом, работать с ним было приятно и рабочий материал был очень эстетически красив:-) Дэрил Ханна откровенно призналась, что Скотт не требовал от них никакой актёрской ярко подкрашенной игры (ибо речь шла об андроидах) и всё-таки они её все очень классно дали каждый на своём уровне таланта и исходного типажа8-) Картина конечно же культовая. И одна из самых любимых! Атмосферность у Скотта вышла просто потрясающая. Да, он отступил от романа и дал свою эмоциональную подкраску. (Хотя, что бы было, если бы снимали на подстрочнике — сложно ведь однозначно сказать) И как я поняла из док-хроник, роман на момент съёмок фильма Ридли Скотт не читал. А просто доверял своей интуиции и сценаристам. А их там было очень много. Сценарий гулял через многие руки. Поэтому, вероятно, и существует несколько версий этой картины. Моя самая не любимая — это где хэппи-энд... Ерунда полная. Особенно учитывая тот факт, что в романе Дика, что такое любовь и сострадание забыли в принципе. Один Изидор и помнил — и именно в этом состоит его аномальность. И именно этот посыл Ридли Скотт не раскрыл в принципе. А он ведь очень важен для Дика. Вообще, мне показалось, что персонаж Изидора Дик прописал с необыкновенной нежностью. И эта какая-то очень давняя аллюзия из его раннего творчества что ли, — в «Исповеди недоумка» был похожий чудаковатый парень с таким же именем. Ну это мои личные домыслы и возможно, просто случайные совпадения:-)
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2020 г. 00:27

цитата vfvfhm

Моя самая не любимая — это где хэппи-энд... Ерунда полная. Особенно учитывая тот факт, что в романе Дика, что такое любовь и сострадание забыли в принципе. Один Изидор и помнил — и именно в этом состоит его аномальность. И именно этот посыл Ридли Скотт не раскрыл в принципе.

Вы очень верно аргументируете отказ от хэппи-энда (и насколько я понимаю, Скотту его навязали в студии, как и закадровый текст первой версии), но похоже по правилу импринтинга я предпочитаю именно первый вариант. Потом я конечно все возможные версии посмотрел, но все же версия с текстом и поездкой в горах навсегда в моем сердце. Это просто мой самый любимый фильм, несколько десятков раз смотренный и знакомый наизусть.
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2020 г. 00:47

цитата vfvfhm

Вы очень верно аргументируете отказ от хэппи-энда

Нет, именно не отказ:-) А наличие вообще такой версии. А что она сама по себе раскрывает?. 8:-0 Знаете, если говорить по правде, мне очень нравится персонаж Рэйчел именно у Дика. Потому что в нем всё как в жизни — это очень красивая, самодостаточная и очень ревнивая девушка с такими закидонами!.. (Правда, живут они все только 4 года — ну это печальные издержки модели) Она ведь с большого психа скинула электрического барана Декарта с крыши (а он между прочим, копил на него чуть ли не много лет). А в фильме персонаж Шон Янг безусловно красив и интеллигентен. Эту трогательную девушку очень хочется защитить от всего плохого — и в этом смысле хэппи-энд оправдан. Но Дик ведь в творчестве предельно циничен. И женские персонажи у него очень сложные и многогранные, но предсказуемо истеричные. Так было в романах «Мы вас построим», «Убик» и, например, в «Исповеди недоумка». И у меня создалось особое впечатление: Ридли Скотту не столько интересно было творчество Дика, сколько его привлекла сама по себе классная брутальная закрутка этого детектива в стиле киберпанка. Сам стиль Ридли Скотт выдержал идеально. И как режиссёр он, вероятно, не обязан так уж глубоко знать первоисточник и тонкости биографии Дика. Кино и книга — это ведь разные виды искусства. У режиссуры свой инструментарий. Ридли Скотт очень классный в лучших своих работах — этого у него не отнять.

Что касается Андроидов Дика. Мне в какой-то момент показалось, что роман дописали, как например «Дюну» Ф. Герберта — когда Бегущего 2049 Дени Вильнева посмотрела, была такая мысль. Я бы в этом смысле ещё продолжение почитала, — ну в смысле на бумаге эту историю с удовольствием хотела бы иметь:-) И лучше с картинками в стилистике комикса. Эта была бы ещё одна дань светлой памяти одного из самых ярких и талантливых фантастов новой волны.
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2020 г. 02:06

цитата neo smile

Кино и книга — это ведь разные виды искусства.
А какой фильм по Дику в принципе то совпадает с книгой?
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2020 г. 11:04
Ротоскопированный мультик-фильм «Помутнение» 2006 года очень близко, прям вот как конспект. Если не смотрели — посмотрите, но будет, гм, один казус.
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2020 г. 11:07
Спасибо! Посмотрю:-)
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2020 г. 12:12
Спасибо огромное и от меня. Не знала, что есть такой мульт. Обязательно возьму на заметку — просмотрю в ближайшее время. А что правда он аутентичен роману Помутнение, да? Условный статус мультика немного смущает, хотя, возможно не права. Иногда они очень мощные по наполнению и атмосфере бывают. Здесь вероятно смотря как нарисовать:-)

цитата С.Соболев

но будет, гм, один казус.

