Исландский вулкан с простым именем — и сложные разборки с дубликатами людей.
Где-то в Исландии посмотрели «Сталкера», а «Нетфликс» дал денег на экранизацию рефлексий :)
Потому действие начинается в чертовски атмосферном месте, где с неба постоянно сыплется пепел, а в городке осталось буквально несколько человек — вулкан под боком.
Черные улицы, черные крыши домов, пепел по колено. Редкие вулканологи и спасатели. И вот на этом фоне — выходит облаков пыли девушка — покрытая коркой того самого пепла.
Потом ребенок выходит. Потом еще одна девушка...
скрытый текст (кликните по нему, чтобы увидеть)
Но дальше включается Тарковский со своим «Солярисом».
Девушка, которая первой вышла — она копия девушки, которая двадцать лет назад в этом городке работала и залетела от местного ремонтника. Этот ремонтник, кстати, все еще здесь. Оригинальная версия уехала к себе на родину, в Швецию, и родила там ребенка — но с дефектами развития.
И вот теперь ремонтник с одной стороны радуется жизни в интимном смысле, с другой — встречается с испытанием. Потому как приезжает вслед за мамочкой из Швеции и сынок. Смотрит на него ремонтник, и понимает, что у эмбриона, которым сейчас беременна молодая копия его давней любовницы — похожие проблемы. Нужен аборт по медицинским показаниям, но отношения этой пары во много держатся только на факте беременности...
Другая девушка, которая год назад замерзла на леднике, понимает, что вообще-то она лишняя, и ожившей тут мало кому нужна. Топится.
Её живая сестра получает себе своего двойника — и вдруг понимает, что двойник мужа любит, а она — уже нет. Все заканчивается русской рулеткой между двумя подобиями...
Оживший ребеночек — так вообще был малолетним маньяком. В итоге родители сами утопили его в море. Хотя именно с опасным ребенком связан единственный «социально заостренный», актуальный в последние тридцать-сорок лет сюжет: мальчик встретил посторонних людей, пожилую пару, рассказал, что отец его в сарае запирал. Добросердечные самаритяне связались с родителями. Сказали, что мальчика они им не отдадут, отправят в Рейкьявик, потому что с ребенком так нельзя. Но как услышал об этом мальчик, не захотелось ему попадать в полицию, и обоих канцелярским ножом и порешил... Вот вам и судьба социального работника, да...
Заканчивается все традиционно — из дыма прут уже десятки измазанных сажей людей...
Сериал тягучий, и хоть вроде бы нет 100% провальных по действую серий, темп низкий. Колорит Исландии очень здорово выручает, и лучший момент с ним — когда на леднике, покрытом пеплом, машина останавливается перед трещиной. Вроде как земля под колесами, но трещина уходит вглубь на десятки метров.
Потому смотреть все-таки можно.
Так же выручает откровенно деревенский, периферийно-заброшенный статус местности, где все это происходит. Людей мало, каждый думает о своём, потому глобальных выводов не делают.
Неплох тот грим, которым актеров превращаются в пепельных «снеговиков».
«Катлу» сняли в традиции «Вернувшихся», и особо не скрывают родство: людям предлагает переиграть какое-то количество своих старых жизненных развилок, количество попыток неизвестно, обстоятельства не самые лучшие, каждому надо делать свой личный выбор.
Так же видно влияние американских сюжетов — когда в жерле вулкана находят странный пепел, который черти что творит на предметном столе микроскопа, специалист немедленно говорит о метеоритах.
Актеры постарались. Нет желания разыскивать их биографии, но для своих ролей они адекватны. К сожалению, временами авторы пережимают с мелодрамой, хотя надо отдать им должное — все не скатывается в истерики.
В остальном, увы, это стандартно-штампованный продукт, которому страшно недоставало нескольких образов и сюжетных ходов:
— кроме восставшего пепельного человека какую-то образную роль должны были играть его отпечатки, выемки, негативы. Вроде тех пустот в пепле Помпей и Геркуланума;
— если нечто во вулкане обладает такими возможностями, то кроме живых людей должны показываться и призраки, слышаться шепоты и тому подобное. Не только целостные пакеты, но еще информационный мусор. Если не информационный, то биологический — в стилистике сочинений Эпикура (или картин Босха) должны были появиться странные создания;
— двойники полноценно договорились между собой о будущем только один раз — две пожилые женщины уехали в жерло. Но момент обретения «второго я» не использовался в позитивном смысле.
— многократное копирование тоже не пошло в дело. Я подозреваю, из-за бюджетных ограничений :)
Итого: пример провинциального во всех смыслах продукта, создатели которого вполне осознают ограниченность своих возможностей. Потому перемежают виды почти инопланетной местности с рассказами «про людей». Пять-шесть баллов.