Биркин М Епископ в


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «AlisterOrm» > Биркин М. Епископ в вестготской Испании (2020).
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Биркин М. Епископ в вестготской Испании (2020).

Статья написана 26 ноября 2022 г. 23:31

Биркин М.Ю. Епископ в вестготской Испании. Серия: Библиотека всемирной истории М. Наука 2020г. 368с. Твердый переплет, Увеличенный формат. (ISBN: 978-5-02-040521-9 / 9785020405219)

Жизнь не стоит на месте, в особенности — жизнь социальная. Когда умирает целое общество, ему на смену приходит другое, когда отмирают старые институты, возникают новые. И всё, за исключением этот извечной сансары, текуче и изменчиво.

Это касается и скончавшейся Римской империи, умирание которой вовсе не было единомоментным и сокрушительным. Население-то никуда не девалось, римская культура выживала, города продолжали стоять, в них шла какая-то социальная жизнь. Вспомним «Житие святого Северина», описывающее жизнь на северных склонах Альп после ухода римских войск, вспомним самообразовавшийся осколок Империи под руководством Сиагрия, павший под ударами Хлодвига Франка, да и Флавий Кассиодор со своими «Varie» был свидетелем сосуществования старого и нового. Испания — регион, удалённый от Германии, даже после тёмного III века остававшийся густонаселённым и богатым, в V веке столкнулся с тяжкими испытаниями: нашествием вандалов и аланов, оседанием свевов, и — миграция вестготов за Пиренеи, как итог, образование королевства в Толедо в начале VI в., и фактический конец присутствия римского государства в этом регионе.

Однако испано-римское население никуда не делось, вестготы-ариане были каплей в море среди городов и вилл жаркого Пиренейского полуострова, и ему приходилось искать новые возможности для жизни в непростых условиях господства чужеземной элиты, и возникновение новых институтов не заставило себя долго ждать.

Олег Ауров, учитель достопочтенного Михаила Биркина, продвигает в своих работах идею «вестготской симфонии» (на византийский манер, коему, видимо, и подражали новоиспечённые идеологи вестготов), то есть единства Толедского королевства и кафолической церкви, едва ли не теократии после эпохи Леовигильда (568-586). Смысл: в глубочайшем взаимопроникновении власти и церкви, чуть ли не до полного слияния. Теократия? Или нечто иное? Я выскажу свои мысли в конце, сейчас же перед нами стоит образ, который стал играть важную роль в обществе именно в эпоху власти вестготов, даже ещё до того момента, как её правящая элита перешла в кафоличество. В фокусе нашего внимания, и внимания Михаила Биркина, находится фигура епископа, игравшая ключевую роль в раннесредневековой Испании — одних только церковных соборов с VI по VIII в. было проведено около 40-ка (считая и помстные, и провинциальные), и каждый из этих соборов вносил определённую лепту в общественную жизнь королевства. Итак, если епископ играл такую большую роль в королевстве, то что он из себя представлял? Духовный и светский пастырь, глава общины — да, но что позволило ему стать такой важной фигурой?

Изучать такие персонализированные институты можно по разному. Мне вспоминается метод Валентина Янина, который писал об институте новгородских посадников, максимально избегая обобщений, сосредотачиваясь на конкретных биографиях. Биркин — сторонник иного метода. С его точки зрения, важно выделить именно образ института, его «идеальнотипические функции», и понять не только кем являлся епископ для испанских христиан, но и кем он должен был быть. На помощь автору пришёл «последний рямлянин» эпохи, энциклопедист и эрудит, епископ Исидор Севильский (ок. 560-636), оставивший после себя, помимо прочего богатого интеллектуального наследия, теоретизировал положение клира в рамках существующего общества, немало строк он посвятил и персоне главы общины, коим и сам являлся, помимо идеального образа, показывая, как он может воплощаться в жизни. Начиная с эпохи Леовигильда, по всей видимости, по всей видимости, действительно шло сближение местной церкви и королевской власти, которая пыталась расширить пределы своей легитимности за рамки родового права готов, с одной стороны, а с другой, желала утвердить свою власть перед лицом, прежде всего, Византии, занимавшей в ту эпоху юго-восток полуострова, и перед испано-римлянами, видевшими их прежде всего foederati. В этом и помогала набиравшая силу церковь.