А какой казус? Это спойлер, да?:-)
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2020 г. 12:16
Казус станет понятен при просмотре, буквально минут через 10-15 :)
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2020 г. 19:56
Обязательно посмотрю — спасибо:-) Уже нашла в сети и поставила в параллели. Спасибо огромное за умную рекомендацию:beer:
 


Ссылка на сообщение20 сентября 2020 г. 21:03
Стоит ли смотреть, если не читал произведение ?
 


Ссылка на сообщение20 сентября 2020 г. 21:10
Я за правильный порядок. То есть сначала книга — потом картинки к книге, то есть фильм.
 


Ссылка на сообщение21 сентября 2020 г. 15:04
А я забыла роман. (Давно читала) И смотрю «Помутнение» как что-то исключительно новое. А казус, про который Вы говорили — он привязан к сюжету, да?:-) Я его не вижу пока и мне нужна подсказка, честное слово8:-0
 


Ссылка на сообщение21 сентября 2020 г. 18:34
Да какой казус, так, субъективно:

скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)

Фильм строго по тексту, это конечно хорошо. Но он почему-то скушный, без изюминки.
 


Ссылка на сообщение21 сентября 2020 г. 19:29
Поняла! Благодарю за оперативный ответ8-) Я пока на середине мульта. В принципе атмосферность очень цепляет. Остальное пока объективно сравнить не могу8:-0
Как я поняла, Вы считаете что снимать на подстрочнике не всегда оправданно, да? Если так, то Вам, вероятно, тоже нравится Ридли Скотт в своём оригинальном самовыражении Бегущего:-)
 


Ссылка на сообщение21 сентября 2020 г. 20:19
У киноиндустрии нет греческой музы, поэтому только буковки.
 


Ссылка на сообщение22 сентября 2020 г. 00:26
Да, я согласна. Первоисточник имеет всегда очень большое значение. В смысле буковки — это отличная база. Без неё никуда))
 


Ссылка на сообщение23 сентября 2020 г. 18:59
Понятно, спасибо.
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2020 г. 12:37
Есть Бегущий по лезвию-2 К.У. Джеттера, ученика Дика. Еще в прошлом веке издавали ,в серии «Фантастический боевик». Тогда же и читал, так что практически ничего не помню из сюжета. Но, конечно, уступает оригиналу.
А вот фильм Линклейтера «Помутнение» едва ли не шедевр. И уникальный случай, когда и сюжет и идеи Дика очень точно переложены на пленку. И атмосфера абсурда с паранойей отлично передана. Буквально на днях все вспоминал, где Киану Ривз с Вайноной Райдер еще вместе играли, кроме Дракулы и новой комедии. Так вот тут же!:-)
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2020 г. 20:00
Да, Помутнение судя по отзывам этого мульта очень прикольная задумка. На игру настоящих актёров наложить аниме — мне кажется, это для передачи атмосферности романа просто Круть!

Отдельное спасибо за упоминание об этом фильме — посмотрю с удовольствием в ближайшие время8-)
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2020 г. 15:04
Впервые увидел фильм где-то в середине 90-х. Роман стало быть прочел раньше, в 1992 в лениздатовском сборнике. Оба произведения, для меня, друг с другом абсолютно не связались. Настолько разные. Но оба понравились. На свой манер.
Среди книг Дика, показался не самым ярким. Фильм Скотта, наоборот, самым выдающимся среди кинофантастики того периода. И самым атмосферным.
И подгадал же меня черт, перед просмотром «Бегущий по лезвию 2049» переглядеть фильм Скотта. Да еще в авторской версии, без закадрового текста. Все внимание на картинку. И в безумно красивой (как я помнил) сцене на крыше я вижу Рутгера, нашего, Хауэра, со сдобным женским телом, с жировым валиком на талии... Как ведро грязной воды на картину фламандцев.
Вот такой казус.
И теперь, только и остается вспоминать стихи Шпаликова:

цитата

По несчастью или к счастью,
Истина проста:
Никогда не возвращайся
В прежние места.
Даже если пепелище
Выглядит вполне...
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2020 г. 20:16

цитата Антропоид

Впервые увидел фильм где-то в середине 90-х. Роман стало быть прочел раньше, в 1992 в лениздатовском сборнике. Оба произведения, для меня, друг с другом абсолютно не связались. Настолько разные. Но оба понравились. На свой манер.

