КТУЛХУНОМИКА


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «ZaverLast» > КТУЛХУНОМИКА
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

КТУЛХУНОМИКА

Статья написана 6 июня 2022 г. 14:55

.

«КТУЛХУНОМИКА: Анализ тёмной этики хищного Нео-либерализма» (2019).

«Cthulhunomics: An analysis of the dark ethics behind rapacious NeoLiberalism».

.

Автор: Томас Лирмонт (Thomas Learmont)журналист международного независимого сетевого онлайн-журнала «A Beautiful Resistance» (France).

_____________________________________

                                                                                                      ~×~

«Я думаю, что самая милосердная вещь в мире — это неспособность человеческого разума соотнести всё его содержимое. Мы живём на безмятежном островке невежества посреди чёрных морей бесконечности, и не предполагалось, что мы должны плавать далеко. Науки, каждая из которых работает в своём направлении, до сих пор мало вредили нам; но однажды объединение разрозненных знаний откроет такие ужасающие перспективы реальности и нашего ужасного положения в ней, что мы либо сойдём с ума от откровения, либо убежим от смертоносного света в мир и покой нового тёмного века».

/Г.Ф. Лавкрафт, «Зов Ктулху», 1926/

.

Иногда нечто настолько огромно, что мы не в состоянии это увидеть. Оно доминирует в поле нашего сознания до такой степени, что становится неприметным. Как сказал ныне покойный теоретик культуры Марк Фишер (1968-2017): «Капитализм беспрепятственно оккупирует горизонты мыслимого». Доведя эту позицию до логического завершения, Фишер переопределил господствующий дискурс как «Капиталистический Реализм»: «Он больше похож на всепроникающую воздушную атмосферу, обуславливающую не только производство культуры, но и регулирование труда и образования, и воздействует как своего рода скрытый невидимый барьер, сковывающий мысли и действия» («Капиталистический Реализм: Альтернативы нет?», М. Фишер, 2009). Что говорит не только о его повсеместной вездесущности, но и о некоем управлении, причём гнусном. Не придавая этому буквального значения и не сводя к конспирологической теории заговора, я бы хотел предложить плегианскую (игровую) метафору — чтобы облегчить понимание и обсуждение этого явления. Поздний Капитализм и Нео-либерализм предлагают удобные и «приемлемые» термины, но используют тот же язык, что и безликий бизнес, в первую очередь втянувший нас в этот беспорядок, им обоим не хватает необходимой шокирующей величины, чтобы пробудить людей от того ужаса, что увековечивается, и поэтому я предлагаю новый термин: КТУЛХУНОМИКА.

Мифос Говарда Филлипса Лавкрафта о расе Древних богов с тёмных планет на краю нашей Солнечной системы и за её пределами, в течение эонов времени дремлющих под землёй или скрывающихся за межзвёздными порталами, угрожая проснуться, свергнуть и поработить человечество, очень любим, даже несмотря на очевидный расизм и ксенофобию автора странных историй начала XX века (токсичность, с которой писатель Мэтт Рафф блестяще справляется в своём романе «Страна Лавкрафта», 2016). Лавкрафтовские мифы вдохновили других авторов фантастики — Роберт Э. Говард, Роберт Блох, Брайан Ламли, Рэмси Кэмпбелл, Чайна Мьевилль, и Алан Мур, лишь некоторые имена — а также легион почитателей. Возможно, не стоит удивляться тому, что мрачный, тревожный цикл рассказов, стягивающих плотскую оболочку с реальности, обнажая лежащий в её основе Космический Ужас — тот, который разрушительно дестабилизирует наше привилегированное положение в Мироздании (то, что Лавкрафт назвал «Космицизмом») — должен завладеть воображением читателей. Ибо он передаёт экзистенциальную наготу — конечной цели Конца Света. Справляясь с этим, сознавая это, даже восхищаясь им, человек предотвращает потерю невинности в разочарованном, лишённом романтики и жестоко конкурирующем мире. Будучи поклонником Лавкрафта, вы «сигнализируете о пороке» всему миру: «Я знаю, насколько мрачны вещи на самом деле. Я «пробудился» от его ужасов». Как ни странно, это привело к увековечиванию творчества Лавкрафта через ролевые игры, видеоигры, комиксы, музыку, фильмы, коспле́й, трикотаж и плюшевые игрушки, ставшие, по-своему, чем-то вроде утешительной фантазии (и тем, что в целом, укрепляет коммерческое понятие «просто бизнес»).

