Вячеслав Шишков Угрюм река


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «AkihitoKonnichi» > Вячеслав Шишков "Угрюм-река" (с иллюстрациями Ирины Воробьёвой) в серии "Больше чем книга"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Вячеслав Шишков «Угрюм-река» (с иллюстрациями Ирины Воробьёвой) в серии «Больше чем книга»

Статья написана 16 октября 2020 г. 21:08

В ноябре в серии «Больше чем книга» выходит семейная сага Вячеслава Шишкова «Угрюм-река». Впервые — с полным комплектом иллюстраций художницы Ирины Воробьёвой. Сколько их в издании «Азбуки» — узнайте из материала.

До настоящего времени среди множества изданий романа было несколько — с иллюстрациями разных художников: Кудрявцева, Марковича, Войнова, Борисова, Пинкевича и других. Ирина Николаевна Воробьёва много лет работала над серией гравюр для романа «Угрюм-река» — книги, поразившей её своей глубиной характеров и размахом действия. Книга Шишкова для художницы была настольной с самой юности, и ей хотелось выразить достойным образом тот восторг, который оставила в её душе эта история нескольких поколений семьи Громовых. К сожалению, при жизни Воробьёвой этой мечте не суждено было сбыться. Только спустя почти 30 лет после того, как Ирины Николаевны не стало, дело всей её жизни (это действительно так) обретает достойное воплощение.

Вячеслав Шишков писал роман, которому суждено было войти в золотой фонд отечественной литературы, на протяжении 14 лет — с 1918 по 1932 год. Первая книга саги увидела свет в 1928 году, первое полное издание вышло в 1933-м. С тех пор роман многократно переиздавался в советское время. «Угрюм-река» как художественное произведение было и остаётся актуальным высказыванием на тему власти золота над человеком и людского стремления разбогатеть любой ценой. По масштабу авторской задумки роман можно сравнить с эпопеями «Вечный зов» Иванова и «Тихий Дон» Шолохова, а в мировой литературе — с «Трилогией желания» Драйзера.

Портрет автора с титульного листа издания романа в серии «Больше чем книга» (цветная вклейка):

Шишков стал одним из авторов, кому суждено было увековечить в большой литературе красоту и опасность Сибири, просторы этой территории, широту души населяющих её людей и невозможность покорить природу этого края, если не в силах совладать со своей внутренней природой. Сибирь — богатая земля, здесь в одночасье можно стать богатейшим человеком, но также легко всё потерять.

Настоящие сибиряки чтут Вячеслава Шишкова, но сам автор не был коренным уроженцем тех суровых мест, о которых написал роман. Вячеслав Яковлевич был уроженцем небольшого городка в Тверской губернии. Он окончил строительное училище, поездил по центральным губерниям, однажды в Вологде повстречался с Иоанном Кронштадтским. В возрасте двадцати с небольшим лет переехал в Томск, и там, посреди сибирских красот оставался почти до самой революции 1917 года. В течение 15 лет постоянно ходил в экспедиции на реках Иртыш, Обь, Бия, Катунь, Енисей, Чулым, Лена, Нижняя Тунгуска и Ангара. Кстати, прообразы Угрюм-реки — это Нижняя Тунгуска, Енисей и Лена. От каждой автор взял какие-то особенности.

Вячеслав Шишков (крайний справа) с членами экспедиции во время поездки на Алтай (1910 год):

Во время этих поездок будущему писателю и стал обдумывать сюжет будущей саги о Сибири и её людях. Писать он начал ещё в 1908 году. Первые публикации его впечатлений от поездок по сибирским просторам в виде путевых заметок появлялись на протяжении трёх лет в томской газете. Там же вышли первые рассказы. Первой публикацией Шишкова стала сказка «Кедр» в 1908 (или 1909) году. Первая книга автора — сборник рассказов «Сибирский сказ» — выходит в 1916 году. К тому времени Шишков переехал в Петроград, где познакомился с Максимом Горьким, при чьём содействии книга и вышла.

