Топи 2021


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «darken88» > "Топи" (2021)
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Топи» (2021)

Статья написана 30 ноября 2022 г. 05:34

«Топи» (2021 реж. Владимир Мирзоев, сериал)

Уделив время очередному хтоническому российскому сериалу «Топи», хочется рассказать о своих впечатлениях. На самом деле, тематика неведомых москвичам заброшенных деревень с вымирающими жителями, мистикой и отголосками суеверий стала довольно обыденной и трендовой. Музыка, живопись, кинофильмы – стали все чаще обращаться к тематике другой стороны, «замкадной» неведомой России, потаенной, горестной, неприкаянной. И для жителя мегаполиса антураж покосившихся домишек с вырождающимися жителями становится чем-то жутким (вспомним, хотя бы, моменты из «Охоты на Пиранью»). Совершенно обратный эффект достигается у тех, кто и живет в этой «другой», неглянцевой России. Сердце сжимается, душа болит. Навевается грусть.

И вот, перед нами очередной сериал, который должен показать нам тайну, держать в напряжении весь хронометраж. И, в целом, режиссерская работа, сценарий от маститого писателя Д. Глуховского, подбор актерского состава и операторская работа помогает достигнуть определенного эффекта, но именно атмосферы, до самого конца позволяя думать, что все, что мы видим – лишь антураж, аллегории и очень прямые отсылки к легендам советского артхаусного кинематографа. В первую очередь, это «Город Зеро» К. Шахназарова. Тот же абсурдный мир-замкнутое пространство, огромное число персонажей, незримой нитью связанных с событийностью и нереальностью происходящего.

Что же до смысловой нагрузки фильма. Многие видят в нем религиозный аспект. Предположу, что замысел был именно такой. Искупление греховности, четкое разделение валентности персонажей и самого замкнутого мира деревни Топи, находящейся на севере, в Архангельской области. И именно через иллюзорность и множество событий создатели сериала подсознательно шифруют разгадку смыслов. Мир – как место (Сакральность – монастырь, профанность – недосягаемая Москва, негативность – столь же недоступный Химический комбинат, деревня – как междумирье) Мир – как человек (грешники – в окольцованном месте с правом на искупление, жители деревни – словно неуместные в с собственных жилищах, главные герои – словно специально подобранные к месту) рассматривать ли Топи как Чистилище – безусловно да. Персонажи здесь ходят по кругу, и не являются достаточно плохими для Ада (Химкомбината) и для Рая (проводником в котором является изначально сакрализированный Монастырь). И, разумеется, здесь есть искушение – искушение, подогреваемое изначальным Врагом, которому поддаются все герои фильма. Неслучайно нам показывают в первой серии этого же антагониста, еще слабого в попытке искусить своих будущих приобретений. Но, тем не менее, ведущий их к закономерному концу. Его задача – получить души, причем чтобы они сами, добровольно к нему пришли. Нельзя не отметить, что еще одним ключевым моментом фильма является вода. Начиная с перевоза через реку Стикс местным Хароном, и заканчивая ее постоянное навязчивое употребление в течение всех серий чуть ли не ведрами. Безусловно, здесь аллегория к реке Лета, реке забвения. По прибытии в подземное царство умершие пили из этой реки и получали забвение всего прошедшего; наоборот, те, которые отправлялись обратно на землю, должны были ещё раз напиться воды из подземной реки. Таким образом, можно предположить, что герои изначально умерли, каждый в свое время, но единовременность смерти невинных молодых людей позволило им собраться в определенном хтонической месте – деревне. Которая изначально и нарочито выглядит как декорация. А невинные юные души не выглядят симпатичными, ни один.

Отдельно можно выделить навязчивый саундтрек, который, несомненно, вызывает положительные эмоции у тяготеющей к депрессивности молодежи.





24
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх