29 Полузабытый фельетон про


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «chert999» > 29. Полузабытый фельетон про Великую "двуликую книгу"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

29. Полузабытый фельетон про Великую «двуликую книгу»

Статья написана 26 января 2021 г. 22:45

Получил вчера письмо в "люденовской" рассылке — это та, где раньше обычно доминировал покойный Юрий Флейшман, но и сейчас там иногда пишут Владимир Борисов (bvi), Леонид Рудман и Светлана Бондаренко, ну а я получаю эту рассылку как давний "член-корреспондент" группы "Людены" — от не известного мне Ильи Юдина. Письмо следующего содержания:


Здравствуйте, уважаемые коллеги!

Мне сегодня неожиданно позвонил Григорий Перкель, иллюстратор "Перевёртыша". Он раскопал в своём архиве экземпляр журнала "Журналист" №3 за 1969 год, в котором напечатана известная вам статья Ивана Краснобрыжева (не уверен в правильности склонения, ну да и бог с ним) "Двуликая книга". Перкель сфотографировал обложку и разворот со статьёй и прислал мне эти фотографии.

Я знаю, что статья это неоднократно перепечатывалась (хотя бы частично), к примеру, в серии "Неизвестные Стругацкие". Кроме того, я уверен, что она имеется в архивах АБС и у некоторых из вас. Тем не менее, прилагаю фотокопии Перкеля. Возможно, кого-то из вас они всё-же заинтересуют.

Перкель в разговоре упирал на отсутствие материала в сети. Я его понял так, что он хотел бы увидеть эти фотографии "в широком доступе". Не представляю, каким именно "широким массам" это было бы сейчас интересно, а наипаче — какова ситуация с авторскими правами...

Не болейте!

Илья


* * *


Ну, что такое "перевёртыш", все, наверное, знают — это знаменитый сборник братьев Стругацких "Стажеры — Второе нашествие марсиан", вышедший в только что созданной тогда "Библиотеке советской фантастики" издательства "Молодая гвардия" в 1968 году. Это тот самый сборник, в котором вместо "Стажёров" по первоначальным планам должны были быть напечатаны "Гадкие лебеди", но именно тогда зав. редакцией и составитель серии Сергей Жемайтис сказал Аркадию Натановичу (и это точная цитата из интервью, которое Аркадий Стругацкий дал вашему покорному корреспонденту в августе 1987 года): "Вы хорошие писатели, Аркаша! Вот, бери свою рукопись, и иди, и иди отсюда". И вот так вместо "Гадких лебедей" в этой книге появились "Стажёры". Даже не представляю, насколько бы усилился градус верноподданнического сарказма мало кому известного фельетониста, если бы товарищ Краснобрыжий прочитал тогда не только ВНМ, но еще и ГЛ! Но и ВНМ ему хватило с лихвой, чтобы гнать и обличать "двуликих братьев-писателей". А поскольку сам я этот текст раньше почему-то ни разу не видел и не читал, то я взял на себя смелость разместить фотосканы этого злополучного фельетона в своей колонке на Фантлабе, как того и пожелал отличный художник Григорий Перкель.





1216
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение26 января 2021 г. 23:11
Сыграло как реклама или как нагоняй? Сейчас читаю историю издательства Academia, так в 1935 году из-за подобного отзыва тираж под нож пускали, не смотря на то что Academia держали в 1930е как источник валюты, Горький неоднократно это подчеркивает в своих записках. Да и другие сановники тоже упирают на то что продукция Academia приносит стране валюту, в отличии от других издательств.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 января 2021 г. 17:18
По тем временам это был эпизод в «антистругацкой» кампании — когда их явно хотели выдавить из литературы. По факту, этот и другие фельетоны и критические наезды привели к тому, что в 1973 году в «Молодой гвардии» разогнали редакцию фантастики (С.Жемайтис, Б.Клюева) и посадили туда совсем других людей (Ю.Медведев, В.Щербаков), которые не издали у Стругацких больше ни одной книги до начала 80-х годов (вусмерть изувеченный «редактурой» черный томик «Неназначенные встречи») и выпили у них немало крови. А я думаю, что и довольно ранняя смерть АНС — тоже на их совести.

