Силверберг Железная


Вы здесь: Авторские колонки FantLab > Авторская колонка «kkk72» > Силверберг. Железная звезда
Поиск статьи:
   расширенный поиск »

Силверберг. Железная звезда

Статья написана 15 мая 2010 г. 12:54

http://www.fantlab.ru/images/editions/big/29584" align=right style='margin-left:10px; max-width:600px'>

Если бы американский фантаст Роберт Силверберг жил в СССР, он наверняка бы получил звание Героя Социалистического Труда. Во всяком случае, такого стахановца среди фантастов еще надо поискать. За свою долгую жизнь автор написал больше сотни романов! Пожалуй, среди фантастов только Айзек Азимов может конкурировать с Силвербергом по количеству изданных произведений. Конечно, далеко не все произведения у автора написаны на высоком уровне. Есть среди них и откровенные поделки. Тем не менее, цикл «Маджипур» и роман «Человек в лабиринте» по праву считаются шедеврами мировой фантастики. И если с романами Силверберга отечественный читатель знаком достаточно неплохо, ведь на русском языке издавалось около сорока из них, то в качестве автора рассказов Силверберг на протяжении многих лет оставался для нас своеобразной «терра инкогнита». Впрочем, о чем можно говорить, если до недавнего времени единственным удачным русскоязычным сборником рассказов Силверберга был «На дальних мирах», выпущенный издательством «Мир» еще в 1990 году.

И вот, наконец, издательство «Эксмо» в 2009 году предприняло попытку изменить сложившуюся ситуацию, выпустив сборник рассказов Силверберга «Железная звезда». В результате из сорока с небольшим рассказов добрая треть на русском языке была издана впервые.

«Железная звезда» включает в себя рассказы разных периодов творчества Силверберга и дает возможность читателю проследить изменения писательского стиля, тематики его произведений, проблем, которые волновали автора.

Ранние рассказы Силверберга написаны в духе классической научной фантастики. В центре внимания автора – преодоление человеком неких испытаний для достижения своей цели. Характерен для этого периода творчества рассказ «Слабак», в котором главному герою на планете с удвоенной силой тяжести удается доказать аборигенам, что сила духа не менее важна, чем сила мускулов. Еще одна тема, привлекавшая внимание Силверберга в то время – контакт землян с иными цивилизациями и соперничество разных цивилизаций. Нередко проблему противостояния с инопланетянами автор решает в ироничном ключе, ищет парадоксальные выходы из ситуаций. Например, в «Двойной работе» землянам удается превзойти хитрецов-домеранжи, пытавшихся поставить ученым невыполнимое техническое задание, а в «Нейтральной планете» добиться расположения аборигенов удается, лишь применив весьма нетривиальный способ. Творчество Силверберга этого периода имеет немало сходства с рассказами Шекли или Эрика Рассела.

Постепенно автор уходит от традиционных тем, все больше обращая внимания на внутренний мир своих героев, их эмоции и желания. Так, в «Восходе на Меркурии» контакт с негуманоидным разумом показывает всю противоречивость желаний земных космонавтов. «Теплый человек» рассказывает нам о существе, питающемся человеческими эмоциями, в первую очередь, отрицательными.

Нередко Силверберг оказывается в числе первопроходцев, выдвигающих интересные, необычные фантастические допущения. Например, в рассказе «Элари» автор поднимает тему коллективного разума, столь блистательно развитую потом Урсулой Ле Гуин в рассказе «У меня девять жизней».

В своих лучших произведениях этого периода Силверберг показывает весьма незаурядное мастерство. Особенно запоминается «Озимандия» — потрясающая история о гордыне, одиночестве, тщетности усилий, впечатляющее предостережение тем, кто уверен во всемогуществе человечества.

Не чужда автору и социальная тематика. Особенно характерен в этом плане «Паспорт на Сириус» — история о несуществующей войне, придуманной политиканами для достижения своих целей. С художественной точки зрения рассказ не так хорош, но как социальное предупреждение очень актуален до сих пор.