Первым покорением вершин большой литературы — пока только по объёму — для Шишкова стал роман «Ватага» (1923). Созвучный «Тихому Дону», роман показывает Гражданскую войну с весьма нетипичной для советской литературы позиции — в роли злодеев изображены не белогвардейцы, а сибирские партизаны — раскольники и анархисты. Ко времени издания первого романа, писатель уже несколько лет работал над черновиком «Угрюм-реки».

Первое (предположительно) издание романа (1933):

В последние годы жизни писатель работал над эпопеей в нескольких томах о Емельяне Пугачёве, но завершить работу над книгой не успел. Он умер весной 1945 года, за несколько месяцев до Победы.

«Угрюм-река» была впервые экранизирована в 1968 году, когда вышел четырёхсерийный фильм, снятый Ярополком Лапшиным с Людмилой Чурсиной, Георгием Епифанцевым и Александром Демьяненко.

Визуально эта экранизация очень созвучна работам графика Ирины Воробьёвой, чьи иллюстрации украсили новое издание романа — в серии «Больше чем книга».

Кстати, осенью этого года Первый канал планирует показать новую версию «Угрюм-реки» в формате сериала.

Визуально сравнить эти две экранизации можно будет уже совсем скоро, как и оценить многолетний труд художницы, которая родилась в тот год, когда Вячеслав Шишков закончил писать сибирский эпик о золоте, людях, суровой природе и могучей реке.

Ирина Воробьёва родилась в 1932 году в Москве. После художественной школы поступила в Московский государственный академический художественный институт им. В. И. Сурикова на отделение графики.

На её счету более 700 работ. В основном она известна как иллюстратор детских книг, выходивших в издательствах «Детская литература», «Молодая гвардия». «Советская Россия», «Малыш». Всю жизнь прожила в Подмосковье, помимо участия в книжных проектах работала мастером по эстампу (гравюрных оттисков на бумаге). Иногда работала в техниках офорта, акварели и темперной живописи, но гравюры были её главной специализацией и увлечением. Ирина Воробьёва известна как создатель уникальной системы многослойной печати в технике цветной гравюры на картоне.

Ирина Воробьёва с дочерью:

Начиная с 60-х годов, уже как профессиональный художник Ирина Николаевна много путешествовала по стране и миру.

Работы разных лет с воспоминаниями из разных стран:

— «Венеция» (гравюра на картоне, 1968)

— «Воспоминание о Египте» (гравюра на картоне, 1971)

— «Восточный танец» (линогравюра, 1960-е)

— «Пальмовая роща» (темпера, 1987)

— «Над тайгой Сибирской» (линогравюра, 1958)

Последняя из представленных работ — особенная. Её приобрела Третьяковская галерея, где гравюра экспонировалась в залах советской графики. В альбоме международной графики «Мир всему миру», изданном в Дрездене, эта работа была представлена вместе с произведениями П. Пикассо и других художников.

Сибирь стала особенной землёй и для Воробьёвой. Побывав в Европе, Средней Азии, даже в Африке, она нашла много источников для вдохновения, но главными оставалась — родная земля и русские люди.

Цитата из издания «Угрюм-река» в серии «Больше чем книга»: «Работа, которой Ирина Николаевна придавала колоссальное значение, над которой трудилась на протяжении многих лет, так и осталась неопубликованной, скрытой от глаз людей. Речь идёт об иллюстрациях к роману В. Шишкова «Угрюм-река».

Идея проиллюстрировать любимый роман появилась у Ирины Воробьёвой еще в институтские времена, а с самим произведением она познакомилась в юности. Впоследствии «Угрюм-река» стала настольной книгой Ирины Воробьёвой, которую она неоднократно перечитывала, поражаясь размахом действия, широтой повествования, яркими характерами, описанием картин сибирской природы.