А рекламой такой фельетон ну просто никак не мог быть. Это ведь был малоизвестный и малотиражный профессиональный журнал, который читали только специалисты. Так что навредить каким-либо авторам он ещё как мог, а вот продвинуть их книгу — уже нет! Да и Стругацкие в то время в такого типа рекламе совсем не нуждались, их было уже не купить в свободной продаже, а только по большому блату. А всего через несколько лет ситуация — и для них, и для читателей — станет и вовсе невыносимой.


Ссылка на сообщение27 января 2021 г. 04:33
Этот инкогнито пересказал всю повесть, но я так и не понял в чём суть претензий. Общий негативный пафос такой, что вроде как Стругацкие оправдывают всё, что в повести происходит и сочувствуют своим персонажам, хотя там ровно наоборот: обличают мещанство, равнодушие и конформизм, как главных проводников фашизма — центральная тема Стругацких в 60-х.
Со своей разоблачительной миссией некто Краснобрызжий явно не справился.
Единственное, что понятно точно, Краснобрызжего сильно возмущает переизбыток еврейских фамилий в выходных данных книги.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 января 2021 г. 13:33

цитата dmsl

Этот инкогнито пересказал всю повесть, но я так и не понял в чём суть претензий.
Вот, кстати, да, я тоже не уловил, что тов. Краснобрыжему не нравится.
«Всю дорогу» фельетона Иван Краснобрыжий ёрзает, как будто ему что-то куда-то впивается, но так ни разу и не разрождается мало-мальски связной собственной мыслью. Только, действительно, пересказывает книгу (как сейчас это назвали бы — «спойлерит») в ироническом (как ему, предположительно, казалось) стиле.
Ну, что поделаешь, у Краснобрыжего тоже был шанс сказать что-то, как он его использовал, это его выбор.
 


Ссылка на сообщение27 января 2021 г. 17:09
В фейсбуке у меня этот пост прокомментировали так:

Мне -- Только вот Иван Краснобрыжий никакой не фельетонист, а собрат-писатель, и даже дипломированный (в смысле – с дипломом Литинститута).

Я -- Ну так это же счастье — когда один писатель может потопить других, гораздо более известных?

Мне -- Занятная судьба — войти в историю литературы такой вот гнусностью.

Я -- Ну так это еще нужно понимать, что это гнусность — то, в чём ты участвуешь. Но ведь очень многие не понимали этого тогда, да и очень многие не понимают этого до сих пор...

Мне -- Вот даже интересно: человек учился в Литинституте, то есть, вероятно, намеревался жечь глаголом, не гадости же писать он планировал. И в какой-то момент что-то пошло не так.

Третья -- А фамилия у него есть?

Третьей -- Так Краснобрыжий и есть его настоящая фамилия.

Третья -- Опля! А я думала — псевдоним... Ну, значит, Господь его и так наказал, такую фамилию подарил...


Ссылка на сообщение27 января 2021 г. 07:38
Про двуличие Стругацких автор в точку попал. Это подтвердили и недоброй памяти опусы братьев перестроечные времена.


Ссылка на сообщение27 января 2021 г. 17:21
http://www.rusf.ru/abs/lurie_15.htm

В 1969 году в журнале «Журналист» был опубликован пасквиль некоего Ивана Краснобрыжего на вышедший сборник-«перевёртыш» братьев Стругацких. Несколько человек попытались откликнуться на публикацию этого пасквиля. Среди них был и Самуил Лурье.

24 марта 1969 года Борис Натанович писал брату:

«На Краснобрыжего здесь Саша (так звали Самуила Ароновича друзья и близкие) Лурье написал блестящий фельетон. Я читал и ржал как дурак. Но куда его пристроить – неизвестно. В «Неве» главный сказал: неудобно, ведь мы же печатаем Стругацких. В «Звезде»: неудобно, к нам приехал корреспондент «Журналиста», будет о нас писать. Саша связался со знакомым из ЛитГаз, тот сказал: присылай, я покажу главному, но – вряд ли; не то сейчас время, чтобы спорить с «Журналистом». В общем, вскорости я тебе этот фельетон перешлю, а ты попробуй еще использовать Димкины связи в Комсомолке (чем чёрт не шутит! Все-таки МолГв – их издательство) и И.Соловьёву в Лит. России».