Порой же автору удается соединить в своих рассказах социальную остроту и блестящую стилистику текста. Очень хорош в этом плане «Контракт», в котором Силверберг поднимает проблему зависимости человека от крупных корпораций. До чего же живо, тонко, остроумно написан этот текст! Не менее хорош и «Увидеть невидимку», хоть и сделан он совсем в другом ключе. Эта жесткая история повествует о том, как общество регламентирует поведение человека, пытаясь любой ценой загнать его в определенные рамки, и о том, как человек, несмотря ни на что, все же не может существовать без общества. Антиутопия обычно требует достаточно большого объема текста, а вот Силверберг сумел сказать очень много всего на десятке страниц. В мудром рассказе «Пересадочная станция» автор поднимает проблему значимости человека для общества и его ответственности перед другими людьми, права распоряжаться чужими судьбами.

С конца 1960-х годов стилистика рассказов Силверберга претерпела заметные изменения. Все чаще в его произведениях проявляются мотивы, которые в начале двадцатого века назвали бы декадентскими. В повестях «Ночные крылья», «На большой дороге», «Плавание в Византий» перед нами предстает картина далекого будущего, несущего на себя отпечаток упадка и гибели цивилизации. Печальные, причудливые, даже вычурные картины умирающей Земли переданы с большим мастерством. При этом героям приходится делать нелегкий выбор, принимать тяжелые решения в почти безнадежной ситуации. Пожалуй, эти произведения заставят читателей вспомнить о творчестве Вэнса или Муркока.

Эксперименты автора со стилем и проблематикой очень разнообразны. Есть среди рассказов сборника и сатирический «Как мы ездили смотреть конец света», и жесткая антиутопия «Дом двух разумов», и киберпанковский «Торговец индульгенциями» и совершенно сюрреалистичные «Слоны Ганнибала». Не все из этих экспериментов можно признать удачными, но, пожалуй, каждый читатель найдет среди этих историй те, которые придутся ему по вкусу.

Впрочем, даже в позднем творчестве Силверберга есть классические фантастические истории, написанные в духе подлинного гуманизма, например, «Костяной дом».

Конечно, рассказать обо всех произведениях сборника, заслуживающих внимания, очень сложно, учитывая их количество и разнообразие. Читателю «Железной звезды» предстоит побывать в прошлом и будущем, на Земле и на самых отдаленных планетах, столкнуться с известными историческими личностями, причудливыми инопланетянами и разумными животными. Среди этих историй есть добрые и жестокие, грустные и веселые. Попадаются в «Железной звезде» и не слишком примечательные произведения. Например, заглавный рассказ сборника – довольно заурядная история о контакте, в которой автор перестарался с обширными астрофизическими пояснениями. Но рассказы невысокого качества в этой подборке – в явном меньшинстве.

Серия «Шедевры фантастики» нередко радует читателей удачными подборками произведений, дающих возможность получить впечатление от творчества того или иного известного автора. Но даже учитывая общий высокий уровень сборников серии, «Железная звезда» — один из лучших томов серии. Остается надеяться, что все же увидит свет и второй том из запланированного двухтомника малой прозы Силверберга, доставив тем самым немало удовольствия поклонникам этого мастера. Ну а пока приходится довольствоваться этим замечательным сборником.





640
просмотры





  Комментарии
Страницы: 12


Ссылка на сообщение15 мая 2010 г. 13:34
Спасибо! Как раз сейчас читаю этот сборник рассказов, совмещая с некоторыми другими книгами. Впечатления от «Железная звезды» пока очень хорошие.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 мая 2010 г. 13:57
Да, сборник очень удачный!


Ссылка на сообщение15 мая 2010 г. 13:42
А для меня наоборот, Роберт Силверберг всегда был хорошим «рассказчиком». В восьмедесятые-девяностые отдельных томов рассказов РС не видел, но по отдельности они очень часто встречались в самых разных сборниках (вспомнилось изданное двадцать лет назад четырнадцатитомное собрание американской фантастики, там в одиннадцатом томе сразу десяток рассказов Силверберга) и журналах (ну, во всяком случае, в «Юном технике»))). В любом случае огромное спасибо за рецензию на хорошую книгу.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 мая 2010 г. 13:58
Я тоже сперва столкнулся с рассказами Сидлверберга, издававшимися в журналах. До романов добрался уже позже.


Ссылка на сообщение15 мая 2010 г. 14:02
Читал пару рассказов из сборника, они произвели большое впечатления на меня. Надо будет почитать еще)
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 мая 2010 г. 14:20
рекомендую!


