Бельгия, Франция, ФРГ, 1971, 125 мин.
Реж. Гарри Кюмель
В ролях Орсон Уэллс, Сьюзэн Хэмпшир, Мишель Буке, Матьё Карьер, Жан-Пьер Кассель, Дэниэл Пилон, Уолтер Рилла, Дора ван дер Грун, Чарльз Дженссенс, Сильви Вартан
Мистика
Оценка 7 (920) Моя оценка 7 (хорошо)
Экранизация романа Жана Рея.
Пересказать, что происходит в этом странном кино, практически невозможно. Но попытаюсь рассказать, с чего все начиналось.
В родной город вернулся молодой моряк, грудь его не в медалях, но зато он весь в белом. Он ищет свой дом, а за ним следят два типа.
Моряк видит какую то женщину и гонится за ней. Оказывается в кабаке, где влазит в драку.
Затем он очнулся в доме своего дяди.
А с этого момента начинает твориться такой сюрреализм, что и Сальвадор Дали обзавидуется.
Актерский состав. Бельгийский режиссер Гарри Кюмель создал очень странное, завораживающее кино о мире, в котором все может оказаться не тем, чем кажется и любой персонаж может вас сильно удивить.
Хозяина дома играет сам Орсон Уэллс.
В фильме снялись звезды и известные актеры немец Матье Каррьер (Ян)(«Билитис», «Полицейский кольт «Питон 357»»), офицер Ордена Британской империи Сьюзен Хэмпшир (Ненси) («Сага о Форсайтах», «Три жизни Томасины», «Идеальный муж»), Мишель Буке (Шарль Дидело), отец Венсана Касселя Жан-Пьер Кассель (Лампернис) («Воздушные приключения», «Армия теней», «Горит ли Париж», «Три мушкетера», «Багровые реки»), жена Джонни Холлидея, французская певица Сильви Вартан (Бетс), Джонни Холлидей (матрос, целующий Бетс).
Итог. Сон переплетается с явью, персонажи играют свои странные партии, кто они и почему ведут себя именно так, зрителям расскажут в самом конце, и это позволит по другому взглянуть на происходящее.
Фильм отличается от романа, хотя фабула и сохранена. Я бы сказал, что Кюмель добавил к Рэю атмосферу из Льюиса Кэрролла, и результат вышел потрясающий и крышесносящий.
Картина номинировалась на «Золотую пальмовую ветвь» Каннского МКФ, включалась в списки лучших картин 1971, даже возглавляла некоторые из них, а в том году вышли «Дьяволы», «Механический апельсин», «Последний киносеанс», «Скрипач на крыше», «Смерть в Венеции», «Французский связной», «Соломенные псы» и немало других замечательных фильмов.
Польский критик Марцин Примас написал «Совершенное безумие метафор, символов и аллегорий. Повесть о том, что суть людей остается неизменной, независимо от исторической эпохи».
Хорошая операторская работа Джерри Фишера, создающего клаустрофобические, а иногда сюрреалистические картины, и музыка Жоржа Делрю, умело сгущающая атмосферу.
О романе и его авторе. Жан Рэй (онж Жан Рэ или Жан Рэй) (настоящее имя Раймонд Жан Мари де Кремер (. Raymond Jean Marie de Kremer) (8 июля 1887, Гент, — 17 сентября 1964, Гент) бельгийский писатель, один из столпов бельгийской странной фантастики, один из основателей фламандской школы детектива и один из самых известных авторов бельгийской фантастической литературы. На фламандском писал под псевдонимом Джон Фландерс.
В творческом наследии несколько тысяч произведений.
Автор очень популярной серии детективов о Гарри Диксоне.
Слава пришла к писателю в 50-х. В 1963 во Франции начали выпуск полного собрания его сочинений.
Рассказы писателя начали печататься в СССР еще в 1960-е.
Malpertuis (Мальпертюи. История фантастического дома). Роман был издан в 1943. Этот шедевр фантастико-мистической литературы трудно осознать, еще труднее вообразить, что его кто-то рискнул экранизировать.
Книга переводилась на многие языки, в том числе на венгерский, чешский, польский.
На русском впервые была издан в 1992 — Обнинск, «Авантюрная серия», сборник «Город великого страха». Переиздавался в 2000 — сборник «Точная формула кошмара» (Москва, Языки русской культуры, легендарная серия «Коллекция «Гарфанг»). В 2016 роман вошел в собрание сочинений Жана Рэ издательства «Престиж Бук». У меня есть издания 1992 и 2000 годов.