Свет беспощадный


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ХельгиИнгварссон» > Свет беспощадный
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Свет беспощадный

Статья написана 24 марта 2022 г. 09:14

Звёздная месть (роман-эпопея), Юрий Петухов, 1990-1995

https://fantlab.ru/work249235

***

ХХV век. Мощь земной цивилизации безгранична. Её космический флот может уничтожить любую нечеловеческую расу в отдельности и все их вместе взятые. Однако в своём могуществе Земля не замечает нависшей над ней чудовищной угрозы Вторжения Извне, с которой человечеству ещё никогда не приходилось сталкиваться. Надвигающийся вселенский апокалипсис может предотвратить космодесантник-смертник Иван, младенцем найденный в анабиозной капсуле на краю вселенной...

***

«Звёздная месть» Юрия Петухова – это трэшевая смесь западного космохоррора, патриотической криптоисторической фантастики и еретического богословия, существующая вне рамок литературного процесса. Текст будто составлен компьютером, в память которого загрузили все сны и фантазии Клайва Баркера, Василия Головачёва и Сергея Алексеева. Квинтэссенция комиксов и языческого православия. Но почему-то с письмом в защиту Ю. Петухова после обвинения двух его книг в экстремизме выступило пятьдесят российских и советских писателей, в их числе метафизический реалист Юрий Мамлеев и «деревенщик» Валентин Распутин. Какую проблематику, идею, посыл смогли разглядеть все они в его творчестве?

В эпопее пять томов, но во всех единая структура и чётко прослеживающаяся тенденция: фантасмагорический «водевиль» перемежается авторскими рассуждениями о высоком, и от книги к книге объём и градус публицистики повышаются. В послесловии к последней части Ю. Петухов открыто обращается к читателю, объясняя предназначение композиции: он пишет иносказание, и два его пласта не только самостоятельны, но во взаимодействии друг с другом и читателем рождают некие скрытые смыслы. Вспомним уровни восприятия текстов «Прощания с Матёрой» В. Распутина и «Шатунов» Ю. Мамлеева.

Пласт первый, названный самим автором «глупым водевилем». Рептилоиды, протеические амфибии, скорпионоиды, рыбоиды, звероноиды, энергетические существа. Языческие божества, нелюди, нежити и вожди древности в дарковой обработке, заговорщики-сатанисты и демоны преисподней. Стреляющая и летающая футуристическая машинерия всех мастей, телепортаторы, безумные учёные, андроиды и киберы, биомеханические протезы, мутанты и клоны. Живущие голышом дамочки, эротические наваждения и четырёхгрудые (кто больше?) инопланетянки. Всё это взаимодействует с героем-десантником соответственно, но в основном бьёт по голове с присказками «дурак», «повиси» и «дозрей».

Пласт второй – «публицистика». Бог есть, и люди дети Его. Преисподняя реальна и тщится превзойти Его, но лишь извращает творение. «Россы» несут Святой Крест эволюции человечества и гуманистической цивилизации с каменного века и страдают за свой альтруизм. Человеку не место в космосе. Историю пишут выжившие. Выживают не сильные, храбрые и честь имеющие, а слабые, трусливые, лживые и способные убивать в спину. Правят выродки, сознательно и планомерно проводящие политику деградации культуры и вырождения генофонда человечества.

Оба пласта не новы и будто скомпилированы из множества зачастую кардинально разнящихся по всем возможным параметрам источников. Оригинальны возникающие при их взаимодействии смыслы, но кто поручится за то, что они от автора, а не от читателя? Сам Ю. Петухов утверждает, что всё от Бога. За одного пером водят, другой воспринимать душой должен – и от обоих вера нужна. Текст лишь инструмент, читайте-де и перечитывайте. Автор не называет своё пятикнижие, предположим, «Правой Библией» или «Славной Торой», но намёки более чем прозрачны. Пойдём потомно.

В «Системе» Иван познаёт иной мир, его законы и обитателей – Книга Бытия о сотворении мира и человека, о зарождении еврейского народа. «Бунт вурдалаков», где власти Земли не верят десантнику, но посылают на планету Навей – Книга Исхода о бегстве из Египта, синайском даре и устроении походного храма. В «Каторге» герой узнаёт истинных правителей Земли и находит друзей в тюрьме – Книга Левит, излагающая тонкости законодательства и храмовых служб. В «Скитальце» безумец мечется во времени, исправляя свою жизнь – в Книге Чисел евреи скитаются по пустыне. В «Смертельном бое» Иван становится карающим мечом Бога – во Второзаконии Моисей напутствует евреев перед завоеванием Земли обетованной.

