Электрификация на курьих


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ameshavkin» > Электрификация на курьих ножках
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Электрификация на курьих ножках

Статья написана 9 ноября 2020 г. 17:29

К портрету фантаста Охотникова (из дневника А. Твардовского):

цитата
29.VI.1957... Вчера пошел с Машей. Олей и Маршаками (Мария Андреевна и сын) к чете Охотников— Осеева . Маша там бывала уже два-три раза, — камушки. Камушки действительно красивые, но не они главное впечатление, а эта чета и их «гнездышко»: стариковское уединение, — не осознающее еще себя стариковским, — никакого «подлеска». Он покинул, говорят, старую жену с детьми, она—вроде старой девы, хоть лицо со следами приятности, — вроде учительницы. Электрификация на курьих ножках, бетонная ванна со ступеньками посреди сада-огорода с застоявшейся темной дрянной водой. Всевозможные электроштучки-дрючки: лампочки, насос, радио, телефон (внутренний — только для двоих!), электрокозлы для распила дров и т. п. Разговор о камнях, цветах и красоте вообще. Она: я в детстве прикладывалась ухом к земле, чтоб услышать, как гномы в красных колпачках маленькими ножичками и ножницами вырезают, выпиливают чашечки и лепесточки и листики цветов, которые появляются на земле и так радуют нас. — Словом, «дама сидела на ветке», разница только в том, что Детгиз издает не это, а «Васька Трубачева» — не читал, но представляю примерно.

Он показал всю свою технику—все для работы, безотрывной, каторжной и бесконечной творческой деятельности, в малиннике — приспособление для машинки, ванна в огороде, чтоб не тратить время на ходьбу к морю, телефон у постели и т. д Сам мрачный, норвеговидный, безгубый, большелобый и плешивый на макушке, с венчиком от висков к затылку подстригаемых «под чашку» седоватых волос, — не очень вообще толст, но брюхо мешком, и, когда сидит, то оно сваливается вбок как-то, — притом он вышел в трусах, подобных двум сшитым юбкам для девочки-подростка. Показал мне свои книги «на иностранных языках» — польском, румынском и др., а также брошюры популярные с обозначением его звания: «Заслуженный деятель науки», подчеркнув, что существует такое «правительственное» звание. Было грустно и даже жалко их обоих.





638
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение10 ноября 2020 г. 00:43
Как-то чванливо и подловато. Словно аристократ о простолюдине. Прямо Паратов и Карандышев. Сам же припёрся в гости и сам же обгадил.
Охотников мог действительно гордится тем, что сделал своими руками. Твардовский же, давно не державший в руках ничего тяжелее пера, видимо, был уязвлён этим.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 ноября 2020 г. 07:19
Вероятно, Твардовский приперся в гости в своем обычном, поддатом состоянии. А похмелиться ему не дали, а вместо этого стали демонстрировать «рукодельные механизмы». А ему хотелось совсем другого «агрегатного состояния»...


Ссылка на сообщение10 ноября 2020 г. 06:40
Похоже, это больше к портрету Твардовского.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 ноября 2020 г. 12:54
Здесь нужно учесть, что дневник Твардовского изначально не предназначался для публикации. В отличие от дневников Пришвина, к примеру.


Ссылка на сообщение10 ноября 2020 г. 11:52
Твардовский — певец оттепели, а Охотников — ближнего прицела. Во времена Сталина такие охотниковы и немцовы опустили фантастику до уровня научно-популярной брошюры.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 ноября 2020 г. 18:07
Охотниковы и немцовы не опускали фантастику до уровня научно-популярной брошюры. Они писали то, что в Германии в 20-40-х гг. называлось термином «техническая фантастика» или «технический роман». «Фантастика ближнего прицела» это по сути то же самое. Но почему-то никто из немецких литературоведов и критиков не принижает своё прошлое и те произведения. Они всего лишь ступенька в развитии литературы. А у нас... Жаль!
 


Ссылка на сообщение10 ноября 2020 г. 18:44
Действительно! Никто ничего никуда не опускал. Мир был охвачен научно-техническим оптимизмом, а СССР, стремительно перековывающийся из аграрной державы в индустриальную, тем более. Жанр научно-фантастического очерка был очень востребован популярной периодикой, и в качестве противовеса религиозному мракобесию на некоторое время установилась своеобразная мода на произведения про победу человеческого разума и духа над природой.
 


Ссылка на сообщение11 ноября 2020 г. 11:03
В Германии 30-40-х гг и в СССР 30-50-х гг был тоталитарный режим, литература подвергалась жесткой цензуре, поэтому процветал так называемый «технический роман», а Твардовский продвигал остросоциальную литературу, отсюда соответствующее отношение к Охотникову.


Ссылка на сообщение10 ноября 2020 г. 18:23
Прочитал заметку.И сразу возник вопрос- «зачем»? Для чего вот «это»? И чести Твардовскому не делает.Как то мелко и гадко.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение10 ноября 2020 г. 19:12
Этот «случай» является своеобразной иллюстрацией того, как советская творческая интеллигенция, порождённая процессом построения бесклассового общества, была, тем не менее, выделена государством в своеобразный привилегированный класс, что в конечном итоге привело многих её представителей (особенно во втором и третьем поколениях) к антисоветским убеждениям, основанным на принципах элитаризма и неравенства. Твардовский находился на вершине литературного Олимпа, а посетил автора даже не второго, а третьего или четвёртого эшелона, отсюда и высокомерность суждений, характерная для столичного аристократа в гостях у мелкого провинциального помещика.
 


Ссылка на сообщение10 ноября 2020 г. 22:44
Полностью согласен


Ссылка на сообщение10 ноября 2020 г. 21:18
Судя по начальным словам про то, что Охотников бросил старую жену и детей («подлесок»), у Твардовского ещё до визита сложилось предубеждение против него, которое и повлияло в итоге на впечатление от встречи .


Ссылка на сообщение11 ноября 2020 г. 22:14
Я к Твардовскому относился всегда хорошо. Но и к Охотникову по доброму.
Обычно ставлю (если не забываю — каюсь) автору заметок «спасибо»...
Тут хочу вежливо спросить — зачем? Это же не рецензия на бездарную книгу. И не разгром хорошей книги.
Очень личное. Очень мерзкое и пошлое (про трусы).
И как-то пахнет... Плохо... Вонючими трусами... Твардовского. А самого его не ловили?
У нас у всех есть неловкое... Некрасивое...
Особенно часто за...


Ссылка на сообщение11 ноября 2020 г. 23:41
Надо сказать, что писательство — это просто ремесло, а писатели в массе — просто люди, а не титаны духа. Зачастую неумные и порочные люди. История литературы наверняка содержит немало случаев писательских антипатий. Наиболее известна, наверно, вражда Тургенева к Достоевскому, которого он высокомерно высмеивал при каждом удобном случае. Но Тургенев, по крайне мере, не ходил к Достоевскому в гости.
А про писательские дрязги советских времён можно можно прочесть в книге Михаила Золотоносова «Гадюшник. Ленинградская писательская организация: избранные стенограммы с комментариями. (Из истории советского литературного быта 1940—1960-х годов)».


⇑ Наверх