И всё же, мифос Ктулху вызывает резонанс, получив новую ценность после 11-го сентября, после Обамы, пост-правды, сфабрикованного мира, где мы, кажется, постоянно существуем в «перевёрнутом» (если пользоваться термином из хитового сериала «Очень странные дела» от компании «Netflix», который сам по себе опирается на мифы Ктулху, в маленьком городке Америки 1980-х годов). Поскольку Администрация Трампа сделала всё возможное, чтобы не только демонтировать любые меры по борьбе с изменением климата, но и активно дискредитировала проблему с помощью освещения преднамеренных «фейковых новостей», в финансируемых нефтяными лобби СМИ Республиканской партии, и ночных твитах 45-го президента, в наших новостях можно ежедневно наблюдать спиралевидно нарастающие последствия Эпохи Антропоцена (или «Ктулуцена», как её ещё называют): таяние ледников, усиление ураганов, штормов, наводнений, засух и разрушительных лесных пожаров, а также первые волны климатических беженцев. В последнем научно-обоснованном докладе межправительственной группы по изменению климата МГЭИК (IPCC) говорится, что у нас есть максимум 12 лет, чтобы остановить повышение средней глобальной температуры на 1,5°C. Ещё немного, и мы перейдем точку невозврата — необратимый рубикон, после которого климат Земли войдёт в окончательный терминальный штопор.

Всемирно, известный британский общественный деятель, телеведущий, натуралист и посланник природы Дэвид Аттенборо (р. 1926) также подтвердил безотлагательность данного призыва к действию:

«Прямо сейчас мы сталкиваемся с техногенной катастрофой глобального масштаба. Это наша самая большая угроза за тысячи лет. Изменение климата. Если мы не предпримем никаких мер, на горизонте замаячит крах нашей цивилизации и исчезновение большей части природного мира».

И тем не менее... бизнес продолжается как обычно, возможно, с небольшим количеством косметической «зелёной промывки» тут и там, однако даже показное оформление витрин политики «устойчивого развития», похоже, всё больше становится «прошлым веком», поскольку новая непримиримая и твердолобая парадигма — смоделированная недобросовестным поведением некоторых лидеров ключевых стран — становится новоиспечённой нормой. Не извиняйся перед снежинками. К чёрту их, к чёрту планету. Заработай немного денег. Кому какое дело? Похоже, это господствующее послание — «Новое варварство», как его можно было бы назвать, подаётся нам словно мрачно-притягательный кино-литературный жанр «Гримдарк» — как единственная игра (престолов) в урбанизированном городе. Хотя, он менее антропоцентричен, чем даже это подразумевает. То, что мы видим в намеренном уничтожении ресурсов Земли и, в конечном счёте, нашего единственного и драгоценного дома, является чем-то нечеловеческим, чем-то, что, пожалуй, легче представить себе в исполнении хладнокровно разумной инопланетной расы, смотрящей на людей как на ресурс, который в лучшем случае нужно эксплуатировать, а в худшем, как на неудобство — инфекцию, которую необходимо истребить. Ибо именно так эти безликие транснациональные корпорации обнаруживают себя в своей умышленно разрушительной политике, уничтожающей жизни, среду обитания, сообщества и культуры.

Ведомые аморальными иерофантами и лжепророками, единственным богом которых является прибыль, совершающие свои тайные магические ритуалы чтобы извлечь максимум энергии из тех, кого их анонимизированная система эксплуатирует ради заговора исполнительной власти, и мажоритарных акционеров, эти жрецы Ктулхуномики, похоже, работают не на благо человечества, а на какого-то Древнего Бога. Из своих не-Евклидовых храмов чёрной Геомантии (самой древней оккультной науки — гадания по земле) в финансовых кварталах крупных городов, они используют для своих целей собственных шогготов: боссов, громил и судебных приставов, местных бандитов, наёмных головорезов, шантажистов и агентов-провокаторов, купленных экспертов и хакеров. На панелях и ток-шоу, в теледебатах, видеоблогах и радиопередачах они цитируют главный фолиант своей истины: «Эконо́микон» (The Economicon). Их приспешники троллят тех, кто сопротивляется, издеваются над теми, кто пытается участвовать в цивилизованных дебатах, отстреливают тех, кто предлагает рациональные альтернативы, насмехаются и разглагольствуют над голосами разума, посылают смертельные угрозы или просто входят с оружием наперевес, используя своего «безумного одинокого стрелка». Как и в случае с судьбами главных героев Лавкрафта, любой, кто подойдёт слишком близко, кто увидит «То-что-нельзя-описа́ть», сходит с ума, обречён на «самоубийство» или исчезновение.

