В КОНЦЕ БУДЕТ СЛОВО Nowa


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > В КОНЦЕ БУДЕТ СЛОВО (Nowa Fantastyka 8/146 2002). Часть 3
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

В КОНЦЕ БУДЕТ СЛОВО (Nowa Fantastyka 8/146 2002). Часть 3

Статья написана 20 мая 2021 г. 00:33

ШАРЛОТТА ПЕРКИНС ГИЛМАН

Шарлотта Перкинс Гилман/Sharlotte Perkins Gilman (3 июля 1860 – 17 августа 1935) — американская писательница, поэтесса, журналистка, а также видная деятельница феминизма и социолог.

Отец семейства Перкинсов вскоре после рождения дочери покинул малышку, сына и их мать, оставив семейство без средств к существованию. Родным Шарлотты помогали три сестры ее отца (одной из которых была Гарриет Бичер Стоу, суфражистка, автор «Хижины дяди Тома»).

В детстве Шарлотта дружила преимущественно с мальчиками (она говорила о себе, что была «сорванцом»). Научилась читать сама в возрасте пяти лет и впоследствии часто ходила в публичную библиотеку. Ее природный ум и широта познаний поражали учителей, а ее любимым предметом была «натуральная философия», которая позже названа была «физикой». В 1878 году, в восемнадцать лет, при материальной поддержке своего отца, Шарлотта поступила в Род-Айлендскую школу дизайна и впоследствии рисовала торговые (рекламные) карточки.

Через шесть лет она вышла замуж за Чарлза Уолтера Стетсона, который тоже был художником. После рождения их единственного ребенка Шарлотта страдала тяжелой послеродовой депрессией, с чем тогдашнее общество не считалось и, когда женщина утверждала, что она серьезно больна после родов, ее претензии отвергались и считались недопустимыми. Через четыре года супруги развелись — явление в девятнадцатом веке крайне редкое, но развод был необходим для поправки психического здоровья писательницы, и она переехала вместе с дочерью в Калифорнию, в Пасадену.

Шарлотта поддерживала дружеские отношения со своим бывшим мужем и его второй женой, не препятствовала их общению с дочерью. Спустя некоторое время Шарлотта завязала романтические отношения со своим двоюродным братом, Хоутоном Гилманом, адвокатом с Уолл-Стрит, за которого в 1900 году вышла замуж, и до 1922 года супруги проживали в Нью-Йорке. В 1922 году Шарлотта переехала из Нью-Йорка на старую ферму Хоутона в Норидже, штат Коннектикут.

Незадолго до внезапной смерти мужа от кровоизлияния в мозг у писательницы диагностировали неизлечимый рак груди. Через год после смерти Хоутона Шарлотта совершила самоубийство, отравившись хлороформом.

Первой опубликованной книгой Гилман была “Art Gems for the Home and Fireside” (1888),

однако признание ей принёс сатирический сборник стихов “In This Our World” (1893).

В течение следующих двух десятилетий она приобрела широкую известность благодаря читаемым в клубах лекциям по проблемам жизни и трудовой деятельности женщин, этики труда, прав человека и социальных реформ. Она часто использовала эти темы в своих литературных трудах. В 1894 — 1895 годах Гилман была редактором журнала “The Impress”, литературного еженедельника, который издавался Pacific Coast Women’s Press Association (ранее “Bulletin”).

После четырёхмесячного лекционного тура, окончившегося в апреле 1897 года, Гилман начинает глубже задумываться о сексуальных отношениях и экономике в американской жизни и, в конце концов, завершает первый литературный проект “Women and Economics” (1898). Книга была издана в следующем году и поставила Гилман в центр внимания международного сообщества.

В 1903 году она обратилась за поддержкой в «Международный конгресс женщин» в Берлине и весь следующий год читала лекции в Англии, Голландии, Германии, Австрии и Венгрии.

В 1903 году она также написала книгу «The Home: Its Work and Influence», в которой расширила «Women and Economics», заключив, что женщины угнетены в своём доме, поэтому среда, в которой они живут, должна быть изменена ради их психического благополучия.

С 1909 по 1916 год Гилман единолично редактировала собственный журнал “The Forerunner”, в котором появлялась большая часть её произведений.

Стремясь «стимулировать мысль», чтобы «пробудить надежду, мужество и нетерпение» и «выразить свои идеи, которые нуждаются в специальной среде», она целенаправленно выступала против средств массовой информации, гонявшихся за сенсационными материалами. За семь лет и два месяца вышли в свет восемьдесят шесть номеров журнала, каждый объёмом по двадцать восемь страниц. Журнал имел почти 1500 подписчиков и в нем были опубликованы такие сериализованные работы Гилман, как ”What Diantha Did” (1910),

”The Crux” (1911),

”Moving the Mountain” (1911),

”Mag-Marjorie” (1912

“Benigna Machiavelli” (1914),

”Herland” (1915),

”With Her in Ourland” (1916),

“Unpunished” (1916).

Про ”The Forerunner” пишут, что это было, «возможно, величайшее литературное достижение её долгой карьеры». После этих семи лет работы в журнале и над журналом Шарлотта написала сотни статей, которые были представлены в «Louisville Herald», «The Baltimore Sun» и «Buffalo Evening News» и других периодических изданиях.

Её автобиография «The Living of Charlotte Perkins Gilman», которую Шарлотта начала писать в 1925 году, была опубликована посмертно в 1935 году.

Всего Гилман написала 186 рассказов, напечатанных в журнале “Forerunner” и других газетах и журналах, но лишь рассказ « The Yellow Wall-Paper/Жёлтые обои» вне всякого сомнения стал бестселлером «феминистской прессы».

Рассказ был написан всего за два дня, 6-7 июня 1890 года, в доме Шарлотты в Пасадене и после первой публикации в “The New England Magazine” (1892, № 5, январь) переиздавался множество раз.

Это история о женщине, которая страдает от психического заболевания после трёх месяцев заточения её мужем — ради её же (по его убеждению) блага — в комнате, где становится одержимой отвратительными жёлтыми стенными обоями. Гилман написала эту историю, чтобы изменить сознание людей о роли женщины в обществе, характеризующейся отсутствием у женщин автономии, которая, как считалось, является вредной для их умственного, эмоционального и даже физического благополучия. Рассказчица вынуждена выполнять требования курса лечения, прописанного ей её мужем-врачом, которые контрастируют с тем, в чём она действительно нуждается — умственной стимуляции и свободе вместо однообразия комнаты, в которую она заточена. Существует множество интерпретаций описанного выше сюжета рассказа, о некоторых из них можно почитать, например, по адресу https://ru.wikipedia.org/wiki/Желтые_обои

Это хотя бы отчасти объясняет, почему этот рассказ Гилман регулярно публикуется повсюду и поныне, находя эмоциональный отклик у читателя.





224
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение20 мая 2021 г. 21:07
«Не существует женского ума. Мозг — не половой орган. С таким же успехом можно говорить о женской печени»
© Шарлотта Перкинс Гилман

ЗЫ.: Поговорите с наркологами о женском алкоголизме. Вас ждут удивительные открытия. Печень в них тоже участвует. А куда ей деваться.


Ссылка на сообщение23 февраля 2022 г. 12:16
В АСТ выходит ее роман «Женландия»
https://fantlab.ru/edition345213


⇑ Наверх