Можно понять и Исидора, и автора сей монографии. Для них очевидно, что община римского civitas постепенно приходит в упадок. Полисное начало в западном сегменте Империи и без того не отличалось большой крепостью, а с утратой цельности культурно-бюрократического начала с каждым десятилетием, с каждым поколением теряло носителей этого мировоззрения. Гражданская обшина исчезала, на её место постепенно приходит община христианская, и с неё и начинается наша история. Люди продолжают объединяться — на новых началах. На стыке трансформации античного общества, королевской власти вестготов и клира как хранителя культуры и находится институт епископства.

Итак, античное общество, конечно, имело представление о жречестве, но с приходом христианства многое изменилось, появилось целое новое сословие — клир. Люди, обладавшие сакральным статусом, правом говорить и совершать действия от имени Бога, несущие на себе благодать целомудрия и, при этом, хранящие в себе не только христианскую, но и греко-латинскую образованность — всё это создавало в глазах паствы особый авторитет. Они выламывались, можно сказать, из общей системы гражданских, секулярных отношений, по мнению Исидора, не учавствуя во властных практиках, неся на себе заботу о душах паствы и служения Богу.

Таков был и епископ. Несущий в себе благодать, целомудренный, образованный («семь свободных искусств»), абстрагированный от скоромного — всё так, vir bonus, «добродетельный человек». Однако жизнь всегда сложнее, епископ был не просто скромным служителем Господа, читающем проповеди, принимающем исповеди и раздающим крещение. Он был главой целой общины, и новые социальные реалии требовали от него vita activa, нельзя было оставаться в стороне и от мирских дел civitas.

В эпоху распада общества было необходимо беречь civitas terrena, сохранять целостность гражданской общины, и епископ, по актуальному призыву Исидора Севильского, должен был воздействовать на формирование поддержки новой власти, поддержки вестготских королей. Епископ отныне вместо городского муниципалитета выступает посредником между властью и общиной. Формально он выступал в качестве духовного главы паствы, и был покровителем бедноты, то есть слоёв населения, не связанных ни властью, ни собственностью, и несколько уравновешивал представителя короля в регионе, то есть comes civitas, мог он и, напротив, обраться за помощью к власти, чтобы создат противовес могущественным светским магнатам.

И, наверное, самое для нас важная характеристика исходит от самой общины populus. В отличие от Остготской Италии, здесь civitas сохранил свою субъектность, но эта субъектность, как утверждает Биркин, приобрела новое наполнение — посредством переформатирования общины из гражданской в религиозную. Как мне кажется, и исследование можно было бы развернуть в этом ракурсе, что реализация светских запросов civitas, отчасти, сформировала епископа как активный субъектный институт общины, и его избрание в качестве главы паствы служило, своего рода, проявлением политической общины. Конечно, жизнь сложнее догм — автор отмечает и многочисленные случаи, когда власть обеспечивала возведение на кафедру своего ставленника, или когда магнаты ломали сопротивление епископа, подкупали его, или подводили под незаконное действо. Однако счиалось ли это нормой? Исидор Севильский, думаю, дал бы отрицательный ответ.

Таким образом, непростые реалии Вестготской Испании сформировали интересную вариацию института епископства — не только в качестве служителя Церкви и проводника её интересов, но и как представителя переформатированной гражданской общины, находящегося на стыке секулярного и сакрального, тем самым воплощая в себе двойную функцию её духовного и светского главы.

В заключении хочу заметить, что реконструированный Михаилом Биркиным эффектный образ — прежде всего видение Исидора Севильского, определённым образом идеологема, наставление, напутствие будущих епископов. Жизнь всегда была сложнее, однако отмеченные благородным севильским пастырем контуры явно опираются на конкретный социальный опыт — опыт пересборки постантичного социума, который требовал новых акторов. Так что,по всей видимости, желаемое испано-римского интеллектуала во многом совпадало с действительным.





170
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение13 декабря 2022 г. 21:26
Проблема, как обычно, шире и глубже;-).
Да, церковники раннесредневековой Европы были своеобразны — англичане назвали слона в шахматах «епископ» не просто так. Но автор что-то зациклился на античном наследии, то же самое творилось там, где Рима не было никогда — Ирландии. Где тоже все рухнуло при нажиме со стороны.
цитата AlisterOrm
античное общество, конечно, имело представление о жречестве
Это очень тонкий момент — второй родиной христианства, все же, стали Египет и Малая Азия, а не помнящие классическую античность города выборных из сенаторских родов жрецов...
цитата AlisterOrm
с приходом христианства многое изменилось, появилось целое новое сословие — клир.
Допустим, но при чем тут это? Ко временам Исидора одних пап сменилось больше шестидесяти. Уже вполне устоявшаяся система. Бюрократическая, без сомнений.
цитата AlisterOrm
Полисное начало в западном сегменте Империи и без того не отличалось большой крепостью, а с утратой цельности культурно-бюрократического начала
Вроде, как раз полис, в котором все делалось за счет первых лиц, был полной противоположностью раздававшей кормления-бенефиции бюрократии налоговиков?
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение14 декабря 2022 г. 00:42
цитата ааа иии
то же самое творилось там, где Рима не было никогда — Ирландии. Где тоже все рухнуло при нажиме со стороны.

