«Каждый факт, каждый мотив, каждую малейшую частицу живого явления народной жизни, народной культуры Абай сумел воплотить в искусство, в подлинную поэзию».
/М. О. Ауэзов/
В литературной жизни многих народов есть случаи влияния великих поэтов и их произведений на развитие общественной мысли и национального духовного богатства. Таким художником слова был Абай.
1. «Философия гуманизма».
«Ғылым таппай мақтанба» / «Не хвастайся, не имея знаний»
/Абай/
В эпоху Абая среди казахских поэтов была широко распространена классическая литература Средней Азии. «Абая – знатока персидской и таджикской культуры привлекали простота и величие поэзии Рудаки, Фирдоуси, Низами и Руми, их мастерское владение словом. Его восхищало творчество Хафиза и Саади», — пишет Абдусаттар Нуралиев в своей работе «Абай и таджикская литература».
Таджикско-персидская классическая литература была одним из источников творчества Абая и всей казахской литературы XIX — начала XX вв.
«На протяжении XIX века, — подчеркивает далее А. Нуралиев, — для литератур Центральной Азии языком — посредником в процессе ознакомления тюркоязычного читателя с общественной мыслью и литературой других стран продолжал служить фарси — таджикский. Большая часть книг разнонаправленного характера, напечатанных в Казани, Петербурге, Оренбурге, Ташкенте и других издательствах, были на фарси или переведены с персидского. Кроме того, положение персидского как второго языка ислама после арабского обязывало многих овладевать этим языком».
Абай не только воплотил в своем творчестве гуманистические и просветительские идеи иной литературы, но ввел в казахскую письменную поэзию классическую метрику восточного стихосложения аруз. Начиная с ранних стихов, аруз использовался им на протяжении всей его деятельности. Именно благодаря Абаю аруз прижился в казахской поэзии.
Абай в своем творчестве не только использует аруз, но и, по словам М. О. Ауэзова, «выступает как новатор, являясь творцом новых, неведомых ранее в казахской поэзии форм, созданных им на основе знакомства с мировой литературой».
На основе аруза создано стихотворение «Восьмистишие»:
Издали завет,
От души идет,
Заставляет нас трепетать;
Он всего острей,
он всего быстрей,
может к месту лань приковать;
О могучий, гибкий язык,
Ты в устах народа велик.
Особенностью этой стихотворной формы является сочетание в ней коротких строк с длинными. Абай умело использует в ней искусство «садж» — внутреннее ритмическое деление строк по форме или содержанию. В них строка делится на две взаиморифмующиеся строки, и последние рифмующиеся слова составляют садж. «В «Восьмистишиях» Абай дает поистине превосходные по силе и выразительности, по красоте и звучности слоговые сочетания», — пишет З. А. Ахметов в своей работе «Казахское стихосложение».
Этические нормы, которые проповедует Абай, по его собственному признанию, являются назиданиями известного таджикского ученого и философа Давани. По мнению Давани, мораль изменяется, развивается и совершенствуется. Абай в стихотворении «Ғылым таппай мақтанба» / «Не хвастайся, не имея знаний» поддерживает эту идею.
В то же время в некоторых своих стихах он пишет о предопределенности отдельных порочных свойств человека судьбою, волею всевышнего, которые не поддаются воспитанию. Например:
Я вырастил пса из щенка, —
Он мне ногу раз прикусил.
Обучил я когда-то стрелка, —
Он пришел и меня подстрелил.
Это напоминает слова Джами, современника Давани, с которым тот иногда переписывался. «Давани считал, что человек приобретает положительные качества в ходе воспитания и обучения, и что воспитанием детей нужно заниматься со дня их рождения, — пишет А. Нуралиев. — Ребенок сперва познает отдельные, единичные вещи, а после этого он переходит к познанию общего…» Абай в «Слове Седьмом» рассуждает по данному вопросу близко к Давани. Он пишет, что «с самого рождения жизнь ребенка складывается из двух различных влечений. Одно — это потребность есть, пить и спать, без чего тело ребенка не сможет стать приютом души, не будет расти и крепнуть. Второе желание — знать».
В этих двух текстах, действительно, много общего. Абай как последователь Давани не отрицает роли воспитания. В «Девятнадцатом Слове» поэт вновь возвращается к этой проблеме. «Человек, — пишет он, — не появляется на божий свет разумным. Он становится им, слушая людей, видя их дела, трудясь в поте лица». По Давани, в человеке нет врожденных знаний, моральных качеств, он познает мир, находясь в определенной общественной среде, посредством наблюдений и при помощи воспитания.
