Блог


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» облако тэгов
Поиск статьи:
   расширенный поиск »


Статья написана 10 августа 2020 г. 13:40

Весёлые картинки

Незаметно "Весёлые картинки" справили первый круглый юбилей — 10 лет. Интересно обыграл это художник А.Сазонов: как будто первоклассники с обложки первого номера 1956 года пришли — уже выпускниками школы — в гости к весёлым человечкам. Сидят на почётном месте. А Незнайка — по правую руку от почётного гостя. Тоже вырос за эти годы — какой без Незнайки праздник!

ВК.1966-09. Худ. А.Сазонов
ВК.1966-09. Худ. А.Сазонов

Клуб весёлых человечков.

Обратил внимание на такую деталь, удивительную по нынешним временам. Во всяком журнале есть повторяющиеся рубрики, выделяемые рисунками-заставками. В "Весёлых картинках" рубрики прямо или косвенно касались "Клуба весёлых человечков". Удивительно то, что заставки к ним были на одну тему, но разными в зависимости от художника, который их рисовал. В 1969 году в журнале была рубрика "Двенадцать волшебных палочек", где весёлые человечки сидели за партой. Авторство для этих заставок не указывалось, хотя многих художников можно угадать.

ВК.1969-01
ВК.1969-01
ВК.1969-02
ВК.1969-02

ВК.1969-03
ВК.1969-03
ВК.1969-04
ВК.1969-04

ВК.1969-08
ВК.1969-08

А вот по сути тоже заставка к рубрике "Клуб весёлых человечков". Но получилась небольшая иллюстрация, и автора указали. Ценность в том, что это ранний рисунок В.Дмитрюка и, возможно, первый портрет Незнайки этого художника.

ВК.1966-01. Худ. В.Дмитрюк
ВК.1966-01. Худ. В.Дмитрюк

Были попытки целиком строить сюжетные рассказы на деятельности Клуба (не прижились). Но вот одна из попыток и картинка, на которой весёлые человечки сидят за своим круглым столом. Здесь интересно, что мы в первый раз встречаемся с Ю.Фёдоровым, узнаваемым карикатуристом.

ВК.1967-01. Худ. Ю.Фёдоров
ВК.1967-01. Худ. Ю.Фёдоров

Ещё один групповой портрет.

ВК.1968-04. Худ. С.Бялковская
ВК.1968-04. Худ. С.Бялковская

Незнайка и государственные праздники

Слежу за тем, как Незнайка празднует 7 Ноября и 1 Мая. Особо буйных празднований полувекового юбилея Октябрьской революции в "Весёлых картинках" не было.

1) Сумбурные сценки нарисовал в ноябрьском номере 1966-го года художник Узбяков. Мальчиш-Кибальчиш в будёновке пробирается куда-то с секретным пакетом (тема, скорее, гражданской войны, а не революции). Первым ему навстречу попадается бдительный Незнайка с окриком: "Стой! Куда?". Вязать красногвардейца весёлые человечки не стали, довезли до главного (Карандаша), где и вскрыли секретный пакет.

ВК.1966-11. Худ. Ю.Узбяков
ВК.1966-11. Худ. Ю.Узбяков

Комикс — так себе. Но вот эклектика замечательнвя: крупным планом Незнайка и Мальчиш-Кибальчиш.

Незнайка и Мальчиш-Кибальчиш
Незнайка и Мальчиш-Кибальчиш

2) Тема крейсера "Авроры" как символа Октябрьской революции — в ноябрьском номере 1969 года. Весёлых человечков в первый раз рисует дуэт (пока ещё) А.Елисеева и М.Скобелева. Незнайка, кстати, палец в рот засунул, с испугом на воду косится. Раньше он себе такого не позволял на государственных праздниках. Да, Шестидесятые заканчиваются...

ВК.1969-11. Худ. А.Елисеев и М.Скобелев
ВК.1969-11. Худ. А.Елисеев и М.Скобелев

3) Но неподобающее поведение Незнайки на обложке с лихвой компенсируется внутренней иллюстрацией в этом же номере, на который именно Незнайка догадался надуть шарик, чтобы создать пятиконечную звезду из лент.

ВК.1969-11. Худ. ?
ВК.1969-11. Худ. ?

4) Первого мая весёлые человечки парят на воздушных шарах над демонстрацией. Парящие шары (наполненные газом легче воздуха) я в детстве видел в кино и на картинках. Считал это сказкой.

ВК.1969-05. Худ. ?
ВК.1969-05. Худ. ?

5) Но на 1 Мая тогда были ещё и военные парады. Эту тему обыгрывали на обложках. Именно обыгрывали: непосредственно в парадах Незнайка не участвовал.

ВК.1967-05. Худ. И.Семёнов
ВК.1967-05. Худ. И.Семёнов
ВК.1968-05. Худ. Г.Андриевич
ВК.1968-05. Худ. Г.Андриевич

6) Игра в первомайском номере 1968 года. Зачин: собрался Карандаш на демонстрацию...

ВК.1968-05. Худ. ?
ВК.1968-05. Худ. ?

7) Хоть и не официальный праздник, но годовщина с политическим окрасом. Комсомолу — пятьдесят лет. Совершенно нейтральный групповой портрет весёлых человечков. Первое изображение Незнайки от замечательной художницы Т.Колюшевой.

ВК.1968-10. Худ. Т.Колюшева
ВК.1968-10. Худ. Т.Колюшева

Новый год и 8 Марта

Помимо политических праздников были и "народные". Таких праздников в советское время было немного, предвкушение их было настоящей радостью. Давайте уж посмотрим, как весёлые человечки к Новому году и Международному женскому дню готовились.

1) Новый год (новогодние каникулы)

1.1) Весёлые человечки в виде малышей-детсадовцев.

ВК.1965-01. Худ. Т.Вышенская
ВК.1965-01. Худ. Т.Вышенская
ВК.1968-01. Худ. Т.Вышенская
ВК.1968-01. Худ. Т.Вышенская

1.2) Художница С.Бялковская хорошо известна (книжки переиздают и сейчас). У неё все рисунки бесконфликтные. Персонажи — милые очаровашки, чуть задумчивые. Вот и здесь уравновешенный милый Незнайка несётся с друзьями с горы, ничем не отличаясь от них.

ВК.1969-01. Худ. С.Бялковская
ВК.1969-01. Худ. С.Бялковская

1.3) Легендарный В.Лосин тоже в молодости рисовал Незнайку. Незнайка набедокурил: наследил краской. Весёлые человечки в некоторой растерянности. Незнайка испортил праздник?

ВК.1969-12. Худ. В.Лосин
ВК.1969-12. Худ. В.Лосин

2) 8 Марта.

2.1) В этот день во взрослых изданиях было много шуток про мужчин, которые пытались выполнять женскую работу по дому. Карикатуристы Караваевы принесли эту тему в малышовский журнал: Незнайка следит за тестом, чтобы не убежало (с ружьём сторожит). Не справляется, конечно. Комический ужас.

ВК.1968-03. Худ. В. и Г.Караваевы
ВК.1968-03. Худ. В. и Г.Караваевы

2.2) Художник Узбяков обыграл тему Незнайки попросту: он на заднем плане с новогодней ёлочкой ходит. Совсем не соображает, какой праздник.

ВК.1965-03. Худ. Ю.Узбяков
ВК.1965-03. Худ. Ю.Узбяков

2.3) Художница Бялковская никаких приколов не придумывает: просто праздник, просто дружная компания.

ВК.1969-03. Худ. С.Бялковская
ВК.1969-03. Худ. С.Бялковская

Незнайка спортсмен и турист

1) Весёлые человечки много путешествовали по родным местам и занимались массовым спортом. Незнайка мог в этой ситуации послужить обучающим примером: что он сделал не так?

ВК.1966-06. Худ. А.Цветков
ВК.1966-06. Худ. А.Цветков

2) Незнайка мог показывать, что он никудышный спортсмен.

ВК.1967-07. Худ. Е.Щеглов
ВК.1967-07. Худ. Е.Щеглов
ВК.1968-11. Худ. А.Цветков
ВК.1968-11. Худ. А.Цветков

3) Незнайка мог совсем не выделяться на фоне своей компании или выделяться чуть-чуть (сидит на коллективных водных лыжах в спасательном круге).

