289 Незнайка и окрестности


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 289. Незнайка и окрестности: Другие маленькие человечки (немецкие сказки).
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

289. Незнайка и окрестности: Другие маленькие человечки (немецкие сказки).

Статья написана 21 ноября 2020 г. 09:27

Так получилось, что сказка братьев Гримм «Маленькие человечки» у меня проходит прицепом к иллюстрированному Незнайке (https://fantlab.ru/blogarticle67804). И там, и там коротышки. На самом-то деле, подлинное название сказки на немецком «Домовые» — совсем из другой оперы. Но теперь уж ничего не поделаешь: почему-то неточный русский вариант названия про маленьких человечков оказался самым распространённым. Так и будут немецкие эльфы в тени русского коротышки.

А.Карнаухов (1992 ?)

Обнаружилась неучтённая книжка с этой сказкой братьев Гримм (опять под названием «Маленькие человечки»). Иллюстрации показались мне любопытными и заслуживающими отдельной статьи (так-то по мелочам я первоначальную статью дополнил).

Книжка издана в Саратове. Год выхода не указан. Однако тираж 100 тыс. экземпляров и «цена договорная». Год, видимо, 1992-й. Романтическая эпоха кооперативного книгоиздательства. Здесь, правда не кооператив как таковой издавал, а региональный «толстый» журнал «Волга». Такой вариант тогда тоже часто встречался — редакции периодических изданий оказались более чуткими к новым возможностям. И вот ещё примета времени: иллюстратор на титульным листе не указан, в выходных данных стоит пренебрежительное «оформление художника А.Карнаухова». На «Фантлабе» книжки нет, подал заявку.

Saratoff

То были времена, когда неформалов привечали только за то, что они неформалы, а ещё лучше — абстракционисты. Ну художник и дорвался — выплеснул радостно всё, что имел за душой.

Но, прежде всего, пропел гимн родному городу. Вот иллюстрации на второй и третьей странице обложки: то есть пролог и эпилог. Я фото этих страниц обложки склеил в первоначальный разворот, пока они не были разделены книжным блоком.

Может быть, художник указал на народный источник своего стиля: «Покровская слобода» (там, наверное, какие-нибудь глиняные расписные игрушки делали)

Сапожник, его жена, его лавка и клиентелла

Напомню содержание сказки. История про то, как бедному сапожнику по ночам стали помогать (шили отличную обувь) маленькие человечки (эльфы, домовые в разных переводах). Жена сапожника сшила им одёжку, они обрадовались и перестали помогать сапожнику — ушли из дома на волю. Впрочем, для этих иллюстраций сюжет не важен. Персонажи схематичные и однотипные.

Без подписей к рисункам произведение не угадать, такая условность подошла бы к любой книге.

Домовые

Маленькие человечки до и после.

Ну что ты с этим сделаешь? Задорно, хулигански. Однако новизны у картинок не отнять, да и творческое начало налицо. Эта книжка, конечно, не памятник краткой эпохи Перестройки, но точно какой-то немаленький камень в основании этого памятника.

Г.Дмитриева (1990)

При перетряске книжных запасов ещё одно издание обнаружилась. Сборничек сказок братьев Гримм в мягкой обложке. Художница Г.Дмитриева.

На Фантлабе представлено первое издание 1988 года: https://fantlab.ru/edition143146. У меня дополнительный тираж 1990 года. Значит, издание тех же времён, что и хулиганская саратовская книжка.

Центральное издательство, советская художница с традиционной манерой и хорошей школой.

Глаз, конечно, отдыхает после буйного авангардного примитивизма.





251
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение21 ноября 2020 г. 13:51
Карнаухов, мне кажется, все же относится к 1992 году. В 91-м еще писали цену на книге, пусть и многократно завышенную, брошюра на скрепках, страниц 60, могла стоить 5 рублей. Сужу по личному опыту, в моей разрозненной библиотеке все книги 1991 года, даже кооперативные, имеют указатель цены.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 ноября 2020 г. 14:03
Да, наверное, так. Поправлю.


Ссылка на сообщение22 ноября 2020 г. 06:31
Возвращаясь к Карнаухову...
Мне кажется, у него какая-то более глубокая концепция была, при создании картинок к этой сказке.
Покровская слобода — это мне напомнило Льва Кассиля — «Кондуит» («Жили мы с слободе Покровской, потом — город Покровск...») Это сейчас город Энгельс. С одной стороны — неудивительно, ведь журнал «Волга» — это как раз Саратов и окрестности, а вот с другой...
У художника, по-моему, тоже некие «кассильства» в голове были, когда он придумывал стиль картинок. Все существа у него имеют ярко выраженные еврейские черты — бороды, носы, одежда. В сочетании с провинциальным географическим указанием — это некие еврейские ремесленники. И человечки, и их хозяева.
Тогда получается, что художник намеренно привязал немецкую сказку к саратовско-еврейской тематике. Немецкие авторы — Немцы Поволжья, еврейские ремесленники — отголоски от Кассиля (в Покровской слободе евреи составляли незначительную часть населения). Связь с немцами — видимо, чрез язык (идиш).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение22 ноября 2020 г. 09:37
Очень интересно.
Вот чем хороши такие абстракционистские картинки — их можно интерпретировать.


⇑ Наверх