Ссылка на сообщение15 мая 2010 г. 14:03
Хотел было написать простой комментарий о халтурке в творчестве Силверберга, но потом понял, что нужно выступить развернуто. Для понимания места отдельных произведений во всем корпусе его творчества периодизация имеет первостепенное значение.
У Силверберга халтурка относится только к раннему периоду (50е годы). Тогда он гнал вал рассказов и небольших романов для процветавших в то время НФ журналов. Тогда это позволяло неплохо зарабатывать. Эта эпоха закончилась с концом 50х. К тому времени Силверберг успел освоить новую для себя нишу (научпоп), а из фантастики практически исчез.
Прорыв случился в 1963м с выходом рассказа «Увидеть невидимку», изрядно отдающего латиноамериканским магическим реализмом. После него на литературной сцене постепенно появился совершенно новый Силверберг, автор новой волны. С 1967 года пошли романы, созданные в этом ключе, но он также не забывал и о малой форме. Большая часть рассказов в сборнике относится именно к этому периоду. К нему же относится большое количество номинаций на премии. Доходило до того, что в шортлисте Хьюго оказывались два его романа, и приходилось снимать один из них, чтобы увеличить шансы другого.
К середине 70х Силверберг устал от писательской деятельности и вновь исчез с литературного небосклона на несколько лет. А появился на рубеже 79го и 80го с журнальной публикацией Замка Лорда Валентина, вызвавшего подлинный фурор. Я до сих пор помню этот незабываемый привкус НФ в казалось бы традиционной фэнтези. (Читал в 1983; на тот момент ничего подобного не встречал, потому так сильно вставило!) 80е и 90е прошли под знаком Маджипура, хотя и другие прризведения этого периода очень хороши, прежде всего повесть «Плавание в Византий» (читал в 1989, тоже вставило неслабо!) и ряд НФ романов, часть из которых переводилась на русский. У меня вызывает большой интерес цикл альтернативно-исторических повестей Roma Eterna, о римской империи, сохранившейся на протяжении многих веков и сформировавшей всю европейскую цивилизацию (одна повесть выходила на русском в антологии Далекие горизонты от АСТ. К сожалению, за последние лет 5-6 дедушка Силверберг все больше болеет и новых книг не публикует. Увидим ли мы еще раз нового, прежде невиданного Силверберга? Очень хотелось бы на это надеяться...

Еще одно замечание. Русских переводов Силверберга вышло немало. Но если рассказы делали многие выдающиеся переводчики (Баканов, Корженевский), романам повезло меньше. Изданы они бессистемно, а переводы их, как правило, весьма посредственные. Несмотря на то, что на английском я собрал почти все, что хотел, моей большой мечтой является если не собрание, то хотя бы систематизированное издание его произведений «золотого периода» 60-70х годов. В последние годы Голливуд обещает экранизировать Книгу черепов. Этот фильм мог бы послужить неплохим поводом для качественного издания Силверберга на русском.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 мая 2010 г. 14:21

цитата cat_ruadh

У Силверберга халтурка относится только к раннему периоду (50е годы). Тогда он гнал вал рассказов и небольших романов для процветавших в то время НФ журналов. Тогда это позволяло неплохо зарабатывать.

Из ранних романов большинство, как я понимаю, очень слабые, а вто рассказы попадаются весьма неплохие
 


Ссылка на сообщение15 мая 2010 г. 19:18
Да, рассказы этого периода бывают неплохие -- но только в рамках кэмпбелловской фантастики идей. Глубокого психологизма от них ждать бессмысленно.
А вот дальше, в 60е, Силверберг развернулся в полный рост. Это наступила творческая зрелость. Дело в том, что начал он в весьма юном возрасте, от которого глубины ждать не стоит. К счастью, с возрастом он изрядно поумнел, особенно в творческом плане.
 


Ссылка на сообщение15 мая 2010 г. 19:33
Да и среди поздних его произведений есть не слишком удачные. Но в целом, очень интересный автор
 


Ссылка на сообщение15 мая 2010 г. 19:55
Действительно классный -- и стилистически, и идейно. Конечно, настолько завысив планку, он не всегда мог ей соответствовать. Но в целом, уровень очень высокий.
В этом сборнике есть еще удивительно хорошая вещь, рассказ из начала 80х «The Pope of the Chimps» в переводе Корженевского. В сборнике перевод называется «Папа и шимпанзе», хотя такое название ни о чем не говорит. В старой публикации этот же перевод назывался «Пастырь», а такое название куда более уместно для этой вещи! По-моему, это эталонная soft НФ, т.е. социально-психологическая фантастика.
 


