Бриллиантовая Рука играет в


Вы здесь: Авторские колонки FantLab.ru > Авторская колонка «ХельгиИнгварссон» > Бриллиантовая Рука играет в кости
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Бриллиантовая Рука играет в кости

Статья написана 1 сентября 2021 г. 11:30

Регулюм (дилогия), Василий Головачёв, 1999-2008

https://fantlab.ru/work90981

Про что дилогия «Регулюм» Василия Головачёва? Простой московский рубаха-парень, генеральный директор издательства Станислав Панов тридцати лет от роду, внял-таки ненавязчивому укору ждущей внуков матушки и сделал предложение девушке под тридцать, с которой периодически дружил организмами не один год. Ну как сделал – поставил перед фактом, что сегодня после обеда её отпустят с работы, чтобы расписаться с ним в ЗАГС-е, и что с её начальником, главой банка, он уже договорился в приватной личной беседе. Букет прилагается. Удивительно ли, что на пути к счастливой семейной жизни его самого использовали и сделали аватарой не пойми какого супергероя? Уж лучше на войну, чем на свадьбу!

Одновременно с этим и совершенно случайно его друг-космонавт находит на Луне действующую футуристическую базу неизвестной цивилизации, но никому не говорит об этом. Только бывшему бойцу группы Альфа, после ранения тянущему лямку охранника, их общему со Стасом товарищу. И только потому, что за ним начинают следить какие-то хмурые мускулистые женщины в одинаковых костюмах, но точно не его поклонницы. Странно ли то, что навязчивому вниманию агрессивных женщин подвергся и Стас? А его без малого жена и – оказывается – Любовь Всей Его Жизни пропала так, что будто вовсе не существовала? И что он будет искать её, используя весь спектр случайно приобретённых суперспособностей? Нет, всё логично и предсказуемо.

Несмотря на скачки во времени и пространстве на миллионы лет и миллиарды километров, действие, прямо говоря, примитивно. Пятнашки и потасовки с двумя конкурирующими, но различающимися только по половому признаку секретными службами при участии третьей силы, сверхнаблюдателя и странного господина, назвавшегося ангелом. Напоминает головоломку о переправе в одной лодке волка, козла и капусты, только участников больше. Вместо развития сюжета безостановочно накидываются многоэтажные подробности и отменяемые варианты развития событий. Оказывается, реальность ирреальна, и, плюс к тому, некоторые разумные индивиды способны волевым усилием менять её по своему разумению. Все остальные не сходят с ума лишь потому, что подсознание на каждое изменение создаёт новую память и затирает старую. Конечно же, Стас может менять реальность и борется против других таких же.

Художественный текст дилогии кажется провокационной компиляцией кухонных разговоров о российской политике, Теории Относительности Всего и невразумительной возни человеческих, дочеловеческих и сверхчеловеческих разумных рас, призванной сохранить некое Вселенское Равновесие. Всё ничего, но происходящее можно легко объяснить предсмертным бредом героя (уж не жёлтую ли прессу печатает его издательство?), попавшего в автомобильную аварию в самом начале. Хотя бы потому, что он здесь единственный связующий персонаж, пускай и распадающийся на несколько чуть различающихся автономных личностей. Более того, второй роман дилогии полностью отменяет реальность и события первого, включая самого Стаса-1, подсовывая взамен Стаса-2 из другого варианта реальности. Точно такого же, но почему-то лучше.

Схематически «Пропуск в будущее» полностью повторяет «Регулюм». Экспозиция при участии Великих, передача эстафеты Силы в завязке, многократное спасение любимых женщин и попутное овладение Силой (прочтите правильно) как основное действие. Кульминацией ситуация выбора между своей женщиной и всем миром, продолжение действия – работа над ошибками. Развязкой отеческий нагоняй от Высших, а финал снова открытый. Хочется долго материться на закат. Дубли дублей в зеркальном лабиринте. Героя раз за разом тычут носом, как нашкодившего кота: ты нерешителен, упрям, самовлюблён, слабоволен и вообще не тем думаешь! Мы бы сами всё сделали, но мышей должны ловить коты, а не человеки! А после за шкирку и швырь на улицу – нечего на кухне отираться.

Это хроноопера такая? Увы, – лишь приём, позволяющий герою подгрузить предыдущее сохранение и переиграть очередной слитый на расслабоне момент. Чтобы путешествовать во времени, надо по меньшей мере признавать его существование – а здесь оно прямо отрицается как линейная и даже постоянная субстанция. Важно не время, а поступки. При этом на роман-воспитание цикл никак не тянет. Просто потому, что аксиомы Не Ной и Булками Шевели вербализуются короче. Мелодрама? Никакая средневековая японка так не слушается своего господина и не задаёт так мало вопросов, как возлюбленные персонажей. А самим героям недосуг, они вечно Заняты Делом. Боевик? Если только понарошку. Девочек бить стесняемся, мальчиков только так, чтобы кровь не пошла. Приключение? Да, при этом фантастически и сюрреалистически осложнённое. Короче, Семён Семёныч, снимайте гипс! Бриллиантов там уже нет!

Опубликовано на странице цикла: https://fantlab.ru/work90981?sort=date#re...





958
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение1 сентября 2021 г. 12:38
«И – боже вас сохрани – не читайте до обеда советских газет Головачева». (с) :-)))
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2021 г. 15:43
avsergeev71
Ну, только позднего Головачёва. Тот же цикл «УАСС» вообще будто другой человек писал. Другое всё: лексика, темы, проблемы, идеи, настроение, схемы. Не хуже Стругацких, только человек не Пуп Вселенной.
 


Ссылка на сообщение1 сентября 2021 г. 19:35

цитата ХельгиИнгварссон

Другое всё: лексика, темы, проблемы, идеи, настроение, схемы

добавлю ещё от себя к этому списку — страна, время и общественный запрос.
 


Ссылка на сообщение2 сентября 2021 г. 16:14
240580
Как думаете, поворот от Головачёва-1 к Головачёву-2 обусловлен приспособлением автора к новой аудитории, личным кризисом пережившего перестройку человека, оригинальным троллингом современного общества, попыткой перевоспитать это общество или, гм, «заказом партии»?
 


Ссылка на сообщение2 сентября 2021 г. 20:38
В чужую душу не заглянешь, особенно в душу (де-факто) идеологического оппонента. По субъективным соображениям, как мне кажется, у него все это (панславизм-этатизм) было в той или иной степени и до 1990-х. Может быть на уровне бытового, кухонного сознания. Просто в те времена не принято было поднимать такие темы да еще и делать довольно дикие для советского времени построения. Вот он и писал традиционную в СССР твердую фантастику, довольно неплохую. А потом — новое время, новые запросы, новый читатель. Стало можно. В том числе и такое.
Хотя... ломка сознания началась в РФ не в 1995, а где-то начиная с миллениума. Вспомните Брата-2, выпущенного в 2000, там уже есть «вставание с колен», которое сейчас доведено до абсурда.
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2021 г. 08:48

цитата 240580

По субъективным соображениям, как мне кажется, у него все это (панславизм-этатизм) было в той или иной степени и до 1990-х

Читанное в школе уже не берусь использовать для доказательной базы, но в цикле «Реликт» действительно есть славянские имена собственные и нарицательные.
 


Ссылка на сообщение3 сентября 2021 г. 08:30
Давно это уже было плохо помню.
Но разве УАСС в той или иной мере не появляется во всех романах Головачёва связанных с космосом? Бесконечные Ромашины (надеюсь я правильно фамилию вспомнил). Внуки, отцы, деды и прадеды.
В силу этого и романы, которые относятся чисто формально к этому циклу, также не лишены одной проблемы, свойственной творчеству ВВГ — рано или поздно эскалация происходящих по сюжету событий закидывает ГГ куда-то ближе к богам. И в этот момент ВВГ подсовывает нового героя и мы наблюдаем очередной виток спирали, повторение ранее прочитанного. Это смогло утомить даже меня 17-20 летнего ).
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2021 г. 08:49
Episiarsh
Богоискательство идейного атеиста в системе координат рационализма?


Ссылка на сообщение2 сентября 2021 г. 09:10
Самое неприятное для читателя это когда автор отменяет приключения и жизнь героя: «не было этого», «герой спал», «привиделось», «гипноз» и т.п. У читателя возникает законный вопрос: и зачем это всё было, если не по-настоящему?
Автору нужно быть великим мастером, чтобы этакий сюжетный поворот оформить качественно, гладко, чтобы это не раздражало.

В общем, спасибо за рецензию.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение2 сентября 2021 г. 16:23
chivel
Спасибо, что читаете!

По факту — вообще не понял здесь замысла автора и что он хотел этим сказать. С «Евангелием от Зверя» мне было проще, поскольку идеи и проблематика на стыке культуры, фольклора и бескультурья. «Регулюм» — новейшая история и жёлтая пресса. Где трюфели? Где носом землю рыть?
 


Ссылка на сообщение3 сентября 2021 г. 08:46
Ну СМЕРШ у него тоже недалеко ушел.
Я вам советую бросить себя мучить творчеством ВВГ этого этапа. )
Так и вкус можно испортить ).
В свое время я начинал читать какой-то цикл (не этого автора) и по началу очень страдал от отвратительного языка (автор русский, это не проблема перевода), но по какой-то причине продолжал читать.
Где-то на 5 из 9 книг я к своему ужасу понял, что перестал воспринимать язык и сюжет как нечто дрянное. Привык так сказать. Это был шок и страх.
С тех пор решил никогда не идти против чувства отвращения.
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2021 г. 08:56
Episiarsh
Даже не хочу называть книгу В. Головачёва, после которой я надолго его бросил. Но там два брата-близнеца призывного возраста убежали косить от армии на болото, и там они вдвоём сношали одну девушку — она их не определяла как две разные личности. Потом к отслужившему главному герою прибежал волк, нарушил его кащейную физкультуру и попросил помочь молодёжи, у которой на болоте всё-таки что-то случилось (вроде у девушки здоровья не хватило). Прервал чтение в самом начале!

Сейчас остыл и попробовал вернуться. Думаю перечитать цикл «Реликт», а там не знаю.


Ссылка на сообщение2 сентября 2021 г. 23:43
Именно «Регулюм» стал причиной того, что я перестал читать Головачëва. Сначала показалось, что вообще не он писал. Потом стало так уныло, что я на середине забросил чтение и больше в руки его книг не брал. Хотя до этого все его романы с запоем читал и уж на середине точно бы не бросил. Надо бы перечитать его старые произведения, думаю, много нового для себя открою.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2021 г. 09:00
Mishel78
Тоже хочу перечитать Головачёва-1.

Не знакомы с циклом «Атлантарктида» 2016-2018 годов? Название привлекает, но принадлежность Головачёву-2 пугает.
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2021 г. 11:38
Нет, Головачев 2 мне вообще не знаком. Да и не хочется с ним знакомиться. Может быть, кто-нибудь напишет здесь, вдруг что-то годное у него выходило за последние годы?
 


Ссылка на сообщение5 сентября 2021 г. 11:21
Присоединяюсь к просьбе!


Ссылка на сообщение3 сентября 2021 г. 08:41
Лучшие произведения у ВВГ действительно связаны с его более ранней фазой творчества.
Мне очень нравятся и сейчас Реликт.
Ценю и недавно перечитывал первый роман теперь уже цикла о Джинах. Думал почитать продолжение, но не смог. Вот честно это как читать после Вальтера Скотта, дамский роман в аналогичных средневековых декорациях. Простите за выражение, но чуть не стошнило от всего — сюжета, ритма, слога...
Довольно неплохой Бич времён, потом это опять стало циклом — продолжение заметно ниже по уровню, хотя и не так как с Джином.
P.S. Сейчас вот писал и понял, что циклы у Головачёва наверное очень подошли бы для экранизации в формате японских аниме сериалов. Знаете, в которых все начинается жизненно спокойно, а в кульминации обязательно на кону никак не меньше судьба вселенной.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение4 сентября 2021 г. 09:02
Episiarsh
Спасибо, попробую.

Про аниме — похоже, всё некончающееся пафосное инфантильное сейчас к нему приписывают ) Я вот творчество современного Ника Перумова )




Внимание! Администрация Лаборатории Фантастики не имеет отношения к частным мнениям и высказываниям, публикуемым посетителями сайта в авторских колонках.
⇑ Наверх