В КОНЦЕ БУДЕТ СЛОВО Nowa


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > В КОНЦЕ БУДЕТ СЛОВО (Nowa Fantastyka 8/146 2002). Часть 6
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

В КОНЦЕ БУДЕТ СЛОВО (Nowa Fantastyka 8/146 2002). Часть 6

Статья написана 29 мая 2021 г. 01:08

4. В рубрике «Комикс» размещена статья Томаша Домбровского/Tomasz Dąbrowski “Uniwersum Piotrusia Pana” (стр. 57).

ВСЕЛЕННАЯ ПИТЕРА ПЭНА

«Питер Пэн родился в 1904 году. Во всяком случае – родился для читателей. Сэр Джеймс Мэтью Барри писал фантастико-сентиментальные и сатирические романы и повести или комедии, однако в историю литературы вошел как создатель одного из самых знаменитых альтернативных миров – Нетландии. Его Питер стал мультимедийным героем: театральным, радио, телевизионным; героем кино и мультипликации, даже героем компьютерных игр.

Студия Уолта Диснея выпустила в 1957 году мультипликационный фильм, одну из лучших художественных адаптаций книги. В 1991 году книгой заинтересовался сам Спилберг, поставив фильм «Капитан Крюк», чей сценарий мало коррелировал с оригиналом. В апреле (так в статье. Правильно – в феврале. W.) 2002 года состоялась премьера очередной диснеевской истории на все ту же неувядающую тему. Фильм «Питер Пэн: возвращение в Нетландию» предназначался детям и начинался приблизительно в том месте, где заканчивалась книга. В фильме доминируют мягкие краски, однозначные герои и правильный с воспитательной точки зрения юмор – за единственным «шрекоподобным» исключением, но фильм в целом восхищения не вызывает. Ибо «Возвращение в Нетландию» растягивает универсум Питера Пэна в пространстве и времени и раскручивает следующий виток истории, но не приближает зрителя к познанию величайшей тайны Барри – как Питер попал в Нетландию и почему он решил навсегда остаться ребенком?

Одним из творцов, заполняющих эту брешь в биографии Питера Пэна и дающих ответ на вопрос о генезисе всего этого замешательства является известный польским читателям <французский художник> РЕЖИ ЛУАЗЕЛЬ/Regis Loisel. Более десяти лет тому назад он представил в журнале “Komiks-Fantastyka” четыре части графической серии “Pelissa -W poszukiwaniu Ptaka Czasu/Пелисса — в поисках Птицы Времени”, а недавно издательством “Egmont Polska” был выпущен том “Przyjaciel Javin” – пролог той истории. И вот теперь мы получаем авторскую серию ЛУАЗЕЛЯ «Питер Пэн», предназначенную для зрелого читателя (на обложке недаром размещено соответствующее обозначение).

Дело происходит в бедном и крайне деморализованном квартале Лондона. Страдая от сексуальных приставаний, а таже побоев и унижений со стороны матери-алкоголички, мальчик, сирота наполовину, осознает, что, когда он вырастет, то станет похожим на жителей этого квартала. И решает, что он ни за что расти не станет. Тут-то и появляется фея Динь-Динь. Вот так и раскрывается тайна Питера Пэна. В комиксе мы также впервые видим действующие лица второго плана, известные нам по повести Барри. ЛУАЗЕЛЬ отважно и предельно доходчиво отвечает на вопрос о прошлом вселенной Барри. Он безо всяких недомолвок показывает жестокость и мерзость мира взрослых, в котором нищета и темнота высвобождают самые примитивные инстинкты. Даже обитателям Нетландии не чужды некоторые из них, хотя они изъясняются эзоповым языком, непонятным двенадцатилетнему мальчику. Некоторые жесткие художественные решения ЛУАЗЕЛЯ могут шокировать тех читателей, которые предпочитают придерживаться литературной основы комикса. Однако эти моменты не являются актами бессмысленного комиксного насилия, но представляют собой продуманные элементы обширной мозаики, кульминационный центр которой обнаруживается в сцене, в которой Питер становится матереубийцей. ЛУАЗЕЛЬ мастерски соединяет черты реалистического и фантастического комиксов. Мы находим здесь характерные черты, знакомые нам по комиксу “Pelissa”, которые особенно хорошо видны тогда, когда действие происходит в Нетландии. Временами ЛУАЗЕЛЬ копирует самого себя, изображая, например, мелкую нечисть (хохликов). Издание комикса в “Egmont”-е показывает, что для некоторых комиксов важен вид применяемой бумаги. «Питер Пэн» — это тонированные пастельные краски с доминацией коричневого цвета, в нескольких кадрах показ ведется как бы через стекло, что дает хороший художественный эффект. Будь бумага другой, получилось бы хуже».

REGIS LOISEL “Piotruś Pan”. (1. Londyn; 2. Opikanoba; 3. Sztorm). Tłum. Maria Mosiewicz. “Egmont Polska” 2001 – 2002. Серия “Kłub Świata Komiksu”.


Вот короткая справка о художнике:

«РЕЖИ ЛУАЗЕЛЬ (р. 1951) — один из крупнейших мастеров современной французской графической прозы, реформатор национальной школы комикса (вместе с АНДРЕ ЖИЛЬЯРОМ, МАКСОМ КАБАНОМ и ФРАНСУА БЕРЖЕ), создатель оригинального современного стиля. Его работы можно встретить в таких влиятельных изданиях, как "Pilote", "Metal Hurlant", "Fluide Glacial" и "Pif Gadget". Жанровый диапазон его альбомов весьма широк — от фантастических сказок ("В поисках Птицы Времени") и комикс-адаптаций литературной классики ("Питер Пэн") до сборников эротических историй ("Troubles Fetes", "La Derniere Goutte") и цикла "бессюжетных" новелл-этюдов ("Nocturnes")».


В Польше его стиль, действительно, узнали и полюбили по публикациям в журнале “Komiks-Fantastyka” (1991 — 1992) цикла комиксов “Pelissa”.

Позже цикл был переиздан под общим названием "В поисках Птицы Времени" в виде альбомов с дополнением новыми главами (9 томов).

Поэтому «недетский» характер нового сериала «Питер Пэн» отнюдь не обескуражил польских читателей комиксов. Первые три тома сериала тут же были проданы, а следующие три, замыкающие цикл, не замедлили поступить на рынок.

Не трудно заметить, что эти комиксы с самого начала позиционировались в Польше как «Seria tylko dla dorosłych/Только для взрослых», чего не было сделано в случае издания первого тома серии на русском языке. Наши взрослые читатели комиксов серию заочно (не глядя) сочли детской, ну а детям… Получил известность скандал, когда комикс по недоразумению попал на полку детской библиотеки. Словом, первый том серии, вышедший в 2003 году в издательстве «Нитусов», оказался и последним… На его карточку можно глянуть ЗДЕСЬ





169
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх