Стивен Эриксон Сады Луны


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «imra» > Стивен Эриксон «Сады Луны». -- М.: Эксмо, 2014 г. (Серия: Черная Fantasy). Первая книга цикла «Малазанская «Книга Павших».
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Стивен Эриксон «Сады Луны». -- М.: Эксмо, 2014 г. (Серия: Черная Fantasy). Первая книга цикла «Малазанская «Книга Павших».

Статья написана 12 апреля 2021 г. 10:40

Эпическая хроника одной империи, или О роли личностей в истории

sady_luny

Годами Малазанская империя под предводительством императора Келланведа расширяла свои границы. Никто не мог противостоять ее могущественным магам, опытным воинам и неуловимым убийцам. Ну, почти никто. Так длилось почти сто лет, пока императора не предала глава Когтей, тайной организации ассасинов. И «кровь полилась на улицах, храмы пошли войной друг на друга, магия вырвалась из-под контроля… ».

Минуло десятилетие. Старый повелитель остался в прошлом. Отныне на коне новая императрица – Ласиин. Все вроде в порядке – очищенная от приверженцев старого владыки армия продолжает свой победный путь. Маги покорны, Когти под контролем. И нет никого, кто посягнул бы на ее власть.

Никого, кроме старых врагов Тисте анди, да нескольких Взошедших – божественных сущностей, обладающих великой магической мощью. Взошедших из Высокого Дома Тени, у которых, похоже, к императрице свои, личные счеты.


Один из столпов темного эпического фентези, наравне с «Хрониками Чёрного Отряда» Глена Кука, «Игрой престолов» Мартина , а также более поздним Аберкромби. Огромный цикл, которому вплоть до 2014 года жутко не везло с переводами на русский, несмотря на две серьезные попытки, предпринятые «Астом» и тем же «Эксмо».

Классика Страны фантазии, в первую очередь радующая глубиной, «историчностью» мира.

Перед нами современность — вплотную завязанная на переворот десятилетней давности. Империя, жадно стремящаяся «захапать» все, до чего сможет дотянуться. Императрица, проводящая «окончательное решение» вопроса старых кадров, помнящих прежнего повелителя. Внутренние противоречия между армейскими чинами и магами, плюс конфликты внутри каждой из этих групп.

Даруджистан – последний из Вольных поселений, величайший город мира, где природный газ служит людям источником энергии (единственный прецедент такого рода). Полный интриг среди советников и знати, решающих свои противоречия с помощью Гильдии убийц. Его колдуны – источник мощного тайного влияния на события. Его воры и прочие преступники, живущие в ожидании неизбежного прихода Империи.

Прошлое – тянущее свои щупальца к героям настоящего, всплывающее из глубины времен, подобно жуткому морскому чудовищу. То легкая рябь по волнам. То перепуганные рыбы, бросающиеся вдаль. То бурление воды, тонко намекающее на скорые неприятности.

Почти все события современности подвязаны на былое, имеют свои причины и следствия, логичны, продуманны автором и не вызывают ощущения искусственности, как это частенько бывает в фентезийных мирах.

Второе, на что обращаешь внимание — на магию мира Эриксона. Здешние волшебники пользуются Путями магии, «тем, что по ту сторону». Они находят врата и черпают силу, придавая ей форму заклинаниями. Этих самых «Путей» в мир чародейства хватает, что придает системе колдовства приятное разнообразие. И это не считая Старших путей, недоступных людям, но вполне беспечально используемых другими народами.

Магическим действиям героев автор уделяет немало времени, и к счастью эти описания выходят у него нескучными и увлекательными.

А ведь есть еще и Взошедшие – боги и прочие божественные сущности, покровительствующие своим адептам, спорящие друг с другом, вмешивающиеся в происходящее (особенно с момента гибели Келланведа). Являющимися настолько же активными участниками событий (по крайней мере, некоторые из них), как и остальные живые существа, населяющие мир саги.


