Добрый вечер, уважаемые фантлабовцы!
Чуть ранее мы анонсировали множество интересных новинок от Северо-Запада: «Богиню Ганимеда» Резника, «Назовите мое имя в Атлантиде» Джона Джейкса , «Конана-бродягу» том 4 , «Кровавую оперу» Танит Ли, «Острова в космосе» Джона Кэмпбелла , «Капитана Будущее» т3 Эдмонда Гамильтона, сборник «Фантастические приключения», «Войну вампиров» Гюстава Леружа, «Джарел из Джойри» Кэтрин Мур, собрание сочинений А.Меррита, серию иллюстрированных романов Майкла Гуларта по комиксам Ричарда Корбена...
*
Но вот «Ивана Грозного» Гарднера Фокса хотим представить особо!
*
*
Книга выйдет в серии «Библиотека приключений и фантастики», ограниченным тиражом в 30 экз. Заявки на приобретение пишите в лс или на szizdat@gmail.com.
***
Далее — пожалуй, одна из самых удачных рецензий на эту книгу.
*
Американские последователи Мичурина, или как вырастить развесистый гибрид клюковки с клубничкой
*
Расскажи-ка нам про дружка твоего, Фокса…
«Место встречи изменить нельзя»
*
Замуровали, демоны!..
«Иван Васильевич меняет профессию»
*
Не слишком популярный на Западе американский писатель Гарднер Фокс хорошо известен у нас, как автор т. н. «героического» фэнтези, или, если переводить на русский, жанра «пришел, увидел, нарубил» а-ля «великий писатель земли Русской» Роберт Говард. А если еще конкретнее – создатель циклов похождений мускулистых варваров Кутара, Ниала и Кирыка, клонов не менее мускулистого говардовского варвара Конана, борцов с колдунами и демонами, а также любителей пышногрудых красоток в бронированных лифчиках.
Но в данной подборке произведений, коими регулярно снабжает своих преданных читателей знаменитое питерское издательство «Северо-Запад», сей автор предстает в новом, хотя и не менее героическом, амплуа исторического писателя. Надо сказать, что у нас и в Европе авторы, берущиеся за столь непростую задачу, как живописание далеких эпох, а тем более чужих стран и народов, обычно обладают солидным историческим образованием, а в отсутствие такового обращаются к архивам, монографиям и воспоминаниям современников. Или привлекают для консультаций профессиональных историков, как сделал Морис Дрюон, работая над серией «Проклятые короли».
Но авторы далекой ковбойской Сшании, по большей части, такой «ерундой» не заморачиваются. Берут учебник истории – и вперед, как делал то же Говард. Вот вам Крестовые походы, вот коварные арабы, а вот Старушка Европа XVI в. с упырями и оборотнями. И – «к черту подробности!» Главное: герой должен быть мускулистым, меч/шпага/топор длинным, а враги злобными и коварными! Для успеха произведения этого вполне достаточно.
Той же славной заокеанской традицией руководствовался и Гай наш Фокс, когда брался за биографию царя далекой и загадочной Московии Ивана Васильевича Грозного. С одним маленьким дополнением, о котором мы поговорим чуть позднее. Надо отдать должное автору – учебник он прочитал внимательно, и то, что касается общих фактов, постарался не перевирать. Vodka из samovara его русские герои не хлещут и с медведями не пляшут. И за это ему большое человеческое спасибо от лица русских читателей. Однако для написания художественного произведения одного сухого учебника реально мало. А то, что дорисовывает не слишком богатая фантазия автора, у нашего читателя в лучшем случае вызывает недоумение. В худшем – истерическое ржание. Я имею ввиду камины и шкафы в русских избах, пол, застланный камышом, в царском тереме, казацкую плясунью Марию Темрюк, шумеров на территории Великого Новгорода, фразы типа «зазвенели струны казачьих арф» и т. п. Но, как говорилось в известном старом анекдоте, «любим ми его нэ за это…» (по крайней мере, поклонники этого автора), а посему давайте перейдем тому, ради чего этот роман читать стоит.
Прежде всего, из-за того, что к главному герою, коим и является царь Всея Руси, нельзя не проникнуться симпатией и уважением. В отличие от большинства западных соотечественников, писавших о Московии того времени – от Сигизмунда Гильберштейна до современных историков – Фокс не только не пытается представить Ивана Васильевича исчадьем ада – злобным садистом, которому доставляет удовольствие сам процесс пыток и издевательств над своими жертвами, но делает нечто совершенно противоположное. Иван IV в его романе – личность сложная и многогранная. Это некая смесь Макиавелли и варвара Конана, да еще с изрядной долей залихватской русской удали в представлениях человека Запада. С одной стороны – дальновидный государственный деятель, собиратель земель русских, успешный стратег-полководец, решивший практически все задачи, которые перед собой поставил: от разгрома внешних (Польша, Швеция, Орда) и внутренних (бояре) врагов России до создания мощной, дисциплинированной регулярной армии и покорения Сибири. Также хочется отметить личную храбрость и воинские навыки главного героя, он – царь-воин, первым врывающийся сквозь пролом в стене на улицу осаждаемого города и одолевающий в суровой сечи сразу нескольких противников. Он вызывает на бой и одолевает в тяжелом сабельном поединке простого татарского воина – своего соперника за обладание сердцем любимой женщины… Его лучший друг — казачий атаман Ермак, но даже он для Ивана всего лишь инструмент для достижения главной цели – процветания Руси! Если добавить к этому могучее либидо с не менее крутой потенцией (роман изобилует эротическими сценами любовных утех Грозного с женщинами разных сословий и темперамента), то таким царем просто нельзя не восхищаться.
Портрет идеального властителя несколько портит другая сторона его характера: подозрительность, мстительность и стремление добиваться своих целей любой ценой. Также не обойдены вниманием автора умение героя пытать своих врагов на дыбе, живьем сдирать кожу, сажать на кол и т. п. Однако всячески подчеркивается, что все эти средневековые «прелести» предназначаются исключительно для врагов Руси и самого Ивана Васильевича (на то он и Грозный, в конце концов). Все в лучших традициях наставлений «Государя» Макиавелли.
Роман обрывается на мажорной ноте в середине правления Ивана IV. Но любой человек, мало-мальски знакомый с русской историей, знает, что хэппи энд по-американски Московскому царству, увы, не грозил. Тяжелое поражение в Ливонской войне с утратой западных земель и выходов к Балтийскому морю, возвращенных лишь Петром Великим. Разорительные набеги крымчаков, спонсируемых Османской империей, на южные земли Руси. Смерть наследника Ивана от болезни (а вовсе не от посоха самого Грозного, как клеветнически заявляли западные враги России). Тяжелая болезнь самого царя с симптомами паранойи, вспышками гнева и жестокости – криминалисты, исследовавшие останки Грозного, выявили в его костях превышение ртути и мышьяка в несколько десятков раз по сравнению с нормой, что свидетельствует об отравлении медленными ядами. Не случайно современные историки с удивлением отмечали, что 1-ю и 2-ю половины царствования Грозного Русью управляли словно два разных человека. Все это положило начало последующей великой Смуте и привело Русское государство на грань гибели, утраты суверенитета и смене правящей династии. Впрочем, это уже следующая глава русской истории.
Резюмируя исторические достоинства и недостатки творения Фокса (литературные мы уже разобрали), можно смело сказать: если рассматривать этот роман не как исторический, а как еще одно героическое фэнтези по мотивам русской истории от мастера жанра, то это будет правильным подходом к чтению.
Несколько слов о работе редактора над произведением. Изначально перевод не порадовал – чуть лучше обычного подстрочника. Поэтому задачей №1 стало приведение текста к нормам и правилам современного русского языка. Тех, кто любит в исторических романах, чтобы все было посконно-сермяжно-кондовое, придется огорчить – переписывать каждую фразу и приводить текст к уровню «инда взопрели озимые» редактор не стал. Зато была убрана или заменена на что-то исторически приемлемое часть глупостей автора, не влияющая на сюжет. К другой части, сюжетообразующей, сделаны поясняющие подстраничные сноски. Для всех исторически идентифицированных персонажей и событий приведены их реальные биографии и истории – они перенесены в конец, т. к. слишком велики для обычных сносок, и отмечены звездочками. Те, кому интересна реальная история России, могут обращаться к ним в процессе чтения. Всем прочим их читать необязательно, главное – не забыть поставить в начале романа виртуальный эпиграф: «Все имена вымышлены, всякое сходство случайно».
Желаю интересного чтения и надеюсь, что вы не ограничите свое знакомство с эпохой последнего из Рюриковичей этим романом.
Игорь Петрушкин