27 марта Аркадий Натанович отвечает:

«В редакцию «Мол. Гв.» поступило несколько писем и статей на Краснобрыжего. Есть интересные. Буду ждать фельетон Лурье, попробуем что-либо сделать. Кстати, отрицательный результат тоже будет кое-чего значить».

Но 14 мая Борис Натанович сообщает:

«Между прочим, ЛитГаз ответила и Саше Лурье, и Мише Лемхину на их возмущенные письма по поводу Краснобрыжего. Вежливые ответы. Суть: ЛитГаз не может сейчас вступать в новую (!) полемику, но понимает, сочувствует, уже откликнулась (см. отчет о заседании Совета по критике) и, может быть, откликнется и ещё».

Так этот фельетон Лурье и не был опубликован. В 2013 году мы (представители группы исследователей творчества Стругацких «Людены») обратились к Самуилу Ароновичу с просьбой найти этот текст. Он его нашёл, авторизовал и передал нам. В память о замечательном человеке публикуем этот текст.

Самуил Аронович ЛУРЬЕ
ПРИШЕСТВИЕ КРАСНОБРЫЖЕГО
Литературный фельетон

http://www.rusf.ru/abs/lurie_15.htm
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 января 2021 г. 17:32
А вот за это большое спасибо — и покойному Самуилу Лурье, и «Люденам», и сайту RUSF, и вам — что нашли и написали в комментах.
 


Ссылка на сообщение27 января 2021 г. 19:44
Филигранный ответ Лурье :-)
Жаль не напечатали в те времена...


Ссылка на сообщение27 января 2021 г. 18:19
Если это он, то вот что я нашёл по этому критику:
Иван Тимофеевич Краснобрыжий (1924–1988) — русский писатель, уроженец хутора Тамбовского Гиагинского района Адыгеи. Автор трех книг.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение27 января 2021 г. 18:52
Негусто, хотя для советских времен три книги — это, в общем, весьма немало. Кстати, годы жизни — почти как у Аркадия Натановича. Значит, когда он писал этот «фельетон», ему было 45 лет.


Ссылка на сообщение28 января 2021 г. 00:33
А стиль почти как у его однофамильца: Яков Соломонович Лурье
«В краю непуганых идиотов» https://royallib.com/read/lure_yakov/...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 января 2021 г. 19:56
Как я понял, само это выражение — «край непуганых идиотов» — придумал Илья Ильф, а Яков Лурье его только использовал в качестве заголовка. Просто это выражение на моей памяти широко применялось еще во времена моего школьного детства, а значит — прижилось в народном лексиконе.


Ссылка на сообщение28 января 2021 г. 08:25
Не реклама и не нагоняй. Ибо народ читал «Знание-Силу» или «Науку и Жизнь», а «Журналист» — узкое издание.
Посему нормальный читатель гонялся за книгой.
И вообще «Писатель пописывает, критик побрехивает, а читатель на него поплевывает».
Краснобрыжему «заказали» Стругацких — ну на кой фиг ему из «Адыгеи» сдался АБС. Но народ подрабатывал предисловиями и статейками. Так Краснобрыжий обессмертил свою фамилию^_^
А то бы:-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение28 января 2021 г. 19:00
Ну, я, собственно, о том же самом и написал в своем ответе Соболеву.
 