Сам автор, судя по всему, считает такой подход не фантастикой, пародией или иным художественным использованием религиозных текстов, а возвращением божественного учения в лоно «росского» традиционализма. Выродки-де за тысячелетия извратили, а он выправляет. В последнем томе Иван объединил в себе максимум сакрально-мифологических значений: от дурака, солдата, каторжника, богатыря, царя, Христа первого и второго до Иоанна Богослова и Моисея. Финальный историко-инквизиторский поход бесподобен: от девяностых и Ленина до генетиков-праегиптян.

В чём смысл учения Ю. Петухова? Обратимся к тексту его пятикнижия. Есть векторно противоположные Бог (развитие) и преисподняя (вырождение), и разделение их – Совесть, она же Черта – проходит в душе каждого отдельно взятого человека. Хочешь остаться с Богом – не преступи. Преисподняя и преступившие выродки творят всё что хотят, ибо дана человеку свобода воли. Бог только верит в человечество, которому остаётся тянуть лямку до последнего праведника, который и станет мечом господним, объединившим всю силу рода. Погибшие с честью в Боге душу сохранят, и «мне отмщение и аз воздам».

Человеку надо бороться с искушениями, исходящими от Первозургов и других воплощений Ога. Автор любит палиндромы и анаграммы, широко применяет народную этимологию, а его интерес к уфологии кончился объявлением всех инопланетян бесами. Посему будет так: «зург» – «груз» наоборот, суть первогрех, гордыня сатанинская. Ог в Библии – царь страны первозданных дубрав Васан, завоёванной Моисеем до Земли обетованной, и последний из некогда живших там рефаимов. Рефаимы, в отличие от нефилимов – гиганты, порождённые от женщин уже падшими ангелами, и мертвецы, которые никогда не воскреснут.

Так о чём эпопея? О том, что бороться с преисподней надо беспощадно: в силе, без сил и сверх силы всякой, не поступаясь совестью, а мёртвые срама не имут. О том, что открытую Богом дверь не закроет никто, но каждый волен не войти в неё или не идти к ней вовсе. О том, что воспитание человека, возраст, пол, национальность и даже его раса в галактических масштабах для Бога значения не имеют. О том, что бес уныния, сомнения и греха червем вползает в каждого и может разрастись внутри в Змея – но каждый способен победить грозного Змея, выдрать когтистого беса из себя и раздавить червем. О том, что надо не пытаться в гордыне превзойти Бога, а гордиться, что создан по образу и подобию Его, и делами доказывать это, чтобы в конце Пути стать равным Богу. О том, что человек всё делает сам, а Бог в него просто верит.

Опубликовано на странице произведения: https://fantlab.ru/work249235?sort=date#r...





857
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение24 марта 2022 г. 09:55

цитата ХельгиИнгварссон

Так о чём эпопея? О том, что бороться с преисподней надо беспощадно

А в этом, собственно, и состоит квинтэссенция цикла. И это, как ни странно, выделяет его на фоне множества подобных произведений.
Оставляя в стороне художественную ценность творений Петухова (тут каждый сам решает для себя), философская их направленность представляет несомненный интерес. Особенно в настоящее время, когда проблема существования зла как такового, а также сосуществования зла и Бога, предельно размыта. Современная литература и кинематограф настойчиво и последовательно приучают обывателя к условности базовых онтологических и этических понятий. Трогательные вампиры, привлекательные черти и прочая нечисть всякого рода вызывают сегодня не страх и отвращение, а симпатию и доверие. Их хочется любить и подражать им. «Никогда зло ещё не было таким привлекательным» (с).
И в этой общей повестке господин Петухов явно плывет против течения.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 марта 2022 г. 20:01
avsergeev71

Согласен. Особенно интересно прямо высказанное Ю. Петуховым уточнение, что начинать червя давить с себя надо.

Про устойчивую привлекательность зла в поп-культуре — даже шведская экранизация «Впусти меня» Ю. А. Линдквиста вызывает комментарии в стиле «чистая детская дружба» и «вечная любовь». Хотя как показать ещё гаже?


Ссылка на сообщение24 марта 2022 г. 10:47
Спасибо! То есть читать рекомендуете? А то у нас в библиотеке есть первые три тома ,я все поглядываю на них. Манит и пугает одновременно:-)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение24 марта 2022 г. 20:05
vfvfhm

Не-е-ет, просто так почитать Ю. Петухова я не присоветую никому. Если у Вас скорость чтения 100 страниц в час и ниже, то даже изучать ради «публицистики» не стоит. В первые два тома я хотел забивать гвозди ладонями, но это был файл.
 


Ссылка на сообщение24 марта 2022 г. 23:23
Спасибо! Намного ниже. Вы сберегли мне жизнь:beer:
 


Ссылка на сообщение25 марта 2022 г. 06:12
vfvfhm
:beer:


Ссылка на сообщение25 марта 2022 г. 05:30
Спасибо, глубоко копнули.
А если отвлечься от всех аллюзий и глубоких метафизических вопросов, то эпопея весьма занятна. В юности с удовольствием прочитал, недавно перечитывал и ещё раз прочитаю. Тут, главное, преодолеть первую книгу, не застревать на некотором косноязычии автора и дальше как по маслу читается. С третьего тома действие развивается очень стремительно и кажется, будто другой автор пишет. Ну, это для тех, кто ещё не читал. Впрочем, на все романы и на цикл я отзывы написал. Очень нестандартное произведение.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение25 марта 2022 г. 06:21
Mishel78
:beer:

Да, если отвлечься от публицистики и оставить худлит, то будет весьма занятно. Ю. Петухову пели бы оды и дифирамбы: «О, рашен Клайв Баркер!» Но идеологически этот писатель несовместим с западными ценностями, ещё и Россию не гнобит. Посему благородное общество решило сделать коллективное «фи».


Ссылка на сообщение25 марта 2022 г. 15:36
Хорошо. Про Зургов я так никогда не размышлял.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 марта 2022 г. 06:35
elninjo_3

Ю. Петухов любит туману напустить, а корневое на самом виду в простейшем ребусе спрятать. Взять последнего выжившего Первозурга: безумный учёный, дитя из пробирки, йог и прочая-прочая-прочая, а «первогруз» лишь связью с Огом через червя подтверждается в самом конце. Взять жену Ивана в первом романе: в осевом Света жмётся, в Системе Лану встретил, а что это действительно одна СветЛана, спустя пару томов подтвердилось.
 


Ссылка на сообщение28 марта 2022 г. 09:41
А ведь есть версия, что Петухов просто запутался в женщинах Ивана. Но получается, что нет.
 


Ссылка на сообщение28 марта 2022 г. 10:47
elninjo_3

Всегда удивляют подобные читательские версии при открытой автором интриге. Ивану та Света, что из осевого, прямо проговорила, что её разбросало по времени и пространству. Чтобы не переживал ни о многожёнстве, ни о потерях. Если что — карга тоже её версия, и также недвусмысленно прояснено в тексте.


Ссылка на сообщение25 марта 2022 г. 16:56
Интересный взгляд, ознакомился с удовольствием. «Звездную месть» люблю, феерическое произведение, насыщенное самыми разными выдумками, отличная фантазия.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение26 марта 2022 г. 06:45
Донни Йен

Признаю мощнейший душеспасительный посыл эпопеи, особенно учитывая время её появления, но как художественное произведение оцениваю её низко. И отчего-то масса пересечений с другими авторами-современниками, к примеру, с В. Головачёвым. Кто из них двоих был генератором идей, непонятно. Возможно, «носилось в воздухе» или из-за бугра нанесло. А. Бушков, С. Тармашев и прочие подхватили эти идеи гораздо позже.


Ссылка на сообщение6 апреля 2022 г. 12:50
Снимаю шляпу!
Как Вы умудряетесь найти время, чтобы всё это читать? То Головачёв, то Петухов, то какие-то непонятные самиздатовские дамы и господа...
Не говорю, что авторы или произведения плохие, просто сам разброс удивляет.
А про Петухова Вы очень точно подметили:

цитата

если отвлечься от публицистики и оставить худлит, то будет весьма занятно. Ю. Петухову пели бы оды и дифирамбы: «О, рашен Клайв Баркер!» Но идеологически этот писатель несовместим с западными ценностями, ещё и Россию не гнобит. Посему благородное общество решило сделать коллективное «фи».

Всё именно так и есть. К сожалению, сам автор очень уж заигрался «в публицистику», почему и воспринимается сегодня не как автор-фантаст.
Ну и всякие «Определители инопланетных пришельцев», разумеется, сыграли свою роль.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 апреля 2022 г. 18:04
Seidhe

:beer:

Ю. Петухов — логическое продолжение моего перечитывания В. Головачёва во взрослом состоянии. Закрывал для себя школьное странное чтиво. А сетевые авторы ко мне сами обращаются с текстами, чтобы написал, если зацепит.

цитата Seidhe

К сожалению, сам автор очень уж заигрался «в публицистику», почему и воспринимается сегодня не как автор-фантаст.
Ну и всякие «Определители инопланетных пришельцев», разумеется, сыграли свою роль.

Согласен. Слишком уж он местами сиюминутен, оттого и устарел по большей части.


⇑ Наверх