Рискуя быть уничтоженными, независимые исследователи продолжают свои расследования, и иногда обрывки их отчётов доходят до нас — голоса из пустоты, донесения из бездны. И всё больше и больше из нас по-настоящему «пробуждаются», или через международное движение «Переходного города» (Transition Town Movement), Анти-военное движение, движение «Оккупай» (Occupy), новую волну общественного движения «Восстание против вымирания» (Extinction Rebels), или благодаря бесчисленному количеству других низовых инициатив и кампаний. И везде, где мы видим Ктулхуномику в действии, мы можем и должны заявить об этом.

Как это действие идентифицировать? Его можно найти в унылых, погрязших в жёсткой экономии городах и посёлках, где половина магазинов заколочена, предприятия обанкротились, где жители беспутно шатаются без дела, глазеют из дверных проёмов или со своих картонных кроватей, в мрачных оскаленных Иннсмутах, где жители стали частью пищевой цепочки, а их потомство смертельно испорчено евгеникой бедности. И это также можно обнаружить в привилегированных американских районах Колледж-Хиллз, с их запахом зла, преследуемые мрачными призраками — прекрасные здания, построенные на деньги от работорговли, статуи и памятники сатанинским святым истории, элитные библиотеки, где загнивают знания, учреждения, в которых институционализировано неравенство, где женщин и цветных людей вымывают и выбеливают из повествования, где образование стало монетизированным, а раздутые вице-канцлеры жиреют на студенческих взносах, где дипломы и учёные степени, выданные в Мискатонических Университетах Ктулхуномики, ведут лишь к пожизненной цепочке долгов.

Его можно найти в современных иконах Дагона, украшающих наши Торговые Центры, куда мы ходим, чтобы сделать очередное подношение, втянутые в точку сингулярности «Чёрных Пятниц» и Январских Распродаж. Очередная Важная Вещь с её встроенным устареванием. Оно действует через оккультные алгоритмы, нацеленные на наши почтовые э-мейлы и аккаунты в социальных сетях. Своими многочисленными глазами оно отслеживает каждый наш шаг, каждую покупку. Мы инсталлируем программное обеспечение управления в наших потомках — религию, замыкающую мысль, закрывающую критический дискурс. Мы передаём им свои предубеждения и сомнения. Каждую ночь мы подключаем наши головы к главному мозгу и получаем «нужные» обновления. Своим бездумным «выбором» образа жизни и бесконечным потреблением мы со-участвуем в разрушении единственного дома, который есть у нас в этом огромном холодном Космосе. Мы их «рабочие дроны», и даже не подозреваем об этом.

Это и есть — Ктулхуномика. Её отличительной чертой является вредоносность: эта политика «За» или «Против» нашей планеты? «За» или «Против» блага человечества и всех тех, с кем мы делим эту планету? Ибо, если «против», тогда вы безошибочно слышите зов Ктулху. И, не остаётся сомнений в том, что «В своём доме в Р'льехе мёртвый Ктулху ждёт не спящий, а уже пробудившийся...».

                                                                                                    ~×~

.

Author orig publication: © 2019 Thomas Learmont.

Copyright © 2022 «A Beautiful Resistance».

A Beautiful Resistance, Gods & Radicals Press, Académie Hérèretique, and Another World supported by Ritona A.S.B.L, Non-Profit Publishing Organisation.

Перевод: © 2022 ZaverLast.

Ссылка: https://abeautifulresistance.org/site/201...

___________________________________________





1098
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение6 июня 2022 г. 16:38
Очень ангажированный памфлет, автор которого зачем-то приплетает Лавкрафта к своей антикапиталлистической проповеди. Думаю, сам ГФЛ был бы весьма удивлён доведись ему такое прочитать...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение6 июня 2022 г. 17:28
Навряд ли бы сильно удивился, под конец жизни он сам стал социалистом. Но вообще, право же слово, о ктулхуномике уже отлично написал Чарльз Стросс в «Прачечной», задолго до. Правда, без упора на экологию, но, с другой стороны, я всё ещё читал только первые две книги, страшновато читать столь нёрдический юмор в оригинале.

