11.2. В заметке под названием “Zemsta Boga” Шимон Хольцман/Szymon Holcman рецензирует комикс польских авторов “Pattern/Модель”:
Создатели комикса “Pattern/Модель” РАФАЛ ГОСЕНЕЦКИЙ/Rafał Gosieniecki и Петр «Гене» Ковальский/Piotr “Gene” Kowalski дебютировали комиксом “Phantasmata/Фантазмата”, печатавшимся на страницах журнала “Produkt”. Похоже, что этот комикс был предисловием и предвестником первого полнометражного альбома этого дуэта. Хотя действие комикса “Pattern”, в отличие от действия его предшественника, разворачивается в определенном месте (Париж) и времени (конец XIX века), комикс насыщен той же тревожной атмосферой и является продуктом необычного художественного воображения.
Париж – это ключевое слово, означающее непрерывно развивающийся город. Город-молох, напоминающий скорее ланговский Метрополис, чем реальную столицу Франции. Здесь человечество достигло такого уровня развития, что может ответить на любой вопрос с помощью формул и расчетов. В Боге отпала нужда. И Он, преданный и брошенный, насылает на город чуму: начинают умирать человечьи «дети» — машины.
ГОСЕНЕЦКИЙ и Ковальский жонглируют в комиксе понятиями детерминизма и футуризма, различными жанрами фантастики, такими как стимпанк и утопия. И делают это не в шутку, а весьма серьезно.
Сюжет слагается из многих динамических сцен, но требует от читателя определенного мысленного усилия и вовлеченности в чтение и великолепно сочетается с художественным решением, где вибрирующие изображения и почти живописные полотна объединяются с фотографиями. Это стройное оригинальное изобразительное произведение и один из лучших комиксов последних месяцев. С коварным окончанием, не поддающимся простым интерпретациям.
РАФАЛ ГОСЕНЕЦКИЙ (рисунок), Петр «Гене» Ковальский (сценарий) «Модель» (Rafał Gosieniewski (rys.), Piotr “Gene” Kowalski (scen.) “Pattern”. “Mandragora”, 2003).
Из рецензии Блажея/Blażej, опубликованной в сетевом журнале “Esensja” 2 июня 2004 года:
«В комиксе “Pattern” художник позволяет своему творению увлечь себя – его визуальные образы подрагивают, вибрируют, погружают во мрак, в котором размываются контуры и очертания. Все страницы комикса имеют черный фон, что усиливает необычную атмосферу этого альбома. В целом складывается неоднозначное послание, которое временами нужно расшифровывать, высматривая смысл в путанице линий и суперпозициях пятен, связывая воедино разрозненные на первый взгляд кадры. <…> “Pattern” многими (в том числе и авторами) считается стимпанковским произведением. И в самом деле, мы находим в нем типичные для этого жанра атрибуты, такие как монокли, костюмы эпохи перелома веков, паровые машины и дирижабли. От многих ему подобных этот комикс отличает то, что авторы не задержались на поверхностном уровне копирования реалий викторианской эпохи, но пропитали свое произведение истинно стиманковским духом. Мир “Pattern”-а последовательно позитивистичен: в нем представлено идеальное общество, которым правят механистические законы природы и, что из этого следует, далеко зашедший детерминизм. Социальная и экономическая сферы увязаны в однородную систему, регулируемую с помощью “прекогниционных уравнений”. Добавим к этому неурядицы с Богом и получим версию стимпанковости, интересную тем, что она вписывается в фактическое представление будущего людьми той эпохи, отличающееся от типичного для этого жанра навязывания описываемому миру современных нам способов мышления. Видение будущего мира из “Pattern”-а, в свою очередь, весьма напоминает коммунистическую утопию, поэтому можно прочитывать этот комикс и в историко-политических категориях. “Pattern”, однако, это решительно не только графическая экспрессия и интересно сконструированный мир. Мы находим здесь также интересно рассказанную историю попытки спасения распадающегося мира наощупь, но с решимостью. Сюжет опирается на хорошо обкатанные схемы: гонки со временем, нависающая опасность, борьба добра со злом. Правящая городом Директория пытается предотвратить гибель, появляется девочка Мария, от которой все (без ее на то ведома) зависит, дело не обходится без стрелянины и эффектных поворотов сюжета. Все это вкупе с неожиданным завершением гарантирует много хорошего развлечения».