Такого Ивана Грозного вы еще


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Рубрика «Самодельные малотиражные издания» > Такого Ивана Грозного вы еще не видели! Издательство «Северо-Запад» готовит в печать «Ивана Грозного» Гарднера Фокса.
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Такого Ивана Грозного вы еще не видели! Издательство «Северо-Запад» готовит в печать «Ивана Грозного» Гарднера Фокса.

Статья написана 15 октября 2021 г. 19:12

Добрый вечер, уважаемые фантлабовцы!

Чуть ранее мы анонсировали множество интересных новинок от Северо-Запада: «Богиню Ганимеда» Резника, «Назовите мое имя в Атлантиде» Джона Джейкса , «Конана-бродягу» том 4 , «Кровавую оперу» Танит Ли, «Острова в космосе» Джона Кэмпбелла , «Капитана Будущее» т3 Эдмонда Гамильтона, сборник «Фантастические приключения», «Войну вампиров» Гюстава Леружа, «Джарел из Джойри» Кэтрин Мур, собрание сочинений А.Меррита, серию иллюстрированных романов Майкла Гуларта по комиксам Ричарда Корбена...

*

Но вот «Ивана Грозного» Гарднера Фокса хотим представить особо!

*

 


 

*

Книга выйдет в серии «Библиотека приключений и фантастики», ограниченным тиражом в 30 экз. Заявки на приобретение пишите в лс или на szizdat@gmail.com.

***

Далее — пожалуй, одна из самых удачных рецензий на эту книгу.

*

                          Американские последователи Мичурина, или как вырастить развесистый гибрид клюковки с клубничкой

*

Расскажи-ка нам про дружка твоего, Фокса…

«Место встречи изменить нельзя»

*

Замуровали, демоны!..

«Иван Васильевич меняет профессию»

*

Не слишком популярный на Западе американский писатель Гарднер Фокс хорошо известен у нас, как автор т. н. «героического» фэнтези, или, если переводить на русский, жанра «пришел, увидел, нарубил» а-ля «великий писатель земли Русской» Роберт Говард. А если еще конкретнее – создатель циклов похождений мускулистых варваров Кутара, Ниала и Кирыка, клонов не менее мускулистого говардовского варвара Конана, борцов с колдунами и демонами, а также любителей пышногрудых красоток в бронированных лифчиках.

Но в данной подборке произведений, коими регулярно снабжает своих преданных читателей знаменитое питерское издательство «Северо-Запад», сей автор предстает в новом, хотя и не менее героическом, амплуа исторического писателя. Надо сказать, что у нас и в Европе авторы, берущиеся за столь непростую задачу, как живописание далеких эпох, а тем более чужих стран и народов, обычно обладают солидным историческим образованием, а в отсутствие такового обращаются к архивам, монографиям и воспоминаниям современников. Или привлекают для консультаций профессиональных историков, как сделал Морис Дрюон, работая над серией «Проклятые короли».

Но авторы далекой ковбойской Сшании, по большей части, такой «ерундой» не заморачиваются. Берут учебник истории – и вперед, как делал то же Говард. Вот вам Крестовые походы, вот коварные арабы, а вот Старушка Европа XVI в. с упырями и оборотнями. И – «к черту подробности!» Главное: герой должен быть мускулистым, меч/шпага/топор длинным, а враги злобными и коварными! Для успеха произведения этого вполне достаточно.

Той же славной заокеанской традицией руководствовался и Гай наш Фокс, когда брался за биографию царя далекой и загадочной Московии Ивана Васильевича Грозного. С одним маленьким дополнением, о котором мы поговорим чуть позднее. Надо отдать должное автору – учебник он прочитал внимательно, и то, что касается общих фактов, постарался не перевирать. Vodka из samovara его русские герои не хлещут и с медведями не пляшут. И за это ему большое человеческое спасибо от лица русских читателей. Однако для написания художественного произведения одного сухого учебника реально мало. А то, что дорисовывает не слишком богатая фантазия автора, у нашего читателя в лучшем случае вызывает недоумение. В худшем – истерическое ржание. Я имею ввиду камины и шкафы в русских избах, пол, застланный камышом, в царском тереме, казацкую плясунью Марию Темрюк, шумеров на территории Великого Новгорода, фразы типа «зазвенели струны казачьих арф» и т. п. Но, как говорилось в известном старом анекдоте, «любим ми его нэ за это…» (по крайней мере, поклонники этого автора), а посему давайте перейдем тому, ради чего этот роман читать стоит.

