Сегодня, без всякого сомнения, можно смело говорить о том, что рынок коммерческого самиздата в России достиг условного совершеннолетия. Общий денежный объем рынка в 2020 году, по разным оценкам, составляет от 2 до 2,5 млрд. рублей против а это не 100 мил. руб. несколькими годами ранее.
Некогда «дикий» рынок коммерческой самостоятельной публикации бумажных, электронных и аудиокниг — сегодня представляет четкий набор лидеров, четким разделением сфер влияния и наборами финансовых инструментов.
• Краудфандинговые сервисы Planeta и Boomstarter, позволяющие писателям успешно собирать средства на публикацию бумажных тиражей;
• Сервисы рrint on demand, печатающие эти бумажные тиражи и позволяющие реализовывать их в крупных онлайн и оффлайн магазинах — Ridero, Т8 RUGRAM, Автограф и другие.
• Сайты прямых продаж электронных и аудиокниг и книг по подписке для авторов самиздата: ЛитРес, Литнет, Автор.Тудей, Литмаркет.
• Подписные сервисы, являющиеся последним этапом монетизации текстов авторов — MyBook, Storytel и Bookmate.
Если взглянуть на ситуацию со стороны, то может показаться, что рынок самиздата в России окончательно сформировался. Но на мой взгляд, это не совсем так.
Западный и восточный опыт показывает, что высокотехнологичный бизнес, на данный момент, имеет весьма конкретный эволюционный путь развития: после формирования основных игроков на рынке, следует слияние и поглощение. Пользователи тяготеют к маркетплейсам и экосистемам; это удобней и производителям контента (авторам), и потребителям контента (читателям/слушателям), и посредникам (сервисам предоставляющие услуги для авторов и читателей).
Поэтому в ближайшие два года, по моим прогнозам, на рынке отечественного самиздата грядут те самые слияния и поглощения. Уже сейчас специалисты замечают формирование двух основных коалиций, что в будущем могут трансформироваться в две компании, которые разделят меж собой основной кусок рынка.
В общем, дальше будет только интересней.