Андор


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «skravec679» > «Андор»
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

«Андор»

Статья написана 7 апреля 2023 г. 09:44

                              Хорошо показано "как", но непонятно "почему"...

"Звездные войны" продолжают натурализовать разные жанры в рамках своей вселенной.

Вестерн был, теперь взялись на шпионскую драму и политический триллер.

Собственно, показано, как медленно и неохотно разгораются первые искры восстания.

Несколько ярких биографий. Вот герой с трудной судьбой. Вот его выбор в пользу борьбы... Вот мститель. Вот скрытый оппозиционер. Вот откровенный бандит, примазавшийся к движению, и предавший в ответственный момент.

Но если смотреть на сюжет сквозь призму (внезапно) советского кино о становлении партии большевиков, или французского кино о становлении структур Сопротивления — возникает простой вопрос

"Нахрена?"

Что выступает побудительным мотивом того каждодневного, глухого недовольства, которое становится питательной средой для повстанцев?

Империя унаследовала громадную экономическую структуру Республики, и мгновенно поменять её в принципе не могла. Но гражданская война, которую раздувал будущий император — остановилась. Просто потому что выбили головку восставших.

Кто выжил — замолчал.

Прошло несколько лет.

Даже в условиях крутой коррупции, отсутствие войны это как эликсир жизни для экономики. Все цветет и пахнет, а производство растет на сотни процентов. Ваши торговые корабли больше не сбивают повстанцы или их не расстреливает очередной бдительный таможенник. Когда император Август завершил гражданские войны, это дало десятки лет экономического процветания Средиземноморья.

Причем изменить стиль управления сразу по всей Галактике не мог даже Палпатин.

Понятно, что всегда будут недовольные. Кое-где свободная Республика так зажимала население, что оно не может терпеть даже тоталитарную Империю, и бунтовать будут, хоть триста раз объявляй свободные выборы.

Но то, что показывают — за исключением тюрьмы, откуда действительно надо было уходить без вариантов — это не тянет на действительно серьезные вещи. Религиозный фестиваль подзажали? Ну да, бывает. Но вообще-то стройки идут, люди работу получают. И локальное недовольство верующих — очень редко переходит в религиозную войну.

Словом, настоящих побудительных мотивов, которые движут "широкие народные массы", в сериале не видно.

Равно как непонятно и то, чего хочет растущее сопротивление. К чему стремятся герои? А ведь образ этот должен быть на устах у всех сопротивленцев, это мечта, ради которой они готовы отдавать свои жизни. Она может очень сильно различаться в деталях, но оставаться неизменно яркой.

Этого тоже нам не показывают (и правильно делают, потому как после победы Люка Скайвокера фигня какая-то в политике началась).

Есть лишь единственный вариант, когда все всё понимают, но помалкивают, чтобы лишний раз не ссориться: возвращение к "старым временам", причем не к республике последних лет, а к чему-то более раннему. Но для этого требуется картина всеобщего кризиса, распада хозяйствования, с которым Республика не смогла совладать много лет, и теперь Империя прямолинейными и ужасными методами пытается навести хоть какой-то порядок.

То есть образ кризиса из первых книг "Основания".

Но не видать такого.

Словом, получается "лабораторно чистая революция", когда в некий человеческий раствор подсаживают нескольких революционеров-радикалов и они начинают творить магию.

.

Причем побудительные мотивы насилия отсутствуют как снизу, так и сверху. Что ярче всего проявляется в образе тюрьмы.

С одной стороны это натуральный концлагерь, где заключенные работают на износ и все равно все должны будут погибнуть.

С другой стороны этот концлагерь оборудован горячей водой и отоплением, он исключительно чистый и хорошо обустроенный. То есть в труд заключенного уже вкладываются достаточно большие деньги, и потратить еще 3-5% на позитивную стимуляцию — вполне возможно. Ставьте им раз в неделю пиво, показывайте вечерами кино и реально отпускайте передовиков производства. Никаких военных тайн они не знают.

Будет относительный покой.

Но нет. Торжествует садистское крохоборство.

А ведь если бунт, если остановка производства двигателей, то это происшествие куда более значимое, чем все выгоды, которые можно получить от воровства пайков заключенных.

Да, будь это военное время, недостаток ресурсов и цейтнот по срокам, в такие заводы-концлагеря вполне верилось бы. Собственно, прототипом завода по сборке двигателей явно был взят немецкий подземный завод по производству ракет "Фау". Но ведь уже не война. Ресурсов на нормальную пайку заключенным наскрести можно.

Словом, эти вопросы постоянно возникают в кадре.

.

Если выключить у себя в голове это ощущение шизофрении, то да — перед нами хорошая вариация классических шпионских фильмов 20-го века.

Динамичные игры с вербовками и зачистками, рациями и сеансами связи, терактами и ограблениями.

На декорациях не экономят. И даже подобия "калашникова" смотрятся тут органично, потому что на экране просто альтернативный двадцатый век, и там должны быть свои "калаши".

Хорошо подобраны типажи и актеры стараются.

Мне больше всего запомнился образ, созданный Скарсгардом: подпольщик-оппозиционер с продуманным прикрытием, который меняет личины и риторику, но еще остается человеком, еще не превратился в калькулятор по расчету комбинаций.

Отличной идеей стал образ "маленького имперца", который пытается сделать карьеру, но его отправляют в отставку, к мамочке. А мамочка отправляет его на новый виток карьеры :)

Можно посмотреть.





82
просмотры





  Комментарии


Ссылка на сообщение7 апреля 2023 г. 12:25
В Сопротивлении одни воры и контрабандисты что-ли...
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение7 апреля 2023 г. 17:07
Нет.
Есть даже некая женщина-сенатор.
Но главный герой — преступник.


⇑ Наверх