Продолжаю разглядывать картинки к «Колобку». Осталась одна художница, у которой имеются варианты сюит к этой сказке — М.Беляева. Книги с её иллюстрациями сказок выходили в конце 1980-х гг. Поэтому присоединил к этой художнице другую художницу той же эпохи — Т.Иваницкую. Получилось, что сегодня в нарушение хронологии — школа поздне-советской иллюстрации. Очень интересный период.
М.Беляева — загадочная художница. Издаваться стала в зрелом возрасте. Работ немного, но они вызвали эмоциональные дискуссии неравнодушных любителей. Я показывал картинки художницы к «Василисе Прекрасной» (тут). Очень своеобразно она людей рисует. Животных рисует так же, но это воспринимается очень хорошо: трогательные зверушки хорошо себя чувствовали в советской иллюстрации.
У меня имеются вот такие книги с «Колобком» в исполнении М.Беляевой:
1) Сборник «Снегурушка и лиса». — М.: Детская литература, 1988. Первый вариант иллюстраций к «Колобку».
2) Отдельное современное издание с иллюстрациями из предыдущего сборника — тонкая книжка «Колобок» (М.: Детская литература, 2014). Тот же самый вариант иллюстраций. Поскольку тонкую книжку было удобнее сканировать, картинки будут из неё.
3) Сборник «Народные русские сказки». — М.: Детская литература, 2016. В информации об авторском праве первым годом издания отмечен 1996. Это второй вариант иллюстраций.
Посмотрим интерпретацию «Колобка» Марианной Беляевой.
Художники, родившиеся до революции, рисовали деда с бабкой как типичных крестьян (а крестьянство воспринималось интеллигенцией как тёмная сила). К концу XX века деревенские дед с бабкой — это уже просто любимые дедушка с бабушкой. Это черта недавно состоявшейся урбанизации (мы уже городские — а они нет). Такие дедушка с бабушкой олицетворяют уют и спокойствие. Вот таких уютных персонажей и рисуют в детских книжках на закате СССР.
Заяц может быть крайне неприятным персонажем (Брэм где-то писал: «Заяц не труслив — он нагл»). Но только не у Беляевой. Советские дети, которым в 1988 году читают сказку «Колобок» — это дети, которые родились в тепличной обстановке. Им хочется, чтобы и зайцу — слабенькому такому — было обеспечено надёжное будущее. Хорошо живёт заяц в 1988 году: снимает богатый урожай. В 1996 году заяц несколько похудел, но по-прежнему не бедствует.
А вот уж кто бедствует — так это волк. Раньше его бандитом рисовали, но с бандитизмом советская власть покончила. Волк не сумел вписаться в справедливое общество светлого будущего. Он пробивается сбором грибов, одежда выдаёт в нём маргинала. Волки — на самом социальном дне. И в 1996 году удача не улыбнулась волку.
Поздне-советский медведь — это мишка, очаровательный увалень. Колобок тут выступает самым наглым персонажем — медведя-то зачем обижать?
Ну а лиса просто красавица.
Другой поздне-советский вариант «Колобка» художницы Т.Иваницкой.
У меня вот такой сборник с её иллюстрациями: Алексей Толстой. Колобок (русские народные сказки). — М.: Советская Россия, 1985. Подал заявку на внесение этого сборника в базу Фантлаба.
Если развернуть обложку, получится первая иллюстрация к «Колобку» — шествие героев.
Концептуально сюита вписывается в поздне-советскую атмосферу: спокойствие, умиротворённость, трогательные деревенские старики...
Но художница ищет новую форму. К этому времени одетые в человечью одежду звери уже заполонили все книжки. Нарисовать зверушек в более-менее реалистическом ключе вновь стало свежим прочтением. Также нестандартным подходом стал отказ от кумулятивности — цепи повторяющихся однотипных эпизодов. Поэтому все облапошенные персонажи — заяц, волк, медведь — собрались на одном развороте. Клуб неудачников.
А лисе-умнице — посвящены два кадра.
Техника у Иваницкой не то, чтобы особенная, но очень милая — образцом, наверное, имеет технику Трауготов, но приглаженную.
Картинки Иваницкой дают ностальгический образ поздне-советской эпохи.