ВК.1967-06. Худ. С.Денисов
ВК.1967-06. Худ. С.Денисов
ВК.1968-06. Худ. Т.Вышенская
ВК.1968-06. Худ. Т.Вышенская

4) Незнайка мог быть просто забавным. Вот в эстафете он преодолевал свой участок в лодке, но опустил эстафетную палочку в воду, её схватила щука. Незнайка догнал вплавь щуку, но палочку у неё отобрать не смог. Пришлось передавать эстафетную палочку вместе со щукой.

ВК.1968-06. Худ. А.Шабанов
ВК.1968-06. Худ. А.Шабанов

Незнайка в комиксах

Комиксы — графические истории на на один-два разворота — в "Весёлых картинках" присутствовали изначально. Начал их рисовать в 1950-х гг. главред И.Семёнов ("Про Петю Рыжикова"). Это были немного тяжеловесные рассказы. А вот изящные современные комиксы с участием Незнайки я отметил только со второй половины 1960-х. Причём все три комикса одного художника (он же автор сценария). В первый раз встречаемся с художником А.Василенко, у которого Незнайка в многочисленных рисунках получился особенно забавным.

1) Смешная история: Незнайка испугался в лесу волка, а волк на Незнайку и внимания не обратил, он бежал к Карандашу позировать.

ВК.1965-04. Худ. А.Василенко
ВК.1965-04. Худ. А.Василенко
ВК.1965-04. Худ. А.Василенко
ВК.1965-04. Худ. А.Василенко

2) Усложнённый вариант с прятками, когда все обводят Незеайку вокруг пальца, но он всё-таки не остаётся водить по второму кругу.

ВК.1966-05. Худ. А.Василенко
ВК.1966-05. Худ. А.Василенко
ВК.1966-05. Худ. А.Василенко
ВК.1966-05. Худ. А.Василенко

3) Очень сложный комикс с пиратами и милиционерами.

ВК.1966-10. Худ. А.Василенко
ВК.1966-10. Худ. А.Василенко
ВК.1966-10. Худ. А.Василенко
ВК.1966-10. Худ. А.Василенко
ВК.1966-10. Худ. А.Василенко
ВК.1966-10. Худ. А.Василенко

Незнайка как все

Картинки, где Незнайка не выделяется своими чудачествами (или ведёт себя как все, или чудит не больше других: например, засевает поле бабочками, в то время как другие засевают его конфетами да матрёшками). Художники разные — и Незнайка разный. Удивительное многообразие.

ВК.1966-01. Худ. М.Битный
ВК.1966-01. Худ. М.Битный
ВК.1966-02. Худ. В. и Г.Караваевы
ВК.1966-02. Худ. В. и Г.Караваевы

ВК.1967-07. Худ. Ю.Фёдоров
ВК.1967-07. Худ. Ю.Фёдоров
ВК.1969-06. Худ. И.Семёнов
ВК.1969-06. Худ. И.Семёнов

Потихоньку появляются новые художники — вот и Чижиков нарисовал весёлых человечков на полноценной сюжетной иллюстрации.

ВК.1966-05. Худ. В.Чижиков
ВК.1966-05. Худ. В.Чижиков

Амплуа Незнайки: не тупой, а смешной

С точки зрения морализаторства Незнайка должен был служить отрицательным примером. Случалось художникам изображать Незнайку-неудачника. Вот, например, сентябрьский номер за 1967 год: у всех детей радость — уроки в школе начались, а Незнайка опоздал на 5 минут, и плачет теперь на улице. Это нарисовал замечательный график Сазонов.

ВК.1967-09. Худ. А.Сазонов
ВК.1967-09. Худ. А.Сазонов

Ещё из рисунков Сазонова. В знойный летний день Незнайка украшает ёлку новогодними шарами. Перебор даже для Незнайки. Художник Сазонов суров к этому персонажу.

ВК.1968-07. Худ. Сазонов
ВК.1968-07. Худ. Сазонов

Трактовка Незнайки как паршивой овцы для Шестидесятых была, конечно, непедагогичной. Вот представление весёлых человечков новому поколению читателей (а поколения раз в три года обновлялись). У Незнайки единственного характеристика: весёлый (это при том, что он в команде весёлых человечков).

ВК.1967-01. Худ. А.Каневский
ВК.1967-01. Худ. А.Каневский

Вот этой-то характеристики Незнайки "Весёлые картинки" во второй половине Шестидесятых и придерживались. Заодно и другие персонажи перестали быть совсем уж идеальными. Хотя иногда было не понять: Незнайка весёлый или всё же тупой.

1) На этой странице сразу два сюжета. Первый сюжет — Незнайка в толпе прочих спасает Самоделкина (худ. О.Теслер). Самоделкин — ну очень положительный персонаж — попал в нелепую ситуацию. Ага, не один Незнайка такой! А второй сюжет: Незнайка делает зарядку в точности по инструкции (худ. А.Цветков). Смешно!

ВК.1965-04. Худ. О.Теслер, худ. А.Цветков
ВК.1965-04. Худ. О.Теслер, худ. А.Цветков

2) Художник А.Цветков был известным карикатуристом — много их сотрудничало с "Весёлыми картинками". Иногда кажется, что представление о советской графике 1960-х — 1980-х гг. всё сосредоточено в серии "Мастера советской карикатуры". Особенность карикатуристов в том, что они, как правило, самостоятельно придумывали сюжеты своих рисунков. Вот у Цветкова и получились забавные сюжеты с пониманием композиции. У Цветкова Незнайка точно не тупой, а смешной.

ВК.1965-03. Худ. Цветков
ВК.1965-03. Худ. Цветков
ВК.1966-07. Худ. Цветков
ВК.1966-07. Худ. Цветков
ВК.1966-08. Худ. Цветков
ВК.1966-08. Худ. Цветков

3) Забавный Незнайка у Вышенской, Василенко и Филипповой — ну они Незнайку никогда не делали мальчиком для битья. Наверное, это добрые художники.

ВК.1966-10. Худ. Вышенская
ВК.1966-10. Худ. Вышенская
ВК.1966-06. Худ. Василенко
ВК.1966-06. Худ. Василенко
ВК.1968-10. Худ. Филиппова
ВК.1968-10. Худ. Филиппова

4) Фёдоров тоже не практиковал злобность в своих рисунках-карикатурах.

ВК.1968-04. Худ. Фёдоров
ВК.1968-04. Худ. Фёдоров
ВК.1968-07. Худ. Фёдоров
ВК.1968-07. Худ. Фёдоров

5) Странную неоконченную сказку малолетней читательницы, где Незнайку проглотил крокодил, проиллюстрировал Чижиков. Сказка-то морализаторская — дети думают, что так у них получается писать как у взрослых. У Чижикова морализаторства в рисунках, конечно, нет.

ВК.1967-12. Худ. Чижиков
ВК.1967-12. Худ. Чижиков

6) У Бялковской (которая бесконфликтная) странность Незнайки, чистящего вместе со всеми снег на крыше, лишь в том, что он вымазался в золе — ну, может, он и не виноват, такой ему участок поручили.

ВК.1968-02. Худ. Бялковская
ВК.1968-02. Худ. Бялковская

7) На рисунке Караваевых Незнайка ловит рыбу на конфету. Но он не один такой: Самоделкин и какая-то собака тоже не очень разбираются в рыбной ловле.

ВК.1968-07. Худ. Караваевы
ВК.1968-07. Худ. Караваевы

Незнайка сообразительный

Чем большую популярность набирал Незнайка, тем чаще он обходил своих более развитых коллег.

1) Характерное название рисунков: "Догадливый Незнайка"

ВК.1965-05. Худ. А.Елисеев и М.Скобелев
ВК.1965-05. Худ. А.Елисеев и М.Скобелев

2) Мини-комиксы, нарисованные А.Василенко. Художник явно симпатизирует Незнайке. Он побеждает волка (убивает волкак, чего уж тут) и удачлив в рыбалке.

