285 Иллюстрированный Бажов


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 285. Иллюстрированный Бажов: Медной горы хозяйка (художники 1970-х - 1980-х гг.: И.Ушаков, А.Белюкин, Б.Диодоров, М.Г.Фарина, Н.Пшинка, А.Ковалёв и Г.Буреев, Е.Монин).
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

285. Иллюстрированный Бажов: Медной горы хозяйка (художники 1970-х — 1980-х гг.: И.Ушаков, А.Белюкин, Б.Диодоров, М.Г.Фарина, Н.Пшинка, А.Ковалёв и Г.Буреев, Е.Монин).

Статья написана 9 ноября 2020 г. 22:00

Продолжаю обзоры иллюстраций к сказу Бажова «Медной горы хозяйка». Период 1970-х — 1980-х гг. Эволюцию уральских (свердловских) художников я показывал отдельно (здесь), теперь — иногородние художники. Написал сначала «столичные художники», но смотрю — книга итальянской художницы в г.Брешиа издавалась, не в Риме. Так что всё-таки — иногородние.

Вот такие сборники имеются у меня:

Вверху слева: 1) Бажов П. Малахитовая шкатулка. — М.: Художественная литература, 1977 (худ. А.Белюкин). А на этой книге лежит миниатюрный двухтомничек, изданный чуть ранее: 2) Бажов П. Сказы. — М.: Художественная литература, 1969 (худ. А.Белюкин). Иллюстрации в этих изданиях немного отличаются.

Вверху в центре: 3) Бажов П. Сказы. — М.: Советская Россия, 1980 (худ. А. Ковалев и Г. Буреев).

Вверху справа: 4) Бажов П. Каменный цветок. — Киев: Веселка, 1980 (худ. Н.Пшинка).

Внизу слева: 5) Бажов П. Малахитовая шкатулка. — М.: Современник, 1977 (худ. Б.Диодоров).

Внизу справа: 6) Серебряная пряжа. — М.: Современник, 1988 (худ. Е.Монин).

А также цифровые копии изданий:

Слева направо: 7) Racconti russi / da Pavel Petrovic Bazov. — Brescia: La scuola, 1978 (худ. Maria Grazia Farina). 8) Бажов П.П. Сочинения в трех томах. — М.: Правда, 1976 (худ. И.Ушаков).

И.Ушаков (1976)

Не знаю, было ли трёхтомное собрание сочинений Бажова «огоньковским» (приложением к журналу «Огонёк»), но иллюстрации в нём выдержаны в стиле, характерном для этих изданий: цветные иллюстрации на вклейках, в «станковисткой» манере и очень-очень экспрессивные.

У художника Ушакова получилась вот такая возвышенно-романическая Хозяйка медной горы (ну, рисуется немного, как у романтиков принято):

А.Белюкин (1969, 1977)

В миниатюрном двухтомничке 1969 года Белюкин делал одну страничную иллюстрацию к каждому сказу. Спустя восемь лет для большеформатного издания он почётче прорисовал прежние рисунки, расширил палитру цвета и поместил рисунки в декоративную рамку. Вот для сравнения по масштабу одна и та же иллюстрация из двух изданий.

Вот иллюстрация из большеформатного издания 1977 года крупным планом:

И ящерка с человечьим лицом ещё в тексте добавилась:

Картинки Белюкина — декоративные. Яркие цветные пятна на чёрном фоне — наверное, это мотивы народной росписи (на чёрном фоне — это и Палех, и Хохлома, и Жостовские подносы). Да когда ещё и цветы на рамочке появились...

У Бажова его прозу язык не поворачивается назвать имитацией (подделкой) под народное творчество. Тут и жанр особый: «сказы». Получились народные сказы. Ну а народным сказам — народную роспись.

Б.Диодоров (1977)

Приятный уменьшенный томик на очень хорошей бумаге с отличной полиграфией — это сборник 1977 года с рисунками великого иллюстратора Б.Диодорова.

Хозяйку медной горы художник помещает на фронтиспис как бренд всех бажовских сказов.

Ящерка с человечьим лицом на шмуцтитуле. Освоили художники этот образ, уже не страшилище из ада.

И разворот, которым Диодоров сопровождает каждый сказ. Здесь изложен весь сюжет: и кокетливая Хозяйка медной горы на камне (в позе ящерицы), и Степан в забое, и радостный Степан, поспешающий за Хозяйкой, и мёртвый Степан с плачущей над ним ящеркой-красавицей.

А ведь Диодоров тоже черпает вдохновение в народном творчестве: условные фигуры, яркие цвета, смешение времён и сюжетных линий на одном полотне — по духу это приёмы Палеха (по форме — нет, чёрный фон отсутствует и фигуры слишком живые).

А.Ковалёв и Г.Буреев (1980)

Ну раз уж светские художники вводили мотивы народной росписи для бажовских сказов, то сам бог велел иллюстрировать эти сказы палехчанам. Талантливая палехская роспись производит сильное впечатление в книгах. А.Ковалёв и Г.Буреев были, конечно, талантливыми мастерами.

Локация места на заставке:

Собственно иллюстрация, где одновременно воспроизводятся разные сюжетные линии. Тогда художники предпочли акцентироваться на каторжном труде крепостных рабочих, их жалком быте (крыши изб прохудившиеся на фоне чистенькой церкви) и на их противостоянии с представителями угнетателей. Хозяйка медной горы присутствует в высоте, находясь над схваткой.

В детстве, когда внимательнейшим образом изучались все детали рисунка, палехские миниатюры с их завитушками и неожиданными сменами сюжета было очень интересно рассматривать.

Мария Грациа Фарина (1977)

Иллюстрации итальянской художницы с сайта «Картинки и разговоры»: http://www.fairyroom.ru/?p=515.

Очень интересно, что видит западный наблюдатель в наших родных сказах. В «Хозяйке медной горы» художницу впечатлила сцена смерти Степана. Вся округа пришла посмотреть на Степана и на драгоценные камушки в его руке — слёзы Хозяйки медной горы.

Техника необычная и непривычная — видно, что к тому времени за плечами европейских художников стояли усвоенные ими стили, которых в копилке у наших художников не было.

Н.Пшинка (1980)

Киевское издание сказов Бажова в детском издательстве. Бессменный художник Н.Пшинка. Иллюстрации сделаны в слегка мультяшной манере. Сюжет отображён достаточно полно.

Главный акцент — в страничных иллюстрациях на отношениях Степана и Хозяйки медной горы (обычной милой девушки): первая встреча и печальное расставание.

Е.Монин (1988)

И неожиданный сюрприз. В сборнике «Серебряная пряжа» — сборнике сказов разных писателей о мастерах — художниками были обожаемые мной Лосин-Монин-Перцов. Несколько бажовских сказов попали на иллюстрирование к Е.Монину. И вот она — ещё одна яркая грань иллюстрированной бажовианы.

UPD / Т.Ерёмина (1970)

Картинка известной художницы Т.Ерёминой из журнала «Мурзилка» (1970. № 6).





3808
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение10 ноября 2020 г. 05:00
Белюкин в Бажове мне всегда нравился. И сейчас тоже нравится. У него, на мой взгляд, оптимальный уровень упрощенности в графике, не позволяющий считать ее примитивной, но дающий тот самый простор воображению зрителя. Мозаика — один из отличных вариантов иллюстраций Бажова.

В по поводу трехтомного собрания сочинений Бажова, в 1986 году опять вышел трехтомник в той же «Правде», а художников там поменяли, Ушакова убрали, а дали Игоря Пчелко и Петра Караченцова.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 ноября 2020 г. 07:29
Как-то выпали у меня трёхтомники. Случайно про Ушакова узнал — картинки в Интернете оказались.


Ссылка на сообщение10 ноября 2020 г. 22:19
Мне тоже Белюкин кажется наиболее адекватным тексту. Его степень упрощения рисунка, по моим ощущениям, точно совпадает со степенью упрощения литературного языка Бажовым.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение11 ноября 2020 г. 09:48
:beer:


⇑ Наверх