Прежде всего, из-за того, что к главному герою, коим и является царь Всея Руси, нельзя не проникнуться симпатией и уважением. В отличие от большинства западных соотечественников, писавших о Московии того времени – от Сигизмунда Гильберштейна до современных историков – Фокс не только не пытается представить Ивана Васильевича исчадьем ада – злобным садистом, которому доставляет удовольствие сам процесс пыток и издевательств над своими жертвами, но делает нечто совершенно противоположное. Иван IV в его романе – личность сложная и многогранная. Это некая смесь Макиавелли и варвара Конана, да еще с изрядной долей залихватской русской удали в представлениях человека Запада. С одной стороны – дальновидный государственный деятель, собиратель земель русских, успешный стратег-полководец, решивший практически все задачи, которые перед собой поставил: от разгрома внешних (Польша, Швеция, Орда) и внутренних (бояре) врагов России до создания мощной, дисциплинированной регулярной армии и покорения Сибири. Также хочется отметить личную храбрость и воинские навыки главного героя, он – царь-воин, первым врывающийся сквозь пролом в стене на улицу осаждаемого города и одолевающий в суровой сечи сразу нескольких противников. Он вызывает на бой и одолевает в тяжелом сабельном поединке простого татарского воина – своего соперника за обладание сердцем любимой женщины… Его лучший друг — казачий атаман Ермак, но даже он для Ивана всего лишь инструмент для достижения главной цели – процветания Руси! Если добавить к этому могучее либидо с не менее крутой потенцией (роман изобилует эротическими сценами любовных утех Грозного с женщинами разных сословий и темперамента), то таким царем просто нельзя не восхищаться.

Портрет идеального властителя несколько портит другая сторона его характера: подозрительность, мстительность и стремление добиваться своих целей любой ценой. Также не обойдены вниманием автора умение героя пытать своих врагов на дыбе, живьем сдирать кожу, сажать на кол и т. п. Однако всячески подчеркивается, что все эти средневековые «прелести» предназначаются исключительно для врагов Руси и самого Ивана Васильевича (на то он и Грозный, в конце концов). Все в лучших традициях наставлений «Государя» Макиавелли.

Роман обрывается на мажорной ноте в середине правления Ивана IV. Но любой человек, мало-мальски знакомый с русской историей, знает, что хэппи энд по-американски Московскому царству, увы, не грозил. Тяжелое поражение в Ливонской войне с утратой западных земель и выходов к Балтийскому морю, возвращенных лишь Петром Великим. Разорительные набеги крымчаков, спонсируемых Османской империей, на южные земли Руси. Смерть наследника Ивана от болезни (а вовсе не от посоха самого Грозного, как клеветнически заявляли западные враги России). Тяжелая болезнь самого царя с симптомами паранойи, вспышками гнева и жестокости – криминалисты, исследовавшие останки Грозного, выявили в его костях превышение ртути и мышьяка в несколько десятков раз по сравнению с нормой, что свидетельствует об отравлении медленными ядами. Не случайно современные историки с удивлением отмечали, что 1-ю и 2-ю половины царствования Грозного Русью управляли словно два разных человека. Все это положило начало последующей великой Смуте и привело Русское государство на грань гибели, утраты суверенитета и смене правящей династии. Впрочем, это уже следующая глава русской истории.

Резюмируя исторические достоинства и недостатки творения Фокса (литературные мы уже разобрали), можно смело сказать: если рассматривать этот роман не как исторический, а как еще одно героическое фэнтези по мотивам русской истории от мастера жанра, то это будет правильным подходом к чтению.