Ну, в Ирландии всё же своя специфика. Как и в Британской Гептархии, в Ирландии епископы находились в центре внегородских монашеских конгрегаций. Так что, специфика довольно серьёзная, хотя принадлежность к христианской общине так же служит здесь объединяющим фактором.
цитата ааа иии
Но автор что-то зациклился на античном наследии

Он идёт вслед за Исидором, что ж поделаешь. А Исидор, хочешь не хочешь, чистый латинянин.
цитата ааа иии
Это очень тонкий момент — второй родиной христианства, все же, стали Египет и Малая Азия,

Чтобы христианство пришло в города и в широкие образованные слои, ему пришлось неплохо адаптировать свои догмы под философию, благо неоплатонизм, к примеру, хорошо для этого подходил. Хотя это смешение шло долго, и многие христианские мыслители, типа Татиана, отрицали античную мудрость чуть ли не на корню.
цитата ааа иии
Допустим, но при чем тут это? Ко временам Исидора одних пап сменилось больше шестидесяти. Уже вполне устоявшаяся система. Бюрократическая, без сомнений.

Да Бог бы с ним, с Понтификом. Клир где-нибудь на берегах Гвадалквивира отродясь в глаза этого Папу не видел, а имел дело только с местным епископом, который и был здесь Первосвященником. Коммуникация не такая лихая всё же была.
цитата ааа иии
Вроде, как раз полис, в котором все делалось за счет первых лиц, был полной противоположностью раздававшей кормления-бенефиции бюрократии налоговиков?

Оно да, но только там, где существовали достаточно развитые традиции самоуправления, в той же Испании. С таковыми были проблемы даже в Арморике, где противостояние этим ребятам выразилось не в полисной оппозиции, а в движении багаудов.
 


Ссылка на сообщение14 декабря 2022 г. 06:56
цитата AlisterOrm
Так что, специфика довольно серьёзная
Специфичнее, что эти различия внутри некой общей схемы, к гражданской общине, которую епископ по Биркину якобы должен был представлять перед королем, отношения не имеющей. Епископ сила, власть и доходное место, а не ходатай.
цитата AlisterOrm
Чтобы христианство пришло в города и в широкие образованные слои, ему пришлось неплохо адаптировать свои догмы
Не о том: клир и традиции его бытования в наиболее богатых, в т.ч. культурно, регионах Средиземноморья были обычным делом и до, и синхронно с ранним христианством. Над сирийской Великой богиней не смел прикалываться даже Лукиан, вступавший в серьезные противостояния (если верить ему самому) с культистами.
цитата AlisterOrm
Клир где-нибудь на берегах Гвадалквивира отродясь в глаза этого Папу не видел
Да зачем ему его видеть. Система, о которой говорим, на момент деятельности последнего испанского энциклопедиста была старше сегодняшних США. Вы правильно пишете, что вздохи и прошлом поза, а не отражение реальности. Оная симфония была в византийской части и вряд ли вызывала желание завести те же порядки.
цитата AlisterOrm
С таковыми были проблемы даже в Арморике,
О, крах экономики вилл Галлии и Италии и был тем, что принято называть «концом рабовладельческого строя».
 


Ссылка на сообщение14 декабря 2022 г. 23:56
цитата ааа иии
Епископ сила, власть и доходное место, а не ходатай.

Опять же, для Исидора — ходатай, он, как и его квази-соратник Кассиодор, за гармонию между римлянами и варварами. Одно включает и другое, скорее, просто власть епископа замещала потихоньку администрацию параллельно с институциональным устаканиванием королевской власти. Так что, и ходатаем в том числе.
цитата ааа иии
отношения не имеющей

Отчего же. Просто форма христианской общины изначально была разной, и всего-то. Христианская община в Испании поглощает постепенно гражданскую, епископ замещает функции «скоромной» власти.
цитата ааа иии
Оная симфония была в византийской части и вряд ли вызывала желание завести те же порядки.