Вот мы постепенно подобрались к третьей фишке «Садов Луны» — многообразию живых рас этой вселенной. Ведь люди далеко не единственные жители мира. И далеко не первые. Начинали все четыре легендарные расы-основательницы, из которых до описываемых событий дотянула лишь одна и то в форме нежити. И лишь потом появились Старшие расы, прочие насекомоподобные (и не очень) господа, и горячо любимые нами гомо сапиенсы. Как вы понимаете, за столетия совместной жизни отношения между всеми этими товарищами сплелись в такой клубок, что распутать или разрубить его не под силу и десяти Александрам Македонским. Что добавляет в это и без того не пресное блюдо дополнительной остроты.

Теперь уделим толику внимания персонажам, благо они этого полностью заслуживают. «Мостожоги» — имперское подразделение, ставшее костью в горле самой императрицы. Сержант Скворец, при старом императоре командир целой армии, а нынче начальник над жалкой горсткой людей, которым уже подписан неофициальный смертный приговор. Бывший убийца-Коготь Калам (хотя убийцы, как и офицеры, бывшими не бывают). Маг Быстрый Бен, хранящий внутри немало секретов.

Капитан Ганос Паран – один из центральных персонажей книги. «Золотой мальчик», сбежавший из аристократического дома и подавшийся в армию. Ребенок в ретроспекции. Молоденький наивный паренек в начале. Усталый, разочарованный, потерявший друзей и любимых мужчина в конце. Игрушка богов играющая богами. Один из лучших примеров развития образа в романе.

Адъюнкт Императрицы Лорн. Убийца колдунов, на которую не действует магия. Женщина, пережившая в детстве жуткую трагедию, и с тех пор ставшая послушным орудием в руках Ласиин. До недавнего времени. Человек, сумевший победить жажду мести, разрывающийся между верностью, патриотизмом и пониманием преступности приказов.

Воришка Крокус Новичок – молодой преступник, оказавшийся в самом центре божественной интриги. Парнишка, впервые полюбивший и переживающий в связи с этим коренную смену приоритетов.

Кадровая чародейка Рваная Снасть — таящая в глубине души ужасные воспоминания о деяниях молодости. Мечущаяся между принадлежностью к магическому сообществу и армейскому братству. Циничная и уязвимая. Заботливая и бесстрашная. Пошедшая по неведомому пути, требующему огромных жертв.

Персонажей в романе великое множество: самых разнообразных рас, видов, возрастов, пола, профессий и призвания. Среди нет ни классических светлых, ни стандартных темных (что уже стало типичным для «жизненного» темного фентези). Они великолепно проработаны и продуманы, бурно развиваются, причем явно, отчетливо, порой буквально на глазах. Проживают дни и годы, теряют друзей, меняют хозяев и воззрения. Ссорятся, мирятся, страдают, любят, убивают. В общем, живут обычной жизнью в обычных для себя, но в таких завораживающих для нас, условиях.

С их помощью Эриксон делится с читателем своим видением вопросов долга и ответственности. Разбирает по косточкам психологию уставших от войны людей. Говорит с нами о личностном росте и смене сфер деятельности.

Да, остро не хватает обычных людей. Мы знакомимся в основном с воинами, колдунами, полководцами и прочими начальниками. Наиболее приземленная субстанция, с которой встретимся — разнообразные маргиналы, типа воров и убийц. Среднестатистические крестьяне и горожане в упор не попадают под прожектора внимания автора. Что оставляет впечатление некоторой недосказанности мира.

Практически нет пока глобальных сражений и схваток, ожидаемых от эпика.

Но не забываем перед нами лишь первый том из десяти, и скорее всего, многое еще впереди.

Что радует, ведь после дебюта расставаться с «Малазанской «Книгой Павших» абсолютно не хочется. А значит, будем с нетерпением ждать все новых и новых частей «Малазана» в свеженьком переводе.

Эрго. Мощное эпическое темное фентези с глубоко проработанным миром, интересной магической системой, обилием нелюдских рас и качественными героями.





1701
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение12 апреля 2021 г. 11:38
Спасибо!
В вашем как всегда талантливом обзоре и книга сильно, не по чину подросла. Но по сути Стивен Эриксон — это замечательный мастер эпической графоманской мутотени.
Не будет ничего впереди, кроме второго романа «Врата мертвого дома». А потом бесконечные переливания из пустого в порожнее, картонные переживания картонных персонажей, различимых лишь по незапоминающимся именам. Кубокилометры графоманской жидкости и бездумная эпохальная эпичность, возведенная из гор бумажных трупов.
Стивен Эриксон — напыщенная бездарность, автор толстенного рулона макулатуры.:-[
Ваши статьи намного интереснее и умнее! Впрочем, сопоставлять кого-то рядом со Стивеном Ран Лундом больше похоже на оскорбление, чем на комплимент.
Так что — прошу прощения!
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение12 апреля 2021 г. 16:23
Полностью согласен с вами! :beer:
 


Ссылка на сообщение12 апреля 2021 г. 17:32
:beer:
Прежде чем сломаться и возроптать, я прочитал семь «романов» из МКП и две повести. Так что заявляю ответственно!
 


Ссылка на сообщение16 апреля 2021 г. 21:48
После прочтения шестой книги вынужден с вами согласиться. Он неплохой писатель как минимум, но пишет даже не то чтобы не для всех, он пишет словно для СЕБЯ, чтобы восполнить некоторую потребность)
А уж как зайдет во многом от настроения читателя зависит
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2021 г. 10:05
А я более ужасен, не смотря на обвинения Эриксона в графоманстве , нравится он мне и его психологические офф-топы (прочел почти все на русском и с удовольствием) мне заходят и сотни персонажей.
Выпадаю из мейнстрима осуждения, что делать!???:-D
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2021 г. 23:34
Ничего страшного! Мы все так или иначе являемся персонажами знаменитой песни Сергея Шнурова. Так что вы со своей любовью к писанине творчеству Эриксона еще легко отделались;-)
 


Ссылка на сообщение26 апреля 2021 г. 17:10
Более того, ежли Вы тоже книгоман, предположу с долей уверенности -у Вас в рукаве аналогичная история с каким-то автором, который не всем заходит))).
 


Ссылка на сообщение26 апреля 2021 г. 17:29
Ну да, грешным делом люблю Гримдарк:-) Правда, уже перестал настаивать, чтобы матерщину адекватно переводили. (А тут как раз АСТ и отменило цензуру на обсценную лексику;-))
я Эриксона, может ,скрипя сердце и дочитаю. Только бесплатно теперь:-)))


Ссылка на сообщение13 апреля 2021 г. 13:54
А я как раз Сады Луны дочитываю. Нравится. Дальше будет видно


Ссылка на сообщение18 апреля 2021 г. 07:59
А рецензия то, уважаемые, какова, а? Если ранее я склонялся к Вашему мнению о графоманстве, то теперь(после прочтения рецензии) цикл вдруг преисполнился волшебства и расцвёл совершенно иными красками. Всё по полочкам. Спасибо за рецензию
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение18 апреля 2021 г. 11:22
всегда пожалуйста) при всем разнообразии мнений по поводу Эриксона, первые 4 тома однозначно достойны внимания


Ссылка на сообщение18 апреля 2021 г. 23:32
Сады Луны на 7.9 баллов где то. Потом уже будет лучше. Правда слишком большой объем информации напрягает. Память льда долго не мог осилить. Но Эриксон стоит того чтобы в него вникать. Джо лаконичнее и острее.


Ссылка на сообщение19 апреля 2021 г. 10:53
Да-да, я тоже считаю, что Эриксон ужасен. Уж я-то разбираюсь, прочитал почти все, что переведено на русский (включая, разумеется, любительские переводы дорогого Киницика), романы МКП перечитывал от двух до четырех раз, еще и Эсслемонтом догнался. И какая же, скажу вам, это гадость, ну просто фу. С ужасом жду, как буду мучиться, читая новый роман из цикла про Карсу. Вот, думаю, может, чтоб морально подготовиться, еще раз МКП перечитать? Ужасный автор.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение23 апреля 2021 г. 10:00
:beer:
и ненавидел он, любя))).


Ссылка на сообщение19 апреля 2021 г. 15:30

цитата ton-tan

я тоже считаю, что Эриксон ужасен

уговорили, пойду второй раз перечитаю.


⇑ Наверх