Знаете, здесь просто идеальное совпадение:beer: Об этом писала подробно в статье — здесь уже что ли не буду, да?;-)

цитата Антропоид

Среди книг Дика, показался не самым ярким

А что Вам у Дика понравилось?:-) В том смысле, что именно Вы от себя считаете его визитной карточкой? На мой взгляд, Дик очень разноплановый в творчестве и многие романы выросли на фоне его плановых экзистенциальных кризисов. Мне в этом смысле очень дорог «Человек в высоком замке». Очень необычный роман с очень сильной идеологией. И, как я понимаю, это первое знакомство Дика с культурой азиатов. И очень глубокое знакомство. Ещё очень люблю «Убик» и «Мы вас построим». А у Вас какой любимый и знаковый?;-)

цитата Антропоид

Вот такой казус.

Про казус поняла. Знаете, здесь в тему Булгаков вспомнился из МиМ: Ничто не бывает так, как прежде.(с) Да, не бывает. Это очень глубокая мысль — спасибо за неё, очень трогательно. Вы всё верно сказали.
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2020 г. 21:25
На самом-то деле, фильм впервые я увидел в видеосалоне в Харькове (я просто забыл об этом), где-то в конце 80-х. Это был период, когда я впервые знакомился с западной видеопродукцией, и хотя он впечатлил, но затерялся во впечатлениях от Шварценеггеров, Сталлоне, Эмманюэлей и прочего разнообразия.
И только когда появился собственный видик и начала собираться коллекция видео, вспомнилась незабываемая сцена на крыше, круглые дома-башни, и я посмотрел фильм с тем вниманием, которого он заслуживает.
С книгами Дика, точнее с книгой, я познакомился впервые в 1988. Это был «Убик». На польском языке, в серии «Станислав Лем рекомендует», 1975 года издания. Вон, до сих пор, в книжном шкафу в первом ряду. Книга иллюстрирована, пусть и не часто, но впечатляюще. Тогда я по-польски читал «не бардзо».
Итак: впервые читаю этакую психоделику, на не сильно знакомом языке, с хорошими иллюстрациями. Когда я закончил книгу в четыре часа ночи, я первые минут пять не совсем понимал, на каком свете я нахожусь. Вот те пять минут и оказались тем импринтингом, который заставляет меня искать в вещах Дика именно зыбкость, ненадежность, зловредную обманчивость окружающего.
Хотя все его вещи я читал с удовольствием. Пожалуй, кроме «Помутнения». Там выводит из себя всеобщее добровольно-злонамеренное движение к саморазрушению.
Кое-что забавное об экранизациях. Смотрел не все, но судя по списку в Википедии большинство. Все не впечатлило. От «Вспомнить всё» 1990 года, запомнились только две минуты разговора с психологом. Это был Дик, все остальное экранное время — Голливуд.
Но! Есть идеальная экранизация... которая не является экранизацией. Я имею в виду (барабанная дробь) «Темный город» Алекса Пройаса. Как будто он собрал всего Дика по кусочкам. Самая низкопробная палповая фантастика — пришельцы с ножами и все с ними связанное. Любимое диковское изменение реальности. Пусть и несколько топорное, руками людей и пришельцев, а не всемогущего рока. Психологические метания героев фильма. Дик часто пользовался мейнстримовскими дозами психологии в романах. Любовная линия, живо напомнившая «Кланы Альфанской луны». Не по сюжету, по «ламповости».
А Рутгер Хауэр мне нравится. Жаль, что не снялся он в «Бегущем...» во времена «Grijpstra en de gier», когда был молод, худ, мускулист.
 


Ссылка на сообщение19 сентября 2020 г. 12:47

цитата Антропоид

А Рутгер Хауэр мне нравится. Жаль, что не снялся он в «Бегущем.

В Бегущем 2049 — Вы хотели сказать, да?:-) Если так, то Дени Вильнев снял очень классную картину, но мне показалось, что для Хауэра там по сюжету картины уже места не было. Особенно, если учесть тот факт, что в Бегущем 1982 он был андроидом, время жизни которого (4 года) на тот момент истекло. А так вообще Хауэр очень сильный актёр — светлая ему память!

цитата Антропоид

Дик часто пользовался мейнстримовскими дозами психологии в романах.

Очень чёткое определение того, что не получилось сказать у меня в статье — не знала, как ёмко сформулировать. Вы правы — и это отличная формулировка:cool!: От себя добавлю. Дик выучил европейский срез психологии буквально «на коленках». Он был очень умён и очень талантлив. Хотя базового образования (допустим, как У Роджера Желязны) у него ведь на было. Но психологию он знал очень плотно и серьёзно. Хотя в его профессии она ведь тоже прикладная. О чём, собственно, говорит творчество многих фантастов, постмодернистов и представителей хоррора (С. Кинг, Р. Желязны, С. Лем, В. Пелевин... Этот список, право, очень большой)

цитата Антропоид

Все не впечатлило. От «Вспомнить всё» 1990 года, запомнились только две минуты разговора с психологом.