ВК.1965-08. Худ. А.Василенко
ВК.1965-08. Худ. А.Василенко
ВК.1966-07. Худ. А.Василенко
ВК.1966-07. Худ. А.Василенко

3) Ну а уж найти путь к сердцу Дюймовочки у Незнайки получается гораздо лучше, чем у его заумных приятелей.

ВК.1967-05. Худ. Ю.Фёдоров
ВК.1967-05. Худ. Ю.Фёдоров


Статья написана 6 августа 2020 г. 11:32

Весёлые картинки

В 1960 году в журнале "Весёлые картинки" ещё встречались иллюстрации к рассказам из повести Носова про Незнайку (худ. И.Семёнов). Но уже безоговорочно Незнайка присутствовал как член Клуба Весёлых Человечков. Какие-то ассоциации с повестью Носова ещё прослеживались. Вот весёлые человечки пилят грибы (худ. Е.Мигунов) — а это ведь одна из первых сцен "Приключений Незнайки".

ВК.1960.№1. Худ. И.Семёнов
ВК.1960.№1. Худ. И.Семёнов
ВК.1960.№10. Худ. Е.Мигунов
ВК.1960.№10. Худ. Е.Мигунов

Незнайка и государственные праздники

Отдельно отмечаю то, как в журнале для самых маленьких (дошкольников) подавались политические советские праздники — 7 Ноября и 1 Мая. Но ограничиваюсь сценами, где присутствует Незнайка.

1) Вот ноябрьский номер 1960 года. Разворот с надписью "Вся власть советам!". А справа — весёлые человечки дают концерт, посвящённый годовщине Октябрьской революции. Незнайка гудит в автомобильный клаксон. Но он не один такой — Карандаш играет на скрипке карандашом вместо смычка. Какофония. Но весело, как и должно быть на празднике. Видимо, отмечание Октябрьской революции ещё не забронзовело — всего-то 43 года прошло, многие свидетели событий были живы.

ВК. 1960.№ 11. Худ. Ю.Узбяков
ВК. 1960.№ 11. Худ. Ю.Узбяков

2) Первомайская демонстрация. Родители ведут детей, а дети ведут весёлых человечков (и Незнайку тоже).

ВК. 1960.№ 5. Худ. И.Семёнов
ВК. 1960.№ 5. Худ. И.Семёнов

Незнайка и космос

Понятно, что начало Шестидесятых в СССР — это тема космоса.

1) Вот обложка февральского номера за 1960 год. Человек в космос ещё не летал, но все живут в ожидании этого. Пока в космос на ракете собрались весёлые человечки. Шлемы сложной конфигурации повторяют форму головы (вон для ушей Гурвинека какие полости выдули). Незнайку, Буратину и Дюймовочку оставили на земле. Буратине с Незнайкой в космос ещё рано. Надо было лучше учиться. А Дюймовочку оставили за ними приглядывать.

ВК. 1960.№ 2. Худ. Е.Мигунов
ВК. 1960.№ 2. Худ. Е.Мигунов

2) Майский номер 1961 года. На обложке весёлые человечки вглядываются в космическое пространство через трубу из свёрнутого листа ватмана. Гагарин уже слетал. Но ещё по инерции на картинке собаки Белка и Стрелка восторженно следят за полётом ракеты. Незнайка тоже смотрит в небо через свёрнутую газетку, но в другую сторону (ему Петрушка что-то указывает).

ВК. 1961.№ 5. Худ. В.Сутеев
ВК. 1961.№ 5. Худ. В.Сутеев

3) Незнайка в ракете. В первый раз его нарисовал известный художник А.Брей. Незнайка получился очаровательным пупсиком.

ВК. 1962.№ 7. Худ. А.Брей
ВК. 1962.№ 7. Худ. А.Брей

4) А вот весёлые человечки несут портреты первых космонавтов. Незнайка тоже допущен к этому почётному шествию.

ВК. 1963.№ 10. Худ. А.Шабанов
ВК. 1963.№ 10. Худ. А.Шабанов

Скан сделан с журнала, из которого портрет, который несёт Незнайка, вырезан. Журнал у нас за октябрь 1963 года. Полётов человека в космос в СССР к этому времени было шесть. Столько портретов космонавтов и несут весёлые человечки. Хронология полётов, конечно, восстанавливается. Карандаш несёт портрет Гагарина (космонавт № 1), Буратино — портрет Титова (космонавт № 2), Петрушка — портрет Николаева (№ 3), Гурвинек — Поповича (№ 4), Чиполлино — Быковского (№ 5). Ну а Незнайка, значит, несёт портрет Терешковой. Хотя, вроде бы, напрашивается, что портрет женщины-космонавта должна была бы нести Дюймовочка...

И, кстати, это первое появление Незнайки в числе весёлых человечков в 1963 году. Долгие месяцы был он в опале.

Незнайка в опале

В начале 1963 года Незнайка попал в опалу. Может быть, это было продиктовано художественными мотивами: главный редактор решил, что Незнайка чужеродно смотрится в компании весёлых человечков. А может это было политическое давление кураторов: уберите Незнайку, он показывает плохой пример детям. Как бы то ни было, почти на весь 1963-й год Незнайка выпал их компании. Не зря те годы потом назвали эпохой волюнтаризма.

Вот изображения весёлых человечков в усечённом составе, без Незнайки.

ВК.1963.№4. Худ. А.Сазонов
ВК.1963.№4. Худ. А.Сазонов
ВК.1963.№ 9. Худ. А.Каневский
ВК.1963.№ 9. Худ. А.Каневский

Эх, а художники-то какие! Знаменитый художник Вальтер ("Муфта и полботинка") нечасто публиковался в московских журналах (он из Эстонии). Больше он весёлых человечков не рисовал, Незнайку в его исполнении мы так и не увидим.

ВК.1963.№5. Худ. Э.Вальтер
ВК.1963.№5. Худ. Э.Вальтер

Но всё-таки Незнайка вернулся — думаю, читатели высказали своё недоумение. Незнайка вновь появился на страницах журнала в октябрьском номере за 1963 год (как мы помним, нёс портрет Терешковой). Но ещё в ноябрьском номере были колебания: то его включали в число весёлых человечков (картинка Мигунова), то нет (картинка Андрианов).

ВК.1963.№11. Е.Мигунов
ВК.1963.№11. Е.Мигунов
ВК.1963.№11. Худ. Худ. Г.Андрианов
ВК.1963.№11. Худ. Худ. Г.Андрианов

И в дальнейшем случалось, что Незнайка выпадал из компании. Например, в 1966 году на всех обложках была компания весёлых человечков, но без Незнайки. Но на внутренних иллюстрациях Незнайка был, и очень даже раскрепощённый. Чувствуется, что прошли времена волюнтаризма.

Незнайка как все

Весёлые человечки создают фон журнала: они мелькают на обложках, служат внутренним соединительным звеном. Они выступают командой, часто от отдельных человечков не требуется индивидуального поведения. Тогда и Незнайка ничем не выделяется, но взглядом его всё равно отыскиваешь.

1) Продолжает рисовать Незнайку главный редактор журнала — И.Семёнов.

ВК. 1960.№ 9. Худ. И.Семёнов
ВК. 1960.№ 9. Худ. И.Семёнов

2) И любимый детьми художник Е.Мигунов тоже продолжает рисовать Незнайку.

Новый год! При самом первом появлении в новогоднем номере 1957 года Незнайка подправлял на ёлке часы и его поднимал на высоту страус. Незнайка снова на высоте, но уже настала эпоха автоматизации.

ВК. 1960.№ 12. Худ. Е.Мигунов
ВК. 1960.№ 12. Худ. Е.Мигунов

А вот Первое сентября.

ВК.1960.№8. Худ. Е.Мигунов
ВК.1960.№8. Худ. Е.Мигунов
ВК.1960.№8. Худ. Е.Мигунов
ВК.1960.№8. Худ. Е.Мигунов

А вот заплыв по реке во время весеннего ледохода.

ВК. 1961.№ 3. Худ. Е.Мигунов
ВК. 1961.№ 3. Худ. Е.Мигунов

UPD/05.09.2020

Апрельский номер 1961 года. Был готов до полёта Гагарина. Поэтому весёлые человечки не знают ничего о главном событии этого года, а готовятся к встрече перелётных птиц.

ВК. 1961.№ 4. Худ. Е.Мигунов
ВК. 1961.№ 4. Худ. Е.Мигунов

3) Рисуют Незнайку среди весёлых человечков другие художники, которые не забыты и сегодня.

ВК. 1961.№ 7. Худ. Т.Вышенская
ВК. 1961.№ 7. Худ. Т.Вышенская

ВК. 1962.№ 7. Худ. А.Сазонов
ВК. 1962.№ 7. Худ. А.Сазонов

ВК. 1962.№ 9. Худ. Г.Андрианов
ВК. 1962.№ 9. Худ. Г.Андрианов

4) Вот про художника Чупрыгина ничего не могу сказать — много было хороших художников второго плана.

ВК.1964.№ 1. Худ. Б.Чупрыгин
ВК.1964.№ 1. Худ. Б.Чупрыгин

5) О, в первый раз Незнайка в исполнении замечательных карикатуристов супругов Караваевых.

ВК.1964.№ 7. Худ. В. и  Г.Караваевы
ВК.1964.№ 7. Худ. В. и Г.Караваевы

Незнайка в своём амплуа

Но, конечно, интереснее всего был Незнайка-неформал. Который делал что-то не так, как все.

1) Вот Незнайка складывает книжки в холодильник.

ВК. 1960-е (?). Худ. А.Сазонов
ВК. 1960-е (?). Худ. А.Сазонов

Холодильник пока ещё редкость. Это, видимо, рабочий холодильник. А вот лет через десять, когда первые советские пузатые холодильники переставали работать, их действительно могли использовать как шкафчик. У моей бабушки в таком нерабочем холодильнике студентка-квартирантка в 1977 году учебники и книжки по программе литературы держала. Я летом на каникулах, пока студентки не было, много интересного познал из того холодильника.

2) Петрушка обогатился за счёт Незнайки. Несправедливо.

ВК.1964.№8. Худ. А.Цветков
ВК.1964.№8. Худ. А.Цветков

3) Все смеются над Незнайкой.

ВК. 1962.№7. Худ. Г.Андрианов
ВК. 1962.№7. Худ. Г.Андрианов

4) Незнайка чудит, но на сей раз его более опытные товарищи поправляют

ВК. 1960.№ 11. Худ. Т.Вышенская
ВК. 1960.№ 11. Худ. Т.Вышенская

5) А вот на обложке Незнайка-индивидуалист. Все жмутся под зонтом, а Незнайка отдельно шпарит под октябрьским холодным дождём. По тем временам это, кстати, могло бы и уважение вызвать — изнеженных малышей тогда не жаловали.

ВК. 1964.№ 10. Худ. Т.Вышенская
ВК. 1964.№ 10. Худ. Т.Вышенская

Не правда ли, у Вышенской самый забавный Незнайка получается?


Статья написана 3 августа 2020 г. 21:33

Вернёмся к облику Незнайки в иллюстрациях. Но это будет Незнайка в параллельном мире — не персонаж писателя Носова, а член Клуба Весёлых Человечков.

В "Весёлых картинках" Незнайку в течение шестидесяти лет рисовали разные художники. Но кто бы его ни рисовал, Незнайка всегда был узнаваем. Шляпа выделяла его в толпе разных персонажей — это был простой и безошибочный маркер. Возможно, своей небывалой популярности Незнайка обязан именно журналу. Тогда получается, что облик Незнайки в широкополой шляпе был законсервирован и стал каноническим во многом из-за того, что дети, подрастая, требовали в книгах именно того Незнайку, которого они знали из журнала.

Важно, что амплуа Незнайки в книге и в журнале совпадали. Может, и с Буратино вышла та же история. Ещё из раскрученных книжных персонажей в Клуб вошла Дюймовочка, ей тоже придумали отличительную черту: шляпку в виде цветка. Но в иллюстрациях к сказке Андерсена никто и не думал рисовать её по канону "Весёлых картинок" — характеры журнальной и сказочной Дюймовочки не совпадали.

В итоге у меня получилась не столько история рисования Незнайки, сколько история "Весёлых картинок". Поэтому часто я даю страницы или развороты из журнала, чтобы была видна эпоха, в которую был вписан конкретный Незнайка (все картинки кликабельны — их можно увеличить).

Весёлые картинки

Странная история произошла с монетизацией бренда "Весёлых картинок". Дважды заявлялись претензии на издание репринта всех выпусков журнала (первый раз — редакцией журнала в 2012 году, второй раз — издательством "ТриМаг" в 2017 году), и оба раза дело не пошло дальше первого выпуска с материалами номеров за 1956-1957 гг.). На фото сверху — альбом, выпущенный редакцией, снизу — выпущенный "Тримагом".

Отличия двух альбомов следующие. Альбом редакции — в мягкой обложке и клееный (у меня уже начал рассыпаться), альбом "Тримага" — в переплёте и с шитым блоком. В редакционном альбоме почему-то даётся только коллаж из обложек и потом материалы за весь год сплошняком, а в альбоме "Тримага" — воспроизводятся сканы обложек, материалы даются с указанием номера.

Альбом рекдакции
Альбом рекдакции

Печально получилось со стихами Маршака. В редакционном альбоме даны все произведения Маршака, а в альбоме "Тримага" — в лучшем случае картинки без текста. Издательство "АСТ" как обладатель исключительного авторского права на произведения Маршака не дало "Тримагу" разрешения на публикацию текстов (редакции, видимо, тоже не давали разрешения, но она как правопреемник советского издательства могла считать себя обладателем прав, принадлежащих ей на служебные произведения, или прав издателя продолжающихся изданий).

Поэтому некоторые стихотворения Маршака с картинками имеются только в альбоме редакции. Например, вот это из самого первого номера журнала.

Альбом редакции
Альбом редакции

Вот для сравнения короткое стихотворение Маршака 1) "По склону вверх король повёл полки своих стрелков" 2) "По склону вниз король сошёл, но только без полков". Художник К.Ротов. Это 6-й номер за 1957 год. Сперва — альбом редакции. Стихи Маршака приведены полностью (вторая половина — вверх ногами, так задумано)

Альбом редакции
Альбом редакции

Теперь — альбом "Тримага". Тот же рисунок К.Ротова — видно, что качество воспроизведения у "Тримага" значительно выше. А вместо текста: 1) "Догадайся, что произошло" 2) вверх ногами: "Или сам найди это стихотворение в книге Маршака".

Альбом "Тримага"
Альбом "Тримага"

Поэтому часто вот так и выглядит Маршак в альбоме "Тримага": рисунок к стихотворению, а текст не приводится.

Альбом "Тримага"
Альбом "Тримага"

Кстати, этого иллюстрированного стихотворения в альбоме редакции я не нашёл.

Но всё же, по совокупности, за первые два года комплект всех материалов журнала полный. Дальше — хуже.

Вот журнал "Мурзилка" за все годы выложили в оцифрованном архиве Российской государственной детской библиотеки, а "Весёлые картинки" — нет. Сканы частных архивов журнала неполные. Отчасти пробелы восполняются вот таким сборником о первых художниках "Весёлых картинок" (выпущено редакцией журнала, через редакцию и распространяется).

Так что пробелы в истории журнала имеются.

Начало. Без Незнайки

Вот обложка самого первого номера "Весёлых картинок" (худ. К.Ротов) — сентябрь 1956 года. Направленность журнала очевидна: предполагается присутствие сказочных и литературных персонажей. Полное смешение времён и стилей: Гулливер и Дядя Стёпа, доктор Айболит и барон Мюнхузен... Впрочем, на первом плане — Буратино.

ВК.1956.№1. Худ. К.Ротов
ВК.1956.№1. Худ. К.Ротов

В этом же, самом первом номере, был анонсирован Клуб Весёлых Человечков (КВЧ) с постоянными членами: Петрушка, Гурвинек, Карандаш, Чиполлино и Буратино. Вот они: отцы-основатели.

ВК.1956.№1. Худ. И.Семёнов
ВК.1956.№1. Худ. И.Семёнов

Незнайки пока нет ни среди популярных героев детских книг, ни среди членов КВЧ. Это совсем молодой персонаж — книга с рисунками Лаптева вышла только два года назад.

Незнайка появляется

Незнайка появился в журнале в первый раз как персонаж рассказа Н.Носова в 1957 году (№ 9). Рисовал сам И.Семёнов — главный редактор.

ВК.1957.№9. Худ. И.Семёнов
ВК.1957.№9. Худ. И.Семёнов

Наверное, Незнайка понравился главному редактору и через несколько месяцев — в новогоднем номере — Незнайка дважды появляется в журнале уже как член КВЧ ("Весёлые картинки".1957.№12). На самых важных страницах: на обложке и в поздравительном плакате.

ВК.1957.№12. Худ. И.Семёнов
ВК.1957.№12. Худ. И.Семёнов
ВК.1957.№12. Худ. К.Ротов
ВК.1957.№12. Худ. К.Ротов

Ну что ж, И.Семёнов уже рисовал Незнайку для рассказов Носова. Получается, что первого Незнайку как самостоятельного персонажа, оторвавшегося от литературного первоисточника, дал К.Ротов.

Художники разные, Незнайка у них тоже разный получился, но узнаваем по шляпе. С характером нового члена Клуба пока неопределённость. Семёнов даёт намётки амплуа: на обложке весёлые человечки транспортируют новогоднюю ёлку и все в работе (трактор ведут, пилу и топор несут), а Незнайка тащится последним и ничем не занят. Бездельник, значит. У Ротова на плакате Незнайка подводит часы — торопит наступление Нового года, при этом страус его поднял к часам. Тут Незнайка персонаж нелепый, но забавный. Пока непонятно, как должны читатели относится к такому персонажу — бездельников у нас в 1957 году клеймили позором, а безвредных чудаков любили.

Но как бы то ни было, Незнайка, попав в члены элитарного Клуба, подтвердил свою огромную узнаваемость всего через несколько лет после выхода книги. И облик его уже безоговорочно тот, который создал художник Лаптев.

Вот коллективный портрет членов Клуба Весёлых человечков (1959 г.)

ВК.1959.№5. Худ. Т.Вышенская
ВК.1959.№5. Худ. Т.Вышенская

Самоделкина уже приняли, а Дюймовочки пока ещё нет среди непременных членов Клуба.

Незнайка осваивается

В журнале "Весёлые картинки" отражались советские политические праздники. Восьмое марта за политический праздник считать не будем, а вот Седьмое ноября и Первое мая с участием Незнайки попробуем отследить. Вот обложки к ноябрьским праздникам — годовщине Октябрьской революции в 1958 и 1959 году. Для малышей — просто праздник, так и нарисовано. Украшение помещений — как к Новому году, и полёт на воздушном шаре (почему-то этот мотив часто будет в дальнейшем ассоциироваться с такими праздниками в журнале). Поскольку на таких праздниках хулиганить и дурачиться нельзя, Незнайка ничем не выделяется из числа всех остальных человечков.

ВК.1958.№10. Худ. И.Семёнов
ВК.1958.№10. Худ. И.Семёнов
ВК.1959.№11. Худ. Е.Мигунов
ВК.1959.№11. Худ. Е.Мигунов

Мне казалось, что обязательным для "Весёлых картинок" было отражение оборонной тематики на февральских обложках (День Советской Армии). Но это будет, как выяснилось, позже. В 1959 году февральская обложка с Незнайкой обошлась без стиля "милитари".

ВК.1959.№2. Худ. С.Кузьмин
ВК.1959.№2. Худ. С.Кузьмин




Незнайка как все.

Не только на официальных праздниках Незнайка ведёт себя скромно. Часто Незнайка не выделяется своим поведением в толпе весёлых человечков — он такой же, как все. Но человечки и в самом деле забавные.

Продолжают рисовать Незнайку И.Семёнов и Е.Мигунов.

ВК.1958.№3. Худ. И.Семёнов
ВК.1958.№3. Худ. И.Семёнов

ВК.1959.№5. Худ. Е.Мигунов
ВК.1959.№5. Худ. Е.Мигунов
ВК.1959.№5. Худ. Е.Мигунов
ВК.1959.№5. Худ. Е.Мигунов

Интерес представляет то, что появляются новые портреты Незнайки, сделанные выдающимися художниками с узнаваемой манерой (Сазонов, Вышенская, Узбяков)

ВК.1959.№4. Худ. А.Сазонов
ВК.1959.№4. Худ. А.Сазонов
ВК.1959.№7. Худ. Т.Вышенская
ВК.1959.№7. Худ. Т.Вышенская

ВК.1959.№10. Худ. Ю.Узбяков
ВК.1959.№10. Худ. Ю.Узбяков
ВК.1959.№10. Худ. Ю.Узбяков
ВК.1959.№10. Худ. Ю.Узбяков

Есть и подзабытые художники: А.Волков, Б.Фридкин. У этих художников Незнайка самый неожиданный.

ВК.1959.№2. Худ. А.Волков
ВК.1959.№2. Худ. А.Волков

ВК.1959.№11. Худ. Б.Фридкин
ВК.1959.№11. Худ. Б.Фридкин
ВК.1959.№11. Худ. ?
ВК.1959.№11. Худ. ?




У Незнайки собственное амплуа

Поначалу клубным дурачком является Буратино (в соответствии с его амплуа из книги А.Толстого). Буратино тупит, когда пропал свет: "Разве могут перегореть пробки?". Проверяет пробку графина, выливает на себя воду, лезет мокрый в электрощит, его бьёт током. Незнайка пока ещё статист.

ВК.1958.#6. Худ. А.Сазонов
ВК.1958.#6. Худ. А.Сазонов

Ровно через год Буратино с Незнайкой уже на пару начинают показывать свою невежественность. Незнайка: "Хлеб на лугу пасётся". Буратино: "Что ты! Батоны и булки растут на деревьях".

ВК.1959.#6. Худ. С.Бялковская
ВК.1959.#6. Худ. С.Бялковская

Позднее уже только Незнайка будет попадать в нелепые ситуации. Этим он выгодно будет отличаться от других правильных и пресноватых человечков. Станет по-настоящему весёлым человечком и заслужит обожание читателей. Но уже в выпусках Пятидесятых годов Незнайка начинает уверенно забирать себе роль особенного человечка.

Год 1958. Амплуа Незнайки только начинает складываться. У В.Стацинского (слева) в его "Азбуке" Незнайка срезает ножницами полевой цветочек, что, наверное, смешно. У Т.Вышенской (справа) целый комикс про то, как весёлые человечки делают ремонт. Вроде бы Незнайка наравне со всеми всё делает. Но на фрагменте слева внизу все каким-то делом заняты, а Незнайка на себя в зеркало любуется.

ВК.1958.№8. Худ. В.Стацинский
ВК.1958.№8. Худ. В.Стацинский
ВК.1958.№11. Худ. Т.Вышенская
ВК.1958.№11. Худ. Т.Вышенская

Год 1959. Особость Незнайки увеличивается. Незнайка — неумеха и невежа. Вот на картинке В.Сутеева (слева) все весёлые человечки несутся на коньках к финишу, а Незнайка упал — неумеха. А на картинке И.Семёнова (справа) все весёлые человечки с садовыми вредителями борются, а Незнайка за полезной пчелой гоняется — невежа.

ВК.1959.№3. Худ. В.Сутеев
ВК.1959.№3. Худ. В.Сутеев
ВК.1959.№6. Худ.
ВК.1959.№6. Худ.

Характер Незнайки обогащается. Вот на картинке Т.Вышенской весёлые человечки в турпоходе обустраивают стоянку. Опять все трудятся — Дюймовочка вон штаны Чиполлине штопает. А Незнайка под тентом развалился — шляпу на лицо надвинул. Шляпа его и выдала.

ВК.1959.№8. Худ. Т.Вышенская
ВК.1959.№8. Худ. Т.Вышенская

В новогоднем номере Незнайка опять катается на коньках и опять падает. Но теперь он обвязался подушками. Нелепо, смешно, но и изобретательно.

ВК.1959.№12. Худ. Ю.Узбяков
ВК.1959.№12. Худ. Ю.Узбяков

Незнайка уже всем полюбился. Его не будут делать козлом отпущения, его выходки будут подаваться именно как забавные проделки.