Таким образом, в свете вышеизложенного, Абая как философа-гуманиста и просветителя можно считать в некоторых вопросах последователем учения Джалалиддина Давани.
2. «Искандер: pro и contra». Образ А. Македонского у Фирдоуси, Низами и Абая.
«Искандер» Абая Кунанбаева – одно из значительных произведений казахской литературы. Место этой поэмы в творчестве писателя и в истории мировой литературы, некоторые вопросы ее генетических, жанровых, типологических связей с другими произведениями восточной литературы в той или иной степени затрагивались в том числе в работах М. О. Ауэзова, З. Ахметова, С. Каскабасова, Ш. К. Сатпаевой.
«Произведение Абая отличается оригинальностью в трактовке образа центрального героя, синтезом в нем черт национальной, восточной, русской и западноевропейской культур, сочетанием исторической правды с современным взглядом на историю, — пишет Шамшиябану Сатпаева в своей работе «Образ Искандера у Низами и Абая». — Поэма «Искандер» Абая внесла свежую струю в трактовку традиционной на Востоке темы».
В странах Востока к образу Александра обращались многие поэты, прежде всего великий Фирдоуси. В своей поэме «Шахнаме» он посвящает изображению многочисленных и необычных походов Искандера большую главу. В описании Фирдоуси Искандер — один из властелинов Ирана:
Признали его властелином земли...
Возрос Искандер, стать достоин царем,
Речь гордая, выглядит богатырем…
В известной же поэме «Искандер-наме» Низами Гянджеви Искандер, в отличие от других шахов, — справедливый, гуманный правитель-мудрец и пророк. В описании Низами Искандер — идеальный герой.
У Абая же новизна трактовки образа Искандера свидетельствует о том, что писатель основательно и глубоко изучил не только восточные поэмы об Искандере, но и исторические материалы. В поэме создан образ алчного завоевателя Искандера. Это было в духе критического реализма, который в то время стал утверждаться в казахской литературе:
Был сыном Филиппа-царя Искандер,
Мечтою о славе его жизнь была.
Когда умер Филипп, Искандер вступил
В двадцать первый год,
Был в расцвете сил.
Многолюдным, тесным считал он свой край,
К соседям завистливый взор обратил…
К осуществлению своей мечты — завоевать другие земли и государства, приобрести славу — молодой царь приступил сразу же после прихода к власти. И вот плоды его жестоких грабительских походов:
Покорил много стран, царей низложил,
Истребил народы, посевы, стада,
Много крови в моря и в реки он влил,
Без счета невинных на смерть осудил,
Осталась недобрая память навек
О кровавых делах, что он совершил…
Абай описывает Искандера тщеславным, несправедливым, жестоким правителем, завоевателем, истребителем народов, алчным царем:
Непокорных покорными сделал он,
Свои земли просторными сделал он…
В истории сохранилось много фактов, говорящих о жестокости и несправедливости Александра Македонского. Например, в одной из войн было истреблено 6 тыс. человек, в городе Фивы обращено в рабство 30 тыс. жителей. В этой поэме, как и во всей своей поэзии, Абай выступает человеком, поднявшимся над феодально-патриархальным обществом, смеющим быть его судьей, обличителем общественного зла и просветителем. Поэма «Искандер» имеет просветительский смысл, автор ее верит, что в жизни победят разумные начала, что его поэма откроет людям глаза на пороки, заставит задуматься об их причинах.
Велико значение Абая для казахской письменной литературы. «Он создал в Казахстане профессиональную литературу и открыл казахскому народу новые горизонты, познакомив его с произведениями великих русских классиков», — подчеркивают О. В. Назарова и В. В. Литвиненко в своей хрестоматии «Казахская литература». Добавим – и с литературой народов Востока.
Популярный общественный деятель, певец народной судьбы, Абай был горячо любим честными тружениками и жестоко преследовался невежественными и коварными степными феодалами, верными слугами царского самодержавия. Именно сейчас его творчество необычайно актуально.
Труден и светел был путь этого замечательного поэта, смело отдавшего свой талант благородному служению народу.
Поэта, который проложил верную тропу из пустынных веков минувшего к иному, не известному для него, но светлому будущему. Он нес свой яркий свет во мрак невежества, покрывавшего степь, и неустанно указывал своему народу путь туда, где занимается рассвет и взойдет солнце.