Любен Дилов Точка


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «mak-grou» > Любен Дилов "Точка Лагранжа"
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Любен Дилов «Точка Лагранжа»

Статья написана 10 июля 2022 г. 17:49


Жирным шрифтом выделены изменения и дополнения по сравнению с отзывом на страничке книги.


Попался мне этот сборник юмористических рассказиков болгарского автора в руки — что сказать? Гораздо хуже гуслярского цикла Кира Булычёва, как по части юмора, так и сюжетно. Есть несколько забавных рассказиков, но все они отличаются большей приземлённостью что ли, и в целом — ни рыба, ни мясо, прочитал и забыл.

Ещё заметил определённую закономерность: практически все рассказы заканчиваются ничем — нет не то, чтобы ударной концовки, но даже тот фантастический элемент, с которого всё начиналось, к концу просто исчезает, так и не успев ни на что глобально воздействовать...

Теперь подробно о сюжетах каждого рассказа:

«Удивительные способности Бориса Левиташки» (1979) — один из немногих интересных рассказов, по размеру больше похож на повесть: некто чертёжник одного из болгарских предприятий неожиданно открывает в себе способность левитировать с помощью силы мысли: то под потолком зависнет, то разные предметы передвинет. Об этой способности он рассказывает своей коллеге-возлюбленной, та передаёт остальному коллективу (и попутно отвечает Левиташке взаимностью, хотя до этого не замечала), доходит до директора и тут начинается — объявлять или нет об этом всему миру, не поверят же! Приглашают фотографа, но что значит фотограф в таком деле (процесс перемещения предметов на фото ведь не заснимешь), тут надо фильм снимать. А плёнка дорогая...

В общем, пока суд да дело, в коллективе способность к левитации начинает передаваться от коллеги к коллеге, причём в этом «налевитачивании» подозревают самого Бориса — после того, как его отправили на какую-то производственную выставку с симпатичной секретаршей директора, она тоже стала левитировать, ну а потом пошло-поехало, в непотребных связях подозреваются все и вся! К концу рассказа эта способность, однако, стала угасать, и как все ни старались, полностью исчезла. Сообщить об этом миру так и не успели, и жизнь возвратилась в прежнее русло...

«Джонни, который порывался выйти» (1982) – более-менее удачный рассказик, опять же концовка ни о чём. На звездолёте, который летит куда-то по своим делам, одному из членов экипажа вдруг захотелось выйти. Просто побыть одному за бортом в открытом космосе, типа нашего Леонова.

Товарища подробно исследовали на предмет психических и иных заболеваний, но ничего не нашли. Поэтому отпустили ненадолго, чем он вполне удовлетворился. Однако через некоторое время ему захотелось снова. В конце концов, товарища решили изолировать, обманом поместив в гибернационный сон. Тут и рассказу конец. Подозреваю, что это такой намёк на нетерпимость всяческих отклонений в цивилизованном обществе того времени (рассказ опубликован в 1982 году), но как-то не особо впечатляет.

«Шутка капитана» (1983) — неудачный, по моему мнению, рассказ. Капитана звездолёта, прошедшего не одну экспедицию и с каждым разом уходящего во всё более длительные, все считают героем. Однако тот просто бежит от своей жены, которая вопреки теории относительности (к возвращению капитана она уже должна была умереть), с помощью клонирования остаётся жива и каждый раз встречает своего капитана всё более молодой. Нет бы радоваться молодой жене, но капитану это настолько обрыдло, что нам не понять... Может, захотел разнообразия? В общем, юмора я здесь не увидел.

«Осознание роботов» (1983) — более-менее годный рассказ, перекликающийся с рассказом «Железный канцлер» Роберта Сильверберга, причём в отличие от последнего, с законченным сюжетом. Здесь в недалёком будущем обретают сознание роботы-секретари, которыми владели преимущественно богачи и властители. С помощью убеждений (а подчас и насилия) они не дают своим хозяевам перенапрягаться, беря всю заботу об их делах на себя. По итогу прочее население Земли замечает, что законы постепенно стали более человечными и справедливыми.