Статья написана 29 июля 2020 г. 20:27

Итак, все дети думают, что внутри приспособлений живут маленькие человечки (Б.Житков). Немцы думают, что маленькие человечки могли бы помогать людям (бр. Гримм). Маленькие человечки — коротышки действительно существуют (Н.Носов). Почва для "Гарантийных человечков" писателя Э.Успенского была подготовлена.

Успенский Э. Гарантийные человечки

Э.Успенский — из поколения современных сказочников, которое пришло на смену поколению Н.Носова. Книги Успенского интеллигентные. Они без морализаторства. Но его великолепным "Гарантийным человечкам" далеко до успеха "Незнайки" (в том числе, и в наши дни). Почему так? У Носова в "Незнайке" — вечные темы: шалости, дружба, капиталистическая экономика... А у Успенского — многое на злобу дня (и политическое, и техническое). У Носова в "Незнайке" — простой нутряной юмор. А каламбуры Успенского часто требуют развитого читателя. Вот пример (и по злобе дня, и по каламбурам).

цитата Успенский "Гарантийные человечки"

— Что делать? — переспросил Холодилин. — Придумали бы средство против тех, кто автоматы ломает. Мы, пока к вам добрались, два сломанных встретили.

— А почему я должен думать? — сказал юноша. — Пусть в Управлении думают. Их там много, и лысые есть.

— Я вижу, вы все на это Управление, как на бога, надеетесь. А у самих голова на плечах зачем? Шапочки нейлоновые носить?

— Как вас зовут? — вмешался Новости Дня.

— Слава меня зовут. Кабытов. А по-служебному Ноль Один.

— Так вот, уважаемый Ноль Один, нам надо немедленно переговорить с Управлением, — сказал Холодилин.

— На которое не следует надеяться, как на бога, — подхватил молодой человек.

— Один Ноль, — рассмеялся Говорит Москва.

— Ноль Один, — поправил Кабытов.

Е. ШАБЕЛЬНИК

Пионер.1974.N1
Пионер.1974.N1
Пионер.1974.N2
Пионер.1974.N2

Первая публикация "Гарантийных человечков" была в журнале "Пионер" в 1974 году (номера 1-2). И надо же — с иллюстрациями Е.Шабельника. Шабельник — любимый многими поколениями карикатурист. Я его помню по "Крокодилу". В "Весёлых картинках" и "Мурзилке" он печатался нечасто. Оказывается потому, что активно сотрудничал с "Пионером" (в этих первых номерах за 1974 год помимо иллюстраций к повести, у Шабельника ещё и комиксы помещены). Особенность Шабельника (как и многих наших тогдашних карикатуристов) — изобилие в рисунках мелких деталей, тщательно прорисованных. Рисунков не очень много, почти все здесь представлены.

1) Быт гарантийных человечков.

То, что Б.Житков в детстве только предполагал, Успенский описал с точностью очевидца. В сложных приборах (и в старинных механических, и в современных электрических) трудятся маленькие человечки — помощники, поддерживающие исправность приборов. Внутри приборов находятся уютные комнатки. А в старинных часах с кукушкой настоящие апартаменты с витыми лестницами. Кукушку в часах, кстати, Машкой зовут. Она очень потешный персонаж. Но художникам в изображении птицы особо не развернуться — так, покажут общим планом, и ладно.

Но не все бытовые приборы позволяют принимать гостей. Вот пылесос "Уралец", например, так из него, пишет сам Успенский, как из танка показывается человечек. Да, в "Уральце"-танке не очень-то развернёшься.

2) Конфликт с мышами.

Основная интрига книги строится на противостоянии гарантийных человечков и мышей. Контакты первоначально осуществляются через мышей-парламентёров, которые объявляют гарантийным войну. Поначалу гарантийные человечки легко справляются с мышиными разведчиками. Мыши голодные, их кормят и отпускают.

Худ. Шабельник
Худ. Шабельник
Худ. Шабельник
Худ. Шабельник

Но дело оборачивается так, что один гарантийный человечек (молодой Пылесосин из танка-пылесоса) оказывается в плену у мышей. Его в мрачном подземелье допрашивает сам мышиный король. Мороз по коже! Пылесосин в танкистском шлеме напоминает Мальчиша-Кибальчиша в будёновке.

Худ. Шабельник
Худ. Шабельник

Контакты противостоящих сторон продолжаются. Гарантийные требуют вернуть им пленного. То, что всем запомнилось, кто в детстве читал: "Мышкин Подмышкина везёт" (на самом деле — наоборот). Эти мыши — лейтенанты кавалерии.

цитата
— А почему так? — спросил Холодилин.

— Разжаловали его, — объяснил высокий лейтенант, который сидел в седле. — Перевели из лейтенантов в кавалерию. Судьба играет офицером. Кому не везёт, тот возит сам.

Худ. Шабельник
Худ. Шабельник

3) Королевство или колбаса?

Кульминация противостояния. Слухи о кормёжке разлагают мышиную армию. Население начинает о чём-то догадываться. Мышиный король требует от подданных определиться: идеология (война со всеми) или сдача идеалов в обмен на колбасу. Население с небольшим перевесом выбирает колбасу.

Мне в этом эпизоде антисоветская сатира мерещится. Успенский, вероятно, обладал обострённым даром предчувствия. Но это начало 1974 года. В СССР пока нет талонов на колбасу. Наверное, на поверхности противопоставление социализма колбасе ещё не лежало. Этот эпизод детской книжки вопросов не вызвал. Окончание референдума мышиного королевства — потрясающее. Успенский — язва такая — профессиональных политиков-демагогов бичует (причём, не советских — тут он точно далеко в будущее заглянул).

цитата

В тот момент, когда сторонники колбасы победили, король снова вскочил на трибуну.

— Так, значит, дорогие сограждане, для вас важнее колбаса?

— Точно!

— Так завоюем гарантийных! — закричал король. — У них сколько хочешь колбасы! И вся она будет наша! Ура!

— Ура! — закричали сограждане.

— Вперед! — закричал лейтенант кавалерии Мышкин. — К оружию! За колбасой!

— Вперед! За колбасой! — подхватили все.

Удивительно это получилось. Только что никто не хотел воевать, и вдруг оказалось, что все за войну. Почему, так никто и не понял.

Вот такая детская повесть появилась у нас накануне Разрядки.

Закончилось всё для гарантийных человечков хорошо, но мыши до конца не перевоспитались, на сторону Добра окончательно не перешли. Впрочем, гарантийные человечки не занимались навязчивым экспортом своей идеологии (мирное питие чая на подоконнике). Гарантийным человечкам не до того — им ведь от детей прятаться надо.

Г. КАЛИНОВСКИЙ

Журнальная публикация, как это тогда было повсеместно принято, была сокращённым вариантом повести. Полный текст предназначался для книжного издания.

Худ. Калиновский
Худ. Калиновский

Первое отдельное издание "Гарантийных человечков" вышло в 1975 году — на следующий год после журнальной публикации. Иллюстрации в книге принадлежали гениальному Г.Калиновскому. Второе издание было только в 1986 году (но в печать подписывали ещё в январе 1985 года) в виде сборника произведений Э.Успенского в известной серии "Золотая библиотека: избранные произведения для детей и юношества" (на Фантлабе издания нет, подал заявку). Фирменный стиль Калиновского — чёрно-белая графика. В первом издании только обложка и форзац цветные.

Форзац. Худ. Г.Калиновский
Форзац. Худ. Г.Калиновский

Сканы большинства картинок (опущены многие заставки и концовки) даны здесь: https://5razvorotov.livejournal.com/13795....

В отдельном издании картинок побольше. Но ещё иллюстрации Калиновского в двух изданиях чуть разнятся. Вот, например, сцена похода мышей за колбасой. В первом издании (первое издание — вверху) на заднем фоне были даны римские легионеры как параллель возбуждённым мышам. Во втором издании (внизу, меньшего формата) легионеры убраны. Наверное, это было эстетическим решением Калиновского. Кроме того, во втором издании поменялись местами правая и левая части разворота с марширующими мышами. Это, наверное, композиционное решение.

Худ. Г.Калиновский
Худ. Г.Калиновский

1) Быт гарантийных человечков.