На мой взгляд, очень классная экранизация рассказа. В ближайшее время планирую пересмотреть. Спасибо, что напомнили:-)

цитата Антропоид

Хотя все его вещи я читал с удовольствием. Пожалуй, кроме «Помутнения»

Помутнение очень сильный роман, но очень специфический. Тема, да, как бы обязывает проживать читателя все болезненные трипы героев. А в моём случае, книга вообще пошла не с первого раза. И даже не со второго... Очень долго откладывала, если честно. И если что, Помутнение 2006 от Ричарда Линклейтера посмотрите обязательно. Очень классно снято — я начала смотреть, очень всё нравится настолько, ну даже с романом не сравниваю. Реально круто сделано. Вообще возникла идея — написать позже и на этот роман с увязкой на аниме. Ну для этого нужно ещё раз внимательно перечитать роман8-)

цитата Антропоид

Это был «Убик». На польском языке, в серии «Станислав Лем рекомендует», 1975 года издания. Вон, до сих пор, в книжном шкафу в первом ряду. Книга иллюстрирована, пусть и не часто, но впечатляюще. Тогда я по-польски читал «не бардзо».
Итак: впервые читаю этакую психоделику, на не сильно знакомом языке, с хорошими иллюстрациями. Когда я закончил книгу в четыре часа ночи, я первые минут пять не совсем понимал, на каком свете я нахожусь

Ух ты — с картинками!:-) Завидую белой завистью, если таковая в природе имеется:-D Знаете, от Убика были очень схожие впечатления и ощущения. Это тот самый роман — и его культовая раскрученность более, чем оправдана — который может перевернуть сознание. Дик в нём дал от себя такой сгусток откровений — что просто Вау! Я обожаю этот роман и обожаю такого Дика. Помню, что потом долгое время «болела» концептами Платона (они есть в романе, когда одна и та же вещь существует сразу везде — и сразу всегда:-))
Кстати, да, у Дика есть ещё одно красивое упоминание об Убике в статье «Человек, андроид и машина». Он там предположительно резюмирует от себя следующее: Зима нашей расы перманентно глубока и вуаль мироздания не даёт нам разглядеть лето. И мы все спим как бы «до востребования». Просыпаются лишь единицы. Ну это уже концепты буддизма (просветление омраченного сознания) — Дик писал и на этих величинах. Особенно, если учесть тот факт, что психоанализ как таковой изначально плотно стоит именно на базе буддизма. З. Фрейд только лишь поставил всю тысячелетнюю базу на поток — в этом его гений (он не выдумал ничего нового) Гений Дика состоит в том, что его научно-фантастическая база таковой и является. Ну то есть уже многие исследователи пришли к выводу — трипы Дика про несколько параллелей реальности имеют под собой чёткое понимание работы сознания человека. Дик великолепен и этого у него не отнять8-)
 


Ссылка на сообщение20 сентября 2020 г. 20:59
Я читал в переводе Куликова. Произведение было понятно и произвело впечатление еще в школьном возрасте.
 


Ссылка на сообщение21 сентября 2020 г. 13:56

цитата brokenmen

читал в переводе Куликова. Произведение было понятно и произвело впечатление еще в школьном возрасте.

Спасибо за коммент:-) А киньте пожалуйста сюда ссылку с ФЛ. Мне по обложкам, например, всегда легче ориентироваться. Я тоже хочу взять на заметку и такой перевод. Дика вообще очень сильно люблю сравнивать между переводами — есть определённые нюансы. Ну об этом на форуме ФЛ уже соответствующее обсуждение есть8-)
 


Ссылка на сообщение23 сентября 2020 г. 18:58
Вот эта книга https://fantlab.ru/edi... Старенькая уже, да
 


Ссылка на сообщение23 сентября 2020 г. 20:40
Спасибо! Не факт, что найду — но интересно, что и такое издание есть. Буду иметь ввиду — по Дику ценю всю возможную инфу:-)
 


Ссылка на сообщение23 сентября 2020 г. 20:43
А у меня этот сборник https://fantlab.ru/edi... Каттнера есть если увидите рекомендую. Такм то в Сети Колодец миров есть но перевод.. А тут «вкусный» перевод. Но в Сети нет
 


Ссылка на сообщение23 сентября 2020 г. 21:16
Спасибо за Вашу версию! Интересно8-)


Ссылка на сообщение17 сентября 2020 г. 17:14
Рекомендую почитать книгу FUTURE NUAR by Paul M. Sammon — полный разбор фильма Скотта.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 сентября 2020 г. 21:44
Спасибо — это интересно:-) Пока смотрела только документальные хроники по Скотту и кое-что из воспоминаний Дика из Экзегезы (ну до премьеры Бегущего он не дожил, а рабочий материл ему в целом понравился).

В ветке форума ФЛ о Дике был интересный спор на тему: фаны книги не приняли экранизацию... Статью писала именно из этих соображений. Делала определённую компиляцию:-) (Здесь имею ввиду термин компиляции, который в том числе применяют в программировании)


Ссылка на сообщение17 сентября 2020 г. 22:48
Надо будет почитать:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 сентября 2020 г. 22:54
Ни разу не читали Андроидов Дика, да?:-) Обязательно почитайте. Отличный роман и по моим наблюдениям ведь каждая книга приходит вовремя.