Ссылка на сообщение28 января 2021 г. 22:43
Однако я обрадовался. Свининников мне попался, а Краснобрыжего (хороша фамилия!) не было.
Но читал я ее уже давно — в читальном зале.
И все думал — Как это про Стажеров ничего нельзя сказать.
А теперь можно. Понравились мужику «Стажеры». Заказ был обгадить ВНМ. Который обычному писателю был чужд. Может и понятен, но чужд. А Стажеры хороши! Нет заказа? Обсирать не буду!
А про ВНМ — да нет проблем!
Вот так и выполнили установку. Все довольны. Краснобрыжий — гонораром. Исполнители — исплнением — партайгеноссе Яковлев — ваше указание выполнено.
Стругацкие — ну, нервы есть нервы. Хотя отзывы народа — пей коньяк за победу.
И за нас, умелых. Как я поймал сборник, как поймал! В Букинисте, не на рынке! ВАХ! Чудо!
 


Ссылка на сообщение29 января 2021 г. 04:15
Смешная мысль: под видом неодобрительного отзыва журнал просто пересказал новую повесть мегапопулярных авторов своим читателям, прекрасно понимая, что 99% страждущих её прочесть не смогут, просто не найдут книгу. А «Стажёров» пересказывать не стал — повесть уже не нова.
 


Ссылка на сообщение29 января 2021 г. 04:39

цитата dmsl

99% страждущих её прочесть — не смогут это сделать, просто не найдут книгу.
Не. 99% страждущих книгу для чтения всё-же добывали. Тем или иным способом. Но порой и пара-тройка лет могли уйти на добывание, тут как повезёт. И насколько сильно желание прочитать.
 


Ссылка на сообщение29 января 2021 г. 12:14
Тираж 100 000. А сколько было любителей фантастики в стране? Я думаю, 10 миллионов — самая нижняя оценка.
 


Ссылка на сообщение29 января 2021 г. 12:29
Я говорил именно о чтении произведения, а не о книжке в личной библиотеке.
 


Ссылка на сообщение29 января 2021 г. 13:19
Ну — ту же «Сказку о Тройке» распечатали на машинке где-то. Я читал народу вслух наверное 2 экземпляр.
И да! Слушайте — таки пересказал!!!!
Двуликий Краснобрыжий вроде как поиронизировал, а вроде как рассказал:-)))
 


Ссылка на сообщение30 января 2021 г. 19:59
Пересказал — да, но крайне предвзято. Мы же все прекрасно знаем, что в нашей стране зачастую был важен не сам факт, а именно его трактовка.


Ссылка на сообщение30 января 2021 г. 20:26
У АБС в ХВВ положительных героев нет, и критика это подтверждает. АБС негативно относится к персонажам ХВВ, критик тоже. Это настолько ясно, что не могу понять, почему критик считает, что АБС оправдывает героев ХВВ и даже симпатизирует им. С чего это он взял? Никаких ссылок и доказательств не приводится. Написано, конечно, бойко, но построено на бездоказательном умозаключении.
P.S. Извините, написал ещё не читая коментарии. Оказывается это не только меня удивило.


Ссылка на сообщение30 января 2021 г. 20:32

цитата dmsl

Смешная мысль: под видом неодобрительного отзыва журнал просто пересказал новую повесть мегапопулярных авторов своим читателям, прекрасно понимая, что 99% страждущих её прочесть не смогут, просто не найдут книгу

??? Покажите мне хоть одного любителя фантастики, который в 70-х хотел бы прочитать ХВВ и не смог.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение31 января 2021 г. 02:40
Вы с ума сошли, обращаясь ко мне с такой просьбой? Как по вашему я должен это сделать? Переместиться на машине времени в конец 1970-го и опросить миллионы фэнов, успели ли они прочесть ВНМ (речь идёт не о ХВВ)?
Там же написано: смешная мысль! Т.е. это не серьёзное утверждение, это шутка. Но доля правды в ней есть: это простые цифры. Как я предполагаю, 10 миллионов — это нижняя оценка. В реальности речь может идти о 30 или 50 миллионах потенциальных читателей. Т.е. если каждый экземпляр тиража прочтёт в среднем 3-5 человек — всё равно в районе 1% получается. Ну пусть не 1%, пусть 10%, или 30%, или даже 50% любителей фантастики повесть нашли и прочли. Тем не менее это всё ещё далеко от 90%, и тем более до 99%.
Но дело даже не в сложности найти вожделенный текст. Значительная часть потенциальных читателей для начала не имела возможности даже узнать о существовании этой повести, этой книги, чтобы начать искать. Так что для любого любителя фантастики, из тех, конечно, кто читал «Журналист», этот «негативчик» был однозначной рекламой. Чего нельзя сказать о литературной бюрократии. Чтобы перекрыть кислород авторам, нужно было сначала организовать против них в печати критическую компанию. Не знаю был ли фельетон Краснобызжего частью такой компании или это был личный порыв, но из его злопыхательного сочинения вытекает лишь одна внятная претензия: редакция, выпустившая книгу, представляет собой сионистское кубло, куда пускают только своих, и где позволяют себе печатать пасквили с намёком на титульную нацию. Собственно, под этим соусом редакцию потом и разгромили.
 