Уютные комнатки внутри бытовых приборов.

Худ. Г.Калиновский
Худ. Г.Калиновский
Худ. Г.Калиновский
Худ. Г.Калиновский

"Уралец" — пылесос и танк.

Худ. Г.Калиновский
Худ. Г.Калиновский

Чаепитие на подоконнике. Хорошо летом на даче!

Худ. Г.Калиновский
Худ. Г.Калиновский

2) Конфликт с мышами.

Парламентёры и их подкормка (противоречащая законам и обычаям войны).

Худ. Г.Калиновский
Худ. Г.Калиновский
Худ. Г.Калиновский
Худ. Г.Калиновский

В плену у мышиного короля. Книжный вариант отличался от журнального не только объёмом, но и некоторыми заменами. В книжном варианте в плен попал не молодой Пылесосин, а старый мастер Буре, который сидел в часах с кукушкой ещё с дореволюционных времён. Шантрапа поймала аристократа — так изменились акценты.

Худ. Г.Калиновский
Худ. Г.Калиновский

Мышкин Подмышкина везёт.

Худ. Г.Калиновский
Худ. Г.Калиновский

3) Королевство или колбаса?

Двусмысленному выбору между родиной и колбасой Калиновский уделил внимания не больше, чем всем остальным эпизодам.

Худ. Г.Калиновский
Худ. Г.Калиновский

Не удержусь — покажу крупно сцену похода за колбасой с тенями великих мышиных предков ("Когда за призраком свободы нас Брут отчаянный водил...")

Худ. Г.Калиновский
Худ. Г.Калиновский

4) Девочка Таня

Завязка-то повести строится (как у Б.Жткова) на том, что девочка Таня, приехавшая на дачу, подозревает существование гарантийных человечков и выслеживает их. Ещё у Тани мама есть, которая не верит в человечков.

Худ. Калиновский
Худ. Калиновский

Кажется, что линия с Таней дана Успенским для проформы. Эта линия далеко на заднем плане. Но Калиновскому Таня интересна. Он её и на первом развороте помещает.

Худ. Калиновский
Худ. Калиновский

Успенский очень красочно описывает двойственную природу Тани.

цитата

Эти две половинки всегда враждовали между собой. Одна уговаривала Таню быть послушной девочкой, не капризничать, убирать игрушки, вовремя ложиться спать. А вторая, наоборот, — залезть на шкаф, стукнуть кого-нибудь лопаткой, отрезать себе косички ножницами. Когда верх брала первая половинка, девочку называли Танечкой, Танюшкой, Танюшечкой. А когда вторая — только Татьяной. Так и мы будем называть эти половинки — Юшечкой или Яной. Как будто в Тане живут две девочки.

Такая подготовка детей к истории доктора Джекила и мистера Хайда. Вот Калиновский и нарисовал демонически разделённую Таню.

Худ. Калиновский
Худ. Калиновский

В. ДМИТРЮК

Мурзилка.1996.N1
Мурзилка.1996.N1
Мурзилка.1996.N6
Мурзилка.1996.N6

С иллюстрациями В.Дмитрюка впервые повесть появилась в 1996 году в журнале "Мурзилка" с 1-го по 6-й номер (второе журнальное издание). Текст был сокращён даже по сравнению с первой журнальной публикацией в "Пионере". В виде отдельной книги эти иллюстрации издательство "АСТ" стало выпускать только с 2011 года (на зато одновременно в разных сериях). У меня вот такое большеформатное отдельное издание 2011 года в цвете (есть и ч/б варианты).

Худ. Дмитрюк
Худ. Дмитрюк

В книге текст повести сильно увеличился, количество иллюстраций прибавилось. Но надо признать: в журнале иллюстрации смотрелись гармоничнее. Всё таки первоначальный макет художника невозможно механически дополнить (как и убавить). Но, конечно, книжный вариант позволил максимально полно показать всех персонажей.

Худ. Дмитрюк
Худ. Дмитрюк
Худ. Дмитрюк
Худ. Дмитрюк

1) Быт гарантийных человечков.

Уютные комнатки

Худ. Дмитрюк
Худ. Дмитрюк
Худ. Дмитрюк
Худ. Дмитрюк

"Уралец" — пылесос и танк.

Худ. Дмитрюк
Худ. Дмитрюк

Чаепитие на подоконнике

Худ. Дмитрюк
Худ. Дмитрюк

2) Конфликт с мышами.

Парламентёры

Худ. Дмитрюк
Худ. Дмитрюк

Старый мастер Буре из часов с кукушкой в плену у мышиного короля.

Худ. Дмитрюк
Худ. Дмитрюк

Мышкин Подмышкина везёт.

Худ. Дмитрюк
Худ. Дмитрюк

3) Королевство или колбаса?

Ну, к 1996 году истинный смысл противопоставления монархического отечества и колбасы был всем понятен. Но и жгучую злободневность утратил. Для детей этот эпизод был нормальной смешной ситуацией. Мимоходом эти драматические события и Дмитрюк изобразил .

Худ. Дмитрюк
Худ. Дмитрюк

Худ. Дмитрюк
Худ. Дмитрюк
Худ. Дмитрюк
Худ. Дмитрюк

Успенский Э. Гарантийные возвращаются

В 2011 году вышло продолжение "Гарантийных человечков" — Успенский написал вторую книгу "Гарантийные возвращаются". Проиллюстрировал продолжение книги снова В.Дмитрюк. Успенский написал продолжение через 35 лет после опубликования первой книги. Дмитрюк, соответственно, сделал иллюстрации ко второй книге через 13 лет после иллюстраций к первой книге. У меня вот такое отдельное издание 2011 года (парное к первой книге)

Худ. Дмитрюк
Худ. Дмитрюк

Но "Гарантийные возвращаются" — это только перепевы Успенским его же первой книги. Вплоть до такого забавного казуса. В журнальной публикации 1974 года и в первом книжном издании по радио для гарантийных передавали песню "В гарантийных хлебах затерялося гарантийное наше село". В книжной публикации "Гарантийных человечков" 1985 года эта песня была заменена на обычную "Вот мчится тройка почтовая по Волге-матушке зимой". Это стало каноническим текстом. В издании 2011 года тоже по специальной радиосети передают обычную песню. А в "Гарантийные возвращаются" Успенский перенёс песню из изданий 1974-75 гг. — и опять звучит:

цитата
В гарантийных хлебах затерялося

Гарантийное наше село.

Горе нтийное по свету шлялося

И на нас невзначай набрело.

Здесь беда приключилась стихийная

Мы такой не видали вовек —

У дороги, башка гарантийная,

В пыль свалился чужой человек.

Дмитрюк, соответственно, тоже ничего нового нарисовать не мог.

Но чтобы не повторяться (а есть во второй книге несколько рисунков буквально перенесённых из первой книги) он более детально изобразил персонажей, которым уделил мало внимания в первой книге: мышиному королю и девочке Тане. Так что можно рассматривать иллюстрации ко второй книге как дополнение первых иллюстраций.

Король мышей (с наследником)

Худ. Дмитрюк
Худ. Дмитрюк

Худ. Дмитрюк
Худ. Дмитрюк
Худ. Дмитрюк
Худ. Дмитрюк

Девочка Таня

Худ. Дмитрюк
Худ. Дмитрюк

Худ. Дмитрюк
Худ. Дмитрюк
Худ. Дмитрюк
Худ. Дмитрюк




Просто в качестве сравнения: одна сцена у трёх художников (гарантийные человечки подготовили мышам ловушку: часовую пружину, которая с силой развернулась, когда мышиный король что-то там начал грызть). Сцена экспрессивная, особенности темперамента разных художников хорошо видны.

Худ. Е.Шабельник
Худ. Е.Шабельник

Худ. Г.Калиновский
Худ. Г.Калиновский

Худ. В.Дмитрюк
Худ. В.Дмитрюк


Файлы: elibrary_49704125_20293862.pdf (538 Кб)
Статья написана 23 июля 2020 г. 22:19

Продолжим про маленьких человечков, ассоциации с которыми возникли после обзоров про Незнайку и коротышек.

Копиш А. Волшебные помощники.