Правда, я знаю много фанов Ридли Скотта, которые читали книгу уже после просмотра кино. Но роман это ни в коем случае не обесценивает8-)
 


Ссылка на сообщение17 сентября 2020 г. 22:57
Ни разу да. Фильм смотрел:-) И Дика читал но в основном рассказы. Рассказов много прочел:-)
 


Ссылка на сообщение17 сентября 2020 г. 23:18
Андроидов конечно же нагоняйте — двести страниц отличного плотного текста8-)
Что касается рассказов Дика. Я их тоже очень люблю. И считаю, что в малой форме этот автор тоже очень силён. Самые любимые — «Особое мнение», «Вера наших отцов», «Вторая модель», «Золотой человек», «О неутомимой лягушке» (последняя — просто КВН для взрослых8-)) Ну это то что навскидку вспомнилось. А вообще знаете, в статьях Дика тоже ведь очень люблю и ценю. Экзегеза в этом смысле очень классно написана — можно читать практически с любого места, в смысле к хронологии текст не привязан. Хотя Экзегеза, конечно, что называется на любителя:-)
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2020 г. 00:40
Статьи? А где их можно найти?
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2020 г. 11:36

цитата просточитатель

Статьи? А где их можно найти?

Ну если Вы про статью «Человек, андроид и машина» 1976 года, я читала её из сети (она есть в открытом доступе) Если не найдёте, могу сбросить ссылку. Это эссе очень сильно и необычно написано: Дик среди прочего классно раскрывает от себя на личных гипотезах тему Времени во вселенной. У него отличные метафоры и очень гибкое мышление. Я в рецензии брала только те его гипотезы, которые могут иметь прямое отношение к роману 1968 года.

Сборник «Экзегеза» очень интересно сделан — его тоже в сети читала, не подряд и хаотично. Потому что подряд тяжеловато — Дик очень сложный в нём и это всё-таки не художка. Его личные откровения — это достаточно специфическая вещь. Я почему и говорю — это (как, например, и ВАЛИС) на любителя и под соответствующее настроение:-)
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2020 г. 11:38
Спасибо:-) Поищу
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2020 г. 11:40
Обращайтесь, если что. Кину ссылки в личку при необходимости:-)


Ссылка на сообщение18 сентября 2020 г. 02:11
Достаточно необычно что Дик показывает андроидов как отрицательных персонажей. В целом, Англо-Американская фантастика представила бы искуственных персонажей которые должны слyжить людям как положительных героев. Например, Time and Again Саймака и Into the Slave Nebula Браннера. Дик никогда не опускался до штампов.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2020 г. 02:57

цитата omaksimov

Например, Time and Again Саймака

цитата omaksimov

Дик никогда не опускался до штампов.
Э... Это у Саймака то штамп? Когда я прочел эпилог я был в глубоком шоке... И вы уверены что андроиды там показаны в положительном свете?
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2020 г. 03:39
У Саймака конечно не штамп, повесть хорошая и финал грустный. Андроиды прописаны с любовью, в сравнительно более положительном свете чем группа противостоящих им людей.
 


Ссылка на сообщение18 сентября 2020 г. 11:23

цитата omaksimov

Достаточно необычно что Дик показывает андроидов как отрицательных персонажей

Да, необычно — это хорошее определение. И да, мне показалось, что не дело не в штампах — во всяком случае речь тут может идти только о самоповторах в творчестве Дика относительно его романов, а его идея в НФ именно оригинальная.
Что касается прорисовки андроидов — идея Дика великолепна. Он наделил их человеческими качествами, пусть даже и самыми болезненными и агрессивными их проявлениями. Их вообще очень сложно отличить от человека. То есть это не роботы на службе у человека, например, как в рассказах Азимова. Дик ведь раскрыл тему искусственного интеллекта иначе, и как мне показалось, с той именно позиции (в чём-то очевидной): если обычный человек не нарастит свои интеллектуальные ресурсы, андроиды будущих поколений его забьют одной левой. Такая вот сермяжная правда:-)

В ветке форума по Дику читатели совершенно справедливо писали: роман неровный в том смысле, что Дик местами обрывает повествование и много чего не договаривает по раскрытию своего сюжета (то есть местами он у него скомканный и не понятный). Мне показалось, что автор сделал это умышленно. Так легче держать интригу, а в таком жанре она более, чем оправдана.