Ссылка на сообщение31 января 2021 г. 13:59

цитата dmsl

Вы с ума сошли, обращаясь ко мне с такой просьбой?

Нет. Впрочем и сумасшедший уверен, что он нормален. Не обижаюсь на Вас. Не хочу также давать оценку Вашей воспитанности. Просто не понимаю, что Вас так возбудило, что Вы перестали контролировать себя? А может не перестали и это Ваш обычный стиль общения?

цитата dmsl

Переместиться на машине времени в конец 1970-го и опросить миллионы фэнов, успели ли они прочесть ВНМ (речь идёт не о ХВВ)?

Не надо никакой МВ. Тем более, что её создание, как утверждают ученые, невозможно. Уверен, что подавляющее большинство тех, кто хотел прочитать ВНМ в 70-х, эту книгу прочитали. Можете спросить своих знакомых.
Не манипулируйте миллионами. Тем более, что цифры высосаны из пальца. Посмотрите теперешние тиражи. Если современные писатели ознакомятся с Вашими умозаключениями и поймут, что их читают тысячные доли процента, то могут застрелиться. Ещё маловероятнее Ваше предположение, что публикация в журнале «Журналист» стала путеводной звездой для поиска книги Стругацких.
И, последнее. Пытался найти в статье признаки антисемитизма. Не нашел. О евреях напомнила только фамилия Перкель.
 


Ссылка на сообщение31 января 2021 г. 15:03

цитата Sumy

Не обижаюсь на Вас.

Правильно не обижаетесь, это всего лишь фигура речи. А возбудила меня Ваша невосприимчивость к юмору и вопиющая нелепость просьбы. Словно проблема книжного дефицита Вам совсем незнакома. «Показать хоть одного!» Да там, без преувеличения, миллионы. И сравнивать с сегодняшним днём нельзя, сейчас чтение книг заменил интернет, тогда читали поголовно и всё подряд — чем ещё было развлечься? Простое же рассуждение: если каждый экземпляр тиража пройдёт через 20 рук — это всего лишь 2 миллиона читателей. Уверен, на тот момент не просто любителей фантастики, а именно поклонников Стругацких было в разы больше.

цитата Sumy

Ваше предположение, что публикация в журнале «Журналист» стала путеводной звездой для поиска книги Стругацких.
А этого я не утверждал.

цитата Sumy

Пытался найти в статье признаки антисемитизма. Не нашел. О евреях напомнила только фамилия Перкель.

Все упомянутые в фельетоне персоналии — евреи, за исключением Клюевой, которую, впрочем, автор мог тоже причислить к таковым «за компанию».
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2021 г. 09:53

цитата dmsl

тогда читали поголовно и всё подряд — чем ещё было развлечься?

Не чудите. Развлечений и тогда было выше крыши. На танцы и дискари ходили. С девчонками встречались. Кинотеатры посещали минимум раз в неделю. Музон слушали: всякие там Цеппелины, Йесы и Гранд Фанки. Портвейн попивали с разговорами. Время всегда хорошее.

цитата dmsl

«Показать хоть одного!» Да там, без преувеличения, миллионы.