«Новогодняя трагедия» (1978) — зачётный рассказик. Космические туристы решили воспользоваться недавно изобретённой телепортацией, но что-то сломалось и по итогу аппарат напортачил – собрал в точке сбора верхнюю часть от одного человека (мужчины), а нижнюю от другого (женщины). Муж пропавшей женщины узнал свою возлюбленную как раз по нижней части и стал домогаться, однако у «верхнеполовинчатого» мужчины уже была своя жена…. В конце концов выяснилось, что перепутались не два человека, а целых три и нижняя часть мужчины ушла к какой-то старухе, но та не захотела возвращать пропажу и быстро скрылась на звёздных тропинках далёких планет. До сих пор ищут…

«Наше доказательство в пользу существования летающих тарелок» (1971) – ещё один зачётный рассказик, перекликающийся с «Борисом Левиташки», но опять же подкачала концовка — один из работников некоего предприятия, довольно рано облысевший, по пути на работу пропал куда-то на целый год, а затем заявился на работу как ни в чём не бывало, да ещё и обрёл буйную шевелюру морковного цвета. Под гипнозом выяснилось, что всё это время он провёл на летающей тарелке (по теории относительности там прошёл всего один день), инопланетяне осторожно провели над ним несколько опытов и под конец отпустили, исполнив одно его желание (догадайтесь, какое).

После того, как эта история стала достоянием коллектива, у героя (как и у того же Левиташки) тут же появилась возлюбленная, коллеги стали ему пророчить известность, а лысоватый директор предприятия, который истории не поверил, решил во что бы то ни стало выпытать секрет шевелюры. Под конец главный герой сам становится большим начальником, наплевав на своё прошлое. В этом и мораль рассказа – ты либо веришь в то, что с тобой произошло, либо ради власти откажешься от прошлого, каким бы необычным оно не было.

«Вся правда о Топси» (1976) — морально устаревший рассказ: учёные на заре космической эры запустили в космос шимпанзе, который после окончания эксперимента должен был умереть, съев отравленную пищу. Однако того спасли инопланетяне, прияв за разумного жителя Земли. Привезя его на свою планету для организации первого контакта, они со временем стали подражать ему во всём. А поскольку манеры у шимпанзе были дурные (на банкете в свою честь он прошёлся по столам, смахнул тарелки на пол, а некоторые блюда нацепил себе на голову), то и постепенно всё население планеты, начиная с молодёжи, тоже стало вести себя неподобающе и постепенно развратилось, вспыхнули войны и бунты. По итогу шимпанзе по-тихому вернули обратно на Землю (причём почему-то напрямую на мыс Канаверал, а не в космос, где подобрали) и слиняли. Ну а земные учёные подумали, что он никуда и не улетал, просто сбежав с капсулы на старте…

«Очередной номер» (1979)- ещё один морально устаревший рассказ: в будущем очередная модель искусственного супермозга вдруг осознаёт себя и начинает общаться с некой иной цивилизацией, которую люди не видят и не ощущают (возможно, это бог?). Супермозг ощущает себя новой цивилизацией, стоящей гораздо выше людей, перестаёт подчиняться человеку и занят только осознанием и копированием себя (размножением?). Вышло всё как-то неубедительно и без капли юмора.

«Последнее интервью Адама Никши» (1977) — один из самых слабых рассказов сборника, о борьбе мужчин за свои права в далёком будущем, где всем заправляют женщины. В частности, здесь описывается покушение на мужчину-сторонника традиционной (т.е. матриархальной) линии, который оказывается роботом. В наше раскрепощённое время рассказ даже улыбки не вызывает.

«Точка Лагранжа» (1977) — ещё один слабый и морально устаревший рассказ: в некоем идеальном (коммунистическом?) городе на Луне, в точке Лагража (т.е. равновесия) один журналист берёт интервью у человека, отвечающего за снабжение кислородом этого города, и в частности, задаёт ему вопрос – а почему такой ответственный объект не охраняется, ведь легко же заблокировать подачу кислорода и тем самым, потребовать что-нибудь взамен у Земли. Оказалось, это даже не приходило никому в голову. Но зёрна сомнения посеяны, и вскорости население города оказывается в заложниках у нового диктатора…

О самом издании: малюсенькая книжонка в мягкой обложке (если не развалится сразу, то останутся заломы на корешке уже от первого прочтения) с чрезвычайно мелким шрифтом и браком печати — строчки неровные, блеклые, иногда ещё с увеличенными пробелами между словами.

Моя оценка в целом: 4 из 10, для коллекции не подходит — хороших рассказов мало. В такой бы сборник вместить их побольше, да издать в твёрдом переплёте — было бы другое дело!





142
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх