ТАЙНА Nowa Fantastyka 182


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «Wladdimir» > ТАЙНА (Nowa Fantastyka 182 (275) 8/2005). Часть 10
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

ТАЙНА (Nowa Fantastyka 182 (275) 8/2005). Часть 10

Статья написана 8 декабря 2022 г. 00:19

(ЧУЖИЕ... — окончание)

”E.T.” Go Home!

Переломом в показе Чужих были фильмы Стивена Спилберга. Оптимистическое видение мира, присутствующее в почти всех произведениях режиссера, отразилось вначале в фильме «Близкие контакты третьей степени» (“Close Encounters of the Third Kind”, 1977), а затем в фильме “Инопланетянин” (“E.T. [The Eхtra-Terrestrial], 1982), предназначенном прежде всего для детской аудитории.

Чужие, представленные в этих фильмах, по-прежнему вызывают беспокойство, но оказываются дружелюбными существами, ищущими контакта и взаимопонимания. Это также фильмы с определенным посланием, однако это послание решительно другое – не то, которое мы находим в классических фильмах 50-х годов. Спилберг – несколько наивным образом – взывает к открытости, поиску ценности в том, что иное.

Интересны также те фильмы, которые отказываются от наипопулярнейшей перспективы показа. Кино – в особенности авторское – экспериментировало с идентификацией зрителя, вынуждая его отождествлять себя с космитами. В какой-то степени это заметно в коммерческом «Инопланетянине», где пришелец из отдаленной галактики является одним из главных героев. Еще более интересное решение приносит фильм «Человек, который упал на Землю» (“The Man who Fell to Earth”, 1976) режиссера Николаса Роуга, в котором мы имеем возможность глянуть на мир глазами космического гостя, пытающегося подражать земным обычаям, в том числе и их темным сторонам. Чужой, правда, имеет в фильме внешность человека, но играет его Дэвид Боуи, поэтому впечатление «иноземности» остается.

«Звездные войны» (“Star Wars”, 1977) режиссера Джорджа Лукаса и последовавшие части цикла знаменовали следующий шаг вперед. Чужие перестали быть… чужими. Ничем не напоминающие людей существа здесь являются равноправными героями, обитателями многоэтнической галактики.

В нашем теле

В поисках новых метафор НФ-кино прибегает к заимствованию достижений других жанров. Если в 50-х годах horror заимствовал кое-что у НФ, чтобы украсить и обновить жанр, то сейчас мы зачастую имеем дело с обратным процессом. Фантастические фильмы – обычно те, в которых затрагиваются проблемы, связанные с публичной жизнью – склоняются в сторону «ужасного кино», сосредоточенного на метафорах весьма индивидуального, прямо-таки экзистенциального характера. Образцом этого вида кино, насыщенного близкими “body horror” смыслами, стал, вне всякого сомнения, «Чужой» (“Alien”, 1979) режиссера Ридли Скотта, в котором агрессивное космическое существо внедряется непосредственно в тело человека.

Однако классическая формула фильма о встрече с иноземной цивилизацией не ушла целиком в забытие. Тот образец, который был разработан в 50-х годах, можно легко адаптировать. Каждая декада имеет своих Чужих, которых мы опасаемся и которых можем «осваивать». Полвека назад это были коммунисты, сейчас мир побаивается террористов, что нашло отражение в кинопроизведениях, в которых классические мотивы встречи с чужой цивилизацией соединяются с формулой катастрофического кино. Все чаще вторжение пришельцев из космоса становится предпосылкой для лишенного «второго дна» зрелища, использующего конвенцию постмодернистского развлечения. Именно таких космитов мы видим в фильме «Марс атакует!» (“Mars Attacks!”, 1996), где режиссер Тим Бëртон осознанно использует пародию.

Его комедия является своего рода путеводителем по фильмам 50-х годов, которые сегодня, когда они лишены первоначального контекста, можно смотреть лишь для того, чтобы развлечь себя конвенцией.

Других Чужих мы увидим в фильме «Война миров» (“War of the Worlds”, 2005) режиссера Стивена Спилберга – показанных «всерьез», хотя в форме широко развернутого зрелища, очередного «самого дорогого фильма» в истории кино.



Тэги: кино


99
просмотры





  Комментарии
нет комментариев


⇑ Наверх