Спасибо за коммент — интересное мнение:-)


Ссылка на сообщение18 сентября 2020 г. 11:01
Кстати, как он решил проблему пупка?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 сентября 2020 г. 21:08
Считаете это ключевой проблемой, когда нужно создать полную копию человека, включая интеллектуальную и психо-эмоциональную сферу.:-)


Ссылка на сообщение19 сентября 2020 г. 23:01
Удалил две последние ветки. Обсуждайте статью, а не устраивайте нападки друг на друга. При продолжении последуют предупреждения.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение20 сентября 2020 г. 11:10
Спасибо огромное за Ваше оперативное вмешательство! Очень сильно сама хотела почистить обсуждение от Флуда, но со злым автором это невозможно. У него мания оставлять последнее слово за собой и тянуть спам из лички. Такого махрового неадеквата не видела пока ни в чьей АК. Искреннее уверена, что в дальнейшем в моей АК этот Флуд больше не повторится.


Ссылка на сообщение20 сентября 2020 г. 21:22
Спасибо за статью :beer:

цитата neo smile

что представляет собой человек и что же делает нас, в конце концов, именно людьми? Такой банальный и такой сложный вопрос одновременно, на который очень сложно найти один единственный исчерпывающий ответ.

Кроме того, что лежит на поверхности, — эмпатия, Дик дает еще какие-то ответы ?

цитата neo smile

А персонаж Изидора, для Дика он ключевой и краеугольный в аспекте его авторской философии

Мне тоже показалось отсутствие этого персонажа одной из слабых сторон фильма.

цитата neo smile

есть особый смысл раскачать необходимые навыки человеческого латерального мышления?..

Поясните недалекому человеку, что под этим подразумевается :-)

Появилось желание хотя бы фильм пересмотреть. Тут упоминается несколько версий.
Кроме прокатной и режиссерской есть еще какие-то ? И в чем их отличие.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 сентября 2020 г. 14:33

цитата brokenmen

Спасибо за статью

Вам спасибо за труд Вашего чтения:beer: Это приятно, когда в АК появляются новые читатели. Значит, реально позитивно звенит сама тема. Дик великолепен и очень талантлив — в 101 раз повторить не стыдно эту очевидную истину.

цитата brokenmen

Кроме того, что лежит на поверхности, — эмпатия, Дик дает еще какие-то ответы?

На мой взгляд, да. И здесь вероятно, на меня очень сильно повлияла его статья «Человек, андроид и машина». Кроме эмпатии и сострадания здесь ещё другая тема проходит — не менее интересная. Человек от природы имеет Сознание, которое живёт всегда — вне зависимости от времени. (Этот концепт очень похож на карму в буддизме) И такому сознанию ничего не страшно. Оно «дрейфует» в Вечности само по себе и ничего не боится. А андроиды боятся.... Боятся умереть — и в том числе с этим связана их брутальная и очень агрессивная попытка выжить, так где выжить невозможно. Они ведь изначально настроены на срок 4 года — оттого всё так и вышло по фильму и роману. В их случае включается скорее антропология / мощная система самосохранения / мощный функционал выжить любой ценой. Сущность же Духовной оболочки человека в более глубоких вещах... Я наверное навскидку этого не скажу — Дик очень умный и сложный автор — но у меня есть книжный отзыв к его эссе. (Оттуда в том числе резала многие купюры в эту статью) Про Время во Вселенной здесь не давала инфу — ибо немного расслоилась тема. Я могу кинуть сюда в АК те оригинальные цитаты Дика из статьи, в которых есть определённые гипотезы на тот счёт: какие факторы делают нас именно духовными — и стало быть, людьми. И вообще эссе это очень зацепило в своё время — оно объёмное и очень интересно написанное, и я его очень рекомендую к прочтению. Оно мне так же как и Убик перевернуло сознание — честно. Ссылку на сам текст тоже могу дать сюда. Помнится, кидала её зимой в ветку Дика. Дик достоит подробного обсуждения во многих аспектах, да. И спасибо Вам отдельное за такой интерес к его теме.

цитата brokenmen

Мне тоже показалось отсутствие этого персонажа одной из слабых сторон фильма

Ну да. Хотя знаете, если бы снимали на подстрочнике, неизвестно что бы вышло. А так Ридли Скотт выдал свою версию. И безусловно Хауэр — это украшение фильма. И его знаменитый монолог «Слёзы под дождём» — это так сильно и так талантливо встроено в основную канву фильма! Что в свою очередь вызывает у многих зрителей катарсис в финале картины. Это очень крутая сцена — актёры, режиссёр и сценаристы просто умницы. Всем низкий поклон за их труд — сколь бы много версий у них не получилось в своё время.