Из сибирских набросков художницы (1958):

Дважды художница посетила места, описанные в книге. Она побывала на Байкале, на Ангаре, Лене и Витиме, в Красноярске, Новосибирске и Иркутске, посетила памятник жертвам Ленского расстрела 1912 года. А главное, увидела своими глазами настоящие золотые прииски, где познакомилась с жизнью старателей и сделала много зарисовок и портретов. Впрочем, основное внимание во время путешествия Ирина Воробьёва уделяла сибирской природе и уголкам, еще сохранившимся от старой дореволюционной Сибири. Художница старалась придать своим работам убедительную силу и образность, которыми отличается произведение Шишкова.

Специально или нет, но в этом подходе к материалу Ирина Воробьёва следовала примеру автора «Угрюм-реки», чьи экспедиции по Сибири, предшествующие написанию первой части романа, растянулись в общей сложности на двадцать лет (с 1900 по 1920 год).

Над серией иллюстраций к «Угрюм-реке» художница трудилась много лет. Она даже вручную создала макет, расположив рисунки в книге согласно своему замыслу. Увы, мечта не воплотилась в реальность, иллюстрации так и не увидели свет. Сегодня, спустя почти тридцать лет после смерти Ирины Воробьёвой, её иллюстрации к «Угрюм-реке» впервые приходят к читателю.»

Обложка издания романа в серии «Больше чем книга»:

Комплект этих иллюстраций до настоящего времени можно было увидеть только на выставках. В интернете можно найти подборку иллюстраций Воробьёвой для романа Шишкова. В 2019 году в художественной галерее подмосковного Щёлково, где художница прожила всю жизнь, в рамках выставочного проекта «Художники-графики советского периода» проходила выставка её работ. В двух залах были представлены иллюстрации к роману «Угрюм-река».

Фотографии с выставки 2019 года:

Из воспоминаний художницы: «Одновременно с работой над темами современности я сделала чёрно-белые гравюры и гуаши по мотивам романа В. Шишкова «Угрюм-река». Во время сибирских странствий удалось побывать в старинных городах и сёлах, на золотых приисках, познакомиться с жизнью и бытом старателей. Очаровала величественная природа сибирской тайги, грозная красота могучих рек, опасных своими порогами и скалами. Над серией «Угрюм-река» трудилась несколько лет, но в издательствах она не планировалась, поэтому я смогла показать её только на выставках».

Наследница Ирины Николаевны для публикации в издании романа в серии «Больше чем книга» предоставила бережно сохранённый самый полный комплект иллюстраций. Помимо иллюстраций на суперобложке и обложке и цветного портрета автора на вклейке в титуле, в самой книге — 65 иллюстраций разных размеров (на одной странице и разворотные, заставки и концовки в начале и конце отдельных частей. В интернете есть информация, что полный комплект — это 57 иллюстраций. Видимо, в общий счёт не вошли рисунки в концовках частей книги: их ровно 8.

Примеры разворотов и иллюстраций на отдельных страницах из издания:

ISBN: 978-5-389-18685-9

864 страницы

Аннотация:

Роман «Угрюм-река» — история трех поколений купеческой семьи Громовых — по своей популярности может поспорить с «Тихим Доном» Михаила Шолохова. Роман опирается на реальные свидетельства и личный опыт самого автора, двадцать лет проработавшего в Сибири в качестве инженера-исследователя. На страницах книги оживают суровая красота и буйный нрав сибирской тайги, где среди бескрайних просторов, кажется, можно сокрыть любое преступление, где власть и богатство достаются легко и просто, достаточно лишь протянуть за ними руку. Однако злые дела никогда не проходят бесследно, и порой за преступления приходится расплачиваться грядущим поколениям…

Суперобложка издания:

«Угрюм–река» — это захватывающее, авантюрное и в то же время полное драматизма повествование, которое не оставит равнодушным ни одного читателя.

В настоящем издании впервые печатается полный комплект иллюстраций замечательной художницы Ирины Николаевны Воробьёвой (1932–1993). На протяжении многих лет И. Воробьёва создавала яркие образы героев своего любимого романа, однако им так и не суждено было увидеть свет.