Там уже к тому времени определённый консенсус сложился, довольно быстро, басилевсы даже в какой-то момент перехватили инициативу.
цитата ааа иии
Вы правильно пишете, что вздохи и прошлом поза, а не отражение реальности.

Как и все рекомендации Исидора, хотя он старается опираться на текущие условия, ибо других нет.
цитата ааа иии
О, крах экономики вилл Галлии и Италии и был тем, что принято называть «концом рабовладельческого строя».

Только вот он тянулся несколько веков. Тут, как говорится, навалилось всё и сразу на несчастных латифундистов.
 


Ссылка на сообщение16 декабря 2022 г. 06:43
цитата AlisterOrm
Опять же, для Исидора — ходатай,
О, это общее место. Пастыри, слуги народа, заступники... Раб рабов божьих — титул пап. Но для тех, кто затевал упомянутые интриги, епископская кафедра — хлеб с хамоном.
цитата AlisterOrm
просто власть епископа замещала потихоньку администрацию
Вот если этот процесс описан Биркиным — нужно ознакомиться. В такой формулировке просто невероятно.
цитата AlisterOrm
он тянулся несколько веков. Тут, как говорится, навалилось всё и сразу на несчастных латифундистов.
Упадок отличается от конца, см. книгу Дилигентского про Северную Африку. Насчет «сразу» — вандалы бросили Испанию на готов аж в 429 году. 3...4 поколения.
 


Ссылка на сообщение16 декабря 2022 г. 23:49
цитата ааа иии
О, это общее место. Пастыри, слуги народа, заступники... Раб рабов божьих — титул пап. Но для тех, кто затевал упомянутые интриги, епископская кафедра — хлеб с хамоном.

Ну как бы без этого даже обидно участвовать. Жизнь, что поделаешь.
цитата ааа иии
Вот если этот процесс описан Биркиным — нужно ознакомиться. В такой формулировке просто невероятно.

Не, у Биркина, конечно, нет. Для Исидора это просто уже сложившиеся реалии, которые нужно принять, и с которыми нужно жить. Собственно, этому посвящены, если не ошибаюсь, «Сентенции». Процесс — дело куда более сложное.
цитата ааа иии
Упадок отличается от конца, см. книгу Дилигентского про Северную Африку. Насчет «сразу» — вандалы бросили Испанию на готов аж в 429 году. 3...4 поколения.

Вот Дилигентский только в планах. Ну, 3-4 поколения вряд ли, пришли-то в Испанию они в 409, а Рейн массово стали пересекать только несколькими годами ранее.
История их королевства в Карфагене, конечно, повеселее, и отдаёт какой-то специфической придурью.
 


Ссылка на сообщение17 декабря 2022 г. 08:18
цитата AlisterOrm
Исидор Севильский (ок. 560-636
(560-429):30= 4,3666 ... Хорошо, согласен, более пяти поколений готов/римлян в Испании сменилось до Исидора.
цитата AlisterOrm
Собственно, этому посвящены, если не ошибаюсь, «Сентенции»
В июле в Галлеции от молнии зажигаются виллы, сгорают стада овец, разрываются тела, с неба идут смешанные дожди. (с) Идаций, 462 год.
Виллы еще существуют.
 


Ссылка на сообщение17 декабря 2022 г. 23:28
цитата ааа иии
Виллы еще существуют.

Ну так они и в документах IX-X вв. существуют, в Астурии, например.
 


Ссылка на сообщение18 декабря 2022 г. 07:56
Не знал. Но в таких вопросах следует уточнять, не продолжается ли существование форм лишь юридически или как крепко застрявшее в лексиконе слово. У нас до сих пор употребляют при устном описании застройки выражение «частный сектор»...
Вилла и у Пеппи Длинныйчулок была, короче
 


Ссылка на сообщение19 декабря 2022 г. 00:00
цитата ааа иии
Не знал. Но в таких вопросах следует уточнять, не продолжается ли существование форм лишь юридически или как крепко застрявшее в лексиконе слово. У нас до сих пор употребляют при устном описании застройки выражение «частный сектор»...

Спор о villa — это ещё про дискуссии вокруг Салики, деревня или домохозяйство?
Точно насчёт Испании не помню, но трансформация крупного землевладения происходила постепенно, юристы тогда любили больше слово hereditas, а не villas.


⇑ Наверх