Переводчику — таки «Ктулуцен», Донна Харауэй, создавшая термин, подчёркивает, что написание намеренно изменено +)
 


Ссылка на сообщение6 июня 2022 г. 22:20
Благодарю за важное уточнение по поводу термина «Ктулуцен». Решил исправить. К слову, российский философ Александр Дугин в своём видео-курсе «Фундаментальной Психологии» (Лекция №37, 2021 год), по теме «Психология объектов. Weird-реализм и сознание Аримана», воспроизводит этот термин как «Ктулхуцен». Впрочем, Дугин обильно ссылается на всё ту же известную книгу Грэма Хармана «Weird-реализм: Лавкрафт и Философия» (2012).
 


Ссылка на сообщение6 июня 2022 г. 23:02
Стал социалистом? А партбилет успел получить? Если это из его писем то было бы интересно прямую цитату увидеть.
Стоит понимать что социализм тогда и «социализм» сейчас — это две больгие разницы. Сартр вон тоже симпатизировал, но только до поры до времени...
Просто забавно читать современных леваков, которые Лавкрафта чуть ли не запрещать и цензурировать хотели за его «расизм» и «шовинизм», но вдруг переобулись налету и пытаются выставить его чуть ли не «борцом с капитализмом». Одни культисты обвиняют других.
 


Ссылка на сообщение7 июня 2022 г. 14:23
Ethical idealism demands socialism on poetical cosmic grounds involving some mythical linkage of individuals to one another and to the universe—while hard-fact realism is gradually yielding to socialism because it is the only mechanical adjustment of forces which will save our culture-fostering stratified society in the face of a growing revolutionary pressure from increasingly desperate under-men whom mechanisation is gradually forcing into unemployment and starvation. (Мортону, 18 января 1931 — цитирую по Джоши, потому как по pdf писем с нераспознанным текстом я искать убьюсь в разгар сессии)

И таки да, это совершенно не мешало ему до конца дней ненавидеть чернокожих и настаивать на культурном изоляционизме. Экономические соображения далеко не синонимичны абсолютной толерантности; Лавкрафт первый высмеивал ортодоксальный марксизм за теорию отражения и стремление видеть экономический детерминизм где угодно, включая искусство. Как бы то ни было, под конец жизни он открыто переобулся из крайних консерваторов и поддерживал Рузвельта как наименьшее зло.
 


Ссылка на сообщение7 июня 2022 г. 18:34
Социалисты на другом конце шарика ровно в то же время ненавидели и физически истребляли фермеров, так что нормально что ГФЛ ненавидел цветных. И еще вопрос какой именно социализм (какое именно выравнивание) имел в виду ГФЛ, ведь в 1931 году было два социализма, один базировался на отношении производственных сил и работника, второй — на этнических началах.
 


Ссылка на сообщение7 июня 2022 г. 20:16
В приведённом отрывке я не вижу политических деклараций поддержки тому или иному движению/мировозрению. Вижу рассуждения которые стоит рассматривать в контексте актуальных на тот момент событий (Великая Депрессия). А вот что по этому повожу говорит Википедия:

цитата

В результате Великой депрессии, Лавкрафт пересмотрел свои взгляды. Первоначально он думал, что состоятельные люди станут идеальной аристократией и решат все проблемы Америки. Когда этого не произошло, он стал демократическим социалистом. Этот сдвиг был вызван наблюдением Депрессией, что нанесла огромный вред американскому обществу. На это также повлиял рост политического капитала социализма в 1930-е годы. Одним из основных пунктов социализма Лавкрафта было его противостояние советскому марксизму, поскольку он думал, что марксистская революция приведет к разрушению американской цивилизации. Лавкрафт считал, что для сохранения Америки необходимо сформировать интеллектуальную аристократию. Его идеальная политическая система изложена в его эссе «Некие повторения эпохи», в котором он защищает государственный контроль, сокращение рабочего времени и более высокую заработную плату, а также страхование по безработице, и пенсии по старости. Он подчеркивает необходимость олигархии интеллектуалов. По его мнению, власть должна быть ограничена теми, кто достаточно умен и образован. Он часто использовал термин «фашизм» для описания этой формы правления, но она мало похожа на эту идеологию


По современным меркам он скорее ближе к социал-демократии, чем социализму.

Но проблема текста в другом. Автор просто притянул образы ГФЛ чтобы подтвердить свои тезисы. При такой поверхностной и идеологизированой интерпретации можно «натянуть» ГФЛ. Замените в тексте Трампа на Обаму, критику консумпционизма на «пропаганду ЛГБТ» и т.д. — текст останется такой же примитивной агиткой. Разница будет лишь в названиях вещей и явлений которые автор критикует.