У меня детство и юношество прошли в 70-е. ВНМ было в то время читано-перечитано много раз. Дико мне эта книга нравилась (хоть и меньше ОО или ТББ). Своя появилась в 80-х. Купил за двенадцать рублей. А в 70-е брал читать минимум у трех владельцев. В чем проблема- хочешь почитать растанься с определенным количеством денежных знаков.
Если дружите с интернетом, то проведите опрос по ВНМ с вопросами:
— хотел в 70-х прочитать ВНМ и не смог
— хотел в 70-х прочитать ВНМ и смог
(есть ещё два варианта а) не хотел, а смог б) не хотел и не смог, но их можете отбросить).
Уверяю, результаты Вас удивят.
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2021 г. 15:57
Детства разные бывают, моё пришлось на 80-е и проблему книжного голода я прочувствовал на себе. Огромное количество книг пролетело мимо. Причём не помогло даже членство в нескольких библиотеках, включая центральную городскую. Всё детство я промечтал достать на почитать Булычёвскую «Девочку с Земли» и «Сто лет тому вперёд». Мечта не сбылась. Казанцев докатился до меня в 16 лет. Это был «Пылающий остров» и он мне совершенно не зашёл. Вот если бы года на 4 пораньше. Стругацкие для меня начались в 1988-м, когда получил распространение изданный чуть более массово сборник https://fantlab.ru/edi... и один экземпляр добрался до моего приятеля. До этого они оставались для меня полнейшей легендой, Terra Incognita. Ну, а про ВНМ я узнал ровно в тот момент, когда в 90-м купил этот двухтомник https://fantlab.ru/edi.... Т.е. просто о существовании этого произведения я узнал из приобретённой книги. И таких, как я было полным-полно. Чтобы что-то найти надо знать что искать и где искать. Далеко не у всех была эта возможность — знать.
Что говорить о суперпопулярной фантастике, если даже «Три мушкетёра» за все годы советской власти изданные суммарно, вероятно, одним из самых больших тиражей, что-то в районе 5 000 000, тем не менее, оставались дефицитом, т.е. нельзя было просто пойти в магазин и купить книгу, разве что по случаю у букинистов. Структура развлечений была другая, книги составляли существенную её часть, спрос на них всегда превышал предложение, несмотря на дискотеки и девочек в качестве альтернативы.
 


Ссылка на сообщение1 февраля 2021 г. 09:57

цитата dmsl

Все упомянутые в фельетоне персоналии — евреи, за исключением Клюевой, которую, впрочем, автор мог тоже причислить к таковым «за компанию».

Это Вы с автором фельетона знаете (Вы точно, автор фельетона предположительно). Человек с фамилией Подольный вряд ли воспринимался как еврей. Про Клюеву вообще молчу.
 


Ссылка на сообщение31 января 2021 г. 20:03
Не было личных порывов. Документ СОЗДАННЫЙ (не подписанный, а именно созданный) будущим «прорабом, чего изволят новые хозяева, перестройки» Яковлевым четко прописывал действия по травле Стругацких.
Документ давно опубликован — у меня из «Книжного обозрения». А то, что Свининников и Краснобрыжий — это издевочка судьбы. Мы это за кретинские псевдонимы принимали. Поскольку за ними трусы прячутся. А вот нет — заказали мужику из рабочей глубинки (даже если он уже в Москве), он и написал.
Но «Журналист» — это для внутренней среды.
Это вам не статья в «Известиях « против «Трудно быть богом».
 


Ссылка на сообщение31 января 2021 г. 22:52
Есть ли вера таким документам? С чего бы «прорабам перестройки» травить Стругацких?
 


Ссылка на сообщение2 февраля 2021 г. 20:18
А вы почитайте.
Это просто обычный документ ответственного чиновника. Ответственного за травлю очень неудобных писателей. И не во множественном числе. Впрочем, я не думаю, что Яковлев испытывал личную неприязнь к авторам. Это ж «итс бизнес». Нет, все как положено — по пунктам. И в каких журналах дать оценку. Извиняюсь за большой кусок.
Учитывая серьезные недостатки и ошибки в издании литературы по научной фантастике, Отдел пропаганды и агитации ЦК КПСС считал бы целесообразным осуществить следующие мероприятия:

1. Поручить редакции журнала «Коммунист» опубликовать обстоятельную критическую статью авторитетного автора об ошибочных тенденциях в современной научно-фантастической литературе. Это необходимо, поскольку в двух статьях, опубликованных ранее на страницах «Коммуниста» (Е. Брандис и В. Дмитриевский «Будущее, его провозвестники и лжепророки» № 2 за 1964 г. и М. Емцев и Е. Парнов «Наука и фантастика» № 15 за 1965 г.), содержатся путаные оценки современной научно-фантастической литературы, всячески восхваляется творчество братьев Стругацких, что, в известной степени, дезориентировало общественность.

2. Поручить ЦК ВЛКСМ рассмотреть вопрос о работе издательства «Молодая гвардия» по изданию научно-фантастической литературы и принять меры по укреплению издательства более квалифицированными кадрами.

3. Предложить Комитету по печати при Совете Министров СССР навести надлежащий порядок в издании литературы по научной фантастике как в центре, так и на местах, обратив особое внимание на выпуск произведений западных литераторов.

4. Рекомендовать Союзу писателей СССР обсудить вопрос об ошибочных тенденциях в современной научно-фантастической литературе и принять меры к улучшению работы с литераторами, работающими в этом жанре.

5. На очередном информационном совещании в Отделе пропаганды и агитации ЦК КПСС обратить внимание редакторов газет и журналов, директоров издательств на неправильные тенденции в современной научно-фантастической литературе и на поверхностное обсуждение проблем, связанных с этим жанром, на страницах периодической печати. Просим согласия.

Зам. зав. Отделом пропаганды и агитации ЦК КПСС

А. Яковлев

Инструктор Отдела И. Кириченко

Поверх первой страницы «Записки…» наискось наложена рукописная резолюция: «Согласиться. П. Демичев. М. Суслов. Ю. Андропов. Б. Пономарев. Д. Устинов». Небожители — секретари ЦК КПСС — лишь завизировали этот документ. Ответственный же автор «Записки» — идеолог среднего звена Александр Яковлев, будущий «прораб перестройки», самый «левый» в горбачевские времена. Есть повод поразмыслить о роли личности в истории… И еще — об угле зрения на эту самую личность.»
Именно СРЕДНЕГО, но именно АВТОР.
 


Ссылка на сообщение3 февраля 2021 г. 01:32
А, это 66-й ещё год. Я было подумал, что наезд инициировался уже в перестроечные времена. Не правильно Вас понял.
 


Ссылка на сообщение3 февраля 2021 г. 16:33
Там попозже. Ибо загремел скандал и с «Марсианами», и с «Улиткой», и с «Сказкой о тройке». «Байкал» страшно получил по башке, «Ангару» буквально в порошок стерли. Да, это не легкомысленный Краснобрыжий в узкопрофильном «Журналисте». Рубили по живому. В 66 вроде как Францев в «Известиях» наехал по поводу ошибочности «Трудно быть богом». Тут точно не помню.
Хотя еще в 67 году было удивительно благожелательное «интервью» Медведева в «Технике-Молодежи». Я только потом узнал, что автор никак не мог увидеть братьев в ОДНОМ месте:)))
 


Ссылка на сообщение3 февраля 2021 г. 16:44
Ну, конкретно эта записка датирована 66-м.