Н.Носкович

Разбирая в прошлый раз иллюстрации к советскому рассказу Житкова, я сурово попенял художнице Носкович, что она уделила фантазийным человечкам мало внимания. Оказывается, чуть ли не параллельно с Житковым, она в 1967 году иллюстрировала книжку со стихотворением немецкого автора. Книжка переиздана "Речью". А сканы первого издания взяты с сайта "Музея детской книги": https://kid-book-museum.livejournal.com/1...

Если в рассказе Житкова художница Носкович мельком упомянула волшебных человечков, то в немецком стихотворении А.Копиша, она дала детальное изображение этих волшебных коротышек.

История про маленьких людей, которые помогали в работе бюргерам разных профессий. Активно — вслед за строфами стихотворения — рисует Носкович маленьких человечков.

Но люди всё портят, обижают маленьких помощников, и те уходят.

Вот эти злые, угрюмые большие человеки.

А маленькие человечки — положительные человечки. Редко они в немецких землях с людьми дружат. Факт помощи людям надо было отметить в анналах. Первоисточник понятен: современный поэт (гэдээровский?) расширил народную немецкую сказку и перевернул её окончание.

UPD/30.08.2020. В.Чижиков

А впервые, видимо, стихотворение Копиша было напечатано в "Мурзилке" (1966. #1). В том же переводе (Ю.Коринец), но под другим названием (вероятно, более близким к подлиннику): "Кёльнские домовые". И рисунки самого В.Чижикова! Как не сравнить. Наглядно видна разница не столько между традицией (Носкович) и новаторством (Чижиков), сколько между книжной и журнальной иллюстрацией.

Братья Гримм. Маленькие человечки

Это, конечно, известная по собранию братьев Гримм сказка "Маленькие человечки" (известна у нас под разными вариантами названия). История про то, как бедному сапожнику по ночам стали помогать (шили отличную обувь) маленькие человечки (эльфы, домовые в разных переводах). Жена сапожника сшила им одёжку, они обрадовались и перестали помогать сапожнику. Сказка не самая популярная: логика в ней средневековая крестьянская — людей другой цивилизации. Хотели работников, которые бесплатно трудились, отблагодарить за труд, а они разбежались. Понятно, почему современный поэт придумал другую мотивировку исхода маленьких помощников.

Н.Гольц

Братьев Гримм в советское время активно иллюстрировала Ника Гольц. Но часто на газетной бумаге, где её ажурные рисунки терялись. На Фантлабе с нашей сказкой представлены два сборника с иллюстрациями Н.Гольц: сборник "Литературные сказки зарубежных писателей" из советской серии "Библиотека мировой литературы для детей" (1982) и сборник "Сказки" (1991).

К "Маленьким человечкам" в каждом сборнике по одной чёрно-белой картинке.

Е.Монин

Ещё один выдающийся советский художник — Е.Монин — часто иллюстрировал братьев Гримм. С его иллюстрациями есть такой сборник 1975 года выпуска:

Немного картинок, на которых собственно маленькие человечки даны только в общем плане.

С.Диманд

Современная молодая российская художница — Софья Диманд — проиллюстрировала сборник "Подземный человечек и другие сказки", выпущенный в 2012 году малоизвестным издательством:

Иллюстрации современные, очень оригинальные.

А.Ломаев и К.Чёлушкин

Одиночные иллюстрации к сказке расскажут, скорее, о художнике, чем о сказке — это понятно. Но есть у нас и полные сюиты иллюстраций к "Маленьким человечкам". Эти полные сюиты рассказывают о художниках ещё больше, а о сказке почему-то ещё меньше. Ох, не зря формалисты-структуралисты (Ю.Тынянов, например) высказывались против всяких иллюстраций к произведению.

Полными сюитами проиллюстрировали нашу сказку мэтры современной российской книжной иллюстрации: А.Ломаев (несколько изданий, начиная с 2012 года) и К.Чёлушкин (в 2013 году). Рассматриваемая сказка братьев Гримм вышла отдельной книгой у каждого из художников (на Фантлабе: тут и тут).

Худ. Ломаев. Переплёт
Худ. Ломаев. Переплёт
Худ. Чёлушкин. Переплёт
Худ. Чёлушкин. Переплёт

Сканы всех до единой иллюстраций А.Ломаева (включая форзацы) размещены на сайте самого художника и взяты оттуда: http://www.lomaevart.com/HTML/Childrensbo...

Художники абсолютно разные. Поучительно сравнить подряд первые развороты в книгах.

1) Форзац

У Ломаева форзац — как лоскутное одеяло, настраивает на погружение в мир сказки: пестрый и по-домашнему уютный. У Чёлушкина на форзаце — сухие зарисовки, настраивают на лекцию о творческих приёмах художника.

Худ. Ломаев. Форзац
Худ. Ломаев. Форзац
Худ. Чёлушкин. Форзац
Худ. Чёлушкин. Форзац

1) Перед титулом

Разворот перед титульным листом. Художники заявляют о своих намерениях. У Ломаева — космический коллаж с маленькими человечками (эта заявка в части образного космоса не оправдается). У Чёлушкина — маленькие человечки в шеренге с монстрами (заявка будет отработана, тема монстров раскрыта полно).

Худ. Ломаев. Перед титулом
Худ. Ломаев. Перед титулом
Худ. Чёлушкин. Перед титулом
Худ. Чёлушкин. Перед титулом

1) Титульный разворот

Собственно титульный разворот в современных книгах часто представляет собой иллюстрацию, и в этом качестве дублирует ту роль, которая отведена иллюстрации на переплёте. У Ломаева это дублирование буквальное: на титуле та же иллюстрация, что и на переплёте. У Чёлушкина более интеллектуальное: повторяется только цветовая гамма, а так на титуле изображена стремительная фигура, рвущаяся, наконец, войти в книгу.

Худ. Ломаев. Титульный разворот
Худ. Ломаев. Титульный разворот
Худ. Чёлушкин. Титульный разворот
Худ. Чёлушкин. Титульный разворот

Понятно, что ничего общего у художников не будет. Понятно также, что Ломаев собрался иллюстрировать сказку, а Чёлушкин — свои собственные фантазии. За это Чёлушкина эстеты и любят.




Балаган Ломаева и одиночная камера Чёлушкина

У Ломаева в иллюстрированных им сказках, по-моему, одна концепция: уличное театральное представление. Танцуют все. Жизнерадостность начинает утомлять. Вот ломаевские сапожник с женой.

Худ. Ломаев
Худ. Ломаев
Худ. Ломаев
Худ. Ломаев

А вот угрюмый Чёлушкин. У него тоже есть сапожник с супругой. Глубоко в историю семейства уходит взгляд художника. Монстры сопровождают сапожника и глядят на него с семейных портретов.

Худ. Чёлушкин
Худ. Чёлушкин
Худ. Чёлушкин
Худ. Чёлушкин

Маленькие человечки Ломаева и эльфы Чёлушкина

Маленькие человечки у Ломаева — такие же участники балагана, как и все остальные. И работают дружно, и хороводы водят весело.

Худ. Ломаев
Худ. Ломаев
Худ. Ломаев
Худ. Ломаев

А Чёлушкин не таков, нет. Труд эльфов-помощников безрадостен, а жизнь даже после получения нарядов беспросветна.

Худ. Чёлушкин
Худ. Чёлушкин
Худ. Чёлушкин
Худ. Чёлушкин

Прощальная страница

Хорошо живётся персонажам сказки после ухода маленьких человечков у художника Ломаева.

Худ. Ломаев
Худ. Ломаев

Пристально глядит на зрителя уходящий эльф у художника Чёлушкина. И крыса ждёт не дождётся ухода эльфа — видимо собирается заместить его в сердце сапожника.

Худ. Чёлушкин
Худ. Чёлушкин




Ну что ж, хорошую карьеру сделала в русской иллюстрации сказка братьев Гримм "Маленькие человечки".

UPD/18.08.2020. В.Пивоваров

Очередное открытие из журнала Колобок (1976. № 1). Рисунок В.Пивоварова, постоянного автора этого журнала (задолго до того, как переменилась власть в "Весёлых картинках").

Худ. Пивоваров
Худ. Пивоваров





  Подписка

Количество подписчиков: 79

⇑ Наверх