Несколько слов о работе редактора над произведением. Изначально перевод не порадовал – чуть лучше обычного подстрочника. Поэтому задачей №1 стало приведение текста к нормам и правилам современного русского языка. Тех, кто любит в исторических романах, чтобы все было посконно-сермяжно-кондовое, придется огорчить – переписывать каждую фразу и приводить текст к уровню «инда взопрели озимые» редактор не стал. Зато была убрана или заменена на что-то исторически приемлемое часть глупостей автора, не влияющая на сюжет. К другой части, сюжетообразующей, сделаны поясняющие подстраничные сноски. Для всех исторически идентифицированных персонажей и событий приведены их реальные биографии и истории – они перенесены в конец, т. к. слишком велики для обычных сносок, и отмечены звездочками. Те, кому интересна реальная история России, могут обращаться к ним в процессе чтения. Всем прочим их читать необязательно, главное – не забыть поставить в начале романа виртуальный эпиграф: «Все имена вымышлены, всякое сходство случайно».

Желаю интересного чтения и надеюсь, что вы не ограничите свое знакомство с эпохой последнего из Рюриковичей этим романом.

Игорь Петрушкин





657
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение15 октября 2021 г. 19:38

цитата

от разгрома внешних (Польша, Швеция, Орда) и внутренних (бояре) врагов России


цитата

Также не обойдены вниманием автора умение героя пытать своих врагов на дыбе, живьем сдирать кожу, сажать на кол и т. п. Однако всячески подчеркивается, что все эти средневековые «прелести» предназначаются исключительно для врагов Руси и самого Ивана Васильевича


Бояре не были врагами своей родины, однако и их извели под корень. А потом удивлялись, чего это государство так легко рухнуло, чего это столько беглецов в Сибирь ушло.


Ссылка на сообщение15 октября 2021 г. 19:52
...и вы действительно считаете, что на ЭТО стоит тратить драгоценное время чтения? ))


Ссылка на сообщение15 октября 2021 г. 20:00
В книге два романа, судя по картинкам сзади на обложке? Ещё Madame Buccaneer?


Ссылка на сообщение15 октября 2021 г. 20:03
Ждем проф. ист. вердикт chegevarы :-))):-))):-D


Ссылка на сообщение15 октября 2021 г. 22:18

цитата С.Соболев

Бояре не были врагами своей родины, однако и их извели под корень. А потом удивлялись, чего это государство так легко рухнуло, чего это столько беглецов в Сибирь ушло.
А никто и не говорил, что в этом романе много исторической правды ;-)

цитата

Резюмируя исторические достоинства и недостатки творения Фокса (литературные мы уже разобрали), можно смело сказать: если рассматривать этот роман не как исторический, а как еще одно героическое фэнтези по мотивам русской истории от мастера жанра, то это будет правильным подходом к чтению.
Справедливости ради: мать Грозного Елена Глинская, сам Грозный, его сын и наследник, как минимум 2 из его многочисленных жен были отравлены медленными ядами на основе тяжелых металлов, весьма модными в то время, т.к. от быстрых спасали особые пробователи пищи, коих у самого Ивана Терибла )) было аж 4. Это выводы современных криминалистов, исслед. их останки. Как думаете, кто это сделал? ;-) Явно не крестьяне и купцы :-).


Ссылка на сообщение15 октября 2021 г. 22:23

цитата estampa

В книге два романа, судя по картинкам сзади на обложке? Ещё Madame Buccaneer?
si señor :-).


Ссылка на сообщение16 октября 2021 г. 18:04
Похоже это обязательно к покупке и прочтению!
:cool!:
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 октября 2021 г. 18:15
Точно! Это издательство всегда умеет удивить читателей!
 


Ссылка на сообщение16 октября 2021 г. 18:16
:beer:
 


Ссылка на сообщение16 октября 2021 г. 20:04

цитата elkub

Похоже это обязательно к покупке и прочтению!

цитата Walles

Точно! Это издательство всегда умеет удивить читателей!
Истину глаголите, братие...:-)
А чтоб отпали последние сомнения, вот начало сего исторического шедевра:

цитата

КНИГА ПЕРВАЯ: Женщина лесов
Глава первая
Всадник бешеным галопом несся по огромному белому снежному полю, его обнаженная грудь блестела в серебряном лунном свете почти так же ярко, как лезвие сабли, которую он сжимал в правой руке. Ветер кружил перед копытами серого жеребца маленькие снежные спирали, но снежные вихри еще не скрыли двойных следов саней, за которыми он гнался.
Всадник не обращал внимания на леденящий буранный ветер — проклятие великих евразийских степей, простирающихся от истоков Дуная до Монголии. Гнев согревал его, заставляя кровь струиться расплавленным потоком по венам. Длинные рыжие волосы падали на яростно раскрасневшееся лицо и лихорадочно блестящие глаза, когда мощные пальцы его руки судорожно сжимали рифленую рукоять сабли. Его ярость была почти безумной.
Он был великим князем русским. Иваном Васильевичем...
 


