ПРОКЛЯТИЕ СТОИГНЕВА Nowa


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > ПРОКЛЯТИЕ СТОИГНЕВА (Nowa Fantastyka 7/157 2003). Часть 3
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ПРОКЛЯТИЕ СТОИГНЕВА (Nowa Fantastyka 7/157 2003). Часть 3

Статья написана 13 марта 2022 г. 00:23

9. В рубрике «Комикс» Яцек Дукай рассказывает о замечательном комиксе французского (югославского происхождения) художника ЭНКИ БИЛАЛЯ в статье “Intymna futurologia” (стр. 7):

ИНТИМНАЯ ФУТУРОЛОГИЯ

Не в том дело, чтобы максимально уподобить комикс литературе (поскольку и считать его живописью не имело бы смысла). Речь о том, чтобы комикс присущими ему средствами попытался достичь той же, что у литературы, мощности и интенсивности сообщения, что уже удалось сделать фильму. ЭНКИ БИЛАЛЬ кажется мне одним из комиксистов, приближающихся к этому идеалу.

“Cон чудовища” характеризуется теми же структурой, стилистикой и нарративным рядом, которые встречаются в самых дерзновенных литературных пробах. Просятся сравнения с прозой Филипа Дика, Уильяма Берроуза или даже Д. Балларда. Ибо идентичен алгоритм художественного воображения БИЛАЛЯ – перенос личных, болезненных переживаний на оригинальное фантастическое полотно. БИЛАЛЬ перерабатывает трагедию своей Отчизны (он родился в Белграде) и собственную память о ней в мир и сюжет “Сна чудовища”.

Действие комикса разворачивается в 2026 году, хотя окружающая действительность, похоже, не претерпела существенных изменений ни в технологическом, ни в политическом отношениях. Впрочем, логический анализ представленного видения не обязательно считать правильным подходом (как это не всегда случается в случае произведений Филипа Дика). Мы следим за перипетиями судьбы трех сирот, рожденных в сараевской больнице в 1993 году. В настоящее время – будучи астрофизиком, солдатом и служащим Центрального Банка Мировой Памяти – они замешаны в происках Obscurantis Order (Орден Обскурантистов) — международной религиозной террористической организации, ставящей себе целью стирание «неправильного» прошлого, в том числе также всякого следа о принятом из космоса сигнале от инопланетян.

Можно было бы многое написать об эстетике и живописной технике БИЛАЛЯ (грязной, мясистой, нечеткой, «расплывчатой»), но на меня все же наибольшее впечатление производит тот способ, каким БИЛАЛЬ сплетает и интегрирует все уровни повествования, его форму и содержание. Главный герой одарен (или скорее обречен на ношу) божественной памятью, позволяющей ему вернуться ею в прошлое – параллельно развитию сюжета – в первые дни после рождения, первые часы в сараевской больнице. Там роились большие толстые мухи – а основным оружием и орудиями неврологических манипуляций Obscurantis Order являются такие искусственные (нанотехнологические?) насекомые. Города и ландшафты мира БИЛАЛЯ изобилуют странными бахромчатыми шарами, соединенными черными струнами – визуальными символами, лишенными рационального объяснения – что напоминает гигантскую нервную сеть с нейронами и аксонами: жизнь течет на фоне материализованных носителей памяти. Когда герои ударяются в ретроспекции и опасные воспоминания, в представленных художником визуальных образах появляются абсурдные, на первый взгляд совершенно бессмысленные красные полосы: графический аналог метафор, развернутых эпитетов, указателей для блуждающих человеческих мыслей.

Это не два рассказа: о прошлом и будущем. Это единое повествование: о будущем, преломленном в призме (стилистической и сюжетной) прошлого. Подобным образом читаемый в 1970 году дневник, написанный человеком, пережившим в молодости Освенцим, показался бы странным футурологическим отражением некоей черной истории. БИЛАЛЬ творит то же самое, но средствами специфическими, присущими НФ-комиксу. В рисуемых воображением картинах отчетливее всего представляется хронология мучения; и через тысячу лет по-прежнему будет слышаться свист пуль сараевских снайперов.

ЭНКИ БИЛАЛЬ (сцен. и рис.) “Сон чудовища”. (Enki Bilal (scen. I ris): Sen potwora. Tłum. Wojciech Birek. “Egmont Polska”, 2002. Серия “Klub Świata Komiksu”).

(P.S. Оригинальный комикс БИЛАЛЯ “Le Sommeil du Monstre” вышел из печати во Франции в 1998 году. Затем к нему присоединились комиксы “32 Decembre” (2003), “Rendez-vous a Paris” (2006) и “Quatre?” (2008), составившие т.н. “La Tetralogie du Monstre/Тетралогия чудовища”.

Польский издатель, выпустив в свет первый комикс тетралогии “Sen potworza/Сон чудовища” в 2002 году, в дальнейшем синхронизировал издание польскоязычных вариантов следующих частей тетралогии с французскими: “32 grudnia/32 декабря” (2003), “Spotkanie w Pariżu/Встреча в Париже” (2006), “Czworka?/Четверка?” (2008).

В конце 2019 года американцы издали все четыре части комикса под единым названием “Monster/Чудовище”.

На русском языке комикс под названием «Спящий зверь» (ну вот – испортили ассоциацию: ведь «Сон чудовища» отчетливо указывал на «Сон разума») издали в 2005 году. К сожалению, продажи были очень плохими и комикс можно до сих пор приобрести на разного рода распродажах.

Поэтому, вероятно, следующие две части в переводе на русский язык можно найти только в электронном виде, а перевода четвертой части и вовсе пока не существует. W.)





103
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение13 марта 2022 г. 01:34
Спасибо за перевод!
Завёл карточку статьи:
https://fantlab.ru/work1545547


⇑ Наверх