ПАН СНЕГ и ПАН ВЕТЕР Nowa


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > ПАН СНЕГ и ПАН ВЕТЕР (Nowa Fantastyka (174) 12/2004). Часть 8
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ПАН СНЕГ и ПАН ВЕТЕР (Nowa Fantastyka (174) 12/2004). Часть 8

Статья написана 28 сентября 2022 г. 09:48

11. Статья Яцека Земека/Jacek Ziemek называется:

КАК АЛЬФРЕД КИНО ТРАНСФОРМИРОВАЛ

Jak Alfred kino zmieniał

Влияние Хичкока (Alfred Hitchcock) на кино без сомнения огромное. Без его «Птиц» катастрофическая фантастика по-прежнему рассказывала бы о радиоактивных землеройках. Подобным образом обстоят дела с «ужасами». Ведь Хичкок – это средоточие «ужасов», пусть даже поразительное множество фильмов его эпигонов вызывает не более чем раздражение.

Утверждение, что Альфред Хичкок – мастер кино ужасов, не вызывает сомнения, хотя не все фильмы из его богатейшего наследия заслуживает причисления к числу шедевров. Впрочем, он тоже был подвержен влияниям со стороны. Так, на выбор им жизненного пути повлияло знакомство с фильмом «Усталая смерть» Фрица Ланга (“Der Müde Tod”, Fritz Lang, 1921), шедевром немецкого экспрессионизма, сочетающем в себе моральную притчу с эффектностью готической фэнтези.

Этот синтез явственного морального послания с пристрастием к шокированию зрителей стал отличительным знаком Хичкока.

Знаете? Ну так посмотрите еще раз

Которые из фильмов «мастера саспенса» наиболее отчетливо запечатлелись в памяти зрителей? Из нескольких десятков поставленных им фильмов беспрерывно вспоминаются, называются и обсуждаются едва несколько. Назовем их все подряд, но в два приема. В первый список включим фильмы «Веревка» (“Rope”, 1948), «Окно во двор» (“Rear Window”, 1954) и «Психо» (“Psycho”, 1960), во второй – «На север через северо-запад» (“Nort by Northwest”, 1959), «Головокружение» (“Vertigo”, 1958) и «Птицы» (“The Birds”, 1963).

Каждый из этих фильмов разошелся на цитаты, которые взяты на вооружение многими творцами фантастики и horror-ов. Что вспоминается прежде всего? Неукоснительно последовательное единство действия, времени и пространства («Веревка»),

клаустрофобически и оздоровительно мотивированный вуайеризм («Окно во двор»),

сцена в душе из «Психо».

Вторая серия связывается с более широким постановочным размахом: самолет, преследующий Гэри Гранта и бегство по скалистым барельефам президентов («На север через северо-запад»);

показанное с помощью фантастической феерии оптических трюков ужасное состояние психики героя («Головокружение»);

жаждущие крови и глазных яблок стаи пернатых в «Птицах».

Все это бесцеремонно используется в бесконечном цитировании – как элемент сокровищницы массового сознания зрителей.

Паразитствующий Брайан

Особенно часто щеголяет такими цитатами Брайан де Пальма (Brian De Palma) – автор достаточно самобытный, но ставящий фильмы почти всегда с оглядкой на «Великого Хича». Он цитирует не только отдельные сцены, но и целиком сюжетные рамки. В своем раннем horror-е «Сестры» (“Sisters”, 1973) он заимствует инвентарь из «Психо» и «Окна во двор».

В фильмах «Одет для убийства» (“Dressed to Kill”, 1980),

«Подставное тело» (“Body Double”, 1984)

и «Восхождение Каина» (“Raising Cain”, 1992)

заметна смесь «Психоза», «Головокружения» и «Окна во двор». И, тем не менее, Брайан де Пальма везде остается самим собой. Каким чудом? В предисловии к знаменитому сборнику бесед Франсуа Трюффо с Альфредом Хичкоком цитируется предложенная Селином классификация творцов на «эксгибиционистов» и «вуайеристов». Хичкока решительно и с полным основанием относили к «вуайеристам». Novum Де Пальмы основывается на самостоятельном эксгибиционистском использовании вуайеристских мотивов Хичкока. Благодаря этому Де Пальма каждый раз оказывается настолько же раздражительно вторичным, насколько поразительно новаторским.

Gore, gore

Одно не подлежит сомнению: в каждом из своих фильмов Де Пальма преступает границы нарочитой жестокости и кровянистой дословности, в чем Хичкока можно обвинить только в случае его предпоследнего фильма, для которого характерны несомненные «перегибы»: «Исступление» (“Frency”, 1972).

За его сдержанностью стояли не только навязываемые извне ограничения, но и внутренняя самоцензура и развитое чувство хорошего вкуса. Ибо Хичкок – и в этом его отличие от современного кровавого современного кино – всегда больше подсказывал, чем показывал. Отсюда все его связи с кино поджанра gore кажутся сильно преувеличенными. Самым сильным доводом старосветской элегантности режиссера служит то, что ни одной секундой из трехминутной сцены резни в душе в «Психо» он не посягнул на достоинство смерти – чего делать в экспансивном современном gore режиссеры совершенно не способны. Если и существуют такие связи, то они совершенно несущественны и вторичны. Вот два примера: в «Психо» отражены ужасные деяния психопатологического убийцы Эда Гейна в 1945 году – как и в «Техасской резне бензопилой» режиссера Тэда Хупера (“The Texas Chainsaw Massacre”, Tobe Hooper, 1974).

Ну и что из того? Связь с кино gore имеет также семейный (на уровне смены поколений) характер: главную роль в horror«Хэллоуин» режиссера Джона Карпентера (“Halloween”, John Carpenter, 1978) играет Джейми Ли Кëртис – дочь Джанет Ли, игравшей роль Мэрион в «Психо».

Ну и что из этого? Этот вопрос можно повторять бесконечно.

(Окончание следует)





66
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение28 сентября 2022 г. 16:04
Хичкок гениален, фильмы его можно смотреть и пересматривать, смаковать и удивляться. Кадры выстроена как картины, сюжеты необычные и с резкими поворотами.


⇑ Наверх