Ссылка на сообщение2 февраля 2021 г. 20:25
Здесь прямо таки простится еще и документ, который сию статью и вызвал. Но уж больно объемный. Тот самый, «яковлевский» — одного из ярких учеников Макиавелли — без чести и совести, обслуживающий сильного.
«При издательстве «Молодая гвардия» сложилась группа молодых писателей и критиков, которые напрочь отбрасывают всё, что было сделано советскими фантастами прежде, стоят в фарватере современной западной фантастики. Эта группа монополизировала издание литературы и публикацию статей в газетах и журналах по проблемам научной фантастики. Парнов и Емцев хвалят Стругацких, Стругацкие — Парнова и Емцева. Нудельман хвалит Громову, Громова — Нудельмана. А все они вместе взятые взахлеб расхваливают Айзека Азимова, Рэя Брэдбери, Станислава Лема, монолитно и беспощадно выступают против советских писателей старшего поколения А. Казанцева, В. Немцова и других.
Писательская общественность неоднократно обращала внимание ЦК ВЛКСМ и руководителей издательства «Молодая гвардия» на неблагополучное положение с изданием литературы по научной фантастике, однако...»
Хорошо писал Яковлев. Это вам не рядовой чиновник.
«Слабость и путанность идейно-теоретических позиций многих произведений современной литературы по научной фантастике усугубляется их низким литературно-художественным и эстетическим уровнем. В книгах по научной фантастике встречается немало натуралистических картин, смакования всякого рода низостей и непристойностей. Некоторые герои их нарочито упрощены и огрублены. Говорят они на какой-то тарабарщине, в которой смешались арго уголовников с заумью снобов и развязностью стиляг. Вот несколько иллюстраций:

«В конце коридора дона Окана внезапно остановилась, обхватила Румату за шею и с хриплым стоном, долженствующим означать прорвавшуюся страсть, впилась ему в губы. От феи несло смешанным ароматом немытого тела и эсторских духов. Губы у нее были горячие, мокрые и липкие от сладостей. Ну, я тебя, потаскуха, подумал Румата и сжал ее в объятиях. Что-то хрустнуло, не то корсаж, не то ребра, красавица жалобно пискнула, изумленно раскрыла глаза и забилась, стараясь освободиться. Румата поспешно разжал руки.

— Противный… — тяжело дыша, сказала она с восхищением. — Ты чуть не сломал меня…

— Я сгораю от любви, — виновато пробормотал он.

— Я тоже. Я так ждала тебя! Пойдем скорей…

Она потащила его за собой через какие-то холодные темные комнаты. Румата достал платок и украдкой вытер рот… Она втолкнула его в жарко натопленный будуар, бросилась на огромную кровать и, разметавшись на подушках, стала глядеть на него влажными гиперстеническими глазами. Румата стоял как столб. В будуаре отчетливо пахло клопами.

— Ты прекрасен, — прошептала она. — Иди же ко мне. Я так долго ждала!.. — Трясущимися от нетерпения пальцами она принялась расстегивать его камзол. — Ты прекрасен… — задыхаясь, бормотала она. — Но ты робок, как новичок…

…Скверно, подумал он. Ничего не выйдет… Не могу.

— Как ты смеешь? — прошептала она, но он уже выскочил в коридор и быстро пошел прочь. С завтрашнего дня перестаю мыться, подумал он. Здесь нужно быть боровом…

— Мерин! — крикнула она ему вслед. — Кастрат сопливый! Баба! На кол тебя!» (А. и Б. Стругацкие. «Трудно быть богом».)

Так поступают герои некоторых современных фантастических произведений. А вот как они разговаривают: «К черту — сказал однажды Сергей. — Я хочу сладко пожрать, и мне наплевать на эту самую биотозу», «а на Атоса я вообще чихал», «свинство», «дурак», «как вот врежу», «из пяти ответов четыре пальцем в ноздрю», «душу выну из мер-рзавца», «изобью в кровь», «паскуда», «сучий потрох», «собаки свинячьи», «стерва», «пархатые суки» и т. д. в том же духе.

Как же могло случиться, что в научно-фантастическую литературу проникли идейно-чуждые влияния, идеалистические философские концепции, пессимистические настроения? Вольно или невольно в ряде произведений этого жанра проповедуются антиматериалистические взгляды на человека, природу, общество, и в сознание читателей вносятся идеи, противоречащие элементарным научным истинам о развитии человеческого общества.»
Мы тут что-то про Краснобрыжего? Которого никто и не помнит?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение3 февраля 2021 г. 16:55
«Парнов и Емцев хвалят Стругацких, Стругацкие — Парнова и Емцева. Нудельман хвалит Громову, Громова — Нудельмана.»
Вот это ключевое. И в фельетоне на это жирный намёк.
Страницы: 12

⇑ Наверх