Зачем подобное тащить на литературный сайт — вопрос открытый.
 


Ссылка на сообщение7 июня 2022 г. 22:10
О, как изумительно всё повернулось. Что ж, замечательно, для Вас вопрос открыт.
_________________________ _________________________ ____ _________________________ ________

Данный материал не следует рассматривать сугубо в узком политическом контексте, он интересен прежде всего с точки зрения аспектов Объектно-ориентированной философии и понятия Weird-реализма, напрямую связанного с Лавкрафтом и его произведениями. Иными словами, автор статьи вне всякой ангажированности рассматривает проявление гипер-объектности в глобальной мировой экономике и экологии, через призму фантастических образов из Мифологии Ктулху. Имеет ли это отношение к литературному сайту? На мой взгляд, несомненно. Это любопытное философское размышление с использованием известных литературных персонажей, то есть своего рода тот же оригинальный художественный рассказ с вкраплением современной теоретики Weird-реализма. Автор статьи сразу формулирует основную тему дискурса в первом предложении текста: «Иногда нечто настолько огромно, что мы не в состоянии это увидеть», — это как раз и есть главная характеристика философского понятия «Гипер-объектность», введённого в 2012-ом году одним из активных участников движения Объектно-ориентированной мысли и её пересечения с экологическими исследованиями, известным британским философом, писателем, профессором философии и английского языка — Тимоти Мортоном (Университет Райса, Хьюстон/штат Техас), в его книге «Экологическая Мысль» (изд-во Гарвардского Университета, 2012). Мортон ввёл термин «гиперобъекты» (обозначающий n-мерные нелокальные сущности), для объяснения объектов настолько массивно распределённых во времени и пространстве, что они выходят за рамки локализации, например, такие как: глобальное потепление, повышение уровня мирового океана, радиоактивное загрязнение, и целый ряд других вопросов, вызывающих экологическую озабоченность. К примеру, та же проблема изменения климата, является столь масштабной и неопределённой, что её невозможно даже точно зафиксировать, количественно измерить и, тем более, полностью осмыслить.

По словам Мортона: «Пытаясь понять гиперобъекты, человеческое мышление вызвало в социальное, психическое и философское пространство сущности, подобные Ктулху. Современная философская одержимость Чудовищным даёт обновлённый и освежающий выход из стандартного человеческого мышления». В своей недавней книге «Человечество: солидарность с Не-людьми» (Verso Books, 2017) Тимоти Мортон исследует разделение между людьми и нелюдьми (или «нечеловеками») с объектно-ориентированной онтологической точки зрения, а так же каковы могут быть политические последствия в случае возможных изменений. Мортон утверждает, что людям необходимо радикально переосмыслить то, как они представляют себе нечеловеческих особей и относятся к ним, и к природе в целом. (прим.,под термином «Нечеловек» подразумевается любая органическая или неорганическая сущность, в том числе механические объекты, роботы или машины, разработанные с использованием человеческого интеллекта, отчасти проявляющие лишь некоторые, но недостаточно человеческие характеристики, чтобы полностью считаться людьми).

Что делает человека человеком? Мортон предлагает рассматривать этот актуальный философский вопрос, как в высшей степени политический. В наших отношениях с «нечеловеками» мы, прежде всего, решаем судьбу нашей собственной человечности. Стать человеком, утверждает Мортон, значит создать сеть доброты и солидарности с нечеловеческими существами во имя более широкого понимания реальности, одновременно включающей в себя и преодолевающей понятие вида. Обсуждение и переговоры о политике человечности — есть первый решающий шаг к тому, чтобы вернуть себе верхнюю планку в экологическом со-существовании и противостоянии с такими транс-континентальными корпорациями как, к примеру, «MONSANTO», и прочими миллиардерами-технофилами , которые хотели бы лишить нас сближающих отношений с другими существами, не принадлежащими к нашему виду.


Ссылка на сообщение6 июня 2022 г. 18:23
Пребольшущее вам спасибо, дорогой товарищ!
На эту же тему было отличное высказывание в серии «Соус Парка», посвященной катастрофе на «Дипвотер Хорайзент«!
Х-мм... Даже до умственно отсталой Греты Тунберг дошло, кто является подлинным врагом человечества, но не до некоторых отечественных любителей фантастики8-)


⇑ Наверх