Ссылка на сообщение15 мая 2010 г. 23:53
Хороший рассказ, но в число моих любимых он не входит


Ссылка на сообщение15 мая 2010 г. 14:49
Спасибо за отличную рецензию. :beer:

Уже давно посматривал на него в книжном магазине, а теперь точно приобрету и прочитаю.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 мая 2010 г. 14:58
В данном случае рекомендую с чистой совестью. Представленные в сборнике рассказы настолько разнообразны, что большинство читателей найдет себе нечто по вкусу.


Ссылка на сообщение15 мая 2010 г. 16:21
Уже давно купил и прочитал эту книгу. В принципе все, что издавалось раньше на русском — читал до того как. Все равно, удовольствие от прочтения — огромное. Спасибо за отзыв, который напомнил о столь удачном сборнике и заставил улыбнуться.


Ссылка на сообщение15 мая 2010 г. 18:42
Рассказы Силверберга полюбила с первого прочтения. Заношу в книгу в список будущих покупок.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 мая 2010 г. 19:45
Да, эту книгу стоит купить.


Ссылка на сообщение15 мая 2010 г. 23:31
Хорошая рецензия, давно руки чешутся купить. А рассказ «Контракт» просто обожаю еще и потому, что есть такой советский мультик. Долго думала откуда такая идея взялась, пока не накопала в сети, что мультфильм по рассказу Сильвенберга.
Удивительно, но кроме рассказов(ито только те что на lib.ru давно нашла) я у него ничего не читала, надо с ним основательно ознакомиться.
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение15 мая 2010 г. 23:56
Попробуйте «Человек в лабиринте» — мой любимый роман Силверберга
 


Ссылка на сообщение16 мая 2010 г. 00:36
Человек в лабиринте -- хороший роман, и перевод Миши Коркина вполне адекватен. Однако, имхо, у Силверберга есть вещи и получше.
У меня любимые -- Стеклянная башня, Время перемен, Умирая изнутри, Крылья ночи (роман, в котором одноименная повесть составляет примерно половину). Не знаю, какого качества их русские переводы.
В эксмошной серии «Мастера фантастики» вышло много хороших романов мэтра. Я брал одну книжку перечитать в переводе пару романов и прочесть один, прежде не встречавшийся. Переводы -- разного качества. Им бы толкового редактора... Но в целом, наличие этих переводов в активе у Эксмо позволяет надеяться на издание в ШФ нескольких томов его лучших романов.


Ссылка на сообщение16 мая 2010 г. 19:11
Согласен с автором рецензии.
Этот сборник Силверберга обязателен к прочтению для всех любителей качественной фантастики. Тем более, что маэстро лично преложил руку к отбору рассказов, вошедших в него (проходила такая информация). Уровень Шекли-Саймака.
Однозначные шедевры «Пересадочная станция», «Крылья ночи», «Костяной дом».
свернуть ветку
 


Ссылка на сообщение16 мая 2010 г. 23:04

цитата LeMax

Тем более, что маэстро лично преложил руку к отбору рассказов, вошедших в него (проходила такая информация).
Это написано в аннотации, но, вроде бы, информация ошибочна
 


Ссылка на сообщение16 мая 2010 г. 23:34

цитата kkk72

информация ошибочна
жаль...
Тем не менее отобраны были очень достойные рассказы. Всего 2-3 на среднем уровне, остальные — значительно выше.
 


Ссылка на сообщение17 мая 2010 г. 05:43
На мой взгляд, число средних рассказов побольше, но, в целом, сборник очень интересный и раскрывает творчество автора с разных сторон. Силверберг у нас вообще немного недооценен. Популярен только Маджипурский цикл. А заслуживает автор большего к себе внимания
 


Ссылка на сообщение17 мая 2010 г. 11:02
Он не просто немного, он серьезно недооценен. А так -- целиком и полностью согласен! :beer:


Ссылка на сообщение18 мая 2010 г. 11:26
Читал у Силверберга только роман «Человек в лабиринте». Соглашусь с автором рецензии это произведение заслуживает особого внимания, я сразу его выделил как одно из любимых во всей фантастической литературе.
Рассказы же Силверберга остаются для меня пока белым пятном. Спасибо за рецензию! В скором времени обязательно приобрету этот сборник!
Страницы: 12

⇑ Наверх