цитата brokenmen

Поясните недалекому человеку, что под этим подразумевается

Да ну-уууу! Недалёкому...o_O Вы задаёте такие вопросы — что просто льстите тому автору, чей образ в «Непобедимом солнце» нового Пелевина (недавно это с читателями обсуждали) практически намертво сросся с образом перманентной блондинки Саши Орловой:-D — у меня похожая рефлексия была, как и у главной героини Виктора Олеговича8:-0 Искренне в этом каюсь и здесь8-]
Что касается Латерального мышления. Основатель этого направления — британский психолог Эдвард де Боно. Он царь и бог всех криейтеров. Лучшая его книга «Рождение новой идеи» — если Вы Творческий человек, я её искренне рекомендую и могу сбросить в электронке в личку.
Своими словами ёмко постараюсь пояснить. Латеральное мышление это не антоним логического. Скорее логика его качественно обслуживает. Это, знаете, похоже на тот внутренний творческий поиск, когда человек пытается освободится от общепринятых шаблонов мышления. На латералке творили все гении, когда во сне видели все потенциальные открытия. То есть на подсознании такого человека постоянно пульсирует: А что ещё я не вижу в статике этой проблемы?.. И быть может эта та проблема, которая как раз и символизирует в своём поиске что-то новое?.. И потом когда сознание и подсознание начинает работать таким образом, такой человек во внешнем мире начинает видеть какие-то символы и знаки (на уровне появления в его жизни даже каких-то предметов) — и это позволяет ему именно творить, а не ехать по наезженной колее. То есть латералка всё время работает как бы на стыке логики и иррационального. Наугад, как ночью по тайге(с) шедевры ведь не создаются;-) У всего есть своя структура и внутренний поиск. Так пишет де Боно. На себе проверяла — работает. Как его качать самым простым способом?.. Можно сделать маленький эксперимент: возьмите привычную вещь, картинку, образ и попробуйте абстрагироваться и создать в голове новую картинку с абсолютно другим значением. Так в психологии очень эффективно работают проективные техники. Если знаете пакет игр «Имаджинариум» — вот это реально классная забава, она очень полезная для ума и творческого воображения. Мы с друзьями очень любим часто в такое играть (по правилам можно собираться до 7 человек) Можно замешать сразу несколько колод — Химера реально очень круто для взрослых сделана / в ней такой мощный психодел, что просто Вау! (Комп-универсумы по энергетике очень похожи, — например, тот же DeusЕx нарисован в похожей манере). Реально красивые карты — рекомендую. И как всё на свете — это происходит на подсознании неслышно. Но всё-таки происходит. И я стараюсь не затрагивать в статьях те темы, которыми не владею.

цитата brokenmen

Появилось желание хотя бы фильм пересмотреть. Тут упоминается несколько версий.
Кроме прокатной и режиссерской есть еще какие-то ? И в чем их отличие.

В прокатной — хэппи-энд (Декарт увозит Рейчел по зелёным лугам в более счастливый мир, который как оказалось всё-таки существует за пределами того обветшалого фальшака в романе) и Вы её наверное уже нигде не найдёте. Посмотрите в сети эту тему, пожалуйста. Я честно, «Опасные дни» не вчера смотрела и не хочу Вас в свою очередь в чём-то не умышленно обманывать. Я кое-что помню, а кое-что забыла. Есть версия с закадровым голосом. Но не помню, в чем там главные фишки-отличия. В общем если другие читатели здесь в том числе ответят Вам исчерпывающе на этот вопрос — буду им очень искренне благодарна. Не всё помню, честное слово. Ведь не одного Дика смотрим — читаем8-)
 


Ссылка на сообщение23 сентября 2020 г. 19:09
Спасибо за объяснение направления де Боно. Не совсем понятно как развитие этих способностей человека могло бы заменить использование андроидов. Все-таки они создавались не для замены именно разума человека.
Что касается эссе, то раз вы пишите, что оно объемное, то если не затруднит выложите

цитата neo smile

оригинальные цитаты Дика из статьи, в которых есть определённые гипотезы на тот счёт: какие факторы делают нас именно духовными — и стало быть, людьми.
 


Ссылка на сообщение23 сентября 2020 г. 21:07

цитата brokenmen

Спасибо за объяснение направления де Боно. Не совсем понятно как развитие этих способностей человека могло бы заменить использование андроидов. Все-таки они создавались не для замены именно разума человека.

Совершенно верно:-) Андроиды создавались изначально (если я всё верно поняла по концепту романа) именно для войны. А модели с блоком Нексус-6 превзошли человека, и там загвоздка была именно в выражении эмоций (тест специальный для маркировки разработали) и даже в этом уже не только тема эмпатии фонит. У них ведь в принципе никакого человеческого выражения эмоций не было — а в остальном они были круче, да. Что касается темы латерального мышления — я брала её скорее не как пояснение для закрутки романа. А просто хотелось вскрыть бэкграунд такого серьёзного фантаста новой волны. Вот так точнее будет.

