Продолжаем смотреть иллюстрации к "Трём поросятам" в обработке С.Михалкова. Сегодня — книжка, изданная в Ижевске в последний год существования СССР.
В иллюстрациях художника Б.Аникина ярко отразилась закатная советская эстетика. Период упадка политических институтов очень благотворен для творчества. Уже в Восьмидесятых художники, которые не были поставлены на поток, рисовали не для детей — тем и так сюжет старых сказок по мультикам известен. Частенько детские книжки становились художественными манифестами.
Очень люблю графику этого периода, во многом из-за её недосказанности — это был чисто советский продукт, развитие резко прервалось. Осень эпохи, "серебряный век", рафинированность и постмодернизм... Вот задняя обложка — улитка на белом грибе-боровике. И это всё в "Трёх поросятах".
Да, прошли взвихренные Шестидесятые. Поросята у советского художника — умиротворённые, ласковые. Одежда — середина XIX века, Англия, добропорядочные буржуа. Теперь принято подчёркивать английский первоисточник. Фирма!
Лёгкая осенняя печаль Наф-Нафа — джентльмена. Необязательные фигурки, которые у шестидесятников были в качестве ремарки на полях, теперь пробираются к середине листа: врановые птички в котелках вовсю трубят в рожки.
Врановые с духовыми инструментами претендуют чуть ли не на главные роли.
Благостно строятся дома трёх братьев. Джентльмены не устраивают скандалов.
И всё-таки волк — центральный пейзаж сказки. Художники могут вволю пофантазировать. У Аникина волк — тоже буржуа, как и поросята, но поиздержавшийся.
Борьба волка с поросятами — это война с конкурентами внутри одного класса.
Вот ты какой, волчий оскал капитализма эпохи Карла Маркса.
И всё-таки волк тоже джентльмен.
Жалко волка — он уходящий типаж, уступающий место поколению розовых поросят.
Но мастерство не пропьёшь — изящное дуновение по-прежнему разрушительно.
В последний момент удача отвернулась от волка.
Это фиаско.
Мне кажется, иллюстрации Аникина — одна из лучших сюит к "Трём поросятам". Художник работал с большим воодушевлением.