412 Иллюстрированный Пушкин


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Zivitas» > 412. Иллюстрированный Пушкин: Песнь о вещем Олеге (худ. В.Васнецов)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

412. Иллюстрированный Пушкин: Песнь о вещем Олеге (худ. В.Васнецов)

Статья написана 29 апреля 2022 г. 20:07

Звонкое стихотворение молодого Пушкина «Песнь о вещем Олеге» — опыт исторического фэнтези. За это мы его и любим, ведь настоящая история — это «Борис Годунов» и «Капитанская дочка», которые даже у светлого Пушкина обращаются кошмаром.

Худ. В.Васнецов (1899)

Художник В.Васнецов — автор знаменитых «Трёх богатырей». Его иллюстрации к «Песни о вещем Олеге» не менее знамениты, чем само пушкинское стихотворение. Первое издание иллюстраций Васнецова было в 1899 г. в виде ширмы (отсюда):

Потом было переиздание в 1914 г. в виде брошюры (оттуда же):

Фантлаб считает, что первое издание было в 1874 году: https://fantlab.ru/edition98651. Скорее всего, это ошибка — ни один другой источник такой даты не подтверждает. Авторитетный каталог-справочник «Пушкин в русской и советской книжной иллюстрации» подробно пишет об издании 1899 года как о работе, сделанной на заказ (т.е. о первом издании):

Сюита Васнецова сохранила популярность вплоть до наших дней. В советское время переиздание осуществлялось фабрикой Гознака (в нескольких вариантах). У меня вот такое издание 1962 года.

Огромная брошюра из плотных листов в мягкой обложке. Репринтом не является, поскольку текст дан в современной орфографии. Но рисованный шрифт сохранён (этот шрифт принадлежит не Васнецову, а другому художнику).

Издание 1899 года

Значение В.Васнецова для развития русского модерна было огромным. Например, Т.Верижникова в монографии-альбоме «Иван Билибин» (СПб.: Аврора, 2001) пишет, что первым моментом в развитии русского модерна было обращение к национальному эпосу, сказкам, былинам как к источникам тем и сюжетов. И именно В.Васнецов, ранее других, на переломе 1870-х — 1880-х годов встал на путь формальной интерпретации наследия искусства языческой и Древней Руси и сумел увлечь за собой многих художников.

Сканы «Песни о вещем Олеге» издания 1899 года даю с сайта РГБ (электронный каталог свободного доступа).

1) Заставка. Один из первых образцов книжной графики русского модерна. Имитация рукописных миниатюр из русских летописей. Единство текста и оформления понимается пока что ещё буквально: не только буквицы, но и шрифт рукописный.

2) Суровые древние русичи. Выход кудесника из тёмного леса навстречу князю, его предсказание — «Примешь ты смерть от коня своего» и прощание суеверного Олега с конём.

3) Тема предсказания, неумолимо сбывающегося. Не успел могущественный князь обвинить кудесника — «лживый, безумный старик» — как змея, выползающая из черепа коня, кусает его.

Иррациональный ужас перед змеями. Даже в наших южных широтах ядовитые змеи не могут убить взрослого здорового человека (опасность представляют змеи из Средней Азии).

4) Тризна по умершему князю. «Князь Игорь и Ольга на хóлме сидят».

5) Концовка. После плоскостных (примета новой книжной графики), но реалистичных иллюстраций, декоративная виньетка. И отдельного схематичного рисунка удостоились две последние всем известные строчки: «Бойцы поминают минувшие дни // И битвы, где вместе рубились они».

Интересная концовка: на первом плане две шеренги бойцов, сражаются лицом к лицу, но внизу символически изображены две грызущиеся собаки, а на заднем плане — возможно, аллегория закатного солнца. Солнце в ужасе.

«Мурзилка» 1937 года

Князья, кудесники, захватнические походы («твой щит на вратах Цареграда»), антимарксистский фатализм — всё это в январском номере «Мурзилки» за 1937 год.

Неплохое для тогдашней полиграфии воспроизведение картинок Васнецова. Нормально «Серебряный век» вписывался в сталинский предвоенный период (там и Билибин из эмиграции вернулся, что-то рисовал).

Новых довоенных иллюстраций к «Вещему Олегу», насколько мне известно, не было.





387
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение30 апреля 2022 г. 15:01

цитата Zivitas

Князья, кудесники, захватнические походы («твой щит на вратах Цареграда»), антимарксистский фатализм — всё это в январском номере «Мурзилки» за 1937 год.
Насколько марксизму не близок фатализм судить не берусь, но «Так громче музыка, играй победу», песенку, отчетливо белогвардейскую даже во времена фильма «Операция Трест», исполняли в «Днях Турбиных»... А юбилей Пушкина освятил всё, им сделанное и написанное на долгие годы — официально.

цитата Zivitas

Иррациональный ужас перед змеями. Даже в наших южных широтах ядовитые змеи не могут убить взрослого здорового человека (опасность представляют змеи из Средней Азии).
Данная информация не распространяется на а) детей, б) пожилых, лиц с ослабленным сердцем и т.п. в) укушенных в голову (шея, лицо) г) получивших с проколом кожи от кого угодно заражение крови, бешенство и т.п. (композитор Скрябин всего-то выдавил прыщ).

цитата Zivitas

автор знаменитых «Трёх богатырей»
Не анималист. Лошади, волк... так себе. А вот одеяния, природа, интерьер — куда там прерафаэлитам.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 апреля 2022 г. 15:22
:beer:


Ссылка на сообщение30 апреля 2022 г. 18:21

цитата ааа иии

Не анималист. Лошади, волк... так себе.

Да ладно...
«Витязь на распутье» 1882г.- это«так себе» конь? (Там же — конский череп и череп человеческий — это «так себе» анимализм?)
Или «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» 1918, там коней нет, но сам несуществующий Змей-Горыныч написан исключительно реалистично, «выше верхней планки».
Просто, человека можно заставить позировать часами неподвижно, а животное — нет. Особенно, если животное изображено в динамике. Тут художнику придется «писать из головы». А уж здесь вступают в силу иные законы и правила, главным образом — реализация задачи, которую наметил себе художник, если он изначально планировал «коней-волков-поросят» изображать максимально достоверно, то, он будет месяцами корпеть над ними. А если его цели лежат вне «животной достоверности», то выписывать он будет те детали, которые считает «важными».
Поэтому васнецовский «Богатырский скок» уступает в «реализме» его же более раннему «Витязю на распутье», но в те же годы Васнецов написал и «Сивку-Бурку», в котором наметил стремление писать в манере уже гипер-реализма.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение30 апреля 2022 г. 20:17
:cool!:


⇑ Наверх