Ссылка на сообщение16 октября 2021 г. 20:54
:cool!: начало великолепно!
 


Ссылка на сообщение18 октября 2021 г. 08:54

цитата Игорь СЗ

великих евразийских степей

Какая Евразия в XVI веке? Тогда и понятия такого не было.

цитата Игорь СЗ

мощные пальцы его руки судорожно сжимали рифленую рукоять сабли

Как будто можно сжать пальцами ноги. Нет, при известной сноровке можно, конечно. Но это не наш случай.

Видно, редактор тут не ночевал.
 


Ссылка на сообщение18 октября 2021 г. 14:09

цитата andrew_b

Какая Евразия в XVI веке? Тогда и понятия такого не было.
Если бы автор жил в 16 в., то да, было бы странно. А так автор современный и дает свое видение истории.

цитата andrew_b

Как будто можно сжать пальцами ноги. Нет, при известной сноровке можно, конечно. Но это не наш случай.

Видно, редактор тут не ночевал.
Вот если бы имели место выражения «пнул ногой» или «поднялся вверх», тогда да — налицо однозначная избыточность инф. Можно было бы предъявить претензии: а) к автору из «далекой Сшании» :-) б) к ред-ру, не исправившему глупости автора. Хотя, справедливости ради, не все ред-ры считают, что это их дело ;-).
Но в данном случае избыточность инф. не однозначная, что отметил сам критик. К примеру, пираты любили держать сабли в зубах, карабкаясь по снастям — вспомним хрестоматийный пример из «Острова сокровищ». Поэтому вывод, который он делает в конце относительно уровня ред-ры, не обоснован и некорректен. Ибо https://rustih.ru/ivan... И это самые мягкие определения, которые можно тут привести, дабы избежать нарушения п.2.2 Регламента сайта.


Ссылка на сообщение16 октября 2021 г. 19:03
[Сообщение изъято модератором]
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 октября 2021 г. 19:11

сообщение модератора

Sleeper_ получает предупреждение от модератора
2. НА САЙТЕ КАТЕГОРИЧЕСКИ ЗАПРЕЩАЕТСЯ
2.2. Оскорбления и подстрекательства, а также провокации, приводящие к склокам и оскорблениям.


Ссылка на сообщение16 октября 2021 г. 21:32
Кстати, 2-й роман сборника также имеет реальную историч. основу. Женщина-капитан пиратского корабля действительно существовала 8-).
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение17 октября 2021 г. 12:30
Их было минимум две. О какой речь?
 


Ссылка на сообщение17 октября 2021 г. 20:57
в романе ее зовут Лиззи Холистер, а ее корабль «Потаскушкой» — думайте сами, на кого из исторических это более похоже))))

цитата

Хотя ее корабль и назывался «Потаскушкой», сама Лиззи Холлистер таковой не была. Ее широкий рот казался красным плодом под маленьким носом и темно-фиолетовыми глазами, а густые черные волосы, рассыпавшиеся по плечам, сверкали красноватым блеском в лучах умирающего солнца. С крошечных ушей свисали серьги в виде ярких медных шариков, под стать толстым низкам раскрашенных металлических шариков, обвивавших нежную шею.
На ней была тонкая белая рубашка, заправленная в узкие черные бриджи, подпоясанные широким кожаным ремнем, в который была заткнута пара длинноствольных кремневых пистолетов. Длинные ноги, обнаженные ниже рваных краев бриджей, были обуты в ярко-красные сапоги из кордовской кожи.
...
— Адский огонь! — хрипло произнесла она. — Это все, что там было, Редскар? Только один человек?
Гигант, стоявший рядом с Мартином Чандосом, ухмыльнулся.
— И тот не в очень хорошем состоянии.
Ее блестящие глаза сверкнули в ответ на его похотливую ухмылку. Редскару Хадсону нравилась эта дерзкая хойден, несмотря на то, что она, по слухам, была женщиной Сан-Эспуара. В ней горел огонь, и вместе с тем она умела прислушиваться к голосу разума, Рауль Сан-Эспуар не случайно брал ее на свои рискованные предприятия, и Редскару было приятно думать, что она достойна быть членом братства.
Лиззи подошла к поручням левого борта и уставилась на медленно тонущего «Фортрайта».
— От него нам никакой пользы, — пробормотала она. — Через несколько часов он окончательно пойдет на дно.
Редскар хмыкнул.
—Испанец, который разбил корабль, забрал груз и команду. Он наслаждался, избивая несчастного почти до смерти.
Лиззи повернулась и медленно обошла обмякшего Чандоса.
— Большой бык, — признала она. Ее фиалковые глаза изучали его широкую грудь, широкие плечи и длинные мускулистые руки, свисающие по бокам.
Редскар склонил голову.
— Все, что ему нужно, — мазь и бинты, Лиззи. Тогда он будет как новенький.
Ее лицо помрачнело, а красный рот, казалось, сжался еще плотнее. Она небрежно пожала плечами, но под широким кожаным поясом, который стягивал ее черные бриджи над округлыми бедрами, стало горячо.
Редскар уловил ее мысль.
— Я отведу его вниз, Лиззи. Это твой шанс оправдать название корабля и стать настоящим пиратом, как сам Гарри Морган. Они забирают своих женщин на корму, как военную добычу. Почему бы тебе не взять своего мужчину?
Лиззи Холлистер покачала головой, но глаза ее лихорадочно блестели.
— Будь прокляты твои глаза, Редскар Хадсон, которые видят то, чего нет! Отведи его вниз, в мою каюту. Я собираюсь его просто лечить, ясно? Ради информации. Он может знать то, что следует знать и нам.
Редскар приложил ко лбу костяшки пальцев и покачал головой.
— Конечно, Лиззи, конечно. Только для того, чтобы немного подлечить. Или подлечиться?
Его смех последовал за ней к трапу.


Ссылка на сообщение21 ноября 2021 г. 01:18

цитата С.Соболев

Бояре не были врагами своей родины, однако и их извели под корень. А потом удивлялись, чего это государство так легко рухнуло, чего это столько беглецов в Сибирь ушло

Иван казнил конкретных бояр, подозреваемых в измене, и мы никогда не узнаем, насколько его подозрения были обоснованны в каждом конкретном случае, но под корень не извёл, он вообще не ставил целью уничтожить боярство — одних бояр казнил, других назначал, в соответствии с известным тезисом — «одних грамотеев режем, других учим»:-))):-))):-D — да и бояре белыми и пушистыми не были, шла борьба за власть и влияние, как всегда и везде, в войне Алой и Белой Розы погибла львиная доля старой английской аристократии, включая Ланкастеров и Йорков, что из того? времена такие были, да и члены Политбюро друг друга грызли не хуже, Смута началась по многим причинам, но главная — пресечение единственно легитимной с точки зрения общественного мнения династии, первым царём в которой как раз и был Иван Васильевич, и появление многих самозванцев, выдающих себя за её представителей, а в основном — именно за мл. сына первого царя, да и никаких беглецов в Сибири вообще не было ни тогда, ни в более поздние времена, русские землепроходцы — казаки и стрельцы — служили государству, а ссыльно-каторжные отправились туда много позже отнюдь не по своей воле:-))):-))):-D

цитата andrew_b

Какая Евразия в XVI веке? Тогда и понятия такого не было.

понятия такого тогда не было, но Евразия и Великая евразийская степь существуют издавна, и разве современные авторы должны использовать устаревшие географические сведения — типа Земля стоит на 3-х слонах или китах? — это литературные герои исторических произведений не должны использовать современную научную терминологию:-))):-))):-D
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение21 ноября 2021 г. 06:08
Да, самодурство и тирания, приведшая к дистрофии государства.


⇑ Наверх