Мальчиша-Кибальчиша в виде пупсика в днепропетровском издании 1984 года (см.) можно было бы объяснить случайным стечением обстоятельств, но, возможно, существовала общая тенденция снижения накала революционной романтики в поздне-советском обществе. Что-то случилось в начале Семидесятых: для взрослых ещё десять лет барды воспевали остервенение Гражданской войны, в фильмах показывали очеловеченных белогвардейцев. А для детей — снова возврат к окарикатуренным лузерам-проигравшим, например, в фильме «Корона Российской империи».
Вот такая книжка: «Мальчиш-Кибальчиш»: Альбом самоделок для игры в театр. — М.: Малыш, 1971 (художник В.Шапов).
Назначение книжки — организация домашнего настольного кукольного театра — определяет облик персонажей. Жанр кукольного театра — площадного представления — предполагает снижение самых высоких материй. Конечно, современные академические театры кукол способны на высокую трагедию, но для домашнего представления младшеклассников больше подходит балаган.
цитатаОтец работает — сено косит. Брат работает — сено возит. Да и сам Мальчиш то отцу, то брату помогает
Художник сосредоточился на трёхкратном появлении всадника. С каждым разом в той же локации происходит не только изменение облика всадника, но и окружающей обстановки (как в «Сказке о рыбаке и рыбке»).
1) Первое явление всадника.
На рисунке — солнце ещё сияет на небе.
Отдельная картинка — прощание с отцом — нарушает темп явлений всадника, но зато показывает первые тучи, которые появились на небе.
2) Второе явление всадника.
Совмещение в одной картинке вторичного появления всадника и прощания Мальчиша со старшим братом. На небе — уже и не тучи, а клубы дыма и разрывы шрапнели.
2) Третье явление всадника.
Нарастание безысходности.
Ну вот так примерно в театре кукол и могла бы выглядеть батальная сцена. По законам сцены важнее в этих ограниченных декорациях уделить внимание основным персонажам — Плохиш вот везде присутствует.
Все буржуины — большинство из которых крупные военные чины — разодеты в цветастые мундиры предвоенных (до 1914 года) времён. По шлемам идентифицируются немецкие (зелёные) и австро-венгерские (синие) вояки. Угадывается и русский царский генерал. Ну и прочая белогвардейщина с черепами на фуражках. Не страшные буржуины, даже когда мучают привязанного к столбу Мальчиша-Кибальчиша.
Абстрактная композиция. Традиционный для детских книжек лозунг «За власть советов» с ятями (исторически неверный).
Что происходит в книжной графике? В 1971 году сложилась страстная сюита Лосина (тут) с буржуинами-фашистами, и в том же 1971 году выходит книжка с опереточными белогвардейцами.
Я не осуждаю смешение жанров (у Гайдара буржуины тоже опереточные), но любопытен такой дуализм взглядов на Гражданскую войну к 1971 году, когда и времени достаточно прошло (полвека), но в живых оставалось ещё много свидетелей и участников. Впрочем, ненависти к «белым» уже точно не было — не зря ведь уже со второй половины 1950-х гг., как мы видели, художники мучителями Мальчиша назначили немецких гестаповцев, а не колчаковских контрразведчиков.