цитата brokenmen

Что касается эссе, то раз вы пишите, что оно объемное, то если не затруднит выложите

Я поняла Вас. И выложу в ближайшее время. Буквально сегодня хотела перечитать само эссе. Дик в нём среди прочего затрагивает ещё тему масок (театр в нашей жизни). Эссе очень интересное и развёрнутое по многим направлениям. Я подумаю, как ёмко и грамотно написать эти целевые цитаты и здесь позже выложу переответом купюры на ту тему, которая Вас интересует:-)
 


Ссылка на сообщение23 сентября 2020 г. 21:11
Заранее благодарю :beer:
 


Ссылка на сообщение24 сентября 2020 г. 22:25
По Дику — эссе «Человек, андроид и машина». Старалась сжать центральную идею статьи как можно гибче и без особых спойлеров8-) Ссылка на основной текст статьи вот здесь

цитата

Говоря андроид, я веду речь не об искренней попытке создать человеческое существо в лабораторных условиях, а о вещи, которая произведена, создана таким образом, чтобы вводить нас в обман жестоким путем и заставлять считать ее одним из нас. Созданы ли они в лаборатории – аспект не важный; вся вселенная это одна большая лаборатория, из которой рождаются коварные и жестокие сущности, которые, улыбаясь, стремятся пожать нам руку. Но их рукопожатие это хватка смерти, а от их улыбки веет могильным холодом. (...) Человеческое существо без должного уровня эмпатии и других чувств есть то же самое, что и созданные по ошибке или замыслу андроиды.

О масках и их роли в нашем сознании:

цитата

На протяжении многих лет одной из моих главных тем была мысль о том, что у «дьявола металлическое лицо». Возможно, теперь в это стоит внести поправку. То, что я увидел и о чем потом написал на самом деле не являлось лицом, но маской поверх лица. И настоящее лицо является противоположностью маски. Только так и может быть.

И вот в целом настроение всей статьи отражено в этой цитате ниже:

цитата

Я не намерен отбрасывать в сторону мою дихотомию между «человеком» и «андроидом», в коей последний является жестокой и дешевой пародией на человека, на его сущностный аспект. Но до этого я ходил по поверхности; необходимо провести более подробное разграничение между этими категориями. Ибо если тихая безвредная жизнь прячется за устрашающей маской войны, то за любящими и тихими масками может скрываться порочный убийца людских душ. В каждом из этих случаев мы не можем полагаться на поверхностные впечатления, мы должны проникнуть в центр каждого явления, в самое сердце обсуждаемого предмета. Пожалуй, все во вселенной служит благой цели. Но существуют имманентные структуры, субсистемы, которые забирают жизнь. Мы должны иметь с ними дело в этом качестве, без соотнесенности с их ролью в целокупной структуре.

В принципе, если владеете навыком чтения по диагонали — посмотрите эту статью сами. Возможно, уловите более значимые акценты. И статья, относительно творчества Дика реально очень интересная — хотя бы бегло просмотреть стоит, на мой скромный взгляд8-)
 


Ссылка на сообщение25 сентября 2020 г. 19:46
Дик, конечно, философ и глубоко копает. Какими же по-детски наивными после его пассажей кажутся рассказы Азимова, где роботы зачастую человечнее самого человека.
Еще раз спасибо за Вашу отличную статью.
 


Ссылка на сообщение25 сентября 2020 г. 22:24

цитата brokenmen

Еще раз спасибо за Вашу отличную статью.

Спасибо Вам огромное за отличные комментарии и очень интересные вопросы:beer: Такой диспут держит в адекватном тонусе, честное слово8-)

цитата brokenmen

Дик, конечно, философ и глубоко копает.

Это эссе центральное — там в аннотации к основному тексту всё верно указали. Но мне кажется, Дик философ именно в ключе тех ощущений, которые он сам переживал что называется эмпирически. Его никогда не интересовала только теория и быть может, именно поэтому он пытался пояснить холодность и жёсткость своих персонажей ещё в контексте психоанализа, заземляя свои гипотезы до поведения шизоида. Это не оскорбление и не порицание — акцентуация характера и не более того (у каждого своя — и в каждой достаточно оригинальных закидонов):-)

цитата brokenmen

Какими же по-детски наивными после его пассажей кажутся рассказы Азимова, где роботы зачастую человечнее самого человека.

У Азимова, как я его понимаю, немного другая подача — она более линейная и гуманная что ли. Например, «Последний вопрос» написан очень талантливо и ярко. В том числе малая форма Роджера Желязны сейчас вспомнилась — «Автодьявол» в тему искусственного разума с очень большой теплотой написан. И наверное, не стоит так близко сравнивать разные направления. Дика, на мой взгляд, интересовала больше медицина. Хотя базовое образование у него отнюдь не медицинское. Он «самоучка» — если так можно выразиться. Но страшно талантливый и очень одарённый. Я его обожаю. Сейчас читаю в параллелях «Три стигмата Палмера Элдрича». Очень сильный роман и Дик среди прочего на него ссылался в своей статье. То есть это ещё одно значимое для него произведение. И далеко не с первой попытки пытаюсь одолеть этот роман. У меня с творчеством Дика по-разному складываются отношения вдумчивого читателя. Но то что этот автор достоин пристального внимания как талантливый драматург и философ — да, этот факт неоспорим8-)


⇑ Наверх