Сегодня, спустя почти тридцать лет после смерти художницы, воплощается её мечта, иллюстрации выходят в печать, и роман «Угрюм-река» обретает ещё большую достоверность и выразительность!





4165
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение16 октября 2020 г. 21:14
Спасибо за информацию...
И хотя имеет место быть собрание сочинений, обязательно куплю — ко всему прочему, великолепный Подарок...


Ссылка на сообщение16 октября 2020 г. 21:17
Воробьёва — удивительный мастер. Шикарное должно получиться издание


Ссылка на сообщение16 октября 2020 г. 21:25
:beer::beer::beer:


Ссылка на сообщение16 октября 2020 г. 21:39
очень интересная графика, очень классная. Даже жалко, что книжка совсем мне не интересна


Ссылка на сообщение16 октября 2020 г. 22:08
А я очень люблю такие книги. Такие, знаете , характерные. В них показана такая яркая самобытность населения Российской империи, включая тех, для кого русский- не родной.
Таких книг не много. И очень хорошо, что Азбука взялась эти книги издавать ,потому как у многих эти книги дома с незапамятных времён и не помешало-бы обновить, но не было вариантов. А тут на блюдечке с золотой каёмочкой.8-)
П.С. «Сказание о людях тайги»...» Тихий Дон»...«Угрюм-река»...красота...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 октября 2020 г. 22:30

цитата Апельсин

«Сказание о людях тайги»...» Тихий Дон»...«Угрюм-река»...красот а...

Ещё Анатолия Иванова забыли...) Да и Василия Шукшина, пожалуй, тоже
 


Ссылка на сообщение17 октября 2020 г. 07:25
Правда ваша, чой-то я их пропустила...а «Вечный зов» вообще выпал из моего информационного поля. Но я исправлюсь(куплю)8-)


Ссылка на сообщение16 октября 2020 г. 22:14

цитата k2007

очень интересная графика, очень классная. Даже жалко, что книжка совсем мне не интересна

Та же ерунда. Перечитывать «Угрюм-реку» я явно не буду. Но книжку все равно хочется, пусть даже в качестве альбома.


Ссылка на сообщение17 октября 2020 г. 08:08
Спасибо. Ждём выхода книги. Кстати, часть сцен в фильме 1968 года снимали на озере Таватуй Свердловской области. В посёлке на берегу этого озера я проживаю. Места очень живописные между прочим. Ну это так , к слову. Ещё раз благодарю за прекрасное издание
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 октября 2020 г. 14:42
А сериал «Угрюм-река» Первого канала режиссёр Юрий Мороз снимал летом 2019 года недалеко от Первоуральска, где я живу — и это тоже в Свердловской области. Большая часть актёров театра, где я служу, снимались в эпизодах и массовых сценах. Ждём премьеру сериала!
 


Ссылка на сообщение22 октября 2020 г. 16:07
:beer:


Ссылка на сообщение17 октября 2020 г. 08:10
Здравствуйте. Не могли бы вы уточнить сколько иллюстраций из 65 будет представлено в издании книги в серии РЛ. БК?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 октября 2020 г. 16:52
6 — на страницу и маленькие рисунки: открывают и закрывают главы. Всего глав 8, таких рисунков -16.
Другими словами — в книге 6 больших рисунков и 16 маленьких.
 


Ссылка на сообщение19 октября 2020 г. 08:02
NAV&gator Спасибо за информацию. Получается разница существенная.
 


Ссылка на сообщение22 октября 2020 г. 14:48
А в посте выше указано, что 65 рисунков, Вы говорите, что 22 — где правда?
 


Ссылка на сообщение22 октября 2020 г. 14:49
22 — это в томе, вышедшем в серии «Русская литература: Большие книги». В комментариях чуть выше всё написано. Вот об этом томе речь


Ссылка на сообщение17 октября 2020 г. 09:07
Колоссальный труд её жизни, отлично.


Ссылка на сообщение17 октября 2020 г. 18:28
Не купить книгу после такого анонса — преступление